(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили) |
Чрелашвили Гиви |
На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай:
Благостны осенние отблески вечерние
В северной губернии, на реке форелевой.
Игорь Северянин
Гиви Чрелашвили Над зеркальным озером В полветра дует осенью, Танцевал у сосен юг, И небосвод огрёзило, И грядущей озимью Мне сердце заморозило На зеркальном озере Сереброкрылой осенью. На том зеркальном озере Утки камышовые Плащи теней набросили Нá спины лиловые, В реке, сюда втекающей, Голубые отблески, Здесь ивы в дымке тающей Точно бродят в поиске, И тень дрожит под лодкою, Онемев от ужаса, И все форели кроткие Полусонно кружатся. 31 июля 2012 г. (1) Стихотворение написано с применением эпентез и синкоп. Эпентезой называется один лишний вставной слог в стопу, а синкопой – наоборот, один удаленный слог из стопы. В первой строфе нечетные строки написаны хореем, кроме последней дактилической стопы. Четные строки написаны ямбом, но в конце каждой такой строки стоит одна стопа амфибрахия и одна стопа каталектического (усеченного) амфибрахия, урезанная на два слога с конца стопы (в такой стопе остается лишь один безударный слог). По метрическим законам, впрямую стопы хорея и ямба комбинировать нельзя, ибо это стопы разной размерной направленности (хорей имеет нисходящую направленность – от сильной доли к слабой – а ямб, наоборот, имеет восходящую направленность – от слабой доли к сильной). Однако, если к размеру первой строки добавить в самое начало один вставной безударный слог, то все стопы хорея обратятся в ямб, а последняя дактилическая стопа первой строки обратится в стопу амфибрахия и в стопу каталектического амфибрахия. Так ямбический размер второй строки получается из трохеического (хореического) размера первой строки. Третья же строка получается из второй обратным приемом, именуемым синкопой. У второй строки убирается (синкопируется) самый первый безударный слог в первой стопе ямба. Все стопы ямба обращаются в хорей, а последние две стопы амфибрахия, акаталектического (полного) и каталектического (усеченного) обращаются в стопу дактиля. Таким образом, происходит чередование строк хореического и ямбического размеров в первой строфе. Этот прием первым применил древнегреческий поэт Гиппонакт, живший в VI в. до н.э., который создал принципиально новый вид строфы, именуемый Гиппонактовой строфой. В ней первая и третья строки должны быть написаны хореем, а вторая и четвертая – ямбом. Однако во второй строфе данного стихотворения всё происходит с точностью до обратного. В ней уже нечетные строки написаны ямбом, а четные – хореем. Поэтому при переходе от первой строки ко второй первым используется прием синкопы, а не эпентезы, как это было в первой строфе. Во второй строфе уже происходит чередование не строк хорея и ямба, а строк ямба и хорея.