![]() |
![]() |
В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
![]() |
||
![]() |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
![]() |
|
|
![]() |
Персоналии: А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ь Э Ю Я
Пономарёва Валентина Дмитриевна (10.07.1939) — джазовая солистка-вокалистка.
Родилась в Москве в семье профессиональных музыкантов. Её родители были выпускниками Московской консерватории, отец — скрипач, мать — пианистка.
Валентина Пономарёва окончила Хабаровский институт искусств по классу вокала и по классу фортепиано. Дебютировала как джазовая солистка-вокалистка в конце 60-х годов, пела баллады, традиционные джазовые "эвергрины", выступала со многими ансамблями, работала в джаз-оркестре А. Кролла. Звонкий, необыкновенный голос певицы словно имитировал тембр трубы или флейты, когда она исполняла особо удававшиеся ей композиции в манере скэта.
С трио "РОМЭН" певица выступала 10 лет, гастролируя во многих странах мира, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк (1976), "Мидем-76", Канны (1976) и др. Пономарева исполняла романсы (русские, салонные, городские, жестокие, цыганские). Гастролировала с ними и участвовала в Международном фольклорном фестивале (Татеяма, Япония, 1989), Международном фестивале "Войс Овер" в Лондоне и Диссонантен-фестивале в Нидерландах (оба в 1990) и др. К середине 80-х годов она уже известнейшая певица, ей посвящены восторженные отзывы прессы. "Трудно найти в советском джазе индивидуальность более уникальную и более музыкально универсальную, чем вокалистка Валентина Пономарева. Ее музыкальный портрет, представляемый здесь фирмой Лио Рекордс, займет выдающееся место в галерее современного искусства", — писал о ней Ефим Барбан в 1984.
И, действительно, Пономаревой доступно все — и цыганская песня, и жестокий романс, и фри-джаз, и импровизационная музыка. Она выступает на фестивале советского авангардного джаза в Цюрихе (1989), фестивале современной музыки в Хаддерсфилде (Англия, 1990), на фестивале "Джазовое лето-91" в Италии (1991) и др. С середины 80-х годов начинают выходить ее диски с А. Вапировым, С. Курехиным, с группами "АРХАНГЕЛЬСК", "АКВАРИУМ", с С. Губайдулиной, с В. Резицким, и также сольные альбомы "Искушение", "Terra incognita", "Птица печали" и др. Сотрудничает со многими известнейшими музыкантами мира. Принимала активное участие в озвучивании более 20 фильмов. Ее голос звучит за кадром в фильмах "Жестокий романс", "Агония", "Чучело", "Пейзаж в можжевельнике" и др.
Валентина Пономарева — лауреат всероссийских конкурсов, лауреат международного конкурса "МИДЕМ-75", лауреат многих джазовых отечественных фестивалей. В 1991 основала в Москве "Музыкальный театр Валентины Пономаревой", является его руководителем.
Валентина Пономарева — яркая звезда на небосклоне отечественного вокального джаза. По широте творческого диапазона ей трудно найти равных. Она обладает безупречным исполнительским мастерством, прекрасно владеет искусством импровизации. Ей подвластно все: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок. Валентина Пономарева без сомнения одна из блестящих представительниц джазовой вокалистики. www.russiandvd.com
Она родилась, чтобы стать певицей. Ее артистическая судьба сотворена и предсказана самой природой, наградившей это хрупкое очаровательное создание таким талантом, таким голосом и такой душой, чистой и нежной, которые даже унылая серость будней, запреты прошлых лет не смогли затоптать, загасить, разменять. Судьба Валентины Пономаревой , как и ее талант, поистине уникальна.
Ее принадлежность к дворянскому роду Лукашовых по линии матери сплелась с древним цыганским родом Пономаревых-Эрденко. Это ее двоюродный прадед Михаил Эрденко был всемирно известным цыганом-скрипачом, профессором Московской консерватории, гастролировал по всей Европе. Родители Валентины — скрипач Дмитрий Пономарев и пианистка Ирина жили в студенческом общежитии консерватории, поэтому первыми звуками, погрузившими девочку в мир музыки, были звуки фортепиано и скрипки. Едва научившись ходить и говорить, маленькая Валя стала ученицей мамы. Так начиналось постижение классической музыки. Позже, находясь в среде многочисленной цыганской родни, юная Валентина попадает в иной музыкальный мир, зачарованно слушает романсы, зажигательные цыганские песни и сама принимает участие в домашних праздниках. Вскоре у девочки обнаруживаются незаурядные вокальные данные.
Она поступает в Институт Искусств в Хабаровске, где жила в этот период ее семья, и становится студенткой сразу двух факультетов — фортепиано и вокального. Казалось бы, музыкальное будущее уже определилось, но парадоксы творческих устремлений Валентины только начинались. В то время радиоприемники Хабаровска легко принимали японские радиостанции, постоянно транслировавшие джазовую музыку. Валентина могла слушать ее бесконечно. Позже она скажет: "Джаз — моя первая любовь".
Валентина закончила Институт Искусств и, вместо того, чтобы продолжить занятия классическим пением в консерватории, неожиданно для всех принимает приглашение в драмтеатр на роль цыганки Машеньки в спектакле ''Живой труп'' по Л. Н. Толстому. И это очередной парадокс судьбы Валентины Пономаревой : училась классическому пению и музыке, мечтала о джазе, а дебютировала в театре в драматической роли, где еще и пела цыганские песни.
Успех был просто ошеломляющим, чему способствовала "Невечерняя", впервые исполненная в этом спектакле юной актрисой и певицей. А затем была еще одна ступень на ее звездном пути: Валентина стала артисткой Московского цыганского театра "Ромэн". Ошеломляющий успех трио "Ромэн" в стране, гастроли по всему миру, выступления на телевидении и радио, грамзаписи, казалось, — о чем еще можно мечтать? А Валентина Пономарева мечтает: о джазе!
На пике славы она уходит из трио и погружается в совсем иной музыкальный мир, участвуя во многочисленных рок— и джаз-фестивалях, выступает и записывается с теми, чьи имена позже составят славу русского джаза. В 1992 году журнал ''Джаз'' назвал Валентину лучшей певицей года. И вот уже о русском чуде джаза восторженно писали за рубежом, диск "Предсказательница" вошел в десятку лучших альбомов мира. Когда же джаз у нас вырвался из-под запрета, и наш слушатель, открывший давно известное миру, был потрясен и покорен, она неожиданно делает новый вираж:возвращается к романсу. По приглашению Андрея Петрова, и, может быть, неожиданно для самой себя она соглашается спеть за кадром несколько романсов к фильму Эльдара Рязанова "Жестокий романс". Для восторженных зрителей стало ясно: взошла новая звезда романса. Накануне выхода фильма Валентина встретила долгожданного спутника жизни — своего мужа Константина. Может быть, поэтому ее пение в фильме звучит с такой страстностью и глубиной чувства, которые способна ощутить и передать только любящая женщина. "Я пришла к романсу не случайно, — говорит певица. — Их пела моя бабушка, мои тетки — прекрасные исполнительницы цыганских романсов. В юности мне это пение казалось скучным, тогда я больше реагировала на ритм и пульс в музыке.
А позже поняла — исполнение романса требует духовного и жизненного багажа" Романс наполнил ее жизнь новым смыслом, новыми устремлениями. Не случайно ее программа, с которой она гастролировала по США, Канаде, Японии, Англии, а теперь и по всей России, названа "Душа моя — романс". "Ее романсы превосходны. Она понимает, о чем поет, это теперь такая редкость. Благородство и утонченность манеры — удивительны" — так, услышав Валентину на концерте, отозвалась о ней живая легенда романса Изабелла Юрьева.
Валентина Пономарева считает жанр романса искусством сегодняшнего дня, близким и понятным прежде всего молодежи: ведь главное содержание романса — это история любви. Оттого на ее концертах много молодых людей. Валентина получает от них записки и письма с размышлениями, кассеты с романсами собственного сочинения. Про эту неутомимую женщину можно смело сказать, что, достигнув очередной творческой вершины, она тут же стремится к следующей, каждый раз удивляя неожиданностью и вместе с тем логичностью, закономерностью всего, что она делает. "Валентина Пономарева — поистине уникальная певица. Ей подвластно все: народная песня и джаз, классическая музыка и стиль рок", — говорил композитор Андрей Петров. Как отмечают многие, главное, что объединяет эти такие разные жанры в творчестве Пономаревой — это чувство стиля. Порой кажется, что на ее романсовых и джазовых концертах поют разные певицы — настолько полно она преображается. А что же дальше? Осуществление новых проектов, планов, идей. "Я жива, пока живут во мне мои душераздирающие идеи", — говорит она. В преддверии очередного юбилея чем еще поразит нас эта удивительная женщина, певица, актриса? Возможно, этого не знает даже она сама. Источник биографии: www.rampa.r. |
||
|
![]() |
|
![]() ![]() |
|
![]() |
|
© bards.ru | 1996-2025 |