Четыре слова и числа
Александр Дольский
I
Одно чи
сло (во и только),
с утра до ночи —
стое, профессионального толка
явленье в ряду столярных
или металлосверлящих
(непригодных для сачкования и приписки
или обмана начальств, камуфляжи творящих),
без ограничений — от риски до риски.
2
Слово второ-
е(ели) число не из мнимых,
по ощущенью старо,
как акцепт и акцент
одесситов, по свету гонимых
жаждой телесных страстей,
утоленных
только в местах скоростей
и вестей
весьма удаленных.
Все, что второе,
отнюдь не фатально вторично.
Символ предмета —
сигнал из-под кожи, из тины:
суть неясна — но в словесную ткань
паутины
ловится часть под условным названьем —
примета.
3
Третье число —
это ключ, и тональность, и око,
или (короче) музыка
и музыка слабых аккордов,
(звуки чьих слов?) —
вырезают строфу, как наличники окон.
Так огород, огороженный в городе,
выглядит гордо.
С третьим тревога всегда
и возня — дилетанты на стреме.
Если не так примитивно, то крики — Элита!
Только портянка и слава! —
чуть выше и кроме—
постановленье (башка, как поэма, побрита)
Мы из казармы...
А что казакам наказанье? —
пики лишить и коня,
и лампасы содрать, и — свобода!
По амуниции, как по баяну, бежит осяэанье.
Планы Судьбы перевыполнить —
это опасней, чем планы завода.
4
Ну а четвертое —
это, как было назначено, — Время,
ось не простертая
ни по каким намереньям.
Это колодец в груди,
перевернутый кверху водою,
ты (позади, впереди?)
со своей малонотной трубою.
Это опять география,
лики далеких пейзажей,
что недоступны, как книги,
тебя поджидавшие всюду,
как отражения предков в запасниках
всех эрмитажей
(воображения магма башки Моей
плавит посуду)...
Это четвертое. Пятым, шестым
и седьмым поступаюсь без грусти.
Нас приучил к аскетизму рывок,
пошатнувший планету.
Радость! —
мой шарик бежит по бумаге подобно мангусте,
что настигает змею,
и охоты достойнее нету.
5
Я понимаю воронье в лесах отчизны:
для них шумиха и жранье — их образ жизни.
Но вот и сокола крыло задело падаль,
к корыту волка привело мышленье пяток.
Четыре
угла в квартире.
Сможешь — умножишь...
Хоп!..
Я понял наших мудрецов, домашних кантов,
обыкновение отцов — вранья гигантов —
наполнить музыкой побед свою тусовку
и пожирать всегда обед за всю массовку,
Четыре
координаты в мире.
Сможешь — умножишь...
Хоп!..
А наобещанный прогресс загадил реки,
на лживые писанья лес сгубил навеки,
и на полях гниет морковь, гниет картофель,
и до сих пор лакает кровь четвертый профиль.
Четыре
струны на лире.
Сможешь — умножишь...
Хоп...
1972