В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
08.06.2009 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Супрун Александр Источник: http://timokhines.narod.ru/SUPRUNpublik.html http://timokhines.narod.ru/SUPRUNpublik.html |
|
БАйда, байдА и прочее... |
(заметки о 21 фестивале авторской песни "Байда-2002", прошедшем 6-8 сентября в Запорожье)
Один из старейших фестивалей Украины, возникший на небосклоне АП ровно 25 лет назад и получивший оригинальное название в честь небольшого острова в старом русле Днепра, именуемого Малой Хортицей или Байдой, был зачат стараниями Президента одного из сильнейших турклубов СССР — туристического клуба "Эльфы" завода "Искра" Виктора Грохольского и известной Александры Кужель (в прошлом руководителя Запорожского городского клуба АП, ныне председателя государственного комитета по предпринимательству и регуляторной политике).
Практически с самого рождения фестиваль проводился на Байде, острове славы запорожских казаков, овеянном легендами и песнями украинского народа:
"Ой, п'е Байда мед-горiлочку..."
Как известно, свято место пусто не бывает. И действительно, год от года фестиваль мужал и набирал творческие обороты. В разные годы его гостями были Юрий Визбор и Виктор Берковский, Владимир Ланцберг и Юрий Кукин, Григорий Дикштейн и Александр Мирзаян, Юрий Лорес и Вероника Долина — целое созвездие творческих людей, оставивших значительный песенный след на этой священной земле.
К началу 90-х, в силу всеобщего раздрая, неизбежно коснувшегося и запорожского клуба, фестиваль пришел к полному упадку. После того, как Александра Кужель ушла в политику в истории запорожского фестиваля образовались так называемые "белые пятна" — за 25-летнюю историю состоялась только 21-а "Байда". Выйти из состояния коллапса нашему любимому празднику помогли "капитаны дальнего плавания", лидеры вновь созданного клуба АП "Парус" Сергей Кучма и Александр Белан. Используя личные финансовые ресурсы, они подхватили "упавшее древко флага" и не дали фестивальному огню окончательно сойти на нет.
История "Байды" никогда не была гладкой. Это и чересчур усердное внимание комсомольских секретарей, и соответствующее внимание структур, которые Игорь Губерман оценил таким образом:
"Я государство вижу статуей — Большой мужчина, полный властности. Под фиговым листочком спрятан Огромный орган безопасности".
Рецидивы совковой действительности мешали нам строить "замки из песка", но мы все-таки радовались жизни и стремились к свободе творчества:
"Это счастье — дворец возводить на песке, Не бояться сумы и тюрьмы, Предаваться любви, отдаваться тоске, Пировать в эпицентре чумы". (И. Губерман)
К большому сожалению, иногда и творцам "наступают на хвост" — через некоторое время "Байде" пришлось сменить прописку. Из-за непомерных аппетитов руководителей базы отдыха комбината "Запорожсталь", которым фактически и принадлежит Малая Хортица, последние 10 лет поющему люду приходится фестивалить на территории детского оздоровительного лагеря "Огонек", что в местечке под названием Великий Луг.
Долгие годы "Байда" была сама по себе. Ни властные структуры (за исключением "огромных органов"), ни средства массовой информации, ни тем более крупные меценаты особого интереса к фестивалю не проявляли. Впрочем, это устраивало все стороны. Однако, последние два года принесли значительные изменения. В результате поддержки городской администрации с лозунгом "Запорожье — лучший город в Украине!" о "Байде", наконец, узнали и горожане. Мощный промоушен и гала-концерт на центральной площади города — Фестивальной — значительный шаг вперед в продвижении жанра к массовому потребителю. Суперзвук, яркая, прекрасно оформленная сцена, творческий потенциал авторов и исполнителей из многих городов Украины и необъятного СНГ создали атмосферу неповторимого праздника. Около 8 тысяч зрителей на концертной площадке за 2 фестивальных дня — это много или мало? Похоже, что "шапка оказалась по Мономаху".
Великая радость у "Байды" была с небольшой долей горчинки. Праздник всегда хочется встретить с близкими и друзьями. Когда же этому что-то мешает — становится грустно. Грустно от справедливой мысли поэта:
"Иду с Прекрасной Дамою в лучах большого дня И Грабли Те Же Самые приветствуют меня".
(В. Вишневский)
Полгода назад мы уже имели честь наступить на вышеозначенный предмет, когда организаторы 1-го фестиваля "32 Мая" (Славяногорск) самым неожиданным образом решили "наложиться" по срокам проведения с традиционным харьковским фестивалем "Майдан", получившим в 2002 году статус всеукраинского. Такая же песня случилась и во вторые выходные сентября. В 200 километрах друг от друга одновременно проходят "Байда" (Запорожье) и "Большой Донбасс" (Ясиноватая). Каким бы "Донбасс" не казался "большим", однако старших во всем мире принято уважать. Если запорожский фестиваль перешагнул четвертьвековой юбилей, то вновь возрожденный "Донбасс" пытается встать "на ноги" всего лишь второй раз. Что это? Случайность? Возможно. Однако, в перспективе просматривается сплошная закономерность. С каждым годом на орбите фестивальной Украины появляются все новые и новые праздники песни, новая одаренная молодежь и нас это очень радует. По оценкам некоторых экспертов в настоящее время в стране с 48-миллионным населением насчитывается около 500 единиц, создающих творческий продукт в жанре авторской песни и всего 30 ежегодных фестивалей, где, собственно, и есть возможность реализовать себя многим пишущим и поющим. Не так уж и много, если учесть, что средняя наполняемость таких мероприятий составляет 150-200 человек вместе с "хвостами" (любителями АП или попросту фанами). Так стоит ли "половинить" значимые для жанра события? Ответ на вопрос "Иметь или не иметь?" очевиден. В спор "кто больше?" или "чьи мускулы в отдельно взятом кармане посильнее?" вмешаться бы ассоциации клубов АП Украины, да, видимо, она, недавно созданная, изначально имела "совково-бумажный характер" и держать "вожжи в руках" не способна. А жаль! Почему бы, кстати, не использовать "для разведения мостов" возможности данного сайта в системе Интернет с фестивальной сеткой на текущий год?! Пользуйтесь, господа хорошие!
Первая половина сентября в Запорожье отмечена, как правило, замечательной летней погодой, продолжением купального сезона и справедливо считается бархатной. Нынешний экстремальный год в нарушение всех писаных правил внес свои коррективы и решил "подмочить" фестивалю репутацию. Перед первым гала-концертом прошел резвый дождик, который не распугал первую сотню самых активных любителей праздничных шоу. Великий дух праздника разогнал хмурые тучи и привлек значительную часть горожан к фестивальному огню. Три часа музыкального марафона никого не оставили равнодушным и это можно считать маленькой фестивальной победой. И я там был, "мед-пиво" пил.
Выполняя роль независимого журналиста и собирая мнения свих друзей и знакомых о концертах на площади, я неизбежно сталкивался с одним и тем же: "А почему на субботнем концерте исполнялись песни, которые мы слушали в пятницу?! Что, исполнителям больше нечего показать?" Эту же тезу я услышал и от фанов, живущих от фестиваля к фестивалю. Эх, милые мои, так вот где "корешок зарыт"! Отношение к публике на уровне "пипл тупой, он все схавает", как видим, дает явный негатив. В таком случае, почему мы так и не увидели работу "начальника транспортного цеха" в лице режиссера театрального шоу? Ведь именно он отвечает за конечный творческий продукт! Программа, выстроенная "как бог послал" привела к адекватной реакции зрительного зала, часть которого делала вынужденную "посадку на аэродромах" ближайших кафе.
А начиналось все привычно хорошо. Вышли спонсоры и дружно "профанфарили" о страстной любви к авторской песне, раздали дежурные фразы и предоставили слово ведущему. А дальше? Дальше полное отсутствие развития, кульминации и жирной точки. Были песни — не было действия. Но ничего, мы все учимся. На чем-нибудь и как-нибудь. Даст бог, со временем одолеем "это", как там его? Ах, да, сквозное развитие.
Вероятно, определенная часть читателей станет возражать моим придиркам:
— Праздник состоялся?
— Состоялся!
— Народ свою порцию удовольствия получил?
— А как же!
— Чего тебе еще надобно?
Скажу так: искусства хочется, профессионализма, ведь не под забором же поем! Мы уже сегодня готовы создавать творческий продукт высокого качества, так давайте и подходить к организации процесса по-новому. Для этого можно было бы пригласить хорошего театрального режиссера, может быть предпринять другие шаги, которые позволят вытянуть "за уши" наш общий праздник.
В данном контексте палочкой-выручалочкой оказался наш уважаемый коллега, признанный мэтр жанра, композитор Виктор Семенович Берковский, который старается не терять связи со своими земляками и периодически выступает в Запорожье. Значительная часть электората не случайно пришла именно на "Берковского": слаженные действия музыкантов, высокий профессионализм, сценическая культура, узнаваемость песен Виктора Семеновича, многие из которых были написаны в нашем городе, по-настоящему порадовали публику. Раскрученный бренд с маркой "Виктор Берковский" в очередной раз доказал свою творческую состоятельность.
"Какая ж песня без баяна?" Традиционная "тусня" в ДОЛ "Огонек" как всегда была душевной и самой привлекательной частью всеобщего "разгуляйства" с мягким переходом к "точечному разгильдяйству". Песни, песни и еще раз песни. Круглые сутки, если они (сутки) таковыми являются. 21-я "Байда" была озадачена отборочным туром всеСНГшного фестиваля "Петербургский аккорд", который состоится в начале октября текущего года. 39 претендентов на звание "лучший по профессии" "рядами и колоннами" прошли сито предварительного прослушивания и перешли в разряд конкурсантов. Трудную битву за места в поезде "Украина — С-Петербург" оценивало жюри в составе:
Васильева Анна — Харьков, Добровольский Игорь — Сумы, Кучма Сергей — Запорожье, председатель жюри, Софронов Александр — Москва, Супрун Александр — Запорожье, Шестериков Александр — Курск.
Не смотря на то, что членам жюри пришлось провести за столом 10 долгих часов, его работа была, на мой взгляд, достаточно объективной. Кардинальных споров в оценке тех или иных выступлений практически не было. Взвесив "все за и все против" был вынесен окончательный вердикт: билет под №1 до станции С-Петербург вручить Тихоновой Наталье из Полтавы. В песнях этой молодой талантливой девушки удивительным образом сочетаются образность стихов, оригинальная подача, "гармоничная гармония" (и это, поверьте, не тавтология), мощная внутренняя энергетика, говорящие о том, что у автора песен может быть большое будущее. Что ж, задел в виде билета до города на Неве уже есть. Желаем Наталье "новых билетов" и "новых уЗБеКов". Во всем.
Стабильно и уверенно выступили ансамбли — театр авторской песни под руководством Елены Алексеевой (Запорожье) и квартет "Чужаси" (Сумы), автор из Полтавы Алексей Бардин, исполнители из Запорожья Анна Гайдук и Елена Пономаренко, композитор Сергей Рудь (Днепропетровск) и дуэт из Севастополя Дмитрий Черепок — Игорь Захаренко. Именно таким составом и отправится делегация Украины на международный "Питаккорд".
Жюри так же посчитало необходимым отметить Ольгу Козаченко (Сумы) и ансамбль "Дороги меняют цвет" (Полтава) как дипломантов фестиваля "Байда".
Три дня пролетели мгновенно. Пятница, минуя субботу, сразу перешла в воскресенье, самый трудный день любого фестиваля. Медленно пустеет еще недавно оживленный "Огонек", но еще висит сигаретный дым в традиционном месте сбора фестивальщиков — столовой. Еще поются песни и дай Бог — не последний раз!
Всем! Всем! Всем! Ахтунг! — Вдохновения! Музы! Новых встреч! Новых "Байд"! И "прочего" (по своему усмотрению и без байдЫ!)
"...Есть только миг Между прошлым и будущим, Именно он называется жизнь!"
Пока-пока, до следующего мига!
P.S. Приглашаю к разговору заинтересованных лиц, желающих аргументировано изложить свою точку зрения на произошедшие события. За автором данной статьи остается право литературной редакции присланного материала.
С уважением, А. Супрун.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |