(Текст предоставил: Юрий Риссенберг) |
Риссенберг Юрий |
Одноактная опера (либретто) Действующие лица и исполнители: Биндюжник: молодой человек, приятный во всех отношениях. - Бас-баритон Дама, приятная во всех отношениях: просто дама, пишущая стихи. - Контральто Кобыла Маня: тягловая сила женского пола. Меццо-сопрано Звучит увертюра. В музыкальной канве переплетаются темы Биндюжника, Дамы и Кобылы Мани. Картина первая Лейтмотив Дамы Будуар Дамы, приятной во всех отношениях: альков под балдахином сиреневого цвета. Рюшечки, подушечки, оборочки, скатёрочки, слоники, кошечки и фотографии бывших мужей в траурных лентах. Состояние алькова свидетельствует о только что отшумевших бурных страстях: подушечки, оборочки, скатёрочки, слоники, кошечки разбросаны по всей комнате. Бывшие мужья скорбно взирают со стен. Молодой человек курит папироску и пытается попасть ногами в брючины своих штанов. Дама в пеньюаре пудрит носик перед зеркалом трюмо. Наконец молодой человек заканчивает свой туалет и поворачивается к Даме. Звучит Первая песня Биндюжника На вас, мадам, гляжу я с интересом, Волнение моё вам не понять. Вот вы, мадам, с шикарным политесом, А я – простой биндюжник, вашу мать! Мой папа был далёк от академий И писем маме не писал из зон, А дедушка по имени "Еремий" Был в Гомеле первейший фармазон. Я слышал: вы талантливый писатель, За вами бродят толпы мужиков, И гнусно домогается читатель Новинок вашей прозы и стихов. Ещё слыхал, что любите военных: Мундиры, эполеты, ордена... Я не из них, скажу вам откровенно, И к строевой не годен ни хрена! Вы – "ресторан", мадам. А я – "харчевня". У вас – поэзия, а я - зеваю всласть. Мы разные, как город и деревня, И карты у меня всегда не в масть. К тому же, по ночам храплю безбожно, А утром доктор мой – стакан вина! Так что влюбились вы, мадам, неосторожно, Не в принца, а в простого мужлана. Какая, к чёрту, mon amie, измена? И не кричите, словно здесь пожар, Пойду-ка я, задам лошадке сена, Покедова, мадам! Au revoir! Дама слушает с большим интересом, затем поворачивается к молодому человеку. Звучит Первая песня Дамы Ах Жоржик, вы такой плебей! Сбежать от дамы?! Вы искуситель и злодей, Виновник драмы. Я так поверила всему, Я, поэтесса! Любовь сгубили вы мою Вплоть до эксцесса. Была милей вам во сто крат Кобыла в стойле, И вы – совсем не демократ, Хоть пьёте пойло! Ещё от вас, pardon mon chere, Разит навозом. Как с вами спать, мой кавалер, Лишь под наркозом? А я ведь дама – самый сок: Корнеты сохнут! Какой от вас, извозчик, толк? Лишь мухи дохнут! Ко мне идут, лишь захотеть, Мужчины – пачкой! А вам, мой друг – швею иметь, А лучше – прачку! И кем бы ни был ваш отец, Идите в баню! Или сведите под венец Свою кобылу Маню! Занавес. Картина вторая Звучит вступление. Лейтмотив биндюжника. Прихожая Дамы, приятной во всех отношениях: столик с телефоном, вешалка с одинокой шубой, оленьи рога на стене, женские сапоги и множество мужских комнатных туфель самого разного размера. Звенит звонок входной двери: Дама, приятная во всех отношениях бежит открыть двери и с разочарованием отступает в глубь прихожей. Входит молодой человек, приятный во всех отношениях. На нём фрачная пара и бабочка, на ногах – грязные кирзовые сапоги. Он делает шаг в направлении Дамы, но та вдруг бьёт его по щеке и, зарыдав, закрывает лицо руками. Звучит Вторая песня биндюжника Мадам, мадам, зачем же так, Вожжой по морде?! Я ж не какай-нибудь босяк, Одет по моде! Сегодня вылил на себя Лосьон от пота, И съел котлет на три рубля, И два компота. Пришёл, готовый ко всему, А вы – ругаться! Чегой-то я вас не пойму, Зачем же драться? Без вас – я лошадь без подков, Без вас - не спится. Мы ж с вами пара голубков! Хочу на вас жениться! Мадам растерянно озирается, потом недоуменно глядит на опустившегося перед ней на колени Жоржа. Постепенно до неё доходит смысл сказанного им и она ему отвечает так: Вторая песня Дамы Ну что вы, Жорж, встаёте на колени? Помять вы можете торжественный прикид. Повесьте брюки на рога оленьи, Коль общество моё вам не претит. Ах, что я слышу? Это предложенье? Меня застали, право, вы врасплох. И в голове моей сейчас столпотворенье И в сердце у меня переполох! А впрочем, нет, давайте по порядку Чтоб не было у нас запретных тем. Да не садитесь на мою тетрадку, Сегодня вы рассеянный совсем! Она прибирает разбросанные тетради со своими стихами и предлагает гостю сесть. Жорж, во фрачном пиджаке и в семейных трусах до колен, плюхается с открытым ртом в кресло и застывает в нём. Так вот, дружок, знакомая картина Рисуется в мечтательном уме: Конечно, вы характерный мужчина И были б счастливы, пристроившись ко мне. Однако, я неважная хозяйка, Не создана для кухонь и борщей, А вам, скажу по правде, "наливайка" Милей семейной жизни и детей. Вы – пролетарий, Жорж, а я – богема, Встаёте в пять, а я люблю поспать, Биндюжник вы до пятого колена, А я почти художник, так сказать! Люблю я вечерами у камина Глядеть как извивается огонь, А вы, хоть и с потенцией мужчина, Но всё же просто работящий конь! Меня волнует первозданность прозы, Меня манит загадочность стиха, А вас волнует только секс да позы, Да сплетен наносная шелуха. Вот посмотрите – книгу я читаю! Она открыта на странице "шесть", А вы и вывеску, давно подозреваю, Не каждую осилите прочесть! Так что не быть, наверное, нам в паре, Нам Гименей не выкует оков, Прощайте, Жорж, до встречи на Бульваре, Да не забудьте брюки снять с рогов! Совсем убитый этими словами Жорж вскакивает с кресла и с проклятиями выбегает вон, зажав в руке фрачные брюки. Занавес. Картина третья Звучит вступление, лейтмотив Кобылы, построенный на вариациях русской народной песни "Ямщик, не гони лошадей" Конюшня: стойла, пойла, кони, кобылы, сено В отдельном трёхкомнатном стойле проживает гражданка лошадь по имени Мяня. Она – культурная, начитанная девушка с тонкой душой и неотразимым взглядом огромных, ласковых глаз. Меланхолично жуя клок сена, она напевает: Песня кобылы Мани Тук-тук, перестук, стройные копыта, Подхвачу губами я сено из корыта. Знаю, милый щас придёт, принесёт моркови, Хлеба с сахаром найдёт для своей Любови. Я, по правде, – не Любовь, я, по правде, – Маня, Всё равно любовь меня на природу тянет. Сердцем чувствую тебя, моего красавца, Молодого короля, моего упрямца! Ты меня из рук кормил, чистил и лелеял, От меня не отходил первую неделю. А потом с тобою мы ездили на дачу... Нет, я больше не могу, точно – щас заплачу! По мохнатой морде Мани катятся слёзы. В это время скрипит отворяемая дверь и в конюшню вваливается в стельку пьяный Жорж, держа в руках фрачные брюки. Спина Жоржа перепачкана мелом, на сапогах – куски уличной грязи. Обведя мутными глазами конюшню, Жорж нетвёрдой походкой направляется к стойлу Мани и по пути начинает петь Третья песня биндюжника Я так и знал... Она мне не простила... У ног её валялся я в пыли... Она сказала мне: "я вас уже забыла, стоит меж нами пегая кобыла, ну а теперь, биндюжник, отвали"! Я клялся ей своим кнутом и мамой, Из жизни я примеры приводил, Потом ушёл, и водкой окаянной Свой утренний портвейн усугубил. Но только "белая" была уже несвежей, В грязи я извозился, как свинья, Теперь я возвращаюсь к жизни прежней, И две поллитры – норма для меня! Тут в сене где-то спрятана бутылка. Ну, не гляди так на меня, кобылка, Сегодня мной мадам пренебрегла! Жорж ползает под брюхом у кобылы, разыскивая в сене спрятанную заначку. Найдя бутылку, он пытается её открыть, а, когда это у него не получается, укладывается на бочок и засыпает. Финал Звучат темы из увертюры Кобыла Маня смотрит на спящего Биндюжника печальными глазами и поёт Колыбельная для Жоржа Спи, мой маленький дружок, спи спокойно... Завтра сходим на лужок, там – привольно! Будут ласточки летать над землёю, Снова будет хорошо нам с тобою... Не грусти, она тебя не достойна, Спи мой милый, мой родной, Спи спокойно! Занавес.