(Текст предоставил: Михаил Волков) |
Волков Михаил |
Из цикла "Сказки для самых"
Михаил Волков Жил-был царь. Был он монарх, каких поискать, но, на беду, страдал раздвоением личности. Большую часть времени он понимал, что он царь, ходил и сидел по-царски и занимался государственными делами или охотился. Но порой болезнь обострялась, и ему представлялось, что он не царь, а царский конюх. Тогда он бежал на конюшню, чистил там лошадей, задавал им корм, убирал навоз и больше всего боялся, что его отругают или даже выгонят за нерадивость. В принципе, никакого вреда от этого никому не было, разве что настоящим конюхам становилось нехорошо при виде Его Величества за таким занятием, и они разбегались кто куда. Хуже было другое. Конюх, представлявший собой плод воображения царя, тоже страдал раздвоением своей и без того сомнительной личности. Порой ему казалось, что он – Чрезвычайный и Полномочный Посол королевства Бандурия. То, что такого королевства в реальности не существовало, ничуть его не беспокоило. Он-то точно знал, что оно есть, и помнил в подробностях его густые леса, горную цепь со спящим вулканом, ласковое море, омывающее южное побережье, полноводные реки, сытые деревни и богатые города, соединенные торговыми путями, и среди них - величественную столицу, в центре которой сверкает изумрудами и рубинами королевский дворец под золотой крышей, и самого короля - мудрого, справедливого, обожаемого своими поданными правителя, страдающего, к величайшему сожалению, раздвоением личности. Поэтому наш царь, находясь в образе конюха, не всегда способен был удержаться сколько-нибудь продолжительное время в основной ипостаси данного образа. Часто, не успев даже добежать до конюшни, он внезапно переключался на конюхово alter ego, то есть, на посла, тут же забывал о неубранном навозе и некормленных лошадях и спешил вручить царю - настоящему, естественно - верительные грамоты короля Бандурии. Грамоты эти, по понятной причине, он нигде не мог найти и приходил в ужас при мысли о предстоящем дипломатическом позоре. Он плохо представлял себе, как, глядя своему королю в глаза, сообщит ему, что он, Чрезвычайный и Полномочный, потерял где-то верительные грамоты. Дескать, простите, ваше Величество, я больше так не буду, дайте мне новые. Тем более, что король Бандурии может в этот момент находиться под влиянием своей альтернативной личности – людоеда с острова Даймацу (такого острова не существует, но королю на это наплевать), – и тогда бедному дипломату особенно не поздоровится. Когда посол Бандурии сидел тихо и не всплывал из глубин царской психики, царю жилось гораздо легче, так как все его проблемы ограничивались конюшней. Но изредка царские заботы просачивались извне в его конюхово сознание, и тогда царь тайком пробирался в свои покои, чтобы заняться государственными делами. По дороге он, чувствуя себя конюхом, боялся всех и вся, начиная с младшего лакея и кончая настоящим царем. При этом ему представлялось, что царь куда-то уехал и отлынивает от работы, что, строго говоря, было чистейшей правдой. Дела же государственные не терпели отлагательства, и у конюха не было другого выхода, кроме как, по возможности, заменить царя, что он и делал, проявляя при этом немалое мужество. Государственные дела всегда лежали во втором ящике ночного столика, и найти их мог даже конюх, особенно такой, который до этого бывал царем. Он доставал их, занимался ими примерно четверть часа, поминутно озираясь, затем совал обратно в ящик и с облегчением убегал к себе на конюшню. Царица давно привыкла к болезни мужа и даже использовала ее в свое удовольствие, приходя на конюшню и придираясь к качеству царской работы, когда он чистил ее белую кобылу. Она цеплялась к малейшему пятнышку и становилась совершенно невыносимой, особенно когда ей мерещилось, что она и есть та самая кобыла. Справедливости ради следует сказать, что большую часть времени царь пребывал в нормальном состоянии, когда конюх, запрятанный в недрах его подсознания, и посол, запрятанный в недрах подсознания конюха, не подавали признаков жизни. В такие минуты царь в полной мере мог вкушать радость жизни и вкушал бы, не будь та радость омрачена известиями о подвигах знаменитого разбойника, героя былин и саг, известного под именем Пятипалый Гу. Согласно легендам, он грабил богатых и всю добычу отдавал себе. А бедных просто убивал. Свое прозвище, по слухам, он получил за то, что на левой руке у него было пять пальцев – результат стычки в Лысом ущелье, где две роты дворцовой гвардии при моральной поддержке вооруженного отряда местных жителей пытались его поймать, но так и не поймали. Злые, впрочем, языки утверждали, что он так и родился с пятью пальцами на руке, и стычка тут ни при чем. Говорили также, что Гу страдал раздвоением личности, причем его второе "я" был он сам десять минут назад. То что творилось в его голове, когда второе "я" пробуждалось, не поддается описанию. Возможно, поэтому он и вел себя так невежливо по отношению к другим. Царь строил разнообразные планы поимки Пятипалого Гу и собирался публично его повесить, но тот пока что не спешил ловиться и позорно уклонялся от петли. В свободное время государь любил охотиться в Монастырском лесу, где водились гигантские суслики. В глубине леса стоял древний монастырь, настоятель которого с возрастом выжил из ума и примерно пару дней в неделю считал себя Богом. В этом качестве он иногда гневался и насылал град, от которого страдали окрестные поля. Сопровождаемый охраной, царь ехал на своем любимом коне, зачастую оседланном им же самим, чего он в данный момент не подозревал. Иногда Его Величество гикал и со свистом уносился в направлении горизонта, а одураченные охранники тщетно пытались его догнать. Конь у царя был вороной, подарок короля Бандурии, красоты и резвости необычайной. Он имел только один недостаток: временами ему казалось, что он кенгуру.