Текст выверен автором - Гиви Чрелашвили
(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили)
Чрелашвили Гиви

На зеркальном озере (1)

На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке, сизым вечером, уток не расстреливай:

Благостны осенние отблески вечерние

В северной губернии, на реке форелевой.

 

Игорь Северянин

                  Гиви Чрелашвили

Над зеркальным озером
В полветра дует осенью,
Танцевал у сосен юг,
И небосвод огрёзило,
И грядущей озимью
Мне сердце заморозило
На зеркальном озере
Сереброкрылой осенью.

На том зеркальном озере
Утки камышовые
Плащи теней набросили
Нá спины лиловые,
В реке, сюда втекающей,
Голубые отблески,
Здесь ивы в дымке тающей
Точно бродят в поиске,
И тень дрожит под лодкою,
Онемев от ужаса,
И все форели кроткие
Полусонно кружатся.


31 июля 2012 г.


(1) Стихотворение написано с применением эпентез и синкоп.
Эпентезой называется один лишний вставной слог в стопу, а синкопой – 
наоборот, один удаленный слог из стопы. 
В первой строфе нечетные строки написаны хореем, кроме последней 
дактилической стопы. Четные строки написаны ямбом, но в конце каждой 
такой строки стоит одна стопа амфибрахия  и одна стопа каталектического 
(усеченного) амфибрахия, урезанная на два слога с конца стопы 
(в такой стопе остается лишь один безударный слог). 
По метрическим законам, впрямую стопы хорея и ямба комбинировать нельзя, 
ибо это стопы разной размерной направленности (хорей имеет нисходящую 
направленность – от сильной доли к слабой – а ямб, наоборот, имеет 
восходящую направленность – от слабой доли к сильной). 
Однако, если к размеру первой строки добавить в самое начало один 
вставной безударный слог, то все стопы хорея обратятся в ямб, 
а последняя дактилическая стопа первой строки обратится в стопу 
амфибрахия и в стопу каталектического амфибрахия. Так ямбический размер 
второй строки получается из трохеического (хореического) размера первой
строки. Третья же строка получается из второй обратным приемом, именуемым
синкопой. У второй строки убирается (синкопируется) самый первый 
безударный слог в первой стопе ямба. Все стопы ямба обращаются в хорей, 
а последние две стопы амфибрахия, акаталектического (полного) и 
каталектического (усеченного) обращаются в стопу дактиля. Таким образом, 
происходит чередование строк хореического и ямбического размеров 
в первой строфе.   
Этот прием первым применил древнегреческий поэт Гиппонакт, живший 
в VI в. до н.э., который создал принципиально новый вид строфы, именуемый 
Гиппонактовой строфой. В ней первая и третья строки должны быть написаны 
хореем, а вторая и четвертая – ямбом.  
Однако во второй строфе данного стихотворения всё происходит с точностью 
до обратного. В ней уже нечетные строки написаны ямбом, а четные – хореем. 
Поэтому при переходе от первой строки ко второй первым используется прием
синкопы, а не эпентезы, как это было в первой строфе. Во второй строфе уже 
происходит чередование не строк хорея и ямба, а строк ямба и хорея.

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта