В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.10.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Белый Алексей

Источник:
http://festival.samara.net/messages/?parent_id=13373
http://festival.samara.net/messages/?parent_id=13373
 

О Грушинском фестивале (название не оригинальное – ред.)

ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ ФОНАРЕЙ

 

Не ищите этот город на карте. Все равно не найдете. Город живет всего четыре волшебных дня в году, и все его жители – гости. Гости, которые делятся на тех, кто поет сам и тех, кто приехал (часто за тридевять земель) для того чтобы послушать песни. И те, и другие вспоминают затем о поездке весь год. И большинство из них знает, что в этот город они когда-то обязательно вернутся.

 

Этот город каждый год вырастает между Самарой и Тольятти в первые июльские выходные. Названия у него нет, но завсегдатаи называют его "Груша". Официально же мероприятие именуется Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина.

 

Наверняка у некоторых может возникнуть вопрос, зачем куда-то ехать, если авторскую песню можно послушать и в столице, где в последние годы бард-кафе стали вырастать как грибы после теплого дождя. Однако именно под Самарой можно увидеть и услышать практически всех российских бардов. Только там в ночь с субботы на воскресенье можно полюбоваться на "танец маленьких фонарей". Поверьте, это зрелище незабываемо.

 

РАСТЕТ "ГРУША", НЕЛЬЗЯ СКУШАТЬ

 

Почему-то многие мои знакомые, даже те, кто неплохо разбирается в авторской песне, уверены, что Грушинский фестиваль назван в честь одноименного фрукта. На самом деле это совсем не так и назван фестиваль в честь Валерия Грушина. В августе 1967 года этот пятикурсник Куйбышевского авиационного института погиб в Саянах, спасая детей из ледяной воды таежной реки Уды. Заядлый турист, не расстающийся в походах с гитарой, основатель знаменитого в то время трио "Поющие бобры", Валерий был любимцем института. Через год его друзья собрались в Жигулевских горах. Приехали 600 человек. Шел дождь со снегом...

 

Известие о том, что любители авторской песни организовали неформальный фестиваль распространялось по Самаре как снежный ком. И не смотря на то, что на следующий год всем приглашенным было дано указание "рубить хвосты" (то есть отсекать случайных людей) на второй Грушинский собралось уже две с половиной тысячи туристов. Именно тогда сценой впервые стал плот на озере, а зрительным залом – склон горы. Ее с тех пор так и называют Песенной.

 

Через пару лет счет о фестивале узнали по всему Советскому Союзу, и счет приезжавших пошел уже на десятки тысяч. Властей это самостийное движение не радовало, но запретили фестиваль лишь в год московской Олимпиады. Но это перекрыть вход на фестивальную поляну легко, а всю дельту Волги для туристов ведь не закроешь. Люди продолжали собираться, и властям спустя шесть лет пришлось дать задний ход, что и понятно – ведь выезжать на природу, взяв с собой гитару, всем не запретишь.

 

Однако наступила перестройка, и у многих появились сомнения, а "зазвучит" ли Грушинский в новое – такое прагматичное — время, когда "толкуют о деньгах". Однако фестиваль, не смотря на мнения скептиков, не только выжил, но и значительно расширился. Юбилейный ХХХ Грушинский фестиваль, прошедший в прошлом году более чем убедительно доказал, что слухи о смерти авторской песни сильно преувеличены.

 

ВСЕХ НЕ ПЕРЕСЧИТАЕШЬ!

 

Если бы один из героев популярного мультфильма, который был озабочен идеей "всех посчитать", попал на Грушинский, то ему пришлось бы очень несладко. Сколько именно людей приезжает на фестиваль точно не знает никто. Самарское Управление Внутренних Дел считает, что от 160 до 180 тысяч человек. Организаторы уверяют, что меньше 350 тысяч на фестивальной поляне не было уже лет десять, а на юбилейном Грушинском эта цифра вообще перевалила за полмиллиона! Думается, что истина, как это часто бывает в подобных спорах, находится где-то посередине. Лет пять назад я побеседовал с одним из самарских начальников МПС, отвечающим за пригородное сообщение. По его словам, в первые июльские дни количество пассажиров на маршруте Самара-Тольятти возрастает на 200-220 тысяч человек. Этому можно верить, так как, исходя именно из этой цифры, рассчитывается количество дополнительных электричек. Полупустыми они, поверьте, не ездят, но и на перроне никто не остается. Однако учтите, что на электричках в России ездят далеко не все.

 

На Грушинский люди добираются по-разному: большинство на поезде, часть на машинах и автобусах, кто-то летит на самолете, а самые отвязные товарищи ездят в России исключительно автостопом.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕДЕТ НА "ГРУШУ" ВПЕРВЫЕ

 

Во-первых, вам необходима палатка и спальник. Неподалеку от фестивальной поляны есть несколько домиков, но в них живут исполнители-мэтры. Живут, впрочем, формально. Олег Митяев как-то признался, что до домика он просто-напросто никогда не добирается, каждую ночь "зависая" у какого-то костра. Во-вторых, стоит заранее позаботиться о продуктах питания. Однако это совсем не обязательное условие – на фестивале есть торговые ряда, где можно купить чуть ли не любые деликатесы. А вот спиртное на фестивале официально приобрести нельзя. Нечего не поделаешь — сухой закон. Так что если вам в жаркий день вдруг захочется холодного пивка, то придется чапать за три километра в ближайший поселковый продуктовый магазин. Впрочем, можно поискать в окрестностях рефрежиратор-холодильник. Судя по тому, что в прошлом году милиция конфисковала у торговцев две тысячи (!!!) литров спиртных напитков пивко можно приобрести не отправляясь в дальний поход с авоськами. Обязательно стоит озаботиться тарой для воды – ее подвозит в цистернах возле которых возникают приличные очереди.

 

Желательно прихватить с собой примус – иначе придется потратить массу времени на поиск и доставку дров. Костры это, конечно, хорошо, но зачастую они становятся настоящим бедствием. Помню, как лет восемь назад на поляне повис едкий дымный смог, и организаторам пришлось костры запретить вообще.

 

Не забудьте купальные принадлежности и солнцезащитный крем – хоть один жаркий денечек выдастся обязательно, и окунуться в Волге вам захочется наверняка. Если появится желание позвонить знакомым, чтобы рассказать о том, как вы замечательно проводите время, проблем не будет – мобильные телефоны на Грушинском в последнее время можно подзарядить бесплатно. Ну а гитара, если вы едете не только других посмотреть, но и себя показать у вас наверняка и так будет с собой.

 

НА САМАРУ БИЛЕТОВ НЕТ!

 

Именно такое объявление по традиции вывешиваются в окошках касс предварительной продажи железнодорожных билетов в конце июня. Для министерства путей сообщения фестиваля не существует, хотя пустить несколько дополнительных поездов до Самары вроде бы не так уж и сложно. Так что за билетами стоит отправляться немедленно (к примеру, я знаю, что несколько моих знакомых из Сибири бронируют авиабилеты еще зимой). Однако если билетов в кассах уже нет отчаиваться не стоит – в последние годы стало модно скидываться и заказывать на большую компанию автобус. Как такую компанию найти и как в нее вписаться? Надо либо зайти на официальный сайт фестиваля www. grushin.samara.ru и написать о таком желании на форуме, либо оставить объявление в одном из столичных бард-кафе. В общем "кто хочет, тот добьется, а кто ищет, тот всегда найдет". Надо только поверить, что язык может довести вас не только до Киева, но и до Самары. Если поедете на своей машине, то учтите, что за въезд на фестивальную поляну вам придется выложить пятьсот целковых. Впрочем, авто можно оставить на платной стоянке, заплатив за это символическую сумму.

 

Тем, кто прибудет в Самару железнодорожным транспортом стоит отыскать на вокзале информационный центр фестиваля. Расписание электричек там обязательно найдется. На всякий случай, учтите, что уходят они на Тольятти через каждые полчаса, а ехать вам до станции "135 километр" (впрочем, ее уже в этом году должны переименовать в "Платформу имени Валерия Грушина"). Я рекомендую ехать на электричке-экспрессе, которая за часик домчит вас до места назначения с ветерком.

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ГРУШИНСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

 

На официальном фестивальном сайте выложена большая подборка газетных и журнальных статей. Будет время, ознакомьтесь с ней, уверяю, что не пожалеете. Во всяком случае, обо всех минусах вы узнаете именно оттуда (такое впечатление, что журналисты едут на фестиваль исключительно для того, чтобы посоревноваться, кто найдет больше недостатков). Если сократить все написанное прессой до одного предложения, то Груша "это банальный всероссийский пикник с кафешками, саунами и биотуалетами, которому можно ставить свечку за упокой души".

 

Фестиваль клянут за то, что на нем можно услышать не только авторскую песню, но и рок, фолк, поп, регги, кантри, блюз, песни кришнаитов и т.д. Многие восприняли приезд Юрия Шевчука в позапрошлом году чуть ли не как личное оскорбление "только рокеров нам здесь еще не хватало". Лично я считаю, что авторская песня это любое исполнение под гитару, и никто меня в этом не переубедит.

 

Плюсы очевидны. Вы выезжаете на природу и несколько дней проводите в приятной компании. На четырех эстрадных площадках можно послушать всех российских бардов: Митяева, Никитина, Суханова, Сергеева, Шаова, Дольского, Городницкого, Хомчик, Сухарева, Егорова, Мищуков, Киреева, Мирзаяна (список можно продолжать еще очень и очень долго). В ночь с субботы на воскресенье проходит главный концерт на плавучей сцене-гитаре, где по традиции исполняются бардовские хиты типа "А я еду за туманом", "Зеленой кареты", "Как здорово, что все мы здесь"... Уверен, что сорокотысчяный хор (столько человек умещаются на слоне) и гору, сияющую фонариками, вы запомните на всю жизнь. Второй большой концерт проходит в ночь с воскресенья на понедельник. На нем бардам хиты петь не обязательно, поэтому они оттягиваются по полной программе (Леонид Сергеев, например, как-то спел весь свой озорной "свадебный цикл").

 

А если вы исполняете свои песни, то у вас есть шанс выступить на одной площадке с мэтрами. Для этого надо записаться на прослушивание (оно проходит с четверга по субботу) и пройти сквозь сито многоступенчатого отбора (в прошлом году на прослушивание было подано более четырехсот заявок). Кстати, вечером стоит прогуляться по фестивальной поляне и послушать, что поют у костров. Если вас что-то зацепило, то к любой компании можно запросто присоединиться. И песни послушаете и чайку попьете.

 

ДО БУДУЩЕЙ ГОРЫ

 

Понедельник. С час назад закончился последний концерт. Собраны палатки. Людская змейка вьется вверх по склону горы. Еще полдня и на поляне останется лишь экологическая бригада, которой предстоит сдать фестивальную поляну лесникам. На платформе толпа народу. Утренняя четырехчасовая электричка, как обычно переполнена.

 

В вагонах звучат гитары. Не напелись... Самара. Вокзал. "Мне на запад, тебе на восток. Шли весточки. Через год встретимся. На том же месте. Ну, пока. До следующего лета, до будущей горы". Остаются воспоминания, записи, сделанные на простеньком кассетнике (почему-то иногда по вечерам, слушаешь именно их, а не студийные концерты). Зимой начинают сниться странные сны. А весной начинаешь считать дни. Ждешь, когда же будет июль. И знаешь, что впереди у тебя целых четыре счастливых дня.

 

Алексей БЕЛЫЙ

 

Мини-интервью для возможных врезок:

 

Олег Митяев: "Каждую свою песню я обязательно примериваю: можно ли спеть ее на Грушинском. Этот фестиваль для меня – именины сердца. Когда выходишь на "Гитару" и зрители замолкают, то ты должен сказать им то, что тебе разбередило душу. Здесь очень близкие мне люди. Перед ними нельзя прикинуться или соврать. Петь для горы – совсем иное, чем петь для стадиона...".

 

Леонид Сергеев: "Удивительно, но в людях еще осталась способность слушать, чувствовать и переживать. В Америке популярны фолк и кантри. Во Франции – шансон. Но такого фестиваля, как наш Грушинский, нет нигде в мире".

 

Сергей Никитин: "Когда авторская песня зарождалась, это в большой степени был протест против официоза и фальши. Сейчас же, по-моему, в повестке дня главный вопрос – духовное выживание. Мне все же кажется, что в России ни поэзии, ни авторской песне не грозит та судьба, которую они имеют в западных странах. Традиции духовной жизни не позволят в России умереть этим жанрам искусства. И именно Грушинский фестиваль – лучшее тому подтверждение".

 

Владимир Ланцберг (два года назад "отделившийся" от Грушинского и создавший фестиваль "Вторая волна"): "Я застал еще "дремучие" слеты в начале семидесятых, когда на Грушинском была удивительно чистая атмосфера встреч единомышленников. Однако как только фестиваль перевалил за отметку в десять тысяч человек, произошло непоправимое – многие начали приезжать за своим праздником, и появился дискомфорт от огульно-тотальной массовости. Здесь всегда пытались бороться с "зеленым змием", но "змий" неизменно оказывался сильнее. Невозможно уединиться, уйти от хорошо озвученных концертных площадок и спокойно пообщаться. Я видел, как пролетали на прослушиваниях очень талантливые ребята, и не могу понять по какой причине. Я за небольшие слеты до тысячи человек, но на которых собираются только единомышленники".

 

_____________________________________

 

Алексей всех приветствует!

 

Я журналист. На Грушинский фестиваль езжу уже двенадцать лет.

 

В прошлом году суммировал свои впечатления и написал статью, которая вышла в журнале "Ваш досуг" 12 июня 2004 года. Думаю, для тех, кто собирается на сей фестиваль впервые она будет не только интересна, но и полезна...

 

Текст выложен в авторской редакции.

 

Если будут какие-то вопросы или комментарии, готов ответить на них здесь, либо в своей группе, которая находится: http://groups.rambler.ru/groups/rambler.friends.talk/0165521.1.html

 

С уважением,

Алексей

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024