В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
16.08.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Хусаинов Шухрат Халилович ("Шуха") |
Авторы:
Ташлицкий Ефим Источник: интернетпубликация, 26.11.2005, http://pt.israbard.net/concerts/Shuhrat.htm http://pt.israbard.net/concerts/Shuhrat.htm |
|
Шухрат Хусаинов – израильские гастроли |
Волшебник песен
Часть 1. Начало
Я имею в виду Шухрата Хусаинова, известного российского барда, лауреата Фестиваля имени В.Грушина (1997 г.), завоевавшего в последнее время завидную популярность не только в самой России, но и за рубежом, у русскоязычной публики Израиля, Германии и США, уехавшей за последние 15-20 лет из страны, которая когда-то именовалась гордо – СССР.
Авторская песня (или как принято ее еще называть – бардовская) – есть ничто иное, как самовыражение души поэта в стихах, сопровождаемых музыкальным инструментом, чаще всего – это гитара. Прекрасный инструмент, мобильный, легкий, звучащий в унисон с человеческим голосом. В руках мастера – это целый оркестр, выполняющий роль аккомпаниатора. Сочетать в себе поэта, композитора и исполнителя – значить достигнуть совершенства в данном жанре искусства. Одному из тех, кому это удалось в полной мере и есть Шухрат Хусаинов.
Возьму на себя смелость рассказать с чего начинался этот бард, сделаю это на правах "крестного отца".
Феномен Шухрата Хусаинова, творящего на русском языке, начался с того, что до шести лет от роду он вообще не говорил по-русски. В его жилах течет казанско-татарско-казахская кровь. Родился он в городе Чирчик, Ташкентской области, неподалеку от знаменитого Чимгана и Брич-муллы. Красивейшие места в предгорьях Тянь-Шаня. Родился в прекрасной интеллигентной семье, где воспитывался в традиционно-советской манере.
Уже в раннем детстве, освоив русский язык, много читал. Читал запоем, не зная меры, за что частенько был наказан отцом. Нет не за то, что читал, а за то, что читал без конца. По признанию самого Шухрата, это увлечение литературой обогатило его на всю жизнь и подтолкнула самого писать стихи и мини прозу. До сих пор он не перестает заниматься этим увлекательным делом. Даже будучи у меня в гостях, в Израиле, постоянно ходил с книгой.
С восьмого класса, примерно 1983-84 годы, наслушавшись песен Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Суханова и других известных бардов, Шухрат начинает писать свои первые песни и стихи. Потом поступление в Самаркандский мединститут, участие в команде КВН, где я и увидел, и услышал его впервые.
Это был, если мне не изменяет память 1987 год. Игра между командами КВН военного училища и мединститута. В середине конкурсов на сцену выходит один из участников, и в сопровождении собственной гитары (за 7 руб. 50 коп.) исполняет песню, явно собственноручно написанную. Я, сидя в жюри, угадал это сразу.
Поскольку мы с несколькими начинающими авторами организовали КСП – клуб самодеятельной песни, и искали новые таланты, я и пригласил Шухрата прийти на "очередное заседание" клуба. Помниться, что он пришел не сразу. Через пару дней, проезжая на своем "Москвиче" вдоль знаменитой в Самарканде "черной дороге" (на ней испокон веку грабили прохожих), я увидел Шухрата, остановился и предложил ему прийти в клуб.
И он пришел. И спел нам свои первые песни, которые всем очень понравились. Чувствовалось, что у парня огромный потенциал. И было видно, что он явно подражал В.Высоцкому, но тексты, тексты выдавали свежесть мыслей, образов, рифм, ритмики талантливого барда.
В те годы (1987-1993) через самркандский клуб "Доминанта" прошло много прекрасных авторов и исполнителей. Достаточно назвать Зиннура Миналиева, Тимура Ведерникова ("ГРАССМЕЙСТЕР"— Москва), которые впоследствии стали братьями Шухрата. Кстати двоих его сыновей так и зовут – Зиннур и Тимур.
Можно продолжить этот список: Наталья Нестеренко, Татьяна Демидова, Александр Хрипков, Валерий Белоусов, Борис Ведякин, Вячеслав Старухин, Ольга Горелова, Наталья Карандаева, Светлана Злотник, Регина Ташлицкая, ну и автор этих строк, естественно.
Особо отмечу заслуги в создании клуба Аркадия Смирнова (Москва, лауреат первого всесоюзного фестиваля авторской песни в Саратове). А также известного автора-исполнителя Григория Пряхина, знающего, по-моему, все песни Ю.Визбора.
Вся эта компания, в том числе и ваш покорный слуга стали друзьями, партнерами, наставниками родившегося барда, Шухи, как его по-дружески называли все.
Часть 2. Фестивали
Первое выступление Шухрата на публике состоялось 25 мая 1988 года в Самаркандском Доме культуры № 1. Уже тогда он вместе с Натальей Нестеренко, Зиннуром Миналиевым стал признанным творческим лидером. Одна из первых его песен, прозвучавших на концерте КСП "Доминанта", было посвящение В.Высоцкому.
В этом же году Шуха принял участие во втором самаркандском слете авторской песни в ущелье Тепакуль (Зерафшанский хребет Памира). Затем поездка со мной в город Талин, на всесоюзный фестиваль, но пока в качестве пассивного участника. Выступали в основном в вагонах, где жили все рядовые участники. Кстати эти вагоны переезжали с вокзала на вокзал без предупреждения. Однажды, уйдя помыться в привокзальном туалете, и вернувшись на перрон, мы обнаружили, что вагоны уехали на другой вокзал, куда пришлось идти через весь город... Так эстонцы "любили" русскую авторскую песню.
Потом выступление перед бардами в знаменитом питерском клубе "Восток", где прошла первая по-настоящему семинарская работа с анализом текстов, музыки, исполнения и т.п.
1989 год – первая поездка КСП "Доминанта" в Норильск. "Узбеки" в Заполярье, такого еще не бывало. О том, как самаркандцы попали на норильский фестиваль, разговор особый и длинный. Опустим это. Скажу лишь, что в тот год туда приехало девять человек и двое из них – Шухрат Хусаинов и Тимур Ведерников произвели там фурор. Шуха тогда стал впервые лауреатом серьезного и значимого фестиваля ("Посвящение Л.Старцевой" ).
Следующим этапом была "грушинка". Вначале – 1989 год – дипломант, 1997 – лауреат. Между этими двумя датами поездки в Воркуту, и еще десятки городов России. По признанию самого Шухрата, он жил в тридцати двух городах Евразии. Сотни песен, стихов, война в Чечне, поиск самого себя, встречи, разлуки, боль, разочарование, верность друзей, любовь, страсть, предательства и снова поддержка друзей и близких, неустроенность, метания – все это пережил юноша, так рано повзрослевший ("... я был почти что стар – мне было восемнадцать...).
Не знаю, что бы произошло с Шухратом, не повстречай я его тогда на "Черной дороге" в Самарканде, но, думаю, в авторскую песню он все же бы пришел.
В этом разделе, который я назвал "Фестивали" многое не рассказано, потому что в январе 1993 года я уехал с семьей в Израиль, и Шухрат выпал из поля зрения, телефонные связи были редкостью, так как найти его "по союзу" было нелегко.
Лишь с приходом в наш обиход Интернета, стало возможным получить практически любую информацию о тех, кого ты считал потерянными навсегда. Так случилось и со мной. Я нашел Шуху, и договорился с ним о приезде на гастроли в Израиль.
Часть 3. Страна чудес
Приезд Шухрата В Израиль – своеобразное чудо. Попасть в эту страну по приглашению, а не по туристической визе, с фамилией Хусаинов далеко не просто. Но нам посчастливилось и добрый ангел привел Шуху в страну обетованную.
Мы с ним не виделись долгих 14 лет. За это время он написал много новых песен, которые к своему стыду я не слыхал. Такова уж была связь между Россией и Израилем. Естественно, что разговоры о том, что было, где наши ребята, как кто живет были бесконечны.
Сразу отмечу, что узнав о приезде Шухрата Хусаинова в Израиль, многие клубы тут же сделали заявки на концерты. Их было много – творческих встреч прошедших с большим успехом. Отзывы были самые восторженные. "Мы в буквальном смысле открыли для себя великолепного автора, песни которого западают в душу, и хочется петь их, подпевать ему на концертах,— это мнение Михаила Чеботарева, из знаменитой "Чалмы". Володя Марченко (КСП Нетания):" Мы просто влюбились в эти песни, очень высокий уровень". Часто слышались возгласы на концертах:" Потрясающе! Такая лирика! Ничего подобного не слышали! Достойное продолжение ряда Окуджава, Визбор, Высоцкий, Егоров...
В ходе концертов стало ясно, что перед нами маститый автор великолепных песен, тематика которых очень разнообразна. Здесь трогательная и глубокая лирика, и военные песни. Песни юмористические и сатирические, в общем – на любой вкус. А каково исполнение. Голос и фактура самого автора, который едва выходит на сцену – зритель уже с ним, уже ждет чего-то интересного, необычного. Его колоритная фигура, мощный голос и владение гитарой оставляют после концерта неизгладимые впечатления. Но главное конечно сами песни, которых у автора огромное количество. Песни, которые никого не оставляют равнодушными.
В Израиле Шухрат принял участие в двухчасовой программе государственного радио на русском языке. Вела передачу Лиора Ганн. Он там отвечал на вопросы радиослушателей, пел, вел беседу с ведущей и т. п. И вот итог – одна постоянная радиослушательница сказала, что из всех гостей этой передачи, лучшим был именно Шухрат. Его стихи и песни покорили русскоязычных израильтян. Диски своих песен, а их на сегодняшний день пять ("Ученик волшебника", "Сердце мастера", "Выходи по одному", "Течет река Вобля", "Между Бахом и Шарманщиком" ), так вот диски расходились, как свежие пирожки.
Каково было удивление самого Хусаинова, когда в каждом клубе находились барды ( Давид Альтман, Мила Розенштейн, Сергей Золотицкий, Юрий Киселев, Борис Шахнович, Сергей и Павел Зильберы), которые пели его песни. Естественно – это было приятно.
Но... Все проходит. И гастроли Шухрата пролетели незаметно. Две недели поездок практически по всей стране — в Тель-авив, Хайфу, на Мертвое море, на Кинерет и в другие места... Думаю, что он уезжал полон впечатлений и, надеемся, с желанием снова вернуться сюда, где его с нетерпеньем будут ждать новые друзья, новые слушатели.
Ефим Ташлицкий, Бард-клуб "Тыковка", г. Петах-Тиква, Израиль.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |