В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

09.06.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Викторов А.
 

А много ль нам досталось прожить таких минут?

Сколько иммигранта ни интегрируй, он всё равно в свой родной лес смотрит, не забывает страну, где родился, свой язык, культуру, традиции. А если он ещё и сам носитель этой культуры, то тогда ему, как говорится, и карты, а в данном случае, гитару в руки... С 23 по 30 июля в Венецианской лагуне Адриатического побережья, в городе-курорте Лидо ди Езоло, прошел пятый Всемирный слет русскоязычных бардов, поэтов и музыкантов.

 

Если бы мы писали о Венеции, то непременно восхитились бы этим неповторимым городом каналов и мостов, отдали бы дань красоте островов. Описали бы путешествие на речном трамвайчике или водном такси по удивительному долларообразному Большому Каналу с потрясающими дворцами по берегам. Поделились бы впечатлением от посещения собора и колокольни Сан Марко, Дворца Дожей, катания на гондолах и поющих по твоему желанию (но за отдельную плату) гондольеров. Мы не преминули бы сообщить о великих людях, чья судьба тесно связана с Венецией. Рассказали бы о наших соотечественниках Сергее Дягилеве, Игоре Стравинском и Иосифе Бродском, нашедших успокоение на кладбище Сан Микеле. Обязательно напомнили бы, что именно в Венеции в сентябре каждого года проходит знаменитый кинофестиваль, открывающийся грандиозной регатой с участием гондол XIII –XVII веков и последующим состязанием современных спортивных лодок, которое, кстати, в прошлом году выиграла среди женщин представительница Германии.

 

Если бы мы писали о Венеции, мы бы рассказали об этом и многом другом. Но сегодня речь о венецианском бардовском слете. А потому – к делу!

 

Кто есть ху (в хорошем смысле слова). Слет этот породил пять лет назад известный организатор бардовского движения, бизнесмен, "генерал-генератор" Стас Аршинов. Два слета прошли в Турции, два на Кипре. В Венецию в этом году съехалось из разных стран мира около 150 любителей авторской песни, а также самих бардов, поэтов и исполнителей. Это Дмитрий Кимельфельд (Иерусалим) – фантастически популярный поэт, автор песен, ведущий телепередачи "Без границ", в которых непременно участвуют русскоязычные барды со всего мира; Дмитрий Бикчентаев (Казань) — известный автор музыки на стихи хороших и разных поэтов; Леонид Новиков (Нью-Йорк) – исполнитель (в дуэте с Александром Годиным) традиционных бардовских песен; Татьяна Синицына (Вуппертaль) – исполнитель современных авторских песен (нередко в паре с Борисом Серегиным) и многие другие. Не имея возможности рассказать обо всех, мы представили лишь тех, у кого взяли интервью (о них речь чуть ниже). В Венецию также приехали: Михаил Кочетков, Григорий Данской и Игорь Иртеньев (Россия), Марина Меламед (Израиль), Ольга Качанова и Вадим Козлов (Казахстан), Марина Белоцерковская, Татьяна Ивлева (Германия) и другие.

 

Was ist los (в смысле, что произошло). Поскольку сейчас ни одно хорошее (впрочем, и плохое тоже) дело не обходится без концепции, то организаторы слета ее тоже разработали, честно заявив, что затеяно всё это, дабы "в атмосфере дружбы и любви устанавливать коммуникации между творческими сообществами и отдельными представителями разных стран, обмениваться творческой информацией и укреплять песенное братство". Что, на наш взгляд, имело место! Особо по части песенного братства. Гитары не умолкали ни днем, ни ночью, из-за чего, правда, возникали некоторые проблемы. Кроме бардов и их почитателей, в гостинице "Каравелла" жили и другие люди. Даже днем бесконечные песни под гитару радовали не всех и не всегда, а уж ночью... Уход после отбоя к морю не спасал от гнева охранника, который с неотвратимостью тени отца Гамлета являлся на бардовские посиделки и по-итальянски темпераментно советовал заткнуться или пойти куда подальше, в смысле, петь под другой гостиницей. Как тут не позавидовать гостям и участникам Венецианских кинофестивалей, где, как говорят, народ весьма эмоционально общается со звездами экрана, производя не меньше шума. При этом никто никого никуда не посылает. А ведь, если по большому счету, то барды Кимельфельд и Кочетков в своих кругах не менее знамениты и почитаемы, чем всякие там кино-кумиры! Уже не говоря о поэте Игоре Иртеньеве. Обидно, понимаешь!

 

Но хватит о грустном! В течение недели, наплескавшись в море и съездив на очередную экскурсию, барды, музыканты и поэты каждый вечер предавались своему излюбленному занятию: пели песни и читали стихи для благодарной публики. Любой концерт был по-своему замечателен, выделить кого-то трудно. Ну разве что особый по накалу и энергетике вечер молодого барда Григория Данского, который, кстати, этой осенью приедет со своей программой в Германию. Кроме того, на слете было два замечательных мероприятия: концерт детей и необычайно забавный конкурс под раскрепощающим девизом: "Ни слуха и ни голоса, а всё равно пою!" Среди детей лучше других был, несомненно, молодой рокер Паша Синицын, но награду не получил, ибо, как сплетничали в кулуарах, его мама Татьяна Синицына, в отсутствие Стаса Аршинова назначенная на должность и.о. "генерал-генератора" слета, побоялась обвинения в протекционизме (вот и говори после этого о легкой жизни детей начальства!). В конкурсе "Поют непоющие", продемонстрировав уникальные способности неумения петь, победителями стали известный московский журналист и писатель Алла Боссарт и американский поэт Женя Зюсер (он же Федя Толстой). К приятным сюрпризам слета надо отнести и присутствие на нем журналиста, руководителя ИТАР ТАСС в Риме Алексея Букалова, который привез с собой свою книгу "Пушкинская Италия" с яркими изустными рассказами-новеллами.

 

Слет открылся традиционным концертом "Визитная карточка", где к микрофону мог выйти любой желающий. А 25 июля со сцены зазвучали песни одного из ярчайших представителей жанра, Владимира Высоцкого, ушедшего из жизни 25 лет назад. Вспоминали барды на своем слете и двух других собратьев – недавно трагически погибшего Бориса Вахнюка и умершего Виктора Берковского, чьей песней "Божественная суббота" и был закрыт слет. (Искушенный читатель, конечно, заметил, что одна из строчек этой замечательной песни как раз и вынесена в наш заголовок).

 

Как это делается в...(в смысле, где и как живется песне). А теперь — выдержки из обещанных интервью, в которых мы просили собеседников рассказать о себе, о том, что для них значит авторская песня, что в ней радует, что огорчает, как выживает в их краях этот жанр. Татьяне Синицыной мы задали один единственный вопрос — об итогах слета.

 

Дмитрий Бикчентаев: Меня друзья называют "черт нерусский", потому что во мне нет ни капли русской крови, а есть греки, татары, киргизы, евреи, казахи, украинцы. Но пишу я музыку на стихи русских авторов, причем особенно интересны мне с некоторых пор русскоязычные поэты-эмигранты. Что касается авторской песни в Казани, то созданный Вячеславом Аршиновым самый крупный в Советском Союзе КСП когда-то насчитывал свыше тысячи человек! Соответственно и интересных бардов у нас было очень много. Сейчас они всё чаще покидают город. Причины финансовые: народ нас любит, власть – нет. Проведение фестивалей и концертов в Казани – дело исключительно частных лиц. При отсутствии какой-либо финансовой поддержки со стороны города и притом, что у нас не принято брать деньги с людей, приходящих на наши фестивали, мероприятия эти, как правило, убыточны.

 

Дмитрий Кимельфельд: Что волнует? Авторская песня ведет свое начало с написанной в 1933 году в лагере альпинистов песни "Холодная ночевка". В этой песне есть уже все приметы жанра, который мы чувствуем как "наш". С тех пор, сохраняя свои главные приметы, авторская песня всё время видоизменяется во времени – язык, ритмы, музыка сегодняшних молодых заметно отличаются от песен сороковых, пятидесятых, шестидесятых и семидесятых годов. Добрые, негромкие песни, которые так были нужны для наших удивительных вечеров у костров или на кухнях, сейчас уже почти не пишут. Другое время – другие песни, не зажатые в рамки идеологии, более свободные по языку, как, например, те же вещи Гриши Данского. Эти перемены естественны, это нормально. Тревожит другое: размывание границ. Вырываясь на огромные подмостки, превращаясь в шоу, авторская песня становится совсем иным эстетическим событием и теряет то главное, что мы в ней ценим: радость непосредственного общения, великое чувство единения. Какое может быть чувство общения, если автор со сцены не видит 99 процентов своих слушателей, да еще и повторяет одно и то же в тысячный раз? Только немногие, очень классные мастера, способны преодолевать этот автоматизм и чувствовать идущий от зала энергетический возврат. Для того чтобы сохранялись традиции жанра, чтобы не забывалось, откуда что пришло, мы у себя в Иерусалиме решили впредь каждый слет посвящать какому-то большому барду, чтобы там звучали его лучшие песни, чтобы его творчество было главным стержнем, главным событием происходящего.

 

Леонид Новиков (Нью-Йорк): Нам с Сашей Годиным под пятьдесят. В СССР мы жили в разных республиках, но приобщились к авторской песне примерно в одно время. Познакомились в Америке и вот уже 8 лет поём дуэтом традиционные бардовские песни, отбирая в репертуар, на наш взгляд, самое лучшее. Два раза в год у нас на Восточном побережье проходят многотысячные бардовские слеты. И знаете, чем мы поражены? Обилием молодежи, которой авторская песня по-настоящему интересна! И вообще тяга у наших людей к авторской песне огромна. Несмотря на высокую цену билета (35 долларов), их раскупают в считанные дни.

 

Татьяна Синицына (Вупперталь): Поскольку барды тоже люди, то одна из задач слета, или, как мы его называем, бард-тура, была в том, чтобы его участники еще и хорошо отдохнули. Отдохнули мы хорошо, но устали очень! Потому что хотелось всё успеть, услышать, увидеть; просто жалко было тратить время на сон. На мой взгляд, слет получился почти таким, каким мы его затевали. Главное – удалась замечательная атмосфера духовного единства, достигнуто состояние эйфории от встречи с любимыми авторами и просто добрыми друзьями. И сегодня ясно одно — следующий бард-тур состоится в 2006 году. Непременно!

 

А. Викторов, Вупперталь

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2017