(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили) |
Чрелашвили Гиви |
Гиви Чрелашвили Я – повелитель запахов, прозрачный, бестелесный, Парю свободно в воздухе над царствием Кеми, (1) И надо мной не властвует никто: ни свод небесный, Ни сила притяжения могучая земли. Ни Шу, (2) ни Ра, (3) ни Геб, (4) ни Нут (5) Власть надо мной не обретут, А я могу, напротив, Господствовать над плотью. Коль пожелал бы, мне была покорна б эннеада, (6) Но я не царствовать рожден и власти мне не надо. Я – дух незримый, вечно юн, Бог запахов Дедун. Когда Осирис (7) предложил мне породниться духом, Я был не против, и тогда он стал мне лучшим другом, Я с одиночеством в ладах, но мне вполне приятно, Что ипостасью для него бывал я многократно, (8) Мы мирно жили много лун, Осирис и Дедун. Когда же Сет (9) расправился с Осирисом жестоко, (10) Кто спас тогда царя Кеми, (11) и с помощью кого Низложен был Сутéх, (12) и кто, взяв вырванное око, Им оживил погибшее Усира (13) естество? (14) Все это знают, это – Гор, (15) сын матери великой, (16) Зачатый от умершего Осириса уже, (17) Но истина куда сложней и предстает двуликой, Подобно воплощению желанья в мираже. Желанье истинно, его хранить наш ум способен, Мираж – воображенья плод, но он правдоподобен. Гигантский камень если кто себе представить может, Который в море погружен, лежит на глубине: Верхушка глыбы над водой на истину похожа, Но правда в целом не видна, она – сознанья вне. Гор – то, что зримо, а валун – По сути, я, Дедун. Гор никогда не смог бы Сета победить в сраженье, Сет – злой коварный сильный бог, и в том – залог успеха, А Гор – мальчишка перед ним, способный в исступленье Сразить кого-то послабей, но только не Сутеха. Сет битву уступил, хотя мог победить шутя, Такой поступок совершить его заставил я, Он был низвержен, побежден и власть отдал другим, Но интересно, что при том остался Сет живым. Я это знал, ведь я – ведун, Бог запахов Дедун. Предав Сутеха постоянному зловонию, Я тем его обрек на дисгармонию, От запаха отвратного не мог Он даже на мгновение избавиться, И как со мной при этом можно справиться? Я бестелесен и, к тому же, бог. Сет был хитер на редкость и умен, В гиппопотама (18) обратился он, Известно, что зловонной дух болота, Привычен, даже мил для бегемота, Ведь тот – в фекалиях плавун, Но всех мудрей Дедун! Крокодилами каждый пах водоем, в который бросался Сет, А на суше львов могучий запах в ноздри бил ему, И витал над ним дыма едкого дух, предвестник грозящих бед, А такое выдержать, в принципе, нельзя никому. И вокликнул обессиленный Сет: "Что тебе такого нужно, Дедун? Что мне сделать, чтобы ты свои прóклятые запахи убрал?" И ответил я тогда так ему: "Ты вертляв и изворотлив, как вьюн, Но со мною, Сутех, не хитри, я еще и не таких побеждал!" Так заставил я его уступить власть верховную над царством Кеми, Дух Осириса явился потом, чтобы молвить мне: "Господство прими Над богами, ты его заслужил!" Я ответил, что без власти прожил Слишком долго, мне она ни к чему И поэтому ее не приму, И отправился за ветром вослед В край, в котором пробуждается свет, Там слушал звуки струйных струн Бог запахов Дедун. 8 августа 2010 г. (1) Кеми (Chkmi – черная земля) – древнее название Египта. (2) Шу – в древнеегипетской мифологии бог воздуха. Отец бога Геба и богини Нут, муж богини влаги Тефнут. (3) Ра – в древнеегипетской мифологии бог дневного солнца, считался также сыном богини Нут и бога Геба. (4) Геб – в древнеегипетской мифологии бог земли, сын бога Шу и богини Тефнут, брат и муж богини Нут, отец Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Считался также отцом бога дневнего солнца Ра. (5) Нут – в древнеегипетской мифологии богиня неба, дочь бога Шу и богини Тефнут, жена и сестра бога Геба, мать Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Считалась также матерью бога дневнего солнца Ра. (6) Эннеада – семейство девяти главных богов, возникших первоначально в древнеегипетском городе Гелиополе. После этого и в других древнеегипетских городах возникли свои эннеады. Боги гелиопольской эннеады: Атум, бог хаоса и бог вечернего (заходящего) солнца, который отождествлялся с богом дневнего солнца Ра и с богом утреннего (восходящего) солнца Хепри, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида. (7) Осирис – бог возрождения, производительных сил природы и загробного мира в древнеегипетской мифологии. Был старшим сыном бога земли Геба и четвертым из богов, царствующих на земле после Ра, Шу и Геба. Являлся мужем и братом-близнецом богини Исиды. (8) У бога Осириса было много ипостасей, то есть, он отождествлялся со многими богами, составляя синкретическое (слитое) божество. Одним из таких богов, с которыми отождествлялся Осирис, был бог Дедун в древней мифологии страны Куш, являющейся частью Древнего Египта, бог запахов и благовоний. (9) Сет (Сетх) – бог пустынь и песчаных бурь, бог войны, бог чужеземных стран и бог землетрясений, являющийся олицетворением зла в древнеегипетской мифологии. Младший брат Осириса. Был женат на своей сестре Нефтиде. Завидовал Осирису, который царствовал на земле, а потому всячески хотел погубить его. (10) Есть несколько разных версии того, как Сет, завидовавший Осирису и мечтавший занять его место, расправился со своим братом. В первой версии мифа, на пиршество, организованное Осирисом, пришел Сет с семидесятью двумя товарищами. Они специально изготовили саркофаг по размеру Осириса. Сет сказал, что подарит этот роскошный саркофаг тому, кому он придется впору. Когда Осирис лег в него, Сет захлопнул саркофаг и вместе с преспешниками выкинул его в Нил. Исида нашла саркофаг и достала оттуда мертвого Осириса. По второй версии мифа, Сет не заточил Осириса в саркофаг, а просто убил его, разрезал тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Эта легенда пыталась объяснить почему культ Осириса процветал именно в четырнадцати египетских городах. Исида собрала воедино все четырнадцать частей Осириса. Третья версия мифа объединяет первые две. По этой версии, Сет расправился с Осирисом дважды. Сначала он заключил того в саркофаг, а саркофаг выбросил в Нил. Но Исида нашла саркофаг, достала тело мертвого Осириса и оживила его. Тогда Сет убил Осириса, разрезал тело на четырнадцать частей и разбросал части по всему Египту. Исида собрала все четырнадцать частей. (11) Осириса часто называли царем Верхнего и Нижнего Египта, чтобы подчеркнуть его полное властвование над всем Египтом. Однако, согласно древнеегипетской мифологии, царствование Осириса распространялось не только на весь Египет, но и на всю землю. (12) Сутех – один из вариантов имени Сета. (13) Усир – древнеегипетский вариант имени Осириса. Имя "Осирис" является греческим эквивалентом древнеегипетского имени "Усир". (14) Вне зависимости от разных версий, по которым Сет разными способами расправился с Осирисом, в итоге, Исида осталась одна с телом мертвого Осириса, которое она оживить не могла. Тогда она решила, что ей нужно сохранить тело Осириса, спрятав его, и ждать, пока вырастит ее сын Гор, что тот уже смог оживить тело своего отца, свергнув с царствия его брата-убийцу Сета. Когда Гор подрос, он вступил с Сетом в долгую борьбу. В решающей схватке Сет вырвал у Гора око, но был им повержен. Несмотря на то, что тело Осириса было мертво, в нем продолжали жить три души Осириса – три его ба – Бену, Сокар и Хнум. Именно поэтому оживление Осириса было возможным. Гор дал проглотить свое вырванное Сетом кровоточащее око мертвому телу Осириса, и тот ожил. Однако "Тексты Пирамид" дают несколько другую версию. По ней тело Осириса оживил не Гор, а сама Исида при помощи Нут и Ра. (15) Гор (Хор) – сын бога Осириса и богини Исиды, бог высоты, изображавшийся в виде сокола, рвушегося в небеса, а также бог света, борющийся с силами мрака. Первоначально был хищним богом охоты. Сверг с царствия богов Сета, убийцу Осириса, своего отца, а потом оживил Осириса. После оживления Осирис передал власть над царствием богов Гору, своему сыну, а сам удалился в потусторонний мир счастья и покоя, где нет места злу, коварству и смерти. (16) Матерь великая – Исида, дочь бога Геба и богини Нут, сестра и жена Осириса, богиня плодородия, воды и ветра. (17) Версий, которые восходили к рождению Гора, было несколько. Но большинство из них сводились, в итоге, к тому, что Исида вступила в половую связь с мертвым Осирисом и зачала от него. Результатом этого зачатия явилось рождение Гора. Это стало возможным благодаря тому, что в тело мертвого Осириса продолжали жить три его души. В первой версии мифа, по которой Сет заключил Осириса в саркофаг, а потом выбросил этот саркофаг в Нил, Исида нашла саркофаг, достала тело мертвого Осириса и вступила с ним в половую связь. То же самое она сделала в второй версии мифа, по которой Сет убил Осириса, а потом, разрезав его тело на четырнадцать частей, разбросил их по всему Египту. Исида собрала все четырнадцать частей, сложила их вместе, а потом вступила в половую связь с Осирисом. В третьей версии мифа, которая явилась комбинацией первых двух, Исида, достав саркофаг с телом Осириса из Нила, оживила его, но после того, как Сет вторично расправился с Осирисом, разрезав того на четырнадцать частей, Исида, собрав все части тела Осириса, однако не смогла оживить его. Тогда она вступила с мертвым Осирисом в половую связь, в результате чего родился Гор. Однако существовала еще и четвертая версия, более замысловатая. Исида нашла саркофаг с мертвым телом Осириса и временно спрятала его, чтобы оживить потом. Сет случайно нашел спрятанный Исидой саркофаг, обнаружил в нем мертвое тело Осириса и в гневе, разрезав тело Осириса на четырнадцать частей, разбросал их по всему Египту. По этой версии, Исида не нашла последнюю, четырнадцатую часть тела Осириса – его фаллос. Он попал к трем рыбам, которые его съели. Тогда Исида вылепила фаллос Осириса из глины, осветила его и прирастила его к телу Осириса. В дальнейшем, она, используя магию и колдовство, превратилась в самку коршуна, распласталась по телу Осириса и забеременела от него Гором. Эту версию дает "Книга Мертвых". В одном из самых ранних древнеегипетских мифов, связанных с Мином, фаллическим божеством, богом плодородия и производителя урожаев, Исида была и матерью, и женой Мина, из-за чего тот получил эпитет "телец своей матери". Именно Мин, согласно этому мифу, был отцом Гора. Мин не был богом гелиопольской эннеады. Культ Мина был распространен в городах Хеммисе, Коптосе и Омбосе. (18) У каждого из древнеегипетских богов был свой культовый образ, который наиболее характерно отражал сущность этого бога. Кроме того, многим богам принадлежали свои, священные для каждого бога, животные, с чертами которых этих богов иногда отображали в культовых образах. Таких животных у бога могло быть несколько. Главным животным Сета был осел. Сета изображали человеком с головой осла. Однако к животным Сета также принадлежал, кроме некоторых прочих, и гиппопотам. В одном эпизоде борьбы Сета с Гором Сет предлагает Гору побороться с ним, превратившись в двух гиппопотамов. Когда это было сделано, и два гиппопотама погрузились в воду для борьбы, Исида, мать Гора, очень испугалась, считая, что Сет таким образом может погубить Гора, ибо гиппопотам был животным Сета.