Тайгин Борис |
От составителей книги "Поющая душа"
В процессе подготовки этой книги мы прочли статью Нэлли Маргулис "Народу было 17 лет" ("Новая газета" № 94, 15.12 – 18.12.2005), которая знакомит читателей с Григорием Шурмаком. В 1942 году, в 17 лет он написал песню "По тундре, по железной дороге...", которую мы считали народной вариацией песни Б. Тайгина. Песня родилась у Григория Шурмака в эвакуации во время работы на руднике "Кайташстрой" под впечат-лением знакомства с бывшим вором-рецидивистом П. Смирновым, который послужил в дальнейшем популяризатором этой песни. Приводим ее в авторской редакции.
По тундре, по железной дороге,
Где мчится курьерский "Воркута – Ленинград",
Мы бежали с тобой, ожидая тревоги,
Ожидая погони и криков солдат.
Это было весной, одуряющим маем,
Когда тундра проснулась и оделась в ковер.
Снег, как наши надежды на удачу и, все таял...
Это чувствовать может только загнанный вор.
Слезы брызнут на руку иль ручку нагана,
Там вдали ждет спасенье – золотая тайга.
Мы пробьемся тайгою, моя бедная мама,
И тогда твое слово – мне священный наказ!
По тундре, по железной дороге,
Где мчится курьерский "Воркута – Ленинград",
Мы бежали с тобой, ожидая тревоги,
Ожидая погони и криков солдат.
Так в чем-то похожие условия жизни вызвали появление двух песен, история кото-рых позднее переплелась. А имена авторов обеих песен долгие годы были неизвестны.
Борис Тайгин Под оранжевым солнцем, у Полярного круга, где бывают сиянья неземной красоты – подневольные люди вырубали кустарник и кайлом ковыряли вечный слой мерзлоты... Припев: По тундре вьется лентой колонна: то идут утомленно люди после труда... Но скоро в лесотундре зеленой – побегут окрыленно по стране поезда! Я когда-нибудь буду в Черном море купаться, и с горячей подругой в ресторане гулять! Засияет свобода – солнцем жаркого юга! А пока – эту песню буду я напевать: Припев. Весна – лето 1952