В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
26.08.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Шаов Тимур Султанович |
Авторы:
Давыдова Элла Источник: общественно-политическая газета "Открытая. Для всех и каждого", № 13 (250), 4-11 апреля 2007 г. http://www.shaov.ru/publish.php |
|
Карачаевский Бендер |
На прошлой неделе Ставрополь посетил "широко известный в узких кругах", как он сам себя называет, бард Тимур Шаов. Посмотреть и послушать Шаова народ приехал со всего края, для Тимура Ставрополье — родные места. Дело в том, что в недавнем прошлом Тимур Шаов — нынешняя звезда российской бардовской песни — жил в крае. Лучшие годы своей бурной жизни – студенческие – Тимур Шаов провел в Ставрополе. Здесь он постигал азы медицины в медицинской академии.
После занимался врачеванием в станице Зеленчукской, а жил в 25 километрах от работы в поселке Нижний Архыз, знаменитом своей обсерваторией. Каждый день Шаов проезжал 50 километров от работы до дома, а работал Тимур Султанович врачом-гастроэнтерологом и в свободное время писал песни. Замечательные, смешные, ироничные, лирические.
Вспоминая свою прошлую жизнь, Тимур рассказывает, что зарплату не платили месяцами. Этой беде Шаов даже посвятил песню "Медицинская — нищенская", которую продолжает исполнять на всех концертах, поскольку актуальности она со временем не теряет.
Так вот постепенно кассеты с песнями Шаова распространились по всему Ставропольскому краю, а после о нем слух прошел по всей Руси. Концертная деятельность постепенно стала вытеснять профессиональную, и несколько лет назад Тимур переехал жить в Первопрестольную. Но дружеских связей со студентами-товарищами не теряет — успех и признание у столичной публики голову ему не вскружили. Хотя могли бы.
На Шаова посыпалось множество наград, одна из самых значимых — "Золотой Остап". Дается эта награда личностям, отличившимся в области сатиры и юмора. Ее обладателями в разное время стали такие народные любимцы, как Максим Галкин, Анастасия Заворотнюк, Борис Грачевский и другие. А наш карачаевский бард Шаов получил "Золотого Остапа" в номинации "Юмор в музыке".
Еще Шаов лауреат национального конкурса "Шансон года". Кроме этого, знаменитый режиссер Юлий Гусман обратился к Тимуру с просьбой, чтобы он написал музыку к его последнему фильму "Парк Советского периода". С этим заданием Шаов тоже справился блестяще. Одну из песен к фильму "Советское танго" он исполнил на концерте.
Вообще весь концерт в Ставрополе больше походил на дружескую вечеринку. Певец постоянно общался с друзьями, сидящими в зале. Так что три часа песен и приколов пронеслись незаметно. Несмотря на сильнейшую простуду, Тимур Шаов пообщался с корреспондентом "Открытой".
— Тимур Султанович, тяжело далось решение переехать в Москву?
— Нелегко, в Карачаево-Черкессии остались мои друзья, родственники, я по ним скучаю. Я бы никуда и не уехал, если бы не мои друзья Володя Розанов и Евгений Вдовин, ставший моим продюсером. Если бы не они, наверняка я до сих пор сидел бы у себя дома в Архызе, изредка выезжая на какие-нибудь фестивали. Если ты хочешь пробиться на большую сцену, чтобы тебя заметили — надо жить в Москве и показываться, где только возможно. С периферии пробиться абсолютно невозможно. Я люблю Валеру Митрофаненко из Ставрополя, совершенно замечательный автор. Но ведь он неизвестен широкой публике. Вот я и поехал. Со временем понял, что Москва — хороший город.
— А как же вам, "человеку приезжему", удалось получить "Золотого Остапа"?
— Да всё неожиданно получилось. Организаторы фестиваля услышали мои песни, позвонили моему продюсеру и просто поздравили с получением этой премии. Мне было вдвойне приятно ее заполучить, потому как Бендер был для меня кумиром с детства. Вовсе не потому, что он мошенник и авантюрист, а потому, что он веселый человек. Поэтому в юные годы мне очень хотелось на него походить – быть эдаким бесшабашным заводилой и придумщиком.
— В каком стиле вы пишите, где берете сюжеты песен?
— Сюжеты – они везде, куда ни посмотри. Что вижу, о том и пишу. Вот про машину написал, я недавно свой "Опель" разбил. И в стилях себя не ограничиваю. Есть и танго, в песне "Про чукчей" я использую чукотские народные инструменты. Цыганскую песню написал, "Эй, ромалы, ёлы-палы". В стиле кантри у меня песня "О вреде пьянства". После исполнения песни "Волшебство виски" мне народ виски дарит. Один раз пятилитровый баллон вручили. Я думаю: вот у меня жена мартини любит, может, про этот напиток чего-нибудь написать...
— Тимур, почему у вас столько песен связано с алкогольной тематикой?
— Однажды в перестроечные времена на бардовском фестивале мне этот же вопрос задала одна журналистка. Но я тогда был намного моложе, поэтому стал выкручиваться: "Я думаю, что эта тема недостаточно раскрыта в русской литературе...". Сейчас я уже старый, могу себе позволить сказать правду. Выпивка для меня уже не так актуальна: и здоровье не то, и проблемы не те. За алкоголем ведь хорошо решать мировые проблемы. А многие книги, которые мы в молодости обсуждали, на трезвую голову и прочитать-то сложно, а обсуждать тем более.
— "Эх, нищее племя, коллеги-врачи, за что нас судьба наказала. В аванс выдают нам анализ мочи, в получку — анализы кала". Так вы писали о своей профессии врача совсем недавно. Сейчас, поди, по ней скучаете...
— Скучаю, конечно. Доктор — хорошая профессия. Многие коллеги, друзья уговаривали меня не бросать медицину. Как-никак статус. Когда у жены спрашивали, кто у нее муж, она с гордостью говорила: доктор. А теперь что будет говорить? Бард? Несерьезно как-то. Уже прошло несколько лет, как я перестал заниматься врачеванием. Навыки теряются, недавно увидел какое-то лекарство в аптеке и понял, что не знаю, от чего оно. Это было шоком!
— Говорят, что почти половина дисков с вашими альбомами — пиратские. Вы с пиратами как-то боретесь...
— А зачем? Я сначала пытался бороться. Но это бесполезно. Потом понял, что они меня раскручивают! Пиратских дисков Шаова в России гораздо больше, чем официальных. И когда я приезжаю на концерты в Сибирь, на Урал, ко мне подходят за автографами именно с пиратскими дисками. Так что спасибо пиратам!
— Ваши творения в основном шуточные. А серьезные лирические песни вы пишите?
— Меня об этом постоянно спрашивают, что очень удивляет. А почему не обращаются с подобным вопросом к Задорнову, Жванецкому? Разве не интересно было бы узнать, почему они не пишут научные доклады? А что касается лирики... Даже если будет настроение и я что-нибудь лирическое напишу, вряд ли вынесу на широкую публику. Потому что есть люди, которые умеют это делать лучше меня. А я работаю в другом жанре.
— У вас есть кумиры, на которых равняетесь?
— Галич, Булат Окуджава. Галич, на мой взгляд, один из самых трагических поэтов, у которого если смех, то сквозь слезы. Я такой юмор и люблю. Не ниже пояса. Сейчас у меня его стало меньше, потому что моя личная жизнь улучшилась. А это влияет на отношение к жизни в целом.
— Песни быстро рождаются?
— Не всегда. Не пишется песня — хожу депрессивный. И никакое виски не спасает. Но я не сторонник халтуры, лучше буду несколько месяцев работать над одной песней, но доведу ее до ума. А еще я человек настроения. До сих пор волнуюсь перед выступлениями. Ожидание концерта, сам концерт — очень большой стресс для меня. Все-таки я еще не профессионал. Я некоторым своим коллегам даже завидую: оттарабанили выступление — и ладно, а понравилось кому, не понравилось — по фиг. Очень многое зависит от настроя душевного. Бывает, включаю телевизор и слышу — взорвали дом. Ну, какая может быть после такой информации работа? Я считаю, человек должен все пропускать через себя, через свою душу, чувствовать чужие страдания, как свои. Хотя как врач понимаю, насколько это ужасно.
— Сегодня вы на концерте исполнили песню "Выбери меня". Может, вам действительно баллотироваться в депутаты на Ставрополье?
— Да бросьте! Из меня даже толкового заведующего отделом не вышло. Для того чтобы руководить людьми, надо быть немного негодяем, то есть достаточно жестким человеком. Мне этого не дано. Как считает моя жена, кричать я могу только на нее.
— Кстати, о семье, сыновьям своим много времени уделяете?
— Стараюсь. Старший пошел по моим стопам и учится в мед-училище. Младшего гоняю за то, что постоянно за компьютером сидит. Я в детстве не сидел по 10 часов за всеми этими стрелялками. Я книги читал. И так как не было Гарри Поттера, читал Гоголя и Чехова. И нормальный вкус сформировался. А были бы стрелялки и Гарри Поттер — вырос бы балбесом.
— Вы, я вижу, оптимистически к жизни относитесь...
— А как же иначе можно выживать в нашей стране?! Только чувство юмора и помогает держаться на плаву. Народ, лишенный оптимизма, на мой взгляд, обречен. Моей жене многие завидуют, что ей достался такой веселый муж. Многие думают, что я только на порог — и сразу начинаю шутить, каламбурить, прикалываться, вся семья за животы хватается от смеха, все счастливы. Но так же не бывает! Жизнь есть жизнь. Однако без разумного оптимизма, я уверен, нам не выжить.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |