Золушка в лагере для военнопленных. Часть 1,2
ст.: Ю. Ким, муз.: В. Дашкевич
ЗОЛУШКА
Для огромной инсценировки романа Курта Воннегута "Бойня N 5", где рассказывается о бомбардировке Дрездена в 1945 году, была мной придумана маленькая пьеска о Золушке, сочиненная как бы пленными англичанами, томившимися в немецком концлагере — Золушка в солдатском варианте. Со временем инсценировка увяла, а "Золушка" запросила самостоятельного существования. Мы с Дашкевичем снабдили ее несколькими зонгами, и образовалась одноактная песенная опера.
ЗОЛУШКА В КОНЦЛАГЕРЕ
Либретто одноактной оперы по сюжету К.Воннегута
Действующие лица:
Ведущий.
Офицер.
Заключенные.
Король.
Принц.
Золушка.
Жавотта.
Жаннетта.
Фея.
Курт Воннегут.
Хор.
ЗАЧЕМ БЫЛОЕ ВОРОШИТЬ?
И вот приходит грозный муж, зубами скрипя:
"Ты где и с кем вчера была? Совсем забыла стыд!
Выкладывай всю правду -- а то я тебя!"
А жена ему и говорит:
-- Утю-тю-тю!
Зачем былое ворошить?
Тебе так легче, что ли, жить?
Вот тебе пиво и ветчина.
А что вчера было -- то было вчера!
И вот приходит педагог, очками блестя:
"Ответьте, кто такой Нерон и кем разрушен Рим?
Скажите, хоть, когда и где распяли Христа..."
А мы ему и говорим:
-- Утю-тю-тю!
Зачем былое ворошить?
Тебе так легче, что ли, жить?
Вот тебе пиво, еда, вино.
А что когда было -- то было давно!
Вчера, конечно, мы с Нероном -- утю-тю-тю!
И Рим сожгли, и Карфаген уделали дотла!
Там был какой-то малый -- он нес галиматью,
Так мы его живьем к столбу гвоздями...
М-да.
Зачем былое ворошить?
Кому так легче будет жить?
Новое время по нашим часам!
Пойдем лучше в гости:
У наших соседей
Родился чудный мальчик,
Назвали -- Чингисхан!
КОНЦЛАГЕРЬ
Концлагерь под Дрезденом.
Канун 1945 г.
Ведущий (староста). Это наш концлагерь. В конце сорок четвертого. К этому времени нас тут много набралось. И солдат, и офицеров, и штабных, и окопных, и молодых, и старых -- полна коробочка, со всех концов Европы.
Хор
Далеко мой край зеленый,
Далеко родимый край.
Не забудь меня и навеки прощай,
Край зеленый и берег родной!
Далеко теперь твой томми,
Далеко в стране чужой.
Он в чужой стране спит и видит во сне
Край зеленый и берег родной.
Ведущий. Все понимали: война кончается. Все знали: Гитлер капут -- но кто мог поручиться, что доживет до этого сам?
Хор
Правь, Британия, морями,
Правь чем хочешь и владей!
Не проснется твой безымянный герой,
Хоть стреляй изо всех батарей...
Ведущий. Вонь, дерьмо, вши -- настоящая человечья свалка. Концлагерь есть концлагерь. И ежедневно, и буднично рядом с тобой -- смерть, смерть, смерть... Но у нас была надежда!
Голоса:
-- У нас надежда!
-- У нас огромная надежда!
-- Да нет, уверяю вас, я слышал, собственными ушами, я знаю немецкий: айн, цвай, драй, фир, фюр, зекс, зибен, ахт -- я знаю!
-- Это вполне реальная надежда. Никакая не голубая мечта и не мистика -- абсолютно конкретная надежда.
-- Война, конечно, кончится, и, может быть, очень скоро, или попозже, а это уже будет сейчас!
-- Я знаю немецкий, я точно слышал: они переводят нас в Дрезден!
Ведущий. В Дрезден? Нет, вы серьезно?
Голос. В Дрезден, в Дрезден! Я знаю немецкий!
Ведущий. Люблю я этот город...
Хор. Люблю я этот город...
Ведущий. Не город, а мечта!
Хор. Не город, а мечта...
Ведущий. Давай с тобою вместе...
Хор. На белом "мерседесе"...
Ведущий. Уедем туда...
Хор. Навсегда...
Ведущий. Дрезден -- открытый город, по международной договоренности... В нем нет ни войск, ни военных объектов. Половина немецких беженцев уже там, и ожидаются еще. Ни одна бомба не упала на него и не упадет -- согласно договоренности.
Голоса
-- Там целы все стекла, вы представляете?
-- Там работают ночные заведения, до сих пор!
-- А ночные бабы?
-- Круглосуточно!
-- А военнопленные?
-- А военнопленные используются там для коммунальных работ, как обычные муниципальные рабочие. Им дают увольнительные!
-- А Международный Красный Крест шлет им дополнительные пайки, да они там живут лучше самих немцев!
Ведущий. Давай с тобою вместе...
Хор. Давай с тобою вместе...
Ведущий. На белом "мерседесе"...
Хор. Уедем туда...
Ведущий. Навсегда...
(Входит Офицер в черном.)
Офицер. Встать! Сесть. Встать! Сесть. Встать! Внимание. По случаю наступающего Нового года командование лагеря позволяет вам иметь шестьдесят минут на отправление религиозных служб. Это все.
Ведущий. Но послушайте, герр оберст...
Офицер. Мммм?!
Ведущий. Э-э... с вашего позволения, герр оберст...
Офицер (разрешительно). Ммм.
Ведущий. Мы приготовили рождественский спектакль, герр оберст, мы хотели бы его разыграть, хотя бы раз, герр оберст, да вы же знаете, вы же были на репетициях: это наша "Золушка", там нет ничего против режима, никакой политики, одна похабель.
Офицер. Шестьдесят минут на все.
Ведущий. Но как же месса? Прежде чем побогохульничать, должны же мы помолиться! Герр оберст, накиньте полчасика...
Офицер. Вы хотите со мной торговаться?
Ведущий. Нет, герр оберст. Концлагерь есть концлагерь. А не базар.
Офицер. Это разумно. Шестьдесят минут. Ровно час на все. Придется выбирать между мессой и похабелью.
Хор
Уходит солнце на покой,
А в доме горит огонек.
Окутал землю мрак ночной --
А в доме горит огонек.
И в вихре метели зимней,
И в пору осенних ливней
Все в доме горит огонек...
Моряк уходит за моря --
А в доме горит огонек.
Надолго в дальние края --
А в доме горит огонек.
Но где бы моряк ни плавал,
Всегда и всюду знал он,
Что в доме горит огонек...
Ведущий. Господа! Нам отпущено ровно шестьдесят минут -- на все: на прегрешение и покаяние, на молитву и непристойный фарс, на стриптиз и рождественскую службу. Мы должны успеть, господа, успеть и то и другое, ибо и то и другое в равной степени дорого человеку, да-да, и стыд и бесстыдство -- лишь их одновременное наличие придает каждой личности своеобразие, а жизни -- смысл. Не будем же тратить время и объединим усилия.
О христиане!.. Хотя, что же это я: вас же надо поименно, а то ведь обидитесь.
О баптисты и католики, лютеране и православные, духоборы и марониты, о мормоны и адвентисты седьмого дня!
О сунниты и шииты! О буддисты и агностики, язычники и марксисты! Восславим праздник Рождества, поклонимся звезде Вифлеема -- не вопреки каждый своему вероисповеданию, а в строгом соответствии с той его заповедью, где сказано:
-- Ну, возлюби же, подлец, ближнего своего хотя бы на час! А это, уверяю, вас, сказано везде.
Ведущий и хор
О великие небеса!
Вы мудры и справедливы,
Необъятны и бессмертны,
Бесконечно терпеливы
И безмерно милосердны!
Нас терзают, не жалея,
Злоба, Зависть и Гордыня,
Но из всех грехов страшнее
Грех Сомненья и Унынья!
Ослепите наши очи,
Обожгите наши вежды,
Но во мраке вечной ночи
Да пребудет свет надежды!
Кто сквозь вонь, дерьмо и темень
Различает этот блеск,
Тот, ей-богу, не потерян
Для взыскательных небес!
(Появляется кордебалет из действующих лиц "Золушки")
Ведущий
О великие небеса!
В эти дни седому старцу
И бойцу в окопном гное,
И святом, и мерзавцу --
Всем нужна хоть ветка хвои!
Дикарю в глуши медвежьей.
И актрисе на подмостках
Дайте лапу хвои свежей
В золотых шарах и блестках!
Ибо люди в самой сути
Одиноки, словно дети,
И нуждаются в уюте,
И в уходе, и в совете.
И хотят любви и ласки,
И торопят поскорей
К той ночной волшебной сказке,
Где все кончится -- о'кей!
Пошел лихой ритм.
По одному представляются действующие лица.
Король
Жил на свете Бонапарт,
Грозный генерал.
Он когда входил в азарт,
Удержу не знал!
Бьет бывало чем попало
Всех подряд, --
А ему в восторге все кричат:
-- Вот это па -
Хор
Вот это парень!
Вот это да!
Ты наша радость,
А ну давай сюда!
И хоть ты тресни,
Хоть песни пой --
Ты будешь с нами,
А мы с тобой!
Принц
Жил на свете Дон Жуан,
Славный паренек.
Обижал он нежных дам
Как хотел и мог.
То одной изменит он,
То этой, то той --
А они кричат наперебой:
-- Вот это па -
Хор (повторяет припев).
Фея
Не имею я грехов,
Сколько ни копай:
Ежедневно я готов
Возноситься в рай,
Но едва я достигаю
Вышины --
Черт меня хватает за штаны:
-- Эй, парень, парень, па...
Хор (повторяет припев).
Ведущий
Итак, перед вами действующие лица
Старинной сказки про Золушку и принца.
Мы вспоминали ее всем скопом,
Поэтому Золушка попахивает окопом.
Зато и выглядит современнее.
Итак, напрягите воображение:
Перед вами -- дворец.
В нем Принц-сын и Король-отец.
Хор
Ранний вечер, поздний полдень
В хмуром декабре.
Здравствуй, милый старый Лондон,
Праздник на дворе.
Ничего, что дождик с ветром
За окном --
Поздравляем всех со светлым
Рождеством!
Король
Мой сыночек дорогой -- сэр!
Принц
Ах, мой папочка родной -- сир!
Король
Настала пора для решительных мер,
В которых нуждается мир.
Япония в агонии, в Италии баталии,
Янки сели в танки и дуют напролом.
Россия дует далее, и даже в Великобритании
Наметился народный подъем!
Принц
Папа!
Король
Везде грохочут битвы, мильоны перебиты --
Чем я хуже других королей?
И я хочу прикончить один-другой мильончик
Для полного счастья людей!
Принц. Папочка!
Король. Спасибо, мой друг, -- без тебя я как без рук.
Разведем стратегию -- покорим Норвегию.
Применяя тактику, пойдем через Антарктику.
Военную кампанию тебе я поручу...
Принц. Папаня!!!
Я бабу хочу.
Король. Послушайте, сэр!
Принц. Я слушаю, сир.
Король. А как же Норвегия?
Принц. Какая Норвегия?
Я бабу хочу!
Король. Я молчу.
Принц
Мне не надо ничего,
Лишь бы только рядом было
Дорогое существо,
Чтоб оно меня любило.
А то я просто места
Себе не нахожу.
Где моя невеста?
Уж я ей покажу!
Мы пошли бы в уголок,
А уж там и так и эдак,
А на самый напоследок...
Король
Молчи, сынок!
Ты прав, сынок.
Оба
Норвегия, Норвегия,
Холодная страна,
Норвежские красотки
Похожи на селедки,
А нам селедка не нужна!
Король
Трубите сигнал! Объявите окрест:
На рождественский бал приглашаем невест!
Для подробного смотра.
Вместо билетов предъявляются бедра.
Ведущий, Король и Принц
(на мотив мессы)
Небо! Небо! Неужели
Вот-вот-вот на самом деле,
Здесь, сейчас, расчистив место,
Мы увидим наконец-то
Настоящих баб!
Дома у Золушки.
Сестры -- Жавотта и Жанетта.
Жавотта. Сестрица дорогая, ты слышала про бал?
Жанетта. Я слышала, сестрица дорогая.
Дуэт
Зовут меня Жавотта.
Зовут меня Жанетта.
Замуж охота,
А шансов нету.
Какие наши ноги?
Это же срам!
Налоги
Сожрали их к чертям!
Золушка! Золушка!
Кругом мобилизация,
Пусто в магазине.
Великая нация
Дошла на маргарине.
Где бюст? Где попа?
Печенку в рот!
Европа
Открыла второй фронт!
Золушка! Золушка!
Ну и черт с ним,
С нашим бюстом:
Мы нашего принца
Возьмем искусством!
Пусть рожа
Похожа
На противогаз --
Но все же
Главное при нас!
Золушка!!!
(Появляется Золушка. Это здоровенный сержант.)
Золушка
Я маленькая Золушка,
Я песенки пою.
Едва восходит солнышко,
Уж я коров дою.
И целый день до вечера
Дою своих коров,
И некогда мне, девушке,
Подумать про любовь...
Куда это вы собрались, сестрицы дорогие?
Жанетта. Как? Разве ты не слышала?..
Жавотта. Тсс! А тебе не все равно? Мы с сестрой идем в кино. Так что будь добра -- шевелись, сестра!
(Золушка усаживает сестер перед зеркалом. Начинает брить.)
Золушка
Я маленькая Золушка,
Живу я нелегко:
Хлещу весь день из горлышка
Парное молоко.
Ах, милые коровушки,
Хочу я одного:
Чтоб было возле Золушки
Родное существо.
Мы пошли бы в уголок,
А уж там и так и эдак,
А на самый напоследок...
Сестры
Заткнись! Убирайся! Вари баланду! Носи парашу! Дави клопов!
Дои коров! Молоко -- на сгущенку! Коров -- на тушенку! Брысь!
(Золушка, обидевшись, отошла.)
Мы барыни-сударыни,
Принц разинет рот:
Похожи мы на спаренный
Зенитный пулемет.
Загоним принца в угол,
Прижмем стальным бедром --
Куда он денется потом!
Сестры и Ведущий (на мотив мессы)
Боги! Боги! Дорогие!
Без мужчины жизнь ужасна:
Кто в окопе, кто в могиле,
Кто в плену гниет напрасно!
Боги! Хоть на Рождество
Пошлите нам нибудь-кого!
(Сестры уходят на бал. Золушка в обиде.)
Золушка. На бал поехали! А? Женихов ловить! А? К принцу свататься! А я? Ах, обманщицы-негодницы-сестрицы! Уж я ли вас не поила, не кормила, уж я ли за вами парашу не носила, уж я ли не делилась с вами чем Международный Красный Крест пошлет! На бал поехали! Ну ладно! Фея! Фея! Ты дома? Иди сюда.
(Уходит за ширму. Входит Фея.)
Фея
Зовут меня Фея
За мой талант,
Поскольку на войне я
Военный интендант.
Все лучшие трофеи
Плывут ко мне.
Легко быть феей
На такой войне!
Даю кадиллак за турецкий табак,
Арманьяк -- за китайский орден!
Даю скорострельный подержанный танк,
Если вам кадиллак неугоден!
В любую минуту почти задарма
Я вам сделаю конфетку из дерьма!
(Из-за ширмы выходит полуголая Золушка.)
О-о-о-о!..
Золушка. Чего удумали -- без меня женихов ловить. А ну, Фея, наряжай меня, снаряжай, во все самое-самое, да не жмись! Мне, может, за самого принца замуж идти. Чтоб он на меня только глянул -- и готово дело.
Фея. Для этого, мадмазель, вам одеваться не надо.
Золушка. Это для тебя не надо, а принц небось Оксфорд кончал.
Дуэт
(пока Фея наряжает Золушку)
Наведем мы полный шик,
Чтобы принц застыл, как штык,
Чтобы много не думал, а немедленно клюнул,
Если он настоящий мужик!
Разоденемся мы в пух,
Чтоб захватывало дух,
Чтобы принц аж подпрыгнул и немедленно выгнал
Всех других недоделанных шлюх!
Фея. Мадмазель понимает, какие теперь времена?
Золушка. Понимает, понимает.
Фея. Мадмазель знает: цены растут, нравственность...
Золушка. Падает, падает...
Фея. Мадмазель заплатит немного своей доброй Фее.
Золушка. Как обычно.
Фея. Значит, здесь, в полночь?
Золушка. Как обычно.
Фея. Портвейн брать?
Золушка. Если дело выгорит -- поставишь коньяк.
Фея. Не забудь: в полночь!
Золушка. В полночь, в полночь.
(Разряженная, уходит на бал.)
Ведущий. Ай-ай-ай! Какой цинизм! Пользоваться беспомощностью бедной девушки!
Фея. Э-э! Другой бы обошелся банкой консервов, а я все-таки шелковых трусов не пожалел.
Ведущий. А просто подарить?
Фея. Бесплатно нигде не делается ничего.
Ведущий. Вот и гореть тебе в геенне после Страшного суда!
Фея. Мне? Ха-ха. Вот послушай-ка.
(Поет.)
Предо мной сидит судья,
Перед ним лежит статья.
Он такой же, как и я,
Только подо мной -- скамья.
Был я так же деловит,
Строг, суров и важен,
То есть тоже делал вид,
Что стою на страже.
Суди, судья, суди меня,
Работа есть работа.
Сегодня ты, а завтра я,
А послезавтра кто-то.
Суди, судья, смелее,
Цеди, судья, слова,
Как будто ты, по меньшей мере,
Истина сама!
А вся истина ясна
Не судье, не узнику,
А тем, кто в наши времена
Заказывает музыку.
Кого взять да сколько дать --
Не твои заботы:
Твое дело -- подгонять
Музыку под ноты!
Суди, судья, суди меня,
Прикрыв пушок на рыле:
Ты служишь, как служил и я,
Не истине, а силе.
А там, глядишь, когда-нибудь
Всех рассудит
Страшный суд! Страшный суд! Страшный суд!
А его не будет.
Во дворце.
Король и Принц
Ранний вечер, поздний полдень
В хмуром декабре.
Здравствуй, милый старый Лондон,
Праздник на дворе.
Ничего, что дождик с ветром
За окном --
Поздравляем всех со светлым
Рождеством!
Открываем занавес -- начинаем бал невест!
Начинаем бал невест -- кто желает под венец?
У вас товар, у нас купец -- просьба к невестам
Товар показывать лицом и прочим местом.
(Те же и сестры.)
Сестры
(канкан)
Когда джентльмена мы зовем на подвиг,
Мы забываем с ним и сон и отдых.
Устал, упал, и все упало в нем,
А мы опять кричим: "Подъем! подъем!"
Улыбнись, малютка,
И не надо слез:
Это только шутка,
Не прими всерьез.
Нас не позабудет
Армия и флот,
А кто нас не любит --
Тот не патриот!
Мы маленькие девочки, мы пляшем и поем!
Во мы даем! А? Во мы даем!
Принц. Во дают! Вы мои хорошие...
Сестры. Ты наш хороший!
(заключают в стальные объятия.)
Принц (вырвался). Ой! Ой! Папа! (Бежит.)
Сестры (преследуют). Ну-ка, живо в уголок! А уж там и так и эдак! А на самый напоследок...
Принц. Папочка! (Спрятался за Королем.)
Сестры. Ну, все, король: он нас обесчестил. Обязан жениться.
Принц. Ни за что!
Король. Раз обязан, пусть женится.
Принц. Папа! Идем покорять Норвегию.
Король. Ты же говорил: норвежские красотки, как селедки...
Принц. Лучше селедки, чем зенитки!
Король. Девочки, принц шутит. Он, конечно, женится. Но на ком?
Сестры. На мне!!!
Жавотта. Да ты посмотри на свою рожу!
Жанетта. Нет, это ты посмотри на свою!
(Те же и Золушка.)
Золушка. Ах, обманщицы, негодницы, сестрицы! Здравствуйте, ваше величество, здравствуйте, ваше высочество, вон вы какие! Нет, вы только послушайте: на бал поехали, а? А мне говорят: в кино идем. А? Я сейчас, сейчас.
(Танец.)
Ранний вечер, поздний полдень,
В хмуром декабре.
Надевай штаны и орден,
Приходи ко мне.
Нам с тобой ни снег, ни дождик
Не страшны.
Поскорей снимай свой орден
И штаны!
Принц
Ах, папочка, ах, папочка,
Какое существо!
Смотри, какая бабочка,
Как много в ней всего!
Принц и Золушка
Норвегия, Норвегия,
Холодная страна!
Кому нужна Норвегия,
Когда горит душа!
(Удаляются за ширму.)
Жавотта. Король, как же так? Это несправедливо! Мы первые!
Жанетта. Я первая!
Жавотта. Нет, я!
Король. Смирно! Вольно! Кругом! Шагом арш!
Мне как раз недоставало
Двух железных секретарш.
Айда! Провожу!
А наутро -- там посмотрим,
Может, кой-чем награжу.
Втроем
Пусть рожа
Похожа
На противогаз,
Но все же
Главное -- при нас!
(Ушли. Музыка. Часы бьют полночь. Из-за ширмы, торопливо одеваясь, спешит Золушка.)
Золушка. Бьют часы, едрена мать!
Надо с бала мне бежать.
Принц. Дорогая! Ты куда?
Я же здесь! Иди сюда!
Золушка. Что поделать! Спать ложись.
А я к Фее. Ну и жись!
Принц. Не пущу! (Хватает за ногу.)
Золушка. Ишь ты, ласковый какой!
Опоздаю я с тобой.
(Выдергивает ногу из сапога.)
Принц. Хоть скажи мне, где живешь!
Золушка. Любишь -- найдешь.
(Исчезает.)
Принц (прижав сапог к груди).
О моя превосходная дама!
Кто сейчас веселится с тобой?
Я скажу тебе прямо: это даже не драма,
Если сердцем ты все же со мной!
Наше время так скупо на радость,
Обнищали людские сердца.
Так что если досталась хоть какая-то малость,
То держись за нее до конца.
(Видит нары и пять пар голых ног.)
Вот я вижу роскошную спальню.
О, какой неземной аромат!
Ах, которой из ног мой придется сапог,
Как я буду без памяти рад!
Мы уедем тотчас в город Дрезден,
Там ее я одену в манто...
Золушка
Что ж ты раньше молчал? Так бы сразу сказал!
Нас теперь не разлучит никто!
Фея, Король, Сестры (наперебой)
-- И я хочу в Дрезден! -- Возьмите меня в Дрезден! -- Дрезден -- замечательный город: по международному соглашению он не подлежит бомбежке!
Все
В этом мире среди грома и воя,
Словно остров тишины и покоя,
Этот город, прекрасный, как сон.
Там все сыты, днем и ночью окошки
Там открыты, там не знают бомбежки
И ничем не грозит небосклон.
Люблю я этот город,
Не город, а мечта.
Давай с тобою вместе
На белом "мерседесе"
Уедем туда навсегда!
Почтальоны там приносят газеты,
Все газеты там швыряют в клозеты,
Этот город прекрасен, как сон!
На окошках там цветут иммортели,
Там открыты кабаки и бордели
И ничем не грозит небосклон!
Люблю я этот город,
Не город, а мечта...
-- В январе нас перевели в Дрезден.
-- А потом наступило тринадцатое февраля. И четырнадцатое.
Оба этих дня мы провели в бомбоубежище. В то время как полторы тысячи самолетов, наших и американских, все сбрасывали и сбрасывали воющую смерть на беззащитный город -- всего три тысячи семьсот сорок девять тонн.
-- Вместе с нами сидел американский писатель Курт Воннегут.
Курт. "Слышались звуки, похожие на топот великанов. Это взрывались многотонные бомбы. Великаны топали и топали. Дрезден превратился в огненный ураган. Пламя пожирало все, что могло гореть. Небо было сплошь закрыто черным дымом. Сердитое солнце казалось шляпкой гвоздя.
После бомбежки Дрезден стал похож на Луну: одни минералы".
-- Нагасаки -- семьдесят пять, Хиросима -- сто, Дрезден -- сто тридцать пять тысяч убитых, главным образом, беженцев из других мест Германии...
Хор
Этот город -- там поют и танцуют,
На асфальте -- дети солнце рисуют,
И ничем не грозит небосклон...
Утешенье, и покой, и отрада,
Если нету -- значит, выдумать надо
Этот город, прекрасный, как сон...
ПОБЕДА
Американцы
Вот это парень! Вот это да! Ты наша радость -- а ну, давай сюда!
Англичане
Правь, Британия, морями! Правь чем хочешь и владей!
Русские
Гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход!
Французы
Алон занфан де ля Патрие!
Все вместе (маршеобразно)
Люблю я этот город -- не город, а мечта!
Давай с тобою вместе на белом "мерседесе"
Уедем туда навсегда!..
Эпилог
(Ведущий и Хор)
Я недавно сделал открытие:
Открыл я недавно словарь.
Оказывается, с о в е с т ь --
Это нравственная категория,
Позволяющая безошибочно
Отличать дурное от доброго.
-- Но как же быть, когда идет игра?
Партнеры лгут, блефует кто как может,
И для победы Правды и Добра
Тебе солгать необходимо тоже --
То как же быть тогда?
--Я понимаю... Я только говорю, что совесть -- это...
-- Но как же быть, когда идет борьба
За идеал и лучшие надежды?
Ну а в борьбе нельзя без топора,
А где топор -- там щепки неизбежны.
И как же быть тогда?
-- Я не знаю... я ведь только говорю, что совесть -- это...
-- Но если все безумием одним
Охвачены не на день, а на годы?
Идет потоп, и он неудержим,
Он увлекает целые народы!
То что же может слабый человек?
Идет потоп, исход непредсказуем!
Что может он, когда безумен век?
И кто виновен в том, что век безумен?
Кого судить? Кому судить? За что...
-- Я не знаю! Я только знаю, что совесть -- это нравственная категория, позволяющая безошибочно -- отличать дурное -- от доброго!..
(Пауза.)
Голос
Ничего, что дождик с ветром...
Общий хор
Ничего, что дождик с ветром за окном
И луны не видно в поднебесье --
В эту ночь приходит праздник в каждый дом,
В эту ночь мы снова вместе.
Пустим мы по кругу этот добрый грог,
Выпьем за любимых и продолжим.
Одинокий путник -- ты неодинок:
За тебя мы выпьем тоже!
Дай руку, старый друг,
Наш славный запевала!
Дай руку, старый друг,
Спой нам, как бывало!
КОНЕЦ