http://www.dolsky.ru/show_arhive.php?id=332 Дольский Александр

Хелло, Луис !

                  Александр Дольский





Как будто истины простые - 
отдельно классика и джаз 
живут и увлекают нас, 
и там, и тут свои святые, 
и там, и тут свои секреты, 
свои гармония и лад, 
и нет для музыки преград, 
она звучит везде по свету, 
и нет запретов и законов ... 
Но только джаз у нас в загоне - 
об этом многие скорбят. 
А потому эрзацы рока 
так изучаются глубоко 
и преподносятся любя. 

2 
И преподносятся любя, 
и сочиняются с охотой 
такие пьесы, что тебя 
отталкивали, как болото. 
Набор аккордов и секвенций, 
и все один и тот же септ 
и штатно преданный адепт 
наврет сто раз на пять каденций. 
По-англомански все мотивы 
так рассопливит в переливах, 
что не в ушах, в носу свербят. 
Не за свое берутся дяди ... 
Прости, прости их, Бога ради, 
прости незнающих себя! 

3 
Прости незнающих себя, 
своих истоков и напевов - 
они глупы или неспелы 
и, в музыке себя губя, 
они ей отдают все соки, 
так ты когда-то в хонки-тонке 
не ведая идеи высоких, 
пел хрипло и играл так звонко, 
что даже Дейзи-маргаритка 
почуяла, что сыплешь слитки 
ты неграм в головы пустые. 
Там было ясно каждой девке, 
что ты играл СВОИ попевки, 
не огорчайся и прости их. 

4 
Не огорчайся и прости их ... 
и нас прости — для нас галопы 
и те сложны, хотя синкопы 
в них доморощенно простые. 
Тем более — писатель главный, 
превозносивший альбатроса, 
печаль голодных блюзов славных 
охаял музыкой для толстых. 
Его великих заблуждений 
не разделил народа гений - 
ты, как Шаляпин, здешний житель, 
и здесь у нас в краях суровых 
поешь теперь под каждым кровом, 
ты - контрапункта тормошитель. 

5 
Ах, контрапункта тормошитель, 
как обалдел король Оливер, 
когда ты юный и счастливый 
играл с ним, зодчий-разрушитель! 
Да, у тебя и герцог Бейси, 
и Майкл и Стиви, и Рей Чарльз 
учились — это как ни бейся - 
играть, и мыслить, и рычать. 
Твоя нелегкая фортуна 
влекла Колтрейна, Пэта Буна, 
японских юношей "Дак-Дакс". 
А Элла - гений, свет поэтов 
не раз тебя помянет в скэтах. 
О консерватор и левак! 

6 
Ты, консерватор и левак, - 
вокал в басах, труба до писка, 
а интонация так близко 
подходит к ноте, но никак 
не завершится попаданьем, 
и этот свинг, и этот кач, 
и этот хрип, и этот плач - 
грань вознесенья и страданья. 
Холодный джаз, би-боп, джаз-рок 
вели потом свон бов, 
но был всегда над ними бог, 
по имени Армстронг Луи, - 
горячей музыки вершитель, 
страны Мажор великий житель. 

7 
Страны Мажор великий житель, 
пройдя дороги нищеты, 
достиг вершины! Не просты 
пути в парнасскую обитель. 
И негритянка, джине латая, 
вздохнет, лоскутик теребя: 
— У Сачмо глотка золотая 
и золотистая труба! 
Ты джазоманов знал ораву, 
ты видел и плевки, и славу, 
прошел ты сотни передряг. 
Как всякий истинный художник, 
ты - бог в работе и сапожник - 
счастливейший из всех бродяг. 

8 
Счастливейший из всех бродяг, 
почтивший клан миллионеров, 
ты на перо Аполлинера 
не мог попасть, увы, бедняк! 
Уж он бы втиснул в "Алкоголи" 
душ безглагольные мозоли 
и ритмы рваные до боли 
и сочинил бы поневоле 
такой тебе верлибр для блюза, 
чтоб ты, прижав тромпето юзом, 
свой лучший блюз на мир обрушил. 
Уж он-то знал людей и страсти, 
все их тональности и масти 
и как изменчивы их души. 

9 
О, как изменчивы их души! 
Легко таким, как Мекки Нож, 
для них и правдой сделать ложь, 
и обработать, словно туши. 
Но Мекки плюнул бы на бошей 
коричневых, как негра глаз, 
когда бы знал, что за три гроша 
Брехт купит голос твой и джаз. 
Прошли года, и вот уж смело 
В Берлине Элла Вейля пела, 
Превер мурлыкал на Бюси. 
Быть может, с нежностью вселенской 
в Москве скрежещет Вознесенский - 
их очень просто искусить. 

10 
Их очень просто искусить ... 
Поэты — липкая бумага, 
и каждый копит, словно скряга, 
напевы скромные Руси, 
чтобы затем их воскресить 
по мере сил и дарованья, 
тому, что пел когда-то ваня, 
вернуть азы очарованья. 
Соленые, как огурцы, 
частушки, поговорки, плачи 
берут поэты за примеры. 
Поэты — лучшие бойцы, 
(не все), их трудно одурачить, 
переманить из веры в веру. 

11 
Переманить из веры в веру, 
от лаптя в европейский дом, 
чтоб критик, правящий потом, 
пенял тебе своей химерой. 
Легко не всякого. Я с жаром 
читал Уитмена, Превера, 
Бодлера, Байрона, Ронсара. 
За что наказан был примерно. 
И потому я намекаю, 
что с блюзом вещь совсем другая - 
меня с ним связывает Пушкин. 
Джазист, тебе трезвонят в уши 
в прямом отходе от частушек, 
а ты им время дай послушать. 

12 
А ты им время дай послушать - 
труби в свой золотой рожок, 
как черный лаковый божок, 
и обольщай наивных души. 
Пусть жизнь им кажется игрою 
под лень печалей блюзовых, 
и даже горький блюз порою 
переполняет счастьем их. 
И ты трубил в Карнеги Холле, 
и мчал сердца их поневоле 
горючей музыки бензин. 
Казалось им — они в Эдеме, 
и слышал чистильщик в Гарлеме - 
наш век звенит, как клавесин. 

13 
Наш век звенит, как клавесин, 
построенный в далекой Дикси ... 
Пора снести его за киксы 
в комиссионный магазин. 
А рок в мажоре и в миноре 
нас силой звука удивит ... 
Забыт оркестр Кида Ори 
и старых инструментов вид. 
Задолбленные вдрызг, в запале 
иные клавиши запали, 
и в струнах ржавчины каверны. 
Играя "Боже, нас спаси!", 
наш век трещит, как клавесин, 
настроенный давно и скверно. 

14 
Настроенный давно и скверно 
педальный рог сменен на "помпу". 
У северян покрепче нервы, 
и то тебя встречали с помпой. 
Волшебник, как же он играет! 
Губитель, как же он поет! 
Недаром выдумка о рае 
вочеловечила полет. 
У нас есть тоже гений хриплый, 
он не поет - творит молитвы, 
немузыкальные, густые. 
Он в хохоте утопит скуку, 
поведает и боль, и муку, 
как будто истины простые. 

15 
Как будто истины простые - 
и преподносятся любя ... 
Прости незнающих себя, 
не огорчайся и прости их - 
ты — контрапункта тормошитель, 
и консерватор, и левак, 
страны Мажор великий житель, 
счастливейший из всех бродяг. 
Ах, как изменчивы их души - 
их очень просто искусить, 
переманить из веры в веру. 
А ты им время дай послушать ... 
Наш век звенит, как клавесин, 
настроенный давно и скверно.

1970-86

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта