Текст выверен автором - Гиви Чрелашвили
(Текст предоставил: Гиви Чрелашвили)
Чрелашвили Гиви

Кто кого лучше

                  Гиви Чрелашвили

Посейдон редко бывал на Олимпе, поскольку, как и его брат Аид, не был олимпийским богом.
Посещал он Олимп лишь тогда, когда его приглашал Зевс. Владыка морей и океанов и без Олимпа чувствовал себя довольно привольно. К тому же, чувство постоянного соперничества с Зевсом давало 
о себе знать. 
В глубине души Посейдон считал, что он ничуть не хуже Зевса, и то, что именно Дий считался верховным богом, он, Асфалий, (1) принимать явно не хотел.
Но в этот раз он решил Олимп посетить, ибо сам Зевс настоятельно его просил об этом. 
Началась Троянская война, и мнения богов разделились в отношении того, чью сторону они хотели бы принять: ахейцев или троянцев. Зевс, который хранил нейтралитет, тем не менее, следил за тем, 
чтобы всё было по справедливости в этой войне. 
Ему нужно было знать на чьей стороне такой великий бог, как его брат Посейдон, причем о своей приверженности к тому или другому народу Асфалий должен был заявить всем богам на Олимпе на их 
собрании, которое Зевс и созвал.
Посейдон это и сделал, заявив, что он на стороне ахейцев, как и Гермес, Гера и Афина. Аполлон, Артемида, Афродита и Арес, приверженцы троянцев, недовольно хмыкнули.
Но тут язвительный Гермес заметил Зевсу:
— А в самом деле, отец, так ли важно на чьей стороне собирается быть твой брат? Он ведь даже не олимпиец.
— Попридержи свой язык, Психопомп! (2) — ответил ему Посейдон. — Тебе пристало бы с должным уважением относиться к владыке пространства, которое в три раза больше, чем территория всей земли. 
Ты просто озорной мальчишка по сравнению со мной, великим богом, который вполне достоин быть царем всех богов.
— Ну это ты хватанул, братец! — сказал Зевс. — К тому же, я владыка всего неба, которое простирается как над землей, так и над морями и океанами, а потому территория моих владений больше, 
чем твоя.
— Любовь повелевает везде, и на земле, и на небе, и в морях и океанах! — пылко высказалась Афродита. На что Персефона мрачно заметила:
— Мой супруг — владыка подземного царства, которое по своей территории многократно превосходит территории неба, земли и водного пространства, вместе взятых. Один только Тартар, 
часть это царства, больше, чем все ваши владения.
Тут на Олимп, прямо в то место, где проходило собрание богов, откуда-то сверху спустилось большое и странное существо. Оно было четырёхглазым, с золотыми крыльями, головы быков 
венчали его бока, змея извивалась на его голове, фаллос находился на заду, при этом существо то рычало, как лев, то мычало, как бык.
— Приветствую вас, боги всевозможного, ничего из чего однако даже сравниться не может с тем, чем повелеваю я! — заявило существо. 
— Я — Фанет, самый первый бог, рожденный из мирового яйца. Когда я повелевал миром, вас еще всех и в зародышах не было. Вы меня даже не знаете в ваших пространствах земли, неба, 
водной стихии и подземного царства. Вам невдомек, что я повелеваю космосом, имеющим такое неограниченное пространство, по сравнению с которой все ваши территории, вместе взятые, 
не то, что покажутся меньше песчинки, а их вообще невозможно будет заметить!

* * * * *

— В самом деле, Ономакрит, сколько можно? — воскликнул афинский правитель Писистрат, прочитавший очередное сочинение своего придворного поэта. 
— Я глубоко уважаю и ценю твой талант и твою преданность, но твое стремление создать при помощи своих произведений новую мифологию, которая полностью отлична от нашей классической 
эллинской, мне совершенно не понятно. Да еще и назвать свое основанное мифологическое течение орфизмом, а его последователей — орфиками. При чем тут Орфей? 
Разве он когда-либо в своих произведениях, дошедших до нас, упоминал о том странном существе Фанете, которое ты считаешь богом-демиургом? Бог, рожденный из 
мирового яйца — это же бессмыслица чистой воды. Что такое вообще мировое яйцо? Первым богом был Хаос, это любой афинский мальчишка знает. Он сам себя  возродил из пустоты.
Ничем Писистрату Ономакрит не возразил, а только попросил дозволения уйти в свои покои. Там он стал записывать складывающее у него в уме во время тирады Писистрата новое 
поэтическое сочинение. От имени Орфея, разумеется.

"Влево от входа в подземное царство найдешь ты источник; 
Недалеко от него кипарис возвышается белый.
Остерегись и пройди стороной; приближаться опасно.
Дальше другой ты встретишь источник: холодные воды
Катит из озера Памяти он, и хранит его стража.
Молви ей так: "Дитя я земли и звездного неба;
Род мой начало ведет от неба. Знайте же это.
Жаждой томлюсь я и гибну. Но дайте скорее напиться
Мне холодной воды, что из озера Памяти льется".                     
И немедля испить подадут тебе влаги священной.
И тогда ты там воцаришься меж прочих героев."

Орфей (3)


4 апреля 2021 г.


(1) Асфалий — один из эпитетов бога Посейдона.

(2) Психопомп — один из эпитетов бога Гермеса.

(3) Процитированное стихотворение в переводе Згадай-Северского (Сергея Владимировича Завадского) приписывается Орфею. Однако многие античные историки склоняются к тому, 
что подлинным автором его является Ономакрит, афинский поэт VI века до н.э., основатель орфической школы, живший при дворе афинского тирана Писистрата.

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта