В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

17.09.2009
Материал относится к разделам:
  - АП как искусcтво
Авторы: 
авторы не указаны...

Источник:
http://www.vsound.ru/statya1.html
http://www.vsound.ru/statya1.html
 

Песни на русском языке в стиле Jazz... и правомерно ли это считать искусством?

Проект Александра Григорьева

 

Сейчас Джаз востребован и даже моден. Звучит по радио, в ресторанах и даже в переходах. Он олицетворяет "сладкую жизнь".буржуазность, Безусловно, самые популярные мелодии, как правило — из Голливуда.

 

Немало людей у нас в стране любит авторскую песню с понятной мелодией и добротным поэтическим текстом: лирическую, философскую и, конечно, шуточную, а если есть возможность исполнить коллективно под гитару — совсем прекрасно. Русская текстовая и мелодическая традиции складывались веками, через романс, городской романс, советскую эстраду и рок, и т.д. Традиции самобытные — "за бугром" такого нет. Видимо, наш народ, в отличие от других, в песне воспринимает и ценит текстовую составляющую больше, чем музыкальную. Это связано с тем, что культура поэтического слова и литературы выжила в период социализма, и даже более того, расцвела. Мы — самая читающая нация.

 

Задача выглядит достаточно ясно:

 

1. крепкий и понятный, но всё же поэтический, текст с образной структурой и грамотным русским языком (чем "попса" регулярно пренебрегает);

 

2. узнаваемая небанальная мелодия, которую, тем не менее, легко запомнить и исполнить, желательно "на голоса";

 

3. неформальное (проникновенное) исполнение с задачей донесения текста, дабы слушатель оставался внутри поэтического пространства песни;

 

4. аккомпанемент (аранжировка), который работал бы на певца (певицу), не мешая тексту.

 

Все это характеризует авторскую песню как жанр, но может быть отнесено и к лучшим образцам эстрады, в частности — советской, песни из кинофильмов до сих пор слушают, поют в кругу друзей, и заказывают в ресторанах и на радио. В данном проекте к этому добавляется джазовая интонация и гармония, джазовые приемы игры. Любители классического джаза консервативны, всякая "эстрада" для них выглядит недостатком. Послушав данный материал, они говорят, что это не их формат, что вообще джаз на русском существовать не может, играйте лучше просто музыку (надежнее всего — на "стандартные" темы). Получается, создать что-нибудь новое невозможно — для поэта и композитора работы нет. С другой стороны (по их же словам) уровень исполнительского мастерства джазовых музыкантов в России сильно уступает уровню коллег из Америки, как, впрочем, и уровень звукозаписи и сведения. Так что даже не суйтесь. Тупик.

 

Как джазмены, так и барды ратуют за чистоту жанра. В этом нет ничего нового, споры по поводу песенного джаза горели вокруг эстрадной песни с тридцатых по шестидесятые. В песенном проекте Александра Григорьева новизна присутствует, во-первых, в поэтике, во-вторых — в качественной цифровой записи и сведении, чего в те годы быть не могло.

 

А. Григорьев не одинок в своей приверженности к джазовому звучанию в авторской песне. В качестве примера можно привести творчество бардов: В. Ланцберга и Е. Ланцберг, А. Иванова, "Ивасей", А. Алабина, И. Иванова, А. Макаревича, И. Набоких, и даже Ю. Визбора и А. Якушевой.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024