В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

29.08.2003
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
Кияйкин Алексей

Источник:
http://posadnik.livejournal.com/106953.html
http://posadnik.livejournal.com/106953.html
 

Аффтырская песня

Начну издали.

 

1) для того, чтобы компенсировать дефицит специалистов в стране, Иосиф Виссарионович Сталин устроил бум строительства ВУЗов, и вообще образовательный бум. Всеобуч, постепенно поднимающийся до высшего образования.

 

2) оный бум привел к синергичеcкому эффекту — к концу 30-х — началу 40-х в стране начался легкий перегрев страты студентов и молодых специалистов, который сыграл бы, если бы не война, еще в 40-е. Но война слизнула самую активную часть общества, и реально молодежный бум сыграл уже в 50-е — молодежь, в первую очередь студенческая, почувствовала себя единой субкультурой. Что и отразилось в молодежной проблематике последующих вопросов, которые ставила перед собой интеллигенция — кто кого поборет, кит или слон может ли пионер ухаживать за одноклассницей, если у него двойки — кто важнее, физики или лирики, какую музыку положено слушать, а какую не положено, что носить на людях, и т.п.

 

3) реально это были издержки того, что Сталин, — похоже, особо не заморачиваясь просчитыванием, с гарантией заложил избыток студентов, чтобы точно иметь нужное число спецов. А также, пресловутый комок грязи "образованщина" имел еще один смысл — как разночинское студенчество стало родителем русской интеллигенции, так студенчество советское — воспитанное в духе советского эгалитаризма, коммунистической идеологии — стало источником интеллигенции советской. Которая, заметим, просто неизбежно должна была иметь сильно гуманитарный профиль — потому что в 20-30-е "тех, кто учит" тоже отчаянно не хватало. И у тех самых гуманитариев — любимые нерешаемые вопросы, что такое хорошо, и кто виноват, и что делать. Вопросы нерешаемы по определению, ибо, в полном согласии с практикой чань, решать их все равно нужно здесь и сейчас, а не однажды и навсегда — но, как чаньские коаны, мусоление этих вопросов помогает тому будущему решению сердцем. А гуманитарный уклон рано или поздно приводил к другим практикам, обычно называемым "духовными". Не у всех, конечно.

 

4) осознав себя единой субкультурой, она не могла не использовать для самоидентификации свои отличительные черты — бОльшая, и намного, плотность образовательного поля, сильно бОльший уровень (общего!!!) образования, общее понятийное поле — все происходили из советского народа, который был гораздо менее раздерган на субкультуры, чем сейчас. Как следствие, избыточное давление в среде рождало язык избыточной плотности. В частности, оттепельное кино, самодеятельную (сперва одно из названий — молодежная) песню, и т.п.

 

5) а теперь — главный финт ушами. То, что мы называем АП, по факту, лишь отчасти состоит из СП которую мы знаем с 50-60-х, а та в свою очередь лишь частично относится к АП. Причина — то, что поют, довольно четко распадается на общенациональный фольклор — как правило, из кино (Каким ты быыыыыыыыл, — таким остался...) и позже — из телевизора; и на фольклор той страты, которая поет. В нашем случае, самодеятельную/авторскую песню.

 

6) и (продолжение финта ушами) берговская классификация потоков — на самом деле не веер из четырех пальцев-направлений, а одно направление "современного фольклора", которому пофиг, Митяев, Лоза, "Любэ" или "Миллион алых роз..." — а три других — это субкультурный фольклор — ТРЕХ РАЗНЫХ СТРАТ. Страты актерской ("умное варьете" Камбуровой, например), страты эстетской (ау, Гиви Чрелашвили) и страты гуманитарно ориентированной — которая как страта ветеранов войны, очень быстро сводит любой личностный интерактив к моральному выбору/императиву (...ты бы пошел с ним в разведку — нет, или да?..), а отчасти и теме служения (вспоминаем п. 1 и сравниваем с судьбами выпускников "Московского государственного поющего..." после окончания оного). Может быть, поэтому туристская и военная песня так легко приживались в АП, как раз в этом ее углу.

 

7) и "личностная песня", фактически, это фольклор уходящей страты — гуманитарно ориентированной молодежи, которую подпитывает все более и более падающее давление среды — студенчество все менее осознает себя отдельной стратой, да и образование становится все более скупым и прагматичным, ничего лишнего — плотность общения падает, и плотность текстов, боюсь, тоже — плотные мегаобразы будет некому воспринимать и, опять же боюсь, — некому строить. Хотя лично мне более жаль того морального императива — боюсь, его утрата будет падением храма Шаолинь, и чаньский путь будет надолго заменен внешними стилями, способными ломать спину быку, но неспособными хлопнуть в ладоши одной рукой или играть на железной флейте без отверстий.

————

При написании этого текста не пострадала ни одна астральная сущность.

 

Использованы идеи, высосанные из пальца в ходе написания статей "АП как духовная практика" ( http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=122&page=3 ) и "Гламур как идея овладевшая массами" (http://posadnik.livejournal.com/103001.html , http://posadnik.livejournal.com/103316.html , http://posadnik.livejournal.com/103457.html )

 

UPD

 

посмотревши на реакцию, сотру-ка я завтра эту заумь. Пока читайте.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024