В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
18.09.2003 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Городецкий Олег, Костылева Катерина Источник: Журнал "Гитара по кругу", № 3 (октябрь 2002г.) |
|
ПЛОДЫ РЯБИНОВКИ |
21 сентября 2002 г. в Московском Центре Авторской песни прошел третий фестиваль "Рябиновка". Он отличается от большинства фестивалей и конкурсов авторской песни – хотя бы тем, что "Высокого Жюри" на "Рябиновке" нет, но в то же время победитель – есть. И это не автор, это – Песня. В этом году победительницей стала "Колыбельная поневоле" Марии Гескиной
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОРЕНЬ
Фестиваль "Рябиновка" продолжает традиции кельтских бардовских состязаний. Главная задача фестиваля: выявление тенденций развития авторской песни с точки зрения участников (из Положения о проведении фестиваля)
О. Г. Как гласит фестивальная легенда, началось все с того, что московский бард Дмитрий Авилов однажды читал на досуге книгу под названием "Сказания о кельтских бардах". И обнаружил, что эти самые кельтские барды раз в три года устраивали состязания — собирались на священной горе, пели друг другу песни и сами выбирали лучшего. А поскольку Авилову в тот момент ну очень хотелось сделать что-то подобное среди современников, он стал приставать с этой идеей ко всем подряд. В конце концов, ему все-таки удалось заразить этим безумием и меня, и, уже вдвоем, мы начали "обработку" Центра Авторской Песни (не очень долгую), которая благополучно закончилась проведением первого фестиваля "Рябиновка" осенью 2000 года.
Кстати, как оказалось потом, в "Сказаниях о кельтских бардах" ничего подобного не написано. Барды действительно состязались, но лучшую песню выбирали не они сами, а специально для этого приглашенные короли, жрецы, прочие "представители власти" – этакое Большое Жюри. То есть Авилов прочитал не то, что там написано, а то, что ему хотелось прочитать.
К.К. Получается, что "традиции кельтских бардовских состязаний" продолжают скорее стандартные конкурсы, где участники и судьи находятся по разные стороны баррикады.
О.Г. Получается, что так. Но уж больно хороша сама по себе идея выбора лучшей песни самостоятельно, силами самих авторов, в своем кругу.
ПОЛИВ И УДОБРЕНИЯ
В рамках фестиваля проводится конкурс на лучшую песню исключительно среди авторов песен (стихи и музыка). Выбор лучшей песни осуществляется путем тайного рейтингового голосования среди участников конкурса (из Положения о проведении фестиваля)
О.Г. Технология проведения фестиваля, в общем-то, банальна. Всем пришедшим авторам выдаются анкеты, точнее даже не анкеты, а пустые бланки, где проставлены номера песен и вопрос, который прост до безобразия: "нравится – не нравится?". И участник фестиваля отвечает на него после каждой услышанной песни (а каждый автор обязан отслушать всех своих соперников – это правило участия в фестивале). Вариантов ответа три: "да" – нравится, "может быть" – не могу сказать точно, "нет" – не нравится. Потом результаты просто суммируются — и песня, набравшая больше "очков", громогласно признается лучшей.
К.К. Это, наверное, первый конкурс, где в оценках фигурирует "нравится – не нравится", а не "хорошо-плохо". Хотя объективного судейства в искусстве вообще-то быть не может. Просто потому, что в той же песне ничего нельзя измерить линейкой или засечь на секундомере. И все решает личное мнение тех, кто стоит у руля (то есть сидит в жюри). Я думаю, это в некотором роде подвиг – поднять на щит "субъективность оценки". И мне кажется, что "Рябиновка" честна еще по одному признаку – то, что оценивается именно песня – а не "автор", у которого могут быть песни совершенно разного уровня.
О.Г. Технология честна только по одному признаку – "нравится – не нравится". Все остальное – от лукавого. То, что оценивается "именно песня" как раз условно и относительно. Дело в том, что отнюдь не любой человек, пусть даже сам он замечательный автор, может оценить песню без приложения к ней личности автора и исполнения. Это, к сожалению, могут немногие. Но мы – стремимся.
К.К. Песню года выбирают участники фестиваля. Но в то же время существуют еще зрительские рейтинги и "мнение экспертного жюри".
О.Г. Если после голосования участников возникнет спорная ситуация, то счетная комиссия имеет право прибегнуть к мнению зрительного зала (оно засчитывается, как один голос), а если и это не решит проблему – обратиться к точке зрения экспертного жюри. Впрочем, пока таких ситуаций у нас не было, даже к "голосу зала" еще никогда не обращались. А уж вероятность того, что жюри на что-то повлияет и вообще близка к нулю. "Экспертное жюри" у нас (почти по определению) – это те, кого не спрашивают. К.К. "Рябиновка" вдохновила многих на проведение подобных рейтинговых голосований – иногда в рамках конкурса, иногда – как своего рода социологическое исследование. Например, на Сибирском региональном фестивале в Барнауле в прошлом году "посчитали" всех – и участников конкурса, и почетных гостей. При этом мнения зрительного зала и участников фестиваля разошлись очень сильно. Публика, как выяснилось, предпочитает песни простые, ритмичные и "заводные", а сами авторы и исполнители скорее склонялись к штучкам эстетским, оригинальным.
О.Г. У нас мнение зала и участников иногда отличается, иногда – нет. В этот раз, например, слушатели поставили на первое место песню Антона Трофимова, которая в авторском рейтинге была второй, отстав от песни-победителя всего на один голос.
К.К. Завидное единодушие!
О.Г. Кстати, и публика-то на "Рябиновке" все-таки весьма специфичная в своих оценках. Это ведь не "просто концерт", а действие само по себе достаточно нестандартное. А само наличие какой-либо концепции всегда отпугивает какое-то количество зрителей, остаются только те, кому это действительно интересно.
ЯГОДКИ-ЦВЕТОЧКИ
По результатам конкурса автору лучшей песни присваивается звание автора лучшей песни сезона и право демонстрировать желающим переходящий приз, находящийся на вечном хранении в Центре Авторской Песни (из Положения о проведении фестиваля)
К.К. Кто-нибудь пытался анализировать, какая песня становится лучшей песней сезона?
О.Г. Я пытался – и формулировка есть. "Лучшей песней года становится наиболее непритязательная из хороших".
К.К. И всегда это лирика. Что на самом деле, меня немного удивляет – такое ощущение, что большим успехом обычно пользуются песни иронические, шуточные. Казалось бы – вот он, легкий путь к победе.
О.Г. Как ни странно, нет. И не только на "Рябиновке", на других московских (и не только) фестивалях – то же самое. Шутки, или наоборот – песни серьезной, скажем, социальной направленности конкурсанты петь побаиваются – это может быть воспринято "в штыки" любым жюри. Так что, всегда на первом месте с большим отрывом лирические песни.
К.К. А что из себя представляет "переходящий приз"?
О.Г. Он создан питерским скульптором Сергеем Пасухиным. Как говорит Александр Костромин, открывая каждый фестиваль, "приз представляет собой правую руку известного питерского автора Ольги Макеевой, олицетворяющую собой левую руку некоего гипотетического барда, обнимающего гипотетический гриф гитары, обрамленный ветками рябины". При этом (открою маленький секрет) рука-то лепилась не с Макеевой... Но все равно, я считаю, что это замечательное произведение искусства.
Для участия в фестивале необходимо присутствие автора на фестивале и наличие у него ветки рябины с ягодами (из Положения о проведении фестиваля "Рябиновка")
О.Г. На самом деле это условие появилось в прошлом году, когда в Москве был очень слабенький урожай рябины. Мало было рябины в Москве! Так что строить декорацию и плести рябиновый венок для автора лучшей песни было просто не из чего. Поэтому и пришлось ввести такой пункт в положение о проведении фестиваля. А потом решили не убирать – пусть остается, так веселее.
К.К. А с точки зрения участника – этот фестиваль как-то отличается от других, "традиционных"?
О.Г. Мне довольно тяжело ответить на этот вопрос, потому что на всех трех фестивалях я, все-таки, был еще и организатором. (Кстати, "Рябиновка", пожалуй – единственный фестиваль, где это возможно, ибо от организатора, по большому счету, ничего не зависит.) Но для меня — отличается, и очень сильно. А вот для остальных – не знаю... Мы пытаемся убедить участников в том, что мы просто сюда пришли попеть друг другу песни, послушать друг друга... Ведь известно, что авторы обычно не очень-то любят слушать своих "коллег", и на других конкурсах этого, как правило, не происходит.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |