В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

26.08.2009
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Шаов Тимур Султанович
Авторы: 
Карпенко Елена

Источник:
"Донбасс" № 211 (20830), 18 ноября 2004 г.
 

Тимур и его команда чуть не свернули себе шеи в Донецке...

Причиной тому не ДТП — такое сильное впечатление на них произвели местные представительницы слабого пола. Лестно, согласитесь. Особенно с учетом того, что этот комплимент (в качестве эксклюзива перед выступлением на сцене ДМ "Юность") выдал настоящий черкес, образцовый семьянин и оригинальный автор-исполнитель Тимур Шаов.

 

Вначале был голос

 

Те, кто хоть раз слышал его песни, билеты на концерт приобрели сразу, прекрасно зная, что им обеспечено более чем двухчасовое пребывание в особом творческом измерении, где гарантирован живой не только звук, но и смех, с великолепным музыкальным сопровождением. Тот, кто не знал (десять раз уточняя фамилию — Ша... а дальше-то как?), но все-таки рискнул — совершил для себя маленькое открытие.

 

Спутать стиль Тимура Шаова с чьим-то другим невозможно, хотя он не особо раскручен на ТВ. Его голос идет далеко впереди имиджевой раскрутки, так сказать, образа в целом. Радио "Шансон" со своей многочисленной аудиторией — весьма просторная заочная сценическая площадка для того, чтобы найти своего слушателя. А у него возрастной диапазон поклонников — от 7 до 70. Может быть, потому, что, разговаривая с каждым, он не умеет фальшивить. Он очень искренен в своей немножко хулиганской, немножко философской манере этих бесед, длинных, но не успевающих наскучить баллад-рассказок, герои которых забавны и так узнаваемы. Будь то "Мечтательный пастух", который "красные портки снимает величаво и тычет ими в нос унылому быку", или кандидат в президенты, вначале переживающий, что у него "народ не кормлен, начинается падеж", а потом спокойно констатирующий, что "любят на Руси тиранов".

 

— Не выбивается ли эта тематика из привычного слезливо-драматично-романтичного формата "Шансона"?

 

Т.Ш. — Если брать, так сказать, генеральную линию этого радио, то я туда, естественно, "не кошу". Хорошо, что оно раздвинуло рамки жанра от того смысла, как он понимается в России, до того, как понимается во Франции.

 

А когда-то лечил людей

 

Перед тем, как приступить к сольному творчеству, Тимур Шаов достаточно долгое время проработал врачом. Совсем как Александр Розенбаум. Только не на "скорой", а в качестве гастроэнтеролога-эндоскописта. В беседе подчеркивает, что был хорошим врачом, получил высшую категорию — для него это очень важно. Занятие сменил по принципу: "Если альпинизм мешает вашей работе — бросьте эту работу". На тот момент совмещение двух дел стало невозможным. Но это совсем не означает измену клятве Гиппократа. Там ведь сказано "не навреди" и "помоги ближнему". Что он по-своему и продолжает делать, осуществляя полезные "вливания" своему слушателю доброй порции иронии, переходящей в сарказм, по поводу реалий бытия: остроумно, едко, в самую болевую точку. Ему как врачу можно быть слегка циничным. Или все же до предела откровенным, как "жертве Минздрава"? Песня "Врачебная нищенская" (особенно горячо и проникновенно в зале аплодируют, по-видимому, медики) сама собой написалась на заре профессиональной деятельности, после четырехмесячной задержки зарплаты.

 

По одной из версий, самая первая песня тоже родилась по медицинской причине: долго лежал в гипсе, делать было нечего, вот и написалось: "Я себе сломал ногу". Но в интервью накануне концерта признается в другом...

 

Т.Ш. — На самом деле это была псевдонародная казачья песня.

 

— А вообще откуда темы черпаете?

 

Т.Ш. — Вестимо, из жизни. Их сейчас — завались.

 

— Когда пишется?

 

Т.Ш. — В покое, когда нет гастролей. Мне нужно три дня ходить вокруг песни и думать. Пишу очень долго. Иногда останавливаюсь, чтобы полежала.

 

— У вас их, говорят, около ста. Все "в работе"?

 

Т.Ш. — Много песен выброшено, потому что слабые.

 

Что ж, дело автора — производить искусственный отбор в своем творчестве. У слушателя совсем иные цели. Ему остается только возрадоваться тому факту, что, пописывая стишки в юности друзьям ко дням рождения и поигрывая на гитаре в ВИА, Тимур Султанович сумел талантливо совместить эти два занятия и так удачно вписаться в бардовское движение, что некоторые эксперты уже называют его "главной надеждой "новой" авторской песни".

 

Это вам не умца-умца...

 

Хотя и от костровой романтики — традиционной для бардовского бытия — далековато. В том, что он никогда не был "палаточным" человеком, Тимур признается честно. Считает ли он себя бардом в классическом понимании этого слова? На этот вопрос честно затрудняется ответить (мол, его дети даже одно время стеснялись признаться, чем папа занимается, говорили, что врач). Но жанр авторской песни называет замечательным. Пришел он в нее, выросший на роке, Галиче, Киме, Окуджаве, влюбленный в Макаревича.

 

Можно сказать, что путевку в жизнь ему дал Грушинский фестиваль в 1995 году, где он победил с песней "Деревенька" (той самой, мажорно утверждающей, что у нас "на кг навоза — жемчужное зерно", которую он обязательно исполняет на всех концертах, наверное, немножко ностальгируя по станции Зеленчукской, где проработал в районке 12 лет). А можно и засомневаться в этом. Ведь если бы жена не послала тайно его кассету в студию звукозаписи "Московские окна", неизвестно, как скоро бы Тимур вышел на широкую публику. Сейчас в его активе семь дисков, песни в телефильмах и вереница концертов по всей родной стране и близлежащим тоже.

 

— Став профи, вы не изменили отношения к жанру? Пробовали себя в качестве мэтра на фестивалях?

 

Т.Ш. — Дай Бог ему здоровья, этому жанру. Хорошо, когда люди песни пишут. Песня — способ выражения мысли. Причем чисто "нашенский" — ни в Штатах, ни в Германии этого нет. Может, кто-то для себя и пишет, но как движение... В жюри меня нельзя сажать. Мне все нравятся. Терпеть не могу, когда говорят: "вам не надо петь", "что это за рифма?" Ты лучше скажи ему: "Да у тебя чудные песни". Выход на сцену — далеко не главное...

 

При чем здесь умца-умца? Для Тимура это звукосочетание олицетворяет попсу, жанр, весьма нелюбимый им, но раскручиваемый ныне за большие деньги повсеместно. Причем под оговорку, что спрос рождает предложение. Своим концертом, названным "По классике тоскуя", он яростно спорит с таким способом формирования массового вкуса. Не просто высмеивает — разделывает не хуже патологоанатома. Более того, конкретно предлагает: "Ставьте детям Моцарта, у них успеваемость повысится. Проверил на собственном опыте".

 

Даже "братков" не обидел...

 

За то, что он добрался и до наших весей, большущее спасибо концертной фирме "Блиц" — подарок получился чудный. Вместе со своей командой — Сергеем Костюхиным (гитара) и Михаилом Маховичем (мандолина) они прошлись по самым разным стилям, вызвав бурю оваций рок-н-роллом, блюзом, кантри и просто качественной музыкой. Каждая из исполненных песен нашла своего слушателя: "Твой муж — гибэдедешник", "О женщины!", "Транзитный поезд через Украину", "Сказки нашего времени"... Аплодисменты сорвала песня "О волшебстве виски" ("в стране с такими замечательными питейными традициями эта тема вообще мало звучит", — Т.Ш.). Даже "братков" не обидел — исполнил для них "Чисто конкретно".

 

Нечего удивляться, что его диски, которые по какой-то продюсерской закавыке запрещены к продаже в Москве и Московской области, у нас размели во время антракта. Что его завалили горой записок, на которые он успевал-таки отвечать. (Вообще самые интересные хранит на память дома в большой коробке. Думается, в этот архив попадет и та, авторы которой — Алла и Саша — признались, что приехали сюда в день бракосочетания, и им "пришлось кое-что отложить"). Вполне закономерно, что в финале концерта народ дружно подхватывал рецепт "борьбы с депрессией", повторяя вслед за Тимуром: "Все будет обалденно, все отменно, все просто офигенно, все ништяк".

 

Ну вот, скажет какой-нибудь критик (кстати, ядовитая песня для критиков у него тоже припасена): текст пошлый, порой на грани неприличного. Чем тут восторгаться? Да той доброй энергией, которой этот человек весело заражает зал, вроде шутя и скоморошничая, но заставляя задуматься. Впрочем, что впустую агитировать. Для того, чтобы иметь представление, нужно хотя бы один раз услышать. Тимур Шаов обещал как-нибудь приехать еще, ему у нас понравилось. И не только потому, что девушки очень красивые...

 

Из личного дела Тимура Шаова

 

Родился 4 июля 1964 года в Черкесске. Окончил Ставропольский мединститут, после чего жил в поселке Нижний Архыз. 12 лет проработал врачом в районной больнице. Сейчас живет в Дубне под Москвой. Успел стать лауреатом нескольких престижных конкурсов, в том числе "Золотой Остап". Выпустил несколько аудиокассет и компакт-дисков. Женат, растит двух детей. Спортивные увлечения (баскетбол, шахматы) совмещает с таким видом отдыха, как диванный. Помог обрести жанру политического памфлета в авторской песне второе дыхание.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024