Вот и дождались барды праздника. Впрочем, не только барды. На этот раз на Куликовом поле были замечены даже панки, которые славно и не эпатажно тусовались у костров и у большой сцены, где и проходило множество концертов программы третьего межрегионального фестиваля авторской песни. Напомню, что уже традиционно проводили его Министерство образования РФ, Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле" и Тульский городской клуб авторской песни.
В этом году подали заявки на участие в фестивале раза в три больше авторов и исполнителей по сравнению с прошлым годом. Но за сутки до открытия заезда синоптики спровоцировали своими сообщениями откровенную панику. Ехать или не ехать на поле в палатки, если обещается мороз до минуса двух, да еще и "легкий снег возможно с дождем". Все прелести природные в одно время, в одном месте. Но Куликовский фестиваль отличается одной очень простой вещью – его ждешь год и на него очень хочется поехать. Мы поехали. Не взирая на синоптические заклинания. Огромная толпа музыкантов забивала под завязку автобусы, всю дорогу распевала песни Шевчука, КОРОЛЯ И ШУТА, "Госпожу удачу", Окуджаву еtc.
Приятные сюрпризы начались уже тридцатого числа. На поле приехал ярчайший персонаж многих российских фестивалей Леонид (Сэм) Пузырев, обнаруживший в себе тягу к фестивальному туризму после ухода на пенсию и вот уже восьмой год, выбираясь из родного Ташкента, радующий собой народ. В прошлом году не было ни одного журналиста, который бы не обратил внимание на эту колоритную фигуру. Так же как и тогда, голубоглазый Сэм выглядел вполне американисто: шляпа а’ля ковбойская, джинсы, белая пушистая, мягкая (сама трогала) борода, колоссальная энергия. На этот раз "ковбой" веселил народ, как со сцены, так и у палатки, простенькими смешными песенками. Жюри отказывалось слушать Сэма: "С тобой и так все ясно. Ты уже, считай, во втором туре". Но Сэм приехал не для того, чтобы молчать до большого концерта. Он буквально навязался на прослушивание. После первой песни его попросили отойти в сторонку. Сэм возмутился дискриминации: "Я, как все, должен спеть и вторую".
—Сэм, иди. Народ ждет. Видишь сколько конкурсантов.
— Так я и петь-то собираюсь, потому что народ ждет, — отыгрался Сэм и спел песенку про дебила.
Как прокомментировал стоящий рядом представитель профессионального жюри: "Песенка-стеб. Ничего в ней значимого, но как разыграна артистично. Яркая личность даже чушь способна поднять на высокий уровень".
Проплутав полночи по дороге к селу Монастырщина, недалеко от которого и развернулся большой палаточный лагерь, застав только два последних выступления гостей и членов жюри, ночью приехал на поле Михаил Грушин, председатель фонда Грушинского фестиваля. Михаил — племянник легендарного создателя и организатора самого большого и популярного бардовского фестиваля, отмечающего в этом году тридцать лет с первого концерта. Михаил приехал не свадебным генералом. 27 июня пройдет коломенский фестиваль, одним из организаторов которого он является. В прошлом году, после почти двадцатилетнего перерыва, началась новая история этого фестиваля. Михаил очень хотел бы проводить его на новом уровне, учитывая опыт организации подобных мероприятий в различных местах. Он много слышал от разных людей о Куликовском конкурсе и приехал посмотреть как он организован, как проводится. Михаил дал эксклюзивное интервью для наших читателей, которое вы увидите в ближайших номерах. Пока скажу лишь, что он отметил высокую организацию и продуманность нашего фестиваля и удивительной красоты природу и светлую ауру в месте его проведения. Тридцать первого мая с утра началась работа жюри, которое на этот раз разрослось раза в два, поскольку состояло из двух ступеней – общественного и профессионального. Это нововведение оказалось очень успешным. Оно мало того, что сняло напряжение прошлых фестивалей с самих членов жюри, но и убрало многочисленные претензии к выбору ими исполнителей. Весь вечер первого дня и половину дня следующего общественное жюри отбирало участников во второй тур, а профессиональное жюри проводило мастер-классы в очень свободной, легкой форме. Погода, вопреки пугающим предсказаниям, радовала ясным небом, пусть и не жарким, солнышком. Жюри прослушало порядка восьмидесяти участников фестиваля, отобрав для участия во втором туре тридцать четыре номера. Наверное, жюри пребывало в лирично-романтическом состоянии, так как отобрало в большинстве своем песни в диапазоне от песен плачей-страданий, до песен легкой грусти. Надо заметить, что исполнительский уровень значительно поднялся. Это связано, пожалуй, с выросшим престижем нашего фестиваля, и с нововведением, связанным с жюри (в более спокойной обстановке прослушивания и широкого отбора, выплеснуть воду с младенцем значительно труднее). Что еще в этом году порадовало – наши представители профессионального жюри устроили шестичасовой концерт, в котором по полчаса каждый пели свои песни. То есть это были не прошлогодние "ознакомительные" две песни, а мини-концертики. Это замечательно. На поле можно было купить кассеты с записями песен мэтров, но живое исполнение – это живое исполнение. И как говорят одесситы, это две большие разницы. Жаль только, что многие гости и члены жюри, на протяжении трех дней фестиваля, по несколько раз выходя на сцену все как-то больше пели одни и те же песни, отчаянно не балуя разнообразием. Владимир Бережков, стоящий у истоков зарождения жанра, председатель отделения авторов песен Союза литераторов, спел новую песню, посвященную Куликову полю. Вообще здесь многих буквально пробивает на написание песен патриотического звучания. Мне принесли стихи совсем маленькой девочки, пришедшей из соседней деревни посмотреть-послушать, и написавшей тут же большой и впечатляющий торжественностью стишок о Куликовом поле. Деревенские мальчишки загорелые с весьма самостоятельным и независимым видом стихов не писали, а забравшись в кусты по взрослому курили, пуская одну единственную сигарету по кругу и с видом искушенных знатоков слушали музыку. Местные торговцы, почувствовав приход "большого покупателя" раскинули торговые столы с мороженым, пивом и дешевой вкуснейшей сушеной рыбой. Ночью у костров барды собирались в круг большими группками и пели почти до утра: кто-то Вертинского и Гребенщикова, кто-то шансон, кто-то Высоцкого, кто-то себя собственного.
На утро следующего дня за огромными кустами сирени, в отреставрированной церкви проходила служба в честь Дмитрия Донского.
Проспавшее объявленную пресс-конференцию, но очень милое, расслабленное и добродушное в последний день жюри, привезло дипломы и подарки победителям фестиваля.
Закончился праздник авторской песни большим Гала-концертом, в котором выступили победители конкурса и члены жюри. Гран-при завоевал квартет "Пятеро". Лауреатами в номинации "исполнители" стали московский ансамбль "Ти-би-бо", дуэт из Орла Алексея и Сергея Греминых, трио "Дебют", местом своей дислокации назвавшие и Тулу, и Богородицк одновременно. В номинации "автор текста и музыки" победили тверской бард Алексей Карпунин и наш Дмитрий Мулыгин. Забавно, что Дмитрий, которому было сделано предложение войти в состав жюри, оказался от этой чести. На удивленные вопросы других членов жюри, улыбаясь ответил: "Пока я пою, в жюри не пойду. Я буду участвовать в конкурсе. Для меня это интереснее". И участвовал, и пел, будучи замечательно светел и хорош, обозначив очень высокую планку музыкальной и поэтической культуры.
Много было в этом году дипломантов фестиваля. В том числе и ансамбль под управлением Елены Гомоновой из Орла. В прошлом году Елена пела песню собственного написания, посвященную полю Куликову. Вообще настолько много в конкурсе было отличных номеров, что возник маленький конфликт между жюри и Николаем Травиным, который увидев количество предполагаемых дипломантов, очень занервничал: "У нас на всех попросту подарков не хватит. Сами тогда покупайте". На поле уже опустилась ночь. Жюри, выйдя на сцену и попев хором, посмотрев расчудесный, редкостной красоты салют, малость успокоилось и уложилось в запланированное количество, но довольным не осталось, поскольку за кадром удачи оказались весьма достойные авторы-исполнители. Одному из них, Николаю Архипову, тульскому бизнесмену, в прошлом году дебютировавшему на большой сцене и не прошедшему в финал, председатель профессионального жюри Владимир Бережков от себя лично вручил почетную грамоту.
Вручали награды представители жюри, музея-заповедника. Тут же на сцене появились представители тульского регионального отделения партии "Единая Россия" и вместе с фото своего лидера на календаре и его автографом, вручали тульские пряники и футболки с партийной символикой победителям фестиваля, на фоне своих многочисленных партийных флагов. "А теперь мы хотим принять в нашу партию главу администрации Кимовского района Анатолия Алексеевича Мальнева. Для него это будет большим сюрпризом. А так же заместителя директора музея "Куликово поле" Николая Травина". Понятно, что присутствие партий с их сюрпризами говорит об имидже и статусе фестиваля. Но их же шаманство с принятием в партию и вручением своих подарков и почетных грамот не может не настораживать. Партийные "отмечания" на хороших чистых творческих вещах до добра редко доводили. Не стать бы Куликовскому фестивалю в дальнейшем полигоном для самодемонстрации политиков. Уж очень бы не хотелось ему такой, ведущей к забвению, участи.
Когда с сюрпризами было покончено, когда отзвучали последние аккорды гала-концерта, народ с большой неохотой собрал свои палатки, потушил костры, зачехлил гитары. Расставанье на год совершенно не радовало. Едва сели в автобусы, хлынул дождь. Говорят, уезжать в дождь, хорошая примета. С неохотой прощалась куликовская природа с исполнителями авторской песни.
***
О фестивале говорили много и охотно и члены жюри, и участники фестиваля, и просто люди приезжающие сюда послушать песни, пообщаться, попеть у костра.
Александр Евтюхин
приезжает на фестивали уже во второй раз. Планирует подготовиться и выйти в следующем году на конкурс в дуэте с женой.
— Я бы жюри этого года назвал печальным жюри. Слишком много печальных песен отобрали в программу концертов. Помню, как раньше в конкурсах определенные установки были: одну песню любую поешь, вторую патриотическую. Я бы советовал и здесь делать так же – одну лиричную, другую повеселей. А то вон они как все дружно страдают: то за Русь, то от любви.
Сергей Леонидович Матвеенко
член жюри (семнадцать лет входит в состав жюри Грушинского фестиваля)
— Мне очень все понравилось. Я много фестивалей видел и могу сказать одну вещь – слава Богу и хорошо, что ваш не отличается от многих других фестивалей по стране. Не отличается в хорошем смысле этого слова, потому что это уровень. Это высоко, это интересно. Единственно, чего бы больше хотелось – чего-то своего, уникального. Мало того, что он проходит на Куликовом поле, нужно выработать какой-то свой стиль, образ, свои традиции. У вас тут Дмитрию Донскому памятник установлен, ну пусть он будет эмблемой фестиваля. Впрочем, это с годами само приходит. А уровень песенный достаточно высок. Мы не могли поделить Гран-при между двумя ансамблями: квартетом "Пятеро" и "Ти-би-бом". Есть интересные исполнители.
Владимир Бережков
председатель жюри
—Я никогда не был на Грушинском фестивале. Почему? Потому что туда нужно ехать, там надо жить. Меня приглашали, говорили, что я буду жить на шхуне с душем и т.д. Между нами, когда я вижу две или три тысячи человек, мне сразу хочется в кусты и бутылку портвейна. А на Куликовский фестиваль я приезжаю уже в третий раз.
Михаил Грушин
председатель фонда Грушинского фестиваля
— С точки зрения менеджера, я не смотрю тонкости. Могу как дилетант сказать: нравится — не нравится. В большей степени я завязан на другие вопросы. А Татьяна Маталина, директор Центра Авторской песни, которая у вас опять в жюри, подходит профессионально. И настолько атмосфера ей в прошлом году здесь у вас понравилась, что она сказала мне: "Обязательно надо приехать посмотреть, познакомиться." К тому же Анатолий Воропаев, с которым мы давно дружим и который стал внезапно вице-губернатором, много говорил о Куликовском фестивале. Вот так все и получилось. С удовольствием остался бы, но этот фестиваль совпал с проведением московского областного фестиваля. Я обещал подъехать туда. А у вас замечательно и мне кажется, мы еще посотрудничаем.
|