В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
Персоналии: А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Э Ю Я
Молдавская ССР. Город Кишинёв. 25 декабря 1959-го года. В этот день родился Игорь Доминич – поэт, творчество которого востребовано в наше время. Всё начинается с детства. Там его истоки. И чтобы попытаться понять суть поэзии самобытного поэта, ещё одной звёздочкой вспыхнувшего на небосклоне, попытаемся открыть занавес в его прошлое. Игорь был единственным ребёнком в семье. Его отец, Эдуард Доминич — честный труженик, много лет проработавший на заводе, по своей природе был человеком мягким и тактичным. По словам Рахмиля Евгеньевича Вайнберга, мастера спорта по туризму, в то время руководившего кишинёвским клубом туристов, Эдуард Доминич стоял у истоков туристского движения Кишинёва. Отец Игоря умел видеть и ценить прекрасное. Имея способности к рисованию, он принимал участие и в клубных оформительских работах. Сам Игорь рассказывал: "О музыкальной школе и речи не было. Родители меня таскали по лесам чуть ли не с года (они были заядлые туристы), а в лесах вольницы хватало. Вот и авторская песня оттуда, из леса". Мать Игоря была доброй интеллигентной женщиной. Она работала делопроизводителем в юридическом учреждении. Судьба отмерила ей небольшой срок. Она умерла в 56-летнем возрасте после тяжёлой неизлечимой болезни, что не могло не отразиться болью в его впечатлительной душе. Был ещё у Игоря в родственниках дядя – Юлиу Эдлис, известный в России и Молдавии литератор и сценарист. О нём Игорь часто рассказывал друзьям. Может, разговоры о писателе в семье оказали своё влияние на его первые юношеские увлечения, театр и стихотворство? А дальше было всё, как у всех: окончил среднюю школу, отслужил в армии – в Забайкалье, в ракетных войсках. Его друг, талантливый бард из Гамбурга Александр Соломонов, вспоминает, что в их с Игорем юношеские годы в Кишинёве работал молодёжный театр "Данко", руководителем которого был Борис Довженко. Первоначально театр располагался в клубе Строителей, а потом получил в аренду под театральное помещение Харлампиевскую церковь. Творчески настроенная молодёжь теперь имела своё помещение. "Замечательно было и то, что оно находилось достаточно близко к центру города. Там были и мастерские, и подсобки, и костюмерная, и телефон. В общем – реализованная мечта! Там я впервые и встретился с Игорем Доминичем. Он тогда занимался светозвуковой техникой. Театр был самодеятельным. Все где-то работали и театром занимались в свободное время. Дальше всё шло своим чередом, – продолжит свой рассказ Александр Соломонов. – С театром работал и профессиональный режиссёр Арнольд Бродичанский – ученик Товстоногова. Были поставлены очень хорошие спектакли: "Эдит Пиаф", ставили Ионеско, Брехта. Народ ходил и на спектакли, и на концерты. Девчонки в театре были красавицы. Многие пары тогда появились. Игорь и Маринка стали мужем и женой. Появились дети. Потом произошла страшная трагедия. Маленький ребёнок выпал с балкона четвёртого этажа. Мы все были на похоронах. Может, поэтому их семейная жизнь дала трещину... Прошло ещё какое-то время. Кажется, Игорь Доминич работал в школе учителем трудового обучения. Однажды он показал мне стихотворение "Ну, не любит Россия поэтов". Думаю, что оно было посвящено Владимиру Высоцкому. Это были уже стихи. Сколько ж можно? Опять вы про это...
Бросьте, ваши упрёки – враньё!
Ну, не любит Россия поэтов,
Ну, кружится над ней вороньё!
Ну так, господи, мы ж не поэты,
Мы ж не лезем в петлю к палачам...
Так что бросьте вопросы-ответы,
И советы оставьте врачам!
Тут проблема не в этом, не в этом.
Тут – как зубы болят, тут – как зуд!
Ну не любит Россия поэтов,
А поэты ползут и ползут!
И рождаются, и умирают,
И страдают – едрит твою мать!
Ну не знает Россия, не знает
Куда этих поэтов девать!
Уговаривать их бесполезно,
А лечить – слишком много хлопот.
Их железом... Железом? Железно!!!
То, что надо, железом – пойдёт!
Значит ночью, без шума, без света,
Их построить рядами у стен...
Залп – и нету в России поэтов!
Залп – и нету... России... Совсем...
Так началось наше общение с Игорем, основанное на внутреннем понимании. Впоследствии оно переросло в дружбу. В это время уже вовсю были волнения в Кишинёве. Однажды жена моего близкого друга не пустила его на концерт в театр "Данко" по поводу моего 40-летия, потому что было неспокойно. Дальше — больше. Многие потеряли работу. Театр закрыли, помещение вернули церкви. Всё посыпалось". Эту информацию я не оставила без внимания, посмотрела один из фильмов режиссёра Арнольда Бродичанского, который является ярким свидетельством драматизма того времени. Фильм выпущен в 1987-ом году. В нём чувствуется атмосфера в стране середины восьмидесятых годов. Всё смешалось в картине – реальность и художественный вымысел. События прошлого проходят перед глазами: история в виде трагедии или фарса. Принимаю к сердцу чувства артистов, узнавших вдруг, что театр закрывается. Это были годы, отданные любимому делу. Одна из героинь фильма восклицает: "На что я потратила 12 лет: могла аспирантуру закончить, могла бы быть семья, я же здесь каждый вечер..." Артисты – энтузиасты, они живут театром. И их жизнь в одночасье – уничтожена, отобрана. Театр – закрыт. Конечно, на то были и объективные причины – помещение бывшей церкви требовало ремонта, но всё же... Для молодых людей, посвятивших театру много лет, закрытие его явилось трагедией. Игорь Доминич играет в фильме второстепенную роль, но я сразу узнаю его высокую статную фигуру. Парень, несколько раз появляющийся на экране, запоминается и внешностью, и выражением лица, и глаз, проникающих в душу. Игра артистов молодёжного театра – профессиональна. К этому времени относится и начало дружеских отношений Игоря Доминича с Рустамом Ахметзяновым, с которым они жили на улице Алеку Руссо через два дома друг от друга. Рустам знает точно, что кишинёвский клуб авторской песни "Товарищ гитара" Игорь в молодые годы не посещал, но то, что "он тогда уже стихи писал – это без сомнения". Стихи Игоря Доминича оказали большое влияние на Рустама Ахметзянова: "С них всё и началось. Он – с самого начала писал стихи, а я – к ним музыку и исполнял наши общие песни". В 1999-2000 годах друзья подготовили свою программу и выступали с ней в Кишинёве. "Она называлась "Под равномерный стук колёс", – рассказывает Рустам, – и состояла из стихов Игоря, читаемых им самим, и песен, написанных мной на его стихи, исполняемых мной, поочерёдно, в виде цельной программы со своей драматургией. Мы же всё-таки были из театра, хоть и самодеятельного, но имевшего почётное звание "Народного", который ездил на гастроли по линии ЦК ВЛКСМ по всему Союзу. Это было первое появление Игоря Доминича на сцене со своими стихами в значительном объёме и первое исполнение песен на его стихи". В это время Александр Соломонов, проживавший с 1996-го по 2000-ый год в Москве, вернулся в Кишинёв, и они с Игорем создали свою музыкальную программу. "Он взял моих 15 песен и подобрал 15 своих стихов. Эту программу мы назвали "Городской роман". Отрепетировали. По-моему, где-то даже показали. В театре Чехова, в малом зале. Точно! А потом записали на диск в студии. После этого, войдя во вкус, Игорь сверстал следующую программу. Он взял песню Димы Бикчентаева, не помню на чьи стихи. Эту песню я слышал в исполнении киевского дуэта, когда был в жюри Петербургского Аккорда. Там же и с Димой познакомился. Это был 2000-ый год. Да, Игорь взял музыку Димы и подложил свой текст. По этой строчке он назвал нашу вторую программу. Она была сделана из его стихов и песен на его стихи. Её мы тоже отрепетировали вместе, показали и записали. Она называется "А будет это вечером".
"А будет это вечером, Зимой сырой и слякотной. Мне будет делать нечего. И кончится вино, И белый лист, исчёрканный Каляками-маляками, Мне надоест до чёртиков – Останется одно:
Найти блокнот растрёпанный, В обложке ледериновой, Который так безропотно Все адреса хранит. Он наугад раскроется, Не выбирая имени, И всё само устроится, И время побежит.
Вокзальная сумятица, Ночной перрон прибытия, Подъезд, такси укатится И палец на звонок. И взгляд недоразбуженный, Лицо полузабытое, И вздох, и снова ужинать, И радость, и упрёк.
А через день пристыженный, Незваный и непрошеный, Уеду не обиженный Ни лаской, ни теплом – Чтоб вновь сидеть над клятыми, Насыпанными крошевом, Каляками-маляками За письменным столом".
Я не имела возможности побывать на открытых выступлениях Игоря Доминича, но, благодаря исполнительскому мастерству барда Александра Соломонова, прекрасно чувствую ритм сердца поэта, понимаю, о чём он хочет нам сказать. Концертная программа, построенная с учётом мнения самого поэта, звучит теперь часто в моём доме. Звучат стихи, песни, опять – стихи, песни, и опять стихи, и опять песни. Песенный ритм стиха ведёт меня от одного к другому, а внутреннее состояние души поэта уводит в мир чувств, вызывает эмоции, ассоциации, пробуждает мысли, которые идут из глубин души, пробиваясь воспоминаниями из прошлого. Я чувствую поэта, его внутреннее волнение и эмоциональную напряжённость. Я понимаю, что теперь его стихи и песни будут сопровождать меня всю жизнь. Расцвет творчества Игоря Доминича приходится на грань веков. Один перечень некоторых стихов, написанных с 1998-го по 2002-ой год, есть тому подтверждение: "Зелёное время восхода", "В моей ещё будущей смерти", "Не жалей, мужики, наливай", "Ворон", "Это же надо! И смех, и грех", "Прав старик. Распалась связь времён", "Ну сидим мы с тобой, ну пьём", "Под равномерный стук колёс", "Вот возьму да уеду на Юг", "А в августе лили дожди", "С Веста дуют ветры или с Оста", "Не родитесь, поэты, в провинции", "Командуя белым светом", "Обними", "Гитары траурно звенят", "Тих, как шёпот, барабанный рокот", "Вдруг подумалось о друзьях", "А роза упала на лапу Азора".
Первая книга стихов Игоря Доминича "Зелёное время восхода" вышла в свет в 2004-ом году тиражом всего 500 экземпляров.
Ирене Крекер
Более подробно читайте здесь
|
|
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |