В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

24.10.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Жарикова Елена

Источник:
еженедельник "Репортер", 2001 г.
http://grushin.samara.ru/contents3/139/151/
 

Дождя не будет

"Каждый год у Мастрюковских озер вырастает огромный палаточный городок, в который съезжаются люди со всех концов страны и даже мира. Приезжают за тем, чтобы встретиться со старыми друзьями, послушать песни и самим попеть их у костров, подышать этим неповторимым воздухом. И получить заряд энергии, которой хватит до следующей Горы".

 

Так или примерно так начинается почти каждый материал, посвященный Грушинскому фестивалю. Авторы, как правило, восхищаются тем, что любителей авторской песни год от года становится все больше: те, мол, кто хоть раз вдохнул воздух фестивальной Поляны, "подсел" на него и будет непременно возвращаться сюда вновь и вновь. Бардовское мероприятие, мол, пользуется все большим интересом со стороны федеральных структур и спонсоров, и фестиваль наконец приобрел статус всероссийского. И, в конце концов, еще ни один бардовский слет не приобрел таких масштабов, как под Самарой.

 

Все это так, но за всеми этими восторгами не слышно голоса тех, кто считает, что Грушинский стал другим. Репортер, который принадлежит к числу последних, решил проанализировать свои ощущения от фестиваля и понять, что же все-таки не так.

 

Даешь цивилизацию!

 

Первые новшества, бросающиеся в глаза, — огромное торговое пространство, которое раскинулось перед Поляной. Здесь не только можно приобрести любые необходимые для туриста вещи и продукты, но и неплохо и недорого перекусить. Вам предложат комплексный обед или шашлык, огромный выбор прохладительных напитков, мороженое и так далее. Спрашивается, зачем что-либо готовить на костре, да еще в такую жару, когда можно сходить в кафе и спокойно покушать. Были бы только деньги. Ну а если, как пообещал главный архитектор Самарской области г-н Жуков, на Поляне начнут воздвигать капитальные строения — скорее всего, гостиницы, — тогда и палатки уже будут не нужны.

 

В связи с этим Репортеру почему-то вспомнился разговор с Олегом Митяевым восьмилетней давности.

 

Олег тогда сравнивал Грушинский с подобными мероприятиями на Западе. "У них там все очень культурно и комфортно. Нет нашего русского разгильдяйства", — с улыбкой заметил бард. Эх, Олег, не думали мы тогда, что русское разгильдяйство постепенно начнет уступать место западному комфорту на родном Грушинском.

 

Комфорт, конечно, вещь хорошая, и то, что на фестивале наконец-то появились давно обещанные биотуалеты, — просто здорово. Вот только вход туда сделали платным — видимо, у спонсоров, число которых в пресс-релизе перевалило за три десятка, на подобную "роскошь" денег уже не хватило.

 

Роль второго плана

 

В принципе Поляна всегда была поделена на улицы и районы. Все всегда знали, где находится гостиный двор, лагерь тольяттинцев или челябинцев, что такое "Кольский бугорок" и так далее. Сложности возникали только у новичков, но в этом году для них развесили указатели, и кроме доски информации работала удобная интернетовская программа "Найдется каждый".

 

Компании "СМАРТС" и "Билайн" организовали телефонную связь, так что любой желающий мог позвонить домой или друзьям. Но главную улицу, как и в предыдущие годы, оккупировали спонсоры. Провести без них фестиваль, на который съехалось около 150 тысяч человек, невозможно, и потому главная улица была выстроена из добротных лагерей со столами и охраной. Но вот когда просто гуляешь мимо всех этих названий, то невольно начинаешь ловить себя на мысли, что попал на какую-то коммерческо-политическую тусовку. Здесь тебе и партии, и фирмы, и еще что-то, не имеющее никакого отношения к бардовской песне.

 

В прошлом году Репортер долго пытался выяснить у гостей фестиваля, жива ли, по их мнению, авторская песня, и только этим летом понял, что вопрос этот не имеет под собой оснований.

 

Бардовская песня не умерла и не испытывает особого кризиса. Просто на своем фестивале она ушла на второй план. На первый план вышла обычная тусовка, в которой каждый участник преследует свои определенные цели. Вот почему палаточный город стал таким большим и разномастным. Может, это и хорошо, но в огромной толпе теряется она, Песня, ради которой, в общем-то, "все мы здесь сегодня собрались".

 

VIPы

 

Почетных гостей фестиваля можно теперь разделить на две категории: политики и барды. Правда, в этом году на Поляну приехали Александр Градский, Михаил Боярский, Никита Джигурда и Дмитрий Дибров, которых ни к тем, ни к другим не отнесешь. Как и не отнесешь ни к одной из этих категорий Олега Сысуева, который на этот раз почему-то не приехал. Его отсутствие было замечено сразу, как только на футбольное поле вышли участники традиционного футбольного матча сборных мира и Самары. Какие бы должности ни занимал Олег Николаевич, он на Поляне был всегда своим. Его появление не связывалось с очередными выборами и конъюнктурами банковского рынка. Человек просто играл в футбол, любил звучавшие здесь песни, и Поляна это ценила.

 

Однако свято место пусто не бывает, и на смену бывшему самарскому мэру на футбольное поле вышло аж два нынешних кандидата на этот пост. В ворота встал Геннадий Звягин, а на поле вышел Юрий Присекин.

 

Валерий Карлов ограничился ролью болельщика. Кроме них, в команде хозяев играло множество известных людей во главе с Николаем Колесниковым. После матча некоторые игроки сборной мира признались Репортеру, что на поле им не хватало Сысуева.

 

Что до политиков более высокого ранга, то к началу ночного концерта на Горе появились лишь Сергей Кириенко и Александра Буратаева. Представитель президента в Приволжском округе попросил журналистов не задавать ему политических вопросов, поскольку он приехал слушать песни, которые знает и любит.

 

Таким образом г-н Кириенко не захотел затрагивать тему политизации Грушинского, хотя среди организаторов фестиваля значатся "Молодежное единство" и СПС. И как бы в подтверждение аполитичности всего мероприятия самарские милиционеры не захотели пропустить Сергея Кириенко на специальные гостевые места. Охране представителя президента, которая оттолкнула милицию и помогла Кириенко пройти, пришлось услышать в свой адрес несколько неприятных выражений от работников правопорядка. Сей инцидент настроение высокому гостю не испортил, так как он посчитал, что милиция просто выполняет свой служебный долг, о чем он и высказался вслух.

 

Ожидалось появление на Горе и Анатолия Чубайса, поскольку РАО "ЕЭС России" стало в этом году генеральным спонсором Грушинского. Репортер не знает, как чувствовал себя в эти дни г-н Чубайс, но вспоминали его на Поляне очень часто: неполадки с электроснабжением начались еще шестого, а во время ночного концерта свет во всем лагере потух почти на час. Естественно, что возмущенная Гора не единожды вспоминала имя главного энергетика страны. Понятно, какими словами. Правда, уже 9 июля АО "Самараэнерго" сообщило, что авария была вызвана неполадками на подстанции "Задельная", принадлежащей Куйбышевской железной дороге, и попросила за подробной информацией обращаться туда.

 

В ожидании дождя

 

По окончании Грушинского фестиваля осталось без ответа много вопросов. Во-первых, почему те, чьи имена неотделимы от авторской песни, не приехали на Поляну. Сергей Никитин, Виктор Берковский, Вадим Егоров, Георгий Иващенко, Алексей Васильев и многие другие не появляются на фестивале уже не первый год. Конечно, у всех различные жизненные обстоятельства. Но почему раньше они не мешали бардам приезжать на фестиваль, общаться с молодежью, а теперь мешают?

 

Во-вторых, как так получилось, что на фестиваль приезжают те, кто даже понятия не имеет, кто такие барды. Один из таких субъектов долго пытал на эту тему Репортера перед футбольным матчем. Может быть, широкая реклама и огромная помощь со стороны правительства, партий и спонсоров пошли во вред фестивалю, на котором песня отошла в тень? У Репортера создалось такое впечатление, что большинство гостей приехало, чтобы выпить и потусоваться. Раньше водка и большое стечение народа не мешали песням, а только помогали. Так, может быть, количество гостей переросло допустимую критическую массу и стало убивать саму идею фестиваля? Причем очень не хочется, чтобы во всех бедах винили членов Грушинского клуба. Они-то как раз делают все что могут. Ведь невозможно каждого приезжающего проверять на любовь к авторской песне. Однако делать что-то нужно.

 

И последнее. Раньше ни один из фестивалей не обходился без дождя. Это была своеобразная примета: как Грушинский, так обязательно дождь. Репортер даже помнит такие моменты, когда подняться к электричке по мокрому склону было очень сложно, а из палаток, поставленных в низинах, выплывали вещи. Но вот уже второй год дождей в дни фестивалей нет. Неужели даже природа отвернулась от Грушинского фестиваля, поняв, что из него уходят романтизм и творчество? Если так, то это плохой признак. Вот почему очень хочется пожелать следующему фестивалю хорошего ливня, который смоет все наносное и конъюнктурное.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024