В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
20.09.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Шаов Тимур Султанович |
Авторы:
Черезова Галина Источник: газета "Советская Сибирь", 12.04.2007 http://www.shaov.ru/publish.php |
|
Закон Кулона не объявишь вне закона |
Говорят: мир уцелел, потому что смеялся. Жизнь — штука трудная. Во все времена такой была. И нынешние не исключение. Когда только оптимизм и спасает и неизменные его спутники — юмор, сатира, ирония. Этими "инструментами" виртуозно владеет московский автор-исполнитель Тимур Шаов, гастроли которого с успехом прошли в Новосибирске в рамках цикла концертов "Авторская песня" — совместного проекта государственной филармонии и бард-клуба "Гитара по кругу".
Тимур Шаов — звезда молодого поколения современной бардовской песни. Выпустил семь альбомов, выступил почти во всех крупных городах России, побывал с концертами в Германии, Голландии, США, Канаде, Израиле, в странах Балтии, Украине, Белоруссии. Лауреат Грушинского фестиваля. В 2001 году стал единственным бардом, получившим профессиональную премию в жанре сатиры и юмора "Золотой Остап". Лауреат национальной премии "Шансон года-2003". В Новосибирск с музыкантами Сергеем Костюхиным и Михаилом Маховичем привез новую программу "Свободная частица", с которой совершает гастрольный тур по стране. Он опоздал на пресс-конференцию — долго ехали из Томска, где он тоже выступал. Владимир Аникеев — хранитель духа авторской песни в Новосибирске, вдохновитель и организатор не имеющего аналогов в Сибири проекта "Гитара по кругу", представляя "звезду", сказал: "Благодаря таким людям, как Тимур, мы не теряем оптимизма". "Звезда иронии" среагировал мгновенно: "На этом пресс-конференция заканчивается! Главное сказано".
На вопрос, считает ли себя бардом, ответил: "Может быть. Не важно, кем себя считаешь. Но, с другой стороны, неудобно, когда у детей в школе спрашивают: а кто ваш папа? А что они? Бард наш папа?! Как-то несерьезно. Артист? Черт его знает, кто я! Я вообще не люблю классификации. Психотерапевт я, наверное, все-таки! Как был доктором, так и остался". Тимур Шаов окончил мединститут, 12 лет работал в районной больнице, на родине, в Карачаево-Черкесской автономной области. И писал песни. Настал момент (1999 год), когда авторская песня "настолько влезла в жизнь, что пришлось заняться ею профессионально". Женат, трое детей. Живет в городе Дубна Московской области. Им написано около двух сотен песен. Жизненное расписание очень плотное: 10 — 14 концертов ежемесячно.
Его творчество стоит несколько особняком. Это не надрыв и безрассудное бунтарство Высоцкого, не трагический слог Галича и ядовитая сатира Жванецкого. Шаов ни на кого не похож. Его слово, приправленное изрядной долей иронии и каплями здорового врачебного цинизма, клокочет и жжет, как больная совесть. Ему чуждо ханжество. Он не стесняясь называет вещи своими именами, рассыпает по текстам сленговые словечки, чем хлестко бьет в ухо любителя изящной словесности. Считает, когда возникает желание понравиться, на этом человек как творческая единица заканчивается. Не теряет самоиронии и с чувством юмора относится к себе. И пишет так, "чтобы было весело". Непринужденная, свободная атмосфера царит и на концертах: он отвечает на любые вопросы, не просит убрать фото— и видеокамеры, разрешает держать включенными мобильники ("Как же можно? Человек сидит, меня слушает. А вдруг у него бизнес горит в это время?!").
Журналисты называют Тимура Шаова "бардовским" Зощенко. "Талантливым и злобным шутом" он также слывет. А он, признанный, отмеченный наградами, остается самим собой. "Ну а так как я не классик, сам воздвиг себе Парнасик" — песня "Пегас, Муза и лирический герой":
На обочине культурного процесса Вольно дышится и видно далеко. Я сижу в обличье дикого черкеса, Откупориваю сабелькой пивко. У других людей Пегасы — Любо-дорого глядеть. Мой Пегас подкован криво: У него из пакли грива И общипанные крылья, Куцый хвост, как пистолет. Нрав веселый: скачет, квасит, Встретит лошадь — отпегасит. Он шакалит на помойках, Но вообще-то он эстет. Моя муза — из Советского Союза, Торговала раньше пивом на разлив, Называет меня: "вшивый мой Карузо" И подмигивает, плечи оголив. Мой лирический герой, он не лиричен, Он циничен, мой лирический герой. Он порочен, не приручен, ироничен. Я-то добрый сам, а он чего-то злой. Я хороший, тихий, славный, неприметный, А он шумный, он гуляка и нахал, И все время кроет лексикой абсцентной, Я и слов таких-то сроду не слыхал. Тут у нас приют убогого пиита. Эти трое пишут пульку на песке С шумом, руганью: "А ваша дама бита!" — Атмосфера, как в портовом бардаке.
Песенные миниатюры Шаова довольно длинные, но исполненные артистично, с неподражаемой "шаовской" интонацией, вместившие в себя и картинки нелепой повседневной действительности ("Верните машину!" — об угоне автомобиля у друга), и явления социально-политической жизни ("Выбери меня" — на тему верховной власти в стране), они никого не оставляют равнодушным. Поданные с искрометным юмором и тонкой иронией, песни Тимура Шаова, о вещах в общем-то грустных, не оставляют гнетущей безнадежности. В них есть "свет в конце туннеля". И философский смысл. И зритель, смеясь над слабостями собственными и пороками общества, задумывается о вечном российском: "Какие мы и что же делать?" "Врачебную нищенскую" Тимура просят исполнить на каждом концерте:
Ах, нищее племя, коллеги-врачи, За что ж нас судьба наказала? В аванс выдают нам анализ мочи, В получку — анализы кала. Нет жизни на Марсе, ученый сказал, У нас тоже нет, уж поверьте: Я гол, как сокол, и я зол, как шакал, Я нищ, как Ван Гог перед смертью. Как выйдешь на паперть и глянешь окрест — Нет счастья. Покой есть и воля. Отчизной поставлен на мне красный крест, И в зад полумесяц мне колет. Я — жертва Минздрава, я — падший престиж, Я — швед под Полтавою, братья, Я — черная моль, я — летучая мышь, Я — функция в белом халате.
В последнее время — заметили? — появилась тенденция говорить, что живем все лучше. А массы ну никак не хотят положительные сдвиги замечать — "Какой неудачный попался народ!" И появляются издания, спонсируемые властью и бизнесом, так называемые издания "со знаком плюс". Покажем-де — жизнь-то налаживается. А баба Маня по-прежнему покупает молочко с хлебом да рыбий хвостик на базаре на уху, все меньше бюджетных мест в вузах и полечиться качественно можно только за деньги. И Шаов в сегодняшней России очень кстати.
"Иные времена" (переслушивая Галича):
Шуршат лимузины, искрится вино, Жратвы в магазинах, как грязи, полно! Текут инвестиции, крепится власть, И даже в провинции есть что украсть! Живем в шоколаде, а что алчем рубля, Так не корысти ради, а радости для! Триумф креатива — апгрейдинг умов! А главное — пива сто двадцать сортов! Вроде жареным не пахнет, Черный ворон не кружит, Олигарх над златом чахнет, У метро алкаш лежит. Складно врет номенклатура: Счастье, мол, не за горой. А страна сидит, как дура, И кивает головой: Кому бутик открывать, кому окоп отрывать... А с Тверской страна не видна. А кто плохо жил, будет плохо жить. Это все они — времена...
На вопрос, были ли проблемы в связи с остросоциальными текстами, "бардовский" Зощенко ответил: "Если бы меня часто по телевизору показывали... Как бы я остро социально ни вякал, ни кудахтал, у нас сейчас плюнь в глаза — абсолютно божья роса. Роль творческих людей сегодня в стране сведена к минимуму. Вот поучаствовать в выборной кампании... А критика — никому это неинтересно". "Свободная частица" — песня, давшая название новой программе. Сам термин — физический, из области микромира. Проведя поэтическую аналогию, в макромире, именуемом Россией, каждый из нас — тоже частица. И нужно учиться быть свободными. Жить с ощущением внутренней свободы. Только тогда возможно поступательное движение, развитие духовное человека и общества.
Ты знаешь, Петя, я зауважал науку. Сейчас такое злое время на дворе, Страна не та уже давно, а скорость звука Все та же, что при батюшке царе. Ах, как печально на пеньке сидит ворона!.. Пришли Лопахины и вырубили сад. Из вечных ценностей — один закон Кулона Да площадь круга все еще пи эр квадрат. Летит нейтрино сквозь рогатки и препоны, И за Можай его, нейтрино, не сошлют, Закон Кулона не объявишь вне закона, Но разве что через Басманный суд. Эх, нам бы воспарить, как птицы, Эх, нам бы взять пример с частицы. Она свободна. Жаль, ее не видно. Как гражданину это мне обидно.
"В Перми после концерта к нам зашел человек и произнес чудесную фразу, которую мы выгравируем, наверно, как эпитафию. Он сказал: "Спасибо вам за то, что вы несете!" Имел, конечно, в виду доброе, вечное. Но прозвучало чудесно! Сергей Владимирович Костюхин — циник законченный, он вскочил, пожал ему руку и сказал: "Вот вы первый, кто правильно оценил наше творчество!" Поведав байку зрителям, автор и музыканты вместе по традиции лихо закончили выступление бравурным и веселым "антидепрессивным гимном" — актуальная тема! — "Боремся с депрессией".
В интернете у Тимура Шаова есть официальный сайт. Но поклонникам этого мало — организовали неофициальный сайт, фан-клуб. "Одна из самых большущих поклонниц живет в вашем Академгородке, — с теплотой поведал Тимур. — Она не юный человек. Всегда пишет на сайт, задает вопросы. А если, не дай Бог, кто-нибудь меня поругает, становится на защиту грудью. Мы в прошлый приезд познакомились с Зоей Мартыновной". На концерт в Дом ученых Тимур приехал с букетом цветов для своей верной поклонницы.
Говорят, человечество смеясь расстается со своим прошлым. Из прошлого, да и из настоящего, гражданам России есть с чем расставаться. Тимур Шаов блестяще демонстрирует это. Свободным творчеством. Значит, можно верить, "придут другие времена". Достойные.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |