http://sukharev.lib.ru/
(Текст предоставил: Дмитрий Сухарев)
Сухарев Дмитрий

Диалог о рифме, или экспериментум круцис

                  ст.: Дмитрий Сухарев


1

"Но, мой Паскаль, — он говорил Паскалю, — 
Допустим, я для рифмы пасть оскалю,
И — что? Какая общая черта
Роднит тебя, Паскаль, с оскалом рта?
С пасхальным звоном? Пасквилем? Паскудством?
Такой подход граничит с безрассудством.
Не вижу в этом смысла ни черта!"

"А ты увидь! — Паскаль ему на это. — 
Ведь ты же сам, Декарт, чутьём поэта
Назвал Монблан, а не Па-де-Кале.
Монблан — скала. От звука шаг до сути.
Ты подсказал, как сдвинуть столбик ртути, 
И я, Па-скаааль, полезу пааа скаа-ле!" 1)

Сей диалог имел происходить
В подпитии хвастливом и хвалебном,
Когда Декарт придумал восходить
С запаянною трубкой и молебном
(Экспериментум круцис!) на Монблан.
Молебен — вздор? Так с этим нету спору:
На языке вертелся мооо-нооо-план,
Да монопланов не было в ту пору.

II

"Но ртуть-то будет пааа-дать по шкааа-ле! — 
Вскричал Декарт. — Тогда, согласно вздору,
Что ты несёшь, не лезть бы надо в гору,
А опрометью мчать к Пааа-де-Каааале!"
Паскаль зевнул: "Так с этим нету спору...
                     Седлаю?"
Оппонент хлебнул из кружки: 
"Ну нет, пешком. Пешком, но как из пушки". 2)

III

Здесь к Пушкину приходит наш рассказ.
Давно пора! Сам спор — не о ключе ли
К его стихам? Не зря же битый час
Мы проторчали с трубкой Торричелли.
Зато и слово выплыло как раз.
Итак: межполушарные качели!

Валяй, качайся — славная игра:
Одним поём, в другом ума палата.
О ртуть, она прозреньями чревата!
Так вот куда вела Монблан-гора!

IV

Там Анна пела с самого утра.

V

Поэзия должна быть глуповата.

1984

______________

 
1)  Здесь упоминается знаменитый эксперимент, посредством которого Паскаль, поднявшись на гору с трубкой Торричелли, доказал существование атмосферного давления. Имеется мнение, с которым согласны не все историки науки, что идея эксперимента была подсказана Паскалю Декартом.    
 
2)  Пояснение для читателей, далеких от предмета спора: последовательность П-Ш-К, заданная в начале строфы ("по шкале"), делает указанный здесь способ передвижения единственно возможным, что осознаётся обоими участниками диалога.   

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта