В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
08.10.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Матвеева Новелла Николаевна |
Авторы:
Медынский Григорий Источник: журнал "Юность" 1966, № 7 http://www.ruthenia.ru/60s/matveeva/medynskij.htm |
|
Песенная поэзия Новеллы Матвеевой |
Я не поэт, а прозаик, и потому мне совсем нелегко говорить о тонком песенном искусстве Новеллы Матвеевой, да и не берусь я делать ему какой-то профессионально-критический разбор. Мне просто посчастливилось несколько раз слышать ее, поближе узнать, и я не могу не поделиться своим непосредственным человеческим впечатлением.
Прозаик я не только потому, что работаю в определенном литературном жанре. Волею судеб в последние годы мне близко, я бы сказал, опасно близко пришлось подойти к прозе жизни, не только простой, безобидно-обыденной, но и темной, даже мрачной, и душа моя завалена валунами человеческих бед и несчастий. И скажу откровенно: иногда становилось боязно — сумеет ли она выкарабкаться из-под этих завалов и почувствовать свет и радость жизни? Вот почему я с такой остротой воспринял все это в поэзии Новеллы Матвеевой. Ведь это было бы так ужасно — видеть на строительной площадке только хаос, мусор и коробки недостроенных зданий. Но вот этого хаоса коснулось волшебное зрение поэзии, и все преобразилось.
Летняя ночь была Теплая, как пола... Так, незаметным шагом До окраин я дошла.
Новелла Матвеева берет своего слушателя — да, слушателя, потому что она поэт и композитор,— и полной глубины и проникновенности ее поэзия достигает, когда она поет под гитару, под самую простую гитару, очень простым, вовсе не артистическим голосом свои песни-стихи. Тогда она берет своего слушателя, даже самого прозаического и даже самого обремененного своими думами и болями, и ведет его за собою на городскую окраину, в грязь и в глину, на ночной пустырь, где, медленно остывая, ле— жит железный лом, ходят цементные волны и стоит беспризорная кадка с краской и палкой-мешалкой в ней, где "в белой ночной дали" чудятся какие-то вырезные башни, виднеются кружевные краны и недостроенные дома без крыш, которые "что-то знали, что и молвить не могли".
Из-за угла. как вор, Выглянул бледный двор: Там на ветру волшебном Танцевал бумажный сор, А эти дома без крыш Словно куда-то шли, — Плыли, Как будто были Не дома, а корабли... ...Было волшебно все, Даже бумажный сор, Даже мешалку-палку Вспоминаю до сих пор. И эти дома без крыш — Светлые без огня... Эту печаль и радость, Эту ночь с улыбкой дня. Поэзия!
Ведь в чем сущность поэзии?
В преобразовании. В движениях души. В порывах и устремлениях. В печали и радости. В улыбке дня освещающей, пробивающей даже мрак ночи, даже такой ночи, "что ни зги, точно двести взятых вместе ночей". Потому что в ночи жить нельзя. Потому что нельзя жить в измене, обиде, обмане, в мире, где "зеленая плесень да мох", в атмосфере мелкиких обывательских интересов, секретов и тайн, которые трубы — в стихотворении "Водосточные трубы" — "сделав трубочкой губы", стараются выболтать нам. Но нет, старые, ржавые трубы, отвечает им поэтесса, я вам —
...Верю, ах. верю! Но почему-то не верю И улыбаюсь Каменным этим домам. Верю надежде — Даже как будто напрасной: Даже напрасной — Совсем невозможной мечте: Вижу я город. Вижу я город прекрасный — В белом тумане. В черном вечернем дожде.
А ведь в этом и есть душа поэзии: видеть и дождь и город, печаль и радость, чувствовать и горе, и надежду, и даже самую напрасную, почти невозможную мечту, и стремиться. Потому что без этого жить нельзя. Нет, это не чудо, не иллюзия и не обман, и не этого ищет и хочет поэт.
Ах ты, фокусник, фокусник, чудак! Ты чудесен, но хватит с нас чудес! Перестань! — Мы поверили и так В поросенка, сошедшего с небес. ...Не играй с носорогом в домино И не ешь растолченное стекло. Но втолкуй нам, что черное черно, Растолкуй нам, что белое бело. Но он боится и другого, что
..."Летучий голландец" на дрова пойдет, Кок приготовит нам на этих дровах Паштет из Синей Птицы...
Нет, это совершенно страшный образ: "паштет из Синей Птицы", считающейся символом человеческого устремления к мечте. "Мне говорят иногда, что я зову к уходу от жизни,— сказала она в разговоре со мной.— Но я не понимаю, как это можно. От жизни уйти можно только в смерть. Ведь только два места есть, два состояния: жизнь и смерть. А я хочу только лучшей жизни, и для себя и для других. Вот и все". Лучшее свидетельство этому — "Страна Дельфиния", стихотворение, которое можно прочесть в этом же номере "Юности".
...Где-то есть земля Дельфиния И город Кенгуру. — Это далеко! — Ну что же! Я туда уеду Тоже...
Устремление. Чтобы цвели розы, чтобы росли пальмы, чтобы пели птицы — как же это все возможно без меня? Это романтическое устремление, в чем-то близкое и очень созвучное "Алым парусам" Александра Грина, пронизывает, по существу, все творчество Новеллы Матвеевой. Оно пронизывает и ее отношение к человеку, человеку, глубоко думающему, тонко чувствующему. Вот у костра "в тиши весенней, в тиши вечерней" горит костер,
А рядом кто-то Сидел, мечтал. Котел кипящий. Огонь шумящий Ему о чем-то Напоминал.
Вот пожарный "в каске ярко-бронзовой, носил, чудак, фиалку на груди".
Ему хотелось — ночью красно-розовой — Кого-нибудь из пламени спасти. ...Не то. чтобы ему хотелось бедствия, Но он грустил о чем-то... Вообще...
Не повезло пожарнику-мечтателю, "набат на башне каменно молчал", и вдруг этот легкий иронический рассказ заканчивается мудрой фразой:
А между тем горело очень многое, Но этого никто не намечал.
Повторяю, я не берусь говорить профессионально об изобразительных средствах Новеллы Матвеевой — это, вероятно, должны сделать наши литературные критики,— но я не могу не сказать о редкой красочности песенной поэзии Матвеевой, о ее картинности, иногда буквально соприкасающейся с живописью.
В закатных тучах красные прорывы... Большая чайка — плаваний сестра — Из красных волн выхватывает рыбу, Как головню из красного костра... И, как король в пурпурном облаченье, При свете топки красен кочегар.
Или:
Набегают волны Синие... — Зеленые! — Нет, синие! Как хамелеонов Миллионы, Цвет меняя На ветру.
Или:
...Как зеленоватая медузина спина, В море отражается луна, Трепет волны приводит в трепет Луну. То разорвет, то снова слепит В одну.
Да нет, разве можно перечислить все россыпи этого таланта?
Возле речной волны Травы росой пьяны, У колокольчиков Капли на кончиках
Поскорей наполним нашу, Все равно какую чашу, Чашу кратера вулкана Или чашечку цветка.
Опять не удержался! Прошу прощения. А музыка?.. Нет, я тем более не композитор и не музыкант. Но и как простого, неискушенного слушателя, меня не может не волновать и не поражать ритмическое и эмоциональное богатство и разнообразие песен Новеллы Матвеевой. То это подлинный вихрь, буря, почти кристаллизованная энергия звуков:
Какой большой ветер Напал на наш остров, С домишек сдул крыши, Как с молока пену,—
то нежность и задумчивость "Реченьки", которая "кружится, кружится, то пропадает в лесу, то обнаружится". То это легкий бег веселого кораблика по волнам, то вольные и игривые напевы цыганского табора, то мечтательная задумчивость песни про "котел кипящий, огонь шумящий", то библейские мотивы "Агасфера", философски мудрой легенды о вечном страннике, ищущем смерти, но приговоренном к бессмертию, а то вдруг новый взрыв энергии и наступательной силы братьев-капитанов:
Мы капитаны, братья-капитаны! Мы в океан дорогу протоптали, Мы дерзким килем море пропороли И пропололи От подводных трав.
И меня только удивляет, что мы не слышим Новеллу Матвееву по радио, не видим ее на экранах телевизоров. Нет и пластинок с записью ее песен. Их исполняют некоторые артистки эстрады, одни лучше, другие хуже, даже в своей "музыкальной обработке", но ни одна из них, естественно, не может передать их подлинного духа, всех особенностей собственного исполнения Новеллы Матвеевой. Да и печатают ее маловато, далеко не все, что она написала.
У древних греков было слово, означающее неразложимое единство красоты и добра. "Калокагатия". В искусстве они видели источник, в котором человек, приобщаясь к прекрасному, освобождается от всего наносного, низменного, извращенного. По Аристотелю, даже трагедия есть средство нравственного очищения зрителя и улучшения человека.
Вот такова же. как мне представляется, и песенная поэзия Новеллы Матвеевой — богатая и чистая, высокая и глубоко нравственная. Подлинная поэзия. Калокагатия.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |