В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

24.10.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Зуев Алексей

Источник:
http://alexeizuev.narod.ru/grushin/guide.htm
http://alexeizuev.narod.ru/grushin/guide.htm
 

Грушинский фестиваль. Руководство по выживанию

(Издание первое)

 

"Как здорово, что все мы здесь..."

 

© народная мудрость в обработке О.Г. Митяева

 

Пролог

 

Данное руководство предназначено для тех, кто впервые хочет поехать на Грушинский фестиваль, но боится спросить. А бояться как раз не надо! Надо спрашивать! Только будучи подготовленным, можно отдохнуть, расслабиться и получить удовольствие.

 

И вот, опираясь на свой не слишком богатый, но всё же десятилетний опыт поездок на этот праздник жизни, я решил поделиться своими впечатлениями и рискну дать несколько советов собирающимся в первый раз посетить фестиваль.

 

"Руководство" ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции. Конечно же, найдутся многие несогласные с написанной здесь ахинеей. Именно поэтому я не рекомендую читать дальше тем, кто уже бывал на Грушинском. Ещё раскритикуют, а это обидно, знаете ли...

 

Да, обязательно расспросите тех, кто уже там был (желательно — не раз) и в состоянии вспомнить и внятно рассказать, как же оно там — на Грушинском. Непременно зайдите на сайт фестиваля: http://festival.samara.net/, посетите форум — там можно получить ответы на большинство вопросов и договориться о встречах.

 

И ещё: все полученные советы (в том числе и приведённые здесь) смело делите на два.

 

Все совпадения имён, названий и дат неслучайны.

 

Во время написания сего опуса ни одно животное не пострадало.

 

Итак:

 

ПОЕХАЛИ!

 

© Юрий Гагарин

 

История

 

Студент Куйбышевского авиационного института Валера Грушин любил ходить в походы и петь у костра. Но он трагически погиб 27 августа 1967 года на сибирской речке Уде, спасая тонущих детей. Его друзья собрались через год почтить его память. Потом ещё раз и ещё... Так и родился фестиваль. Вообще-то он проходит с 1968 года; но из-за перерыва с 1980 по 1986, связанного с чисто идеологическими причинами (застой, понимаете ли!) нумерация фестивалей сбилась. То есть фестиваль фактически существует на 5 лет дольше своего порядкового номера. Вот такая арифметика!

 

Название

 

Пожалуй, никто вне официальных документов не называет Грушинский фестиваль полным именем — "Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина", или, как при советской власти — "Фестиваль туристской и патриотической песни имени Валерия Грушина". Он никогда не был ОФИЦИАЛЬНЫМ, признанным и обласканным властью. И люди — участники и зрители — всегда называли его просто "Грушинский (фестиваль)". Со временем это название трансформировалось в "Грушу", хотя к одноимённому фрукту фестиваль не имеет НИКАКОГО отношения; однако название прижилось, и даже продаются сувениры — груша, на срезе которой — гитарная дека, и из неё растёт гриф... Кстати, "настоящие грушинцы" никогда не назовут фестиваль "Грушей" (моветон!) но — "Грушинкой"!

 

Где и когда

 

Проводится фестиваль в первые выходные июля на живописных Мастрюковских озёрах, посредине между Самарой и Тольятти. Место расположено в Жигулёвских горах, на берегу Волги; там живописная (до начала фестиваля) поляна с леском, озёра; недалеко протекает Волга с двумя достаточно оборудованными пляжами; есть ещё пляж на озере (там вода теплее) и другие места для принятия солнечных и водных ванн (по слухам, где-то есть и нудистский пляж — но сам я не проверял; лагерь их называется "Фигляндия" — ищите, кому интересно).

 

Обычно официальная часть фестиваля начинается в четверг и длится по воскресенье (включительно). В понедельник обычно проводится (уже в Самаре) заключительный концерт. Но бОльшая часть людей всё же приезжает в пятницу — субботу и уезжает в воскресенье (типа, уик-энд). Хотя многие "заядлые" туристы и "неформалы" приезжают минимум за неделю и остаются ещё после завершения фестиваля.

 

Я для себя считаю оптимальным заезд в четверг и отъезд в понедельник. Но для первого раза можно только на пару выходных приехать. А дальше втянетесь.

 

Как добраться

 

Есть множество способов попасть на Грушинский. Всё зависит от привычек, толщины кошелька, количества свободного времени.

 

1. Добираетесь любым способом — паровозом, автостопом, мимоходом, мимолётом, теплоходом, самолётом, пешком, наконец! — до Самары (для едущих со стороны Урала) или до Тольятти (точнее, до станции Жигулёвское Море — она недалеко от трассы М5 "Москва — Челябинск", буквально метров 500; для едущих с Европейской части). Совет не актуален для жителей Самары, Тольятти, Жигулёвска.

 

2. Дальше возможны варианты: либо на электричке, либо на "Газели" (по договорённости). Обычно "газелисты" в фестивальные дни тусуются около указанных вокзалов. На автобусе — дороже, зато на электричке — романтичнее. Кстати, имейте в виду: та же "Газель" довезёт либо до ж/д платформы "Им. В. Грушина" (в девичестве — "пл. 135-й км"), то есть туда же, куда и электричка, либо доставит до шлагбаума, от которого плюхать вам навьюченным добрых пару километров (а то и дальше).

 

3. Можно добраться на своём транспорте — по трассе М5 по указателю на пос. Прибрежный. Но тогда за въезд придётся заплатить от 500 до 1500 полновесных, свободно конвертируемых российских рублей, а машину оставить на платной, условно охраняемой стоянке либо бросить так — безо всяких гарантий сохранности в обоих случаях. Либо безвылазно сидеть в ней. А на саму Поляну вас не пустят ни за какие коврижки (ну если вы только заранее приедете, недели так за две...)

 

4. Некоторые организованные грушинцы нанимают автобус — туда и обратно. Тоже неплохой вариант! Можно скомбинировать способ с другими: крупные вещи отправить автобусом, а самому добираться налегке поездом (или стопом; я и так делал).

 

5. Для автостопщиков: по трассе М5, дальше до Прибрежного, а там — на "пешкарусе". Найдёте.

 

Приехали!

 

Поездка на автомобиле (автобусе) через шлагбаум — не лучший вариант для первого знакомства с Грушинским. А если ехать на электричке (как и поступает большинство), то подъезжаешь к фестивалю "сверху". Кстати, сразу наберите "полторашечку" чистой родниковой воды из трубы справа, у касс!

 

Проходим немного вперёд, мимо торгующих всяческой снедью тёток, подходим к склону Горы (именно так, с Большой Буквы!) — той самой знаменитой Горы Грушинского фестиваля! — и... Незабываемое открывается зрелище! Где-то там, далеко внизу, стали пёстрым табором цыгане — яркие палатки, дымки костров, копошащиеся люди... Даже если вы приехали на машине — не поленитесь, поднимитесь, чтобы окинуть лагерь орлиным взором и запечатлеть его на плёнку.

 

Насладившись зрелищем, начинаем спуск в лагерь — впечатление на всю оставшуюся жизнь! Недолгую, впрочем — такие мысли невольно приходят в голову, едва приступаешь к спуску. Даже теперь, когда построили лестницу до его половины. А раньше, когда её не было — о сём времени лучше умолчим... И даже не хочется думать, что потом сюда придётся подниматься... Но ведь это ещё так нескоро! А сейчас хочется кинуть вниз рюкзак и самому катиться вслед за ним...

Затем мимо бдительных стражей порядка (могут вежливо поинтересоваться наличием у вас спиртных напитков и сами убедиться в наличии их отсутствия — об этом ещё скажу), через мостик, — и вы в фестивальном лагере, на Грушинской поляне!

 

Есть ещё и другой спуск, ведущий к Подвесному мосту — но он для настоящих экстремалов. Впрочем, попробуйте...

 

Где встать

 

Вопрос, конечно, интересный. Если едешь первый раз, лучше заранее договориться с кем-то или прибиться к их компании. Но если кто решится ехать сам... На Грушинском обычно встают по интересам или (реже) — по территориальному признаку. Найдите лагерь земляков или единомышленников — и вас могут пустить на постой, особенно если там есть знакомые.

 

Многие лагеря имеют свои названия, подчас весьма занимательные, и свою символику — флаги, плакаты... Они обычно из года в год вырастают на одном и том же месте и служат ориентирами для заблудившихся.

 

Кто-то встаёт под деревьями, кто-то — на полянах. Я предпочитаю первое — не так жарко днём и какая-никакая защита от небольшого дождя. Главное — выбрать соседей. Чем они спокойнее и трезвее — тем лучше. У меня вот однажды сосед мои дрова продал... Идеальный вариант — турклуб (хоть они и поют всю ночь напролёт, но не гадят и не дерутся). Наихудший расклад — обкуренные пОдростки.

 

И ещё: лучше встать не слишком далеко от питьевой воды.

 

Иногда случаются конфликты из-за места. В случае активного наезда лучше отступить — места много, и нет смысла портить себе отдых разборками. Помните: в споре побеждает умнейший!

 

И напоследок: иногда некоторые оборотистые "дельцы", видя новичков (да и не только их), предлагают купить "хорошее место" (вариант — заплатить сбор "за экологию" или за что-то там ещё). НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЭТО!!! Наверняка это — мошенники! Хотя разговоры о взимании платы иногда ходят, в том числе и среди организаторов фестиваля, но пока грушинская земля — БЕСПЛАТНА! И если вас просят заплатить — смело обращайтесь к милиции. (Разумеется, если вы не встаёте на Торговой поляне или чего-нибудь не продаёте.)

 

Что взять с собой

 

Прежде всего — желание и хорошее настроение! Всё остальное — второстепенно. Многое также зависит от того, сколько человек едет и на какой срок.

 

Более того, теперь на фестиваль вполне можно приехать "налегке": палатку (рюкзак, спальник и пр.) можно купить прямо на месте (причём выбор богаче, а цены ниже, чем в городе, особенно в последний день!). А можно и не покупать, а встать на постой — как договоришься. Хотя договариваться лучше заранее. И питаться можно "не отходя от кассы": на Торговой поляне владельцы кафешек и магазинчиков организовали круглосуточное горячее питание (цены — кусаются, но это, выражаясь по-аглицки, "хум хау"). Так что будешь ты и сыт, и пьян, и выспат, и получИмши удовольствие...

 

Но лучше всё же иметь при себе необходимый минимум: спальник (и палатку), миску с ложкой и кружкой, куртку, фонарик, кошелёк (вот его — непременно). Из продуктов можно взять "сухпай" на 1-2 дня — тушёнка, сгущёнка... Остальное проще купить на месте — цены на продукты ненамного выше городских. И ещё: обязательно купите на Торговой поляне "сидушку" ("пиджопник") — "пенку" с ремешком (если у вас её ещё нет). Это чудо, во-первых, даёт возможность удобно сидеть прямо на сырой и холодной земле, а во-вторых, его можно легко превратить в шедевр наскальной живописи. Впору проводить выставки грушинских "сидушек"! Двух одинаковых вы не найдёте!

 

На упомянутой Торговой поляне можно купить всё: от еды до туристского снаряжения и музыкальных инструментов. Ассортимент продаваемых дисков и кассет в целом несколько уступает Горбушке, но в области авторской песни он не оставляет последней никаких шансов. Фирменные, уникальные сувениры можно купить только там. А ещё — книги по автостопу, пешему и прочим видам туризма, сборники текстов песен и аккордов... Чего там только нет! Легко, к тому же, заполучить автограф автора...

 

А вот средство от комаров можно и не брать. Нет их там. Не выживают они в столь нечеловеческих условиях. Помню, где-то я читал: после ядерной войны выживут только тараканы. Дудки! Выживут только грушинцы — они закалённые, раз выживают там, где и комары дохнут!

 

Погода

 

Начало июля — вроде бы разгар лета. Как там: "Тополиный пух (в июле???), жара, июль..." Но не тут-то было!

 

Во-первых, ночью на Грушинском довольно холодно, так что тёплая куртка отнюдь не роскошь, особенно на Горе (о которой — ниже). Говорят, в семидесятые годы была даже минусовая температура, иней... И ещё контраст ощущается между погодой в лесу и на поляне: вылазишь утром из спальника — брр, холодно! А на солнышко выходишь — жара!

 

Во-вторых, "нет Грушинского без дождя". Факт! Хоть два месяца засуха будет стоять — дождь на Грушинском пройдёт!!! Иногда дождь несколько затягивается: вот в прошлом году он лил, почти не переставая. Но такое ненастье — скорее исключение, подтверждающее, впрочем, правило.

 

Грушинцы со стажем помнят внезапный дождь 1997 года во время главного концерта на Гитаре. Всю ночь было безоблачное звёздное небо, все расслабились. Под утро на Гитару вышел Олег Григорьевич Митяев, и не успел он спеть: "Наполнится воздух озоном самарской грозы...", как оно и началось: гром и молния, ливень, буквально смывший с Горы не успевших смотаться раньше зрителей. Милицейское оцепление с трудом сдерживало поток мокрых людей, чтобы те не снесли узенький мостик! Добрался я до палатки — а в ней рюкзак плавает... Весело!

 

В таких чрезвычайных обстоятельствах опальный на Грушинском алкоголь бывает просто незаменим. Лучше всего спирт: им можно и костёр разжечь, и нутро согреть. Со мной не первый год ездит флакончик с чистым медицинским спиртом, граммов так на двести. Своего рода НЗ на случай ЧП.

 

Но обычно всё гораздо прозаичнее: днём пройдёт дождичек (а то и тёплый летний ливень), или на всю ночь зарядит (что хуже). Зато так романтично — сидишь в палатке, слушаешь шум дождя по листьям... пьяные вопли... Н-да...

 

Безопасность

 

Прежде всего — общие правило безопасности (чтобы уж выжить наверняка). Их всего три, и они просты:

 

Правило первое. НЕ ЗЕВАЙ!

 

Всё-таки Грушинский — это прежде всего огромное скопление людей. И как бы благожелательно большинство из них ни было настроено, в их среде встречаются всякие. Бывает и воровство, и насилие, хотя общий уровень преступности довольно низок. Особенно неприятна обдолбанная и пьяная шпана — их лучше вообще избегать. Ну и прописные истины: вещи без присмотра не бросать, ценности без нужды не "светить", никого не провоцировать...

 

Кроме того, толпа всегда остаётся толпой. Даже на отдыхе знать и помнить правила поведения в толпе (а этому сейчас даже в школе учат!) просто жизненно необходимо. Я лично убедился в этом во время небольшой паники при ливне 1997 года (см. выше).

 

Правило второе. НЕ КОНФЛИКТУЙ!

 

В конце концов, мы же приехали сюда отдыхать, а не драться (хотя к определённой категории "псевдогрушинцев" это явно не относится!) Так, с неадекватно ведущей себя шпаной лучше вообще не контачить; то же с сильно пьяными "туристами". Если конфликт назревает — гаси его в зародыше, мирными средствами. А если не выходит — смело зови милицию и ОМОН; к их чести, они твёрдо поддерживают порядок на фестивале.

 

Кстати, подавляющее большинство неприятностей криминального (и не только) характера на фестивале происходят, говоря сухим языком протоколов, "в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения".

 

Правило третье. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙ!

 

Расслабляясь, мы часто хотим получить удовольствие "по полной". И переоцениваем свои силы (либо недооцениваем слабости). Легли позагорать и уснули — вот вам и ожог! (было со мной и такое...) Начали пить и не рассчитали силы — и вот уже море по колено! А потом — бульк! — и: хороший был человек... На фестивале практически ежегодно тонут купальщики — не забывайте об этом! Либо нас на подвиги начинает тянуть... Не надо! Всё хорошо в меру!

 

Вывод:

 

Если следовать этим нехитрым правилам, то главная цель — отдохнуть и приехать домой удовлетворённым, с неповреждёнными конечностями и в добром здравии — будет, безусловно, достигнута.

 

Быт

 

Грушинский быт прост и непритязателен (по крайней мере, он стремится к этому). Костёр, палатка, гитара, котелок — что ещё нужно для счастья? Правда, к этому в последнее время добавляется всё больше "благ цивилизации": мобильные телефоны (шо за турист без мобилы?), электрический свет (от автомобильных аккумуляторов, а то и от генераторов), газовые плитки (разных систем), надувные матрасы (не плавательные, а именно спальные), магнитофоны (и даже телевизоры!), биотуалеты... Но можно (и нужно!) постараться отдохнуть от этих поднадоевших за год "благ".

 

Жильё

 

Если есть палатка — ставьте. Учить, как, — не буду. Сами знаете. Если нет — соседи помогут. Подойдёт любая, благо их сейчас — выбирай не хочу! Лучше брать непромокаемую. Если палатка всё же промокает, то на случай дождя постелите под неё плёнку, окопайте палатку и покройте её плёнкой. Многие опытные туристы организуют навесы над лагерями — в случае дождя незаменимая вещь! Да ещё стол вкапывают... Лепота!

 

Ценные вещи лучше в палатке не оставлять, даже если в вашем лагере постоянно есть дежурный. Так оно спокойнее. В крайнем случае — прячьте подальше.

 

Днём с огнём

 

Желающих лопать холодную тушёнку и сидеть в холоде и темноте по ночам найдётся мало. Поэтому вторым делом (после установки палатки) каждый уважающий себя грушинец считает разведение костра. Кстати, организаторы каждый раз настойчиво призывают (через радио) ограничить розжиг костров, чтоб не задымлять Поляну. Наивные... Разве можно убить в человеке присущую ему с пещерных времён тягу к огню? Итак, организуем костёр. Я думаю, не надо учить, как его правильно раскладывать. Ямка, тренога или сошки над ней, сухие дрова — это всё азы. Кстати, очень удобно раздувать огонь "сидушкой" — вот вам и ещё одно её применение!

 

Дрова для костра некоторые везут с собой. Но лучше всё же покупать их на месте. Цены невысоки, есть выбор и даже конкуренция — пройдитесь по точкам. Если есть топор (приличный, а не китайский комбайн "топор-лопата-нож-ложка-фонарь-тамагочи") — можно купить кругляк, если нет — лучше колотые дрова (хотя они и дороже). Некоторые добывают дрова сами (занимаются дровосексуализмом, так сказать), но это, во-первых, муторно, во-вторых, могут оштрафовать лесники, а, в-третьих, сырые осиновые дрова дают больше дыма, чем огня. Так что будьте цивилизованы, покупайте дрова!

 

Можно взять примус, газовую горелочку, паяльную лампу с треногой — очень удобно. А костёр разложить "для романтизьму".

 

И НИКОГДА не оставляйте костёр без присмотра! Мало ли что... А перед отбытием домой не забудьте хорошо загасить его (хотя бы "по-пионерски") и засыпать кострище землёй!

 

Хлеб наш насущный

 

Итак, мы на природе. А на свежем воздухе почему-то просыпается зверский аппетит. Из положения выходят по-разному. Кто хочет — питается у костра (своего или чужого), кому лень — тот идёт в кафе на торговой поляне; кому и это в лом (или не по карману) — голодает. Хотя с голоду ещё никто на Грушинском не умирал (разве что комары).

 

С водой может быть напряжёнка: есть несколько скважин с кранами, но к ним обычно такая очередь! Поэтому опытные люди собирают всю наличную тару (освободившуюся из-под других напитков) и отправляются рано поутру за водой, когда у скважин поменьше народу. И невольно думаешь: а ведь раньше к роднику В ГОРУ ходили! Кроме того, есть части лагеря, расположенные далеко от скважин. Так что лучше иметь побольше емкостей для воды, лучше разовых: пластиковые бутылки на 5 л — идеальный вариант. А посуду обычно моют в ближайшем водоёме — протоке, озере, — коих предостаточно. Или дОма. Кстати, пить воду из водоёмов категорически не рекомендую!!!

 

Алкоголь не приветствуется — об этом ниже. Прочие напитки на рынке — в ассортименте, включая квас в бочках. Или вот ходят по рынку красивые девочки в красном и, улыбаясь, предлагают приобрести "официальный напиток Грушинского фестиваля" — продукцию известнейшей торговой марки. Приходится "сквозь щёлки глаз с тоской глядЯ на белый свет" [© Сергей Трофимов] вежливо объяснять им, что есть ещё и другие оф..ци..цальные напитки...

 

Туалеты

 

Нельзя обойти вниманием и сию деликатную тему. Ведь количество выведенного наружу прямо пропорционально качеству принятого унутрь (да ещё помноженному на количество народу). Потребности эти стыдливо названы "естественными", ну а "что естественно, то не без оргазма" [© Н. Фоменко, вроде]. И справлять их необходимо. Хорошо ночью: отошёл от палатки — и вот он, туалет (при условии отсутствия там другой палатки — иначе возможно некоторое взаимное недопонимание). А вот днём... Конечно, некоторые поступают по принципу "Пусть лучше лопнет моя совесть, чем мочевой пузырь", но большинство предпочитают справлять нужду неприлюдно. И для этого человечество ещё на заре цивилизации придумало туалеты.

 

Я уже упоминал о биотуалетах, но их на Грушинском — единицы, да и теми можно безопасно пользоваться только в первый день (ибо их не откачивают!). Но есть, к счастью, общественные уборные: на свежевырытую траншею кладутся доски, в них вырезаются дыры, всё это обносится чёрной полиэтиленовой плёнкой (которую озабоченные вандалы через пару дней всю изрежут) — и готов "туалет типа 'сортир', обозначенный на карте буквами Эм и Жо". В эти ямы валятся: деньги, бутылки, фонарики (весело светят всю ночь!), мобильники (по слухам), прочая мелочь разных размеров... Случаев проваливания отдыхающих не зафиксировано (помните загадку: "В глазах тоска, в зубах доска, сам — молчок, а на двери — крючок"?) И день так на третий, особенно если тепло, неподражаемый аромат наполняет окрестности заведения. Эх, "ничего на свете лучше нету, чем пройтися мимо туалету!" © мой!!!

 

Одно радует: бывает и хуже. Вот на другом фестивале был всего 1 (!!!) туалет на многотысячный лагерь, да и тот на другом его конце. Сбит из фанеры (это вам не плёнка!), но внутри перегородка Эм от Жо — чисто виртуальная. Дамы были недовольны. Плюс ночью кто-то растащил пол-сортира на дрова... Их, правда, быстро нашли и убедили всё вернуть... А лагерь-то не в лесу был — в чистом поле:

 

Выйдешь в поле, сядешь cp@tb —

Далеко тебя видать!!!

 

[© приписывают Сергею Есенину]

 

Итак, посещение туалета — это тоже часть большого приключения по имени Грушинский фестиваль. Не откажите себе в удовольствии!

 

Мусор

 

Разумеется, ТАКОЕ количество народу и мусору после себя оставляет изрядно. Мусор этот — самого разнообразного происхождения: банки, склянки, рваные портянки... Разумеется, естественным путём будет сей хлам разлагаться лет эдак триста. Поэтому его надо убрать (хотя полезно помнить: чисто не там, где метут, а там, где не сорят; как поётся о природе: "Давайте с нею заклЮчим последний завет: 'Не насори!'" © Сергей Трофимов). Но мусор всё-таки образуется. И с ним борются разными способами. Кто-то бездумно кидает его в кусты (просто свинство!). Кто-то выкидывает пакеты с мусором в туалеты (интересно, они дома тоже банки в унитаз кидают?). Кто-то жжёт его в костре (стекло и металл почему-то не горят...). "Опытные туристы" роют яму и "хоронят" отходы, как это, собственно, и положено в дальнем походе; хотя обычно такая яма может вместить не более половины мусора, какой глубокой её не копай (мистика!).

 

Но есть единственный правильный для Грушинского быта способ: собирать мусор в большие пакеты (их даже бесплатно раздают) и относить в мусорные баки — они есть. Горючий мусор можно и сжечь. Чтобы стимулировать сбор мусора, на Поляне проводятся акции: кто сдаст больше мусора, получит приз. Благодаря этому не оставляйте пакеты с мусором без присмотра — сопрут!

 

Одним словом: берегите природу, мать вашу!

 

Матрица

 

Теперь на Поляне есть и все блага информационной цивилизации — сотовая связь, интернет... Вся Большая тройка (МТС, Билайн, Мегафон) и местный СМАРТС — в числе главных спонсоров фестиваля; они — организаторы бесчисленных конкурсов и халяв. Около их лагерей-центров постоянно толпится народ в ожидании раздачи слонов в виде маек, бейсболок, футляров под телефоны и прочей мутотени. Плюс друг друга переплюнуть пытаются: один даёт бесплатный трёхминутный звонок по России (!!!) для всех желающих. Другие организуют звонки через IP по смешным ценам (я так друга в Израиле поздравлял, чтоб он там слюной от зависти захлебнулся). Третьи бесплатно дают зарядить твой телефон...

 

Сама по себе связь — как повезёт. В целом дозвониться можно, хотя часто бывает перегруз сети. У моего оператора (где "будущее зависит от тебя") качество связи за три последних года улучшилось кардинально, да и у других тоже. И хит-парад мелодий от сотовых телефонов, эта "сорокаградусная" полифония (как искренне сказал один товарищ, имея в виду "сорокаголосую") иногда даже забивает нетихий звук концертов и пьяные песни у костров.

 

Есть интернет с приемлемыми расценками. Так что кинуть мылом с Поляны — как два байта переслать! Но оно вам надо? Вы за этим приехали В ЛЕС? НА ПРИРОДУ???

 

Население

 

В "хорошие" годы на фестиваль собирается свыше 200 000 человек (по официальным данным). И этот гигантский лагерь (с населением среднего города!) живёт по своим, только ему известным законам. Хотя законы эти просты и понятны: не будь свиньёй (во всех смыслах) — и будет тебе счастье!

 

Чем занимаются люди на фестивале? Они едят, пьют, поют, слушают концерты, пьют, купаются, загорают, пьют, общаются, пьют, жгут костры, пьют, иногда спят...

 

Странно, но уровень криминала для такой скученности не слишком трезвых людей поразительно низок — на неприятности можно нарваться, только если их специально искать. Хотя атмосфера год от года становится... как бы выразиться... более напряжённой, что ли. Вроде и милиции с ОМОНом больше, но и шпаны становится всё больше и больше...

 

Что ещё интересно: живёшь весь год в городе, по населению почти соответствующем Грушинскому, и не встречаешь столько знакомых (из твоего же города!), сколько их попадается за 3 дня фестиваля. И откуда они берутся?!?

 

Кто же ездит на фестиваль? Кто ты, грушинец, что за зверь? Увы, теперь это отнюдь не бородатый турист в пыльной ветровке со значками, с гитарой и брезентовой палаткой. Хотя и такие ещё встречаются, но их вскоре будут заносить в Красную книгу.

 

Попытаюсь всё-таки обрисовать основные группы грушинского населения (конечно, все деления условны):

 

Тура-туру-туристы

 

Турист бородатый поющий. Как сказано выше, вымирающий тип. Приезжает на электричке (реже — на своём авто) со всей страны (из Приморья встречались!) и даже из-за границы (не только там Украина, но и Германия, Израиль...) за неделю до начала; метит территорию и обустраивает настоящие стационарные лагеря с навесами, столами и прочими нехитрыми удобствами. Прекрасный костёр и отменное питание — суп с консервами, картошка с тушёнкой, чай со сгущёнкой. Водка у стола под закуску и песни у костра под гитару. Иногда остаётся пожить и после фестиваля, но чаще уходит в сплав на байдарках.

 

Пожалуй, самая интересная часть грушинских обитателей. С ними есть о чём выпить... то есть я хотел сказать — поговорить! Среди них попадаются просто уникальные люди. Вот, например, Роман из Чебоксар — мастерски играет на гитаре за спиной (!!!), с коим номером дважды выступал в разделе "СлабО?" "СамСебеРежиссёра". Талант!

 

Но их всё меньше и меньше становится на фестивале...

 

Неформалы

 

Неформал вонючий неопрятный. Хиппи, панки, рокеры и прочие представители золотой неформальной молодёжи. Многие из них в миру — уважаемые люди: студенты, клерки (или как сейчас говорят — офис-менеджеры)... Но здесь они отдыхают от благ цивилизации и стресса больших городов. Добираются принципиально автостопом.

 

Один раз я сам подвозил такую пару от Сызрани до Тольятти. Измаявшийся парень мгновенно заснул, зато его спутница оказалась настоящим автостопщиком, чья первая заповедь — не дать водителю заснуть. Разговорились; девушка оказалась филологом (горжусь — цитировал ей Людмилу Петрушевскую, "Пуськи бятые" под запись!), парень — студентом-юристом, оба — из Питера. Дали свои сотовые (а было это, когда мАбилы у нас в провинции были только у очень кАнкретных дядек в малиновых пиджаках разных цветов, разъезжавших на "Кукурузерах" и в хлам тонированных "Бэхах". А тут — хиппи с телефонами! Я плакалъ! — вроде так в ЖЖ говорят "по-албански"?)

 

Стоят они обычно своими сообществами, по интересам; любимая сцена — Пеньки. У подлинных неформалов, кстати, своя (и неплохая!) культура — музыка, фольклор... Питаются тушёнкой и "бомж-пакетами" (всякие там 'Ролтоны' — 'Дошираки'). Пьют пиво и водку (разного качества). В целом — нормальные люди. Мы вот несколько лет подряд стояли в лагере у нашего общего друга и земляка Лёхи Толстого. Всё было замечательно: "конфедераты" — чудесные ребяты (чтоб в рифму)!

 

К группе неформалов тесно примыкает следующая; их часто (и несправедливо!) путают:

 

Отморозки

 

Отморозок мерзкий обдолбанный. Выродившийся неформал несовершеннолетнего возраста обоего пола, достигший начала половозрелости. Отморозки отличаются от "нормальных" неформалов тем, что они всегда слегка (скажем так!) выпимши и покуримши. В их просветлённых (или остекленевших?) глазах постоянно читаются три извечных русских вопроса: "Иде я?", "Хто я?" и "Какого х*я?" Грязны, рваны, неопрятны. Добираются зайцем на электричке; высаженные ревизорами, бредут 10 км до Поляны и окольными тропами пробираются с водярой (и не только!) мимо милицейских кордонов. Пью всё, что горит; курят всё, что растёт; трахают всё, что движется (или уже не движется, но имеет, куда); едят... вот это я затрудняюсь сказать! Слушают (и, прости Господи, поют!) "Сектор Газа", "Короля и Шута"... Гадят везде. Этот контингент — зачинатель 110% всех ссор и драк в общем-то мирном лагере.

 

Вот стоит, качаясь, сей отрок возле сцены, пытается въехать, что к чему, а затем следует радостный возглас: "Пацаны! {CENSORED} А здесь {CENSORED} ещё {CENSORED} и ПОЮТ! {CENSORED} {CENSORED} {CENSORED}!!!!" Или ещё в кайф — купить надутый гелием шарик, сесть у дороги, развязать его, вдыхать понемногу гелий и посылать всех на... Не хуже Масяни получается, тем более что сие опухшее лице уж очень на масянино смахивает...

 

А один раз такие робяты решили избавиться от лишних вещей перед обратной дорогой и стали жечь в костре носки, в которых они безвылазно находились весь фестиваль. И причём рядом с нашей палаткой. Нацисты со своим Циклоном-Б отдыхали... А вы говорите — комары!

 

Или заваливаются два таких переростка в наш лагерь. С топором. Один орёт: "Мы гномы!" Второй: "Ты гонишь; мы — ГОБЛИНЫ!". Еле отбились, Толкиена их мать!

 

Одним словом, от этой категории лучше держаться подальше, если только "девушка 90-60-90 не ищет приключений на свои вторые 90".

 

Отдыхающие

 

Труженик среднеклассовый небедный. Пожалуй, самая массовая категория нынешних грушинцев. Это — жители разных городов России (в основном — самарцы и тольяттинцы), приехавших на выходные отдохнуть и расслабиться. Кто побогаче — приезжают на машинах (умудряются чуть ли не прямо на Поляну). Пьют шашлЫки. Поют песни (разные) под гитару. Танцуют под магнитофон. Развлекаются на полную: например, 2 пузатых дядьки разбегаются — и плашмя прямо в грязь! Счастья в глазах — немерянно. Очевидно, в детстве в песочек не доиграли.

 

Или вот парочка в костюмах кота Базилио и лисы Алисы с табличками:

 

У неё: "Люди добрые! Мне поездом отрезало кошелёк! Помогите, христа ради, так хочется Москву посмотреть!"

 

У него: "Помогите с деньгами на операцию мозга. А то я дурак и поубиваю всех вас нафиг!"

 

Ну как не подать хорошим людям?

 

Под эту группу населения и подстраивается нынешний фестиваль. Тут вам и рынок с кафешками, и биотуалеты, и электричество... Но согласитесь: ехать в такую даль, когда можно спокойно поесть шашлык на даче и не париться?!? Не понимаю! Зато хоть не дерутся и ведут себя вполне прилично, хотя порою несколько шумновато...

 

Кришнаиты

 

 

О них нельзя не сказать, они — неизменная часть грушинского колорита лет уже 15. Их лагерь под названием "Кришна Лэнд" (???) всегда привлекает к себе толпы любопытных. А их ночные парады с фонариками, барабанами, танцами из индийских фильмов и хоровым пением мантры "Харя Кришны шире рамы!" — воистину незабываемое зрелище! А ещё они вкусные пирожные продают!

 

В целом кришнаиты безобидны. Проповедями не досаждают, хотя на рынке настойчиво и упорно предлагают купить Бхагават-Гиту и прочую душеспасительную литературу (цены отнюдь не демпинговые). Разрисовывают всех желающих красивыми узорами (дети до 10 лет просто в восторге!) Иногда даже на халяву кормят всех желающих (коих немного) "кармической пищей". Однажды мне довелось побеседовать (в качестве переводчика) с их проповедником по имени Джон Шри Харирама Смит (или что-то в этом роде). Внешний вид (то есть мимика, жесты и общее поведение) и лексикон сего махатмы навёл меня на мысль: вот одеть его из тоги в европейский костюм, дать в руки "Сторожевую башню" — и вот вам готовый свидетель Иеговы (в случае Библии в руках — адвентист седьмого дня). Да ещё пусть вместо "Кришна" говорит соответственно "Иегова" или "Христос" — остальные слова можно не менять. Неужели все проповедники всех религий (особливо американские) так похожи?

 

Кстати, представители других религиозных течений активно себя не проявляют (по крайней мере я с ними не сталкивался — а мне на такие встречи ой как везёт!)

 

А вообще люди среди кришнаитов попадаются очень неординарные. Вы когда-нибудь слышали кришнаитский шансон? А вот мне довелось! Однажды рано утром шли мы мимо и стали свидетелями разговора между дежурным по Кришналэнду (они хоть и все коротко стриженные, но этому шло особенно!) и группкой прохожих. И он решил им спеть. Быстренько настроил синтезатор, включил усилок, пробежал пальцами по клавишам, и... Представьте, что вы слушаете "Радио Шансон", и хриплый голос поёт на "шансоновый" же мотив:

 

... Кто мантру "Харе Кришна" повторяет,

Тот горя и забот уже не знает ...

 

и т.д.

 

Мы были в осадке...

 

Времяпрепровождение

 

Что же делают на фестивале? Туда едут, как правило, отдохнуть, пообщаться и получить удовольствие. Но каждый понимает это по-своему. Одно не забывайте: "Не стОит гадить в углу и бить фамильный хрусталь!" © Сергей Трофимов.

 

Пьянство

 

О грушинском пьянстве ходят легенды — "там только руку протяни — а в ней уже стакан налитый!" Да и сам я вроде неоднократно о нём упоминал... Так вот авторитетно заявляю: это всё гнусный поклёп! Нету на Грушинском фестивале пьянства!!! (А вот "на Груше" оно очень даже есть!) Ну пьют люди, не без этого; ну выпьют по литру, ну по два — но чтоб напиваться...

 

Кстати, официальная позиция организаторов фестиваля — безусловный "сухой закон". Традиция идёт с первых фестивалей, когда там собирались только друзья Валерия с целью просто попеть и пообщаться. И ещё лет 10-15 назад "сухой закон" реально действовал. Но по мере изменения контингента приезжающих (за счёт "неформалов" и "отдыхающих") обстановка сильно изменилась. И теперь "сухой закон" действует чисто формально.

 

Сейчас пиво продают на торговой поляне не таясь, водку купить — тоже не проблема; но на подступах к Поляне милиция с ОМОНом шмонают приезжающих на предмет алкоголя. А если нашему человеку что-то запрещают, то нарушить запрет (читай — пронести водку мимо кордонов) — дело чести каждого! Водку (пиво и прочие напитки) носят в кофрах из-под гитар, в разных РТИ (резинотехнических изделиях — от изделия №2 до грелки), прикреплённых к телу; в себе, наконец! Менее изобретательные идут "козьими тропами" вместо нормальных дорог. Короче: кто хочет напиться — завсегда найдёт способ.

 

Да и пьяные барды, в том числе и очень известные, стали, увы, "визитной карточкой" фестиваля. Очень некрасиво смотреть... Вот я был свидетелем картины маслом: очень известный гость фестиваля сидел у костра, пел и пил. Споёт песню, ему — бац! — рюмочку, и дальше понеслось. К утру гость не мог ни ходить, ни говорить — только петь и играть (талант не пропьёшь!). Его взяли и отнесли в палатку. Наутро он, кстати, выступал...

 

Резюме: не хочешь — не пей, и никто тебя принуждать не будет. Хотя ночами (особенно в дождь) всё-таки прохладно...

 

Развлечения

 

Их — море. Даже исключая музыку (о коей — чуть позже). Можно поиграть с мячом (помните: "Папа, зачем ты 'Челси' купил?" — "Ну ты же сам, сынок, просил, мол, мячик погонять...") — есть целых 2 "стадиона". Можно заняться скалолазанием. Можно покататься на мотодельтаплане, на яхте или прыгнуть с парашютом с Горы. Вроде бы даже на воздушном шаре катают... Можно часами бродить по лагерю, заводя знакомства. Можно загорать и купаться. Можно... да что угодно! Была бы фантазия (и деньги).

 

Дети тоже не будут скучать. Для них есть минимум 2 детских площадки с интересными программами и куча других соблазнов — вода, песок, деревья, огонь... Эх, был бы я ребёнком! Кстати, в этом году планирую взять своего (ему 6 лет будет).

 

Музыка

 

Вообще-то Грушинский — это фестиваль, кто забыл. И там иногда поют (и играют). И большАя (а может, и бОльшая) часть грушинцев приезжают всё же именно на ФЕСТИВАЛЬ. Когда-то он был чисто бардовским, теперь же смешение стилей и жанров не позволяет "в лоб" определить, фестивалем ЧЕГО стал Грушинский. А может, и не надо штампов? Достаточно того, что все довольны: у "неформалов" своя основная сцена — Пеньки; у "бардов" это, конечно же, знаменитая "Гитара у воды". Точнее, на воде озера — сцена в виде гитары, а крутой склон над ней — та самая Гора.

 

На прочих сценах всю ночь напролёт и бОльшую часть дня проходят концерты. Их (сцен, или, по-грушински, "эстрад") много:

 

— Гитара — главная сцена фестиваля;

 

— 4 официальных эстрады, из которых только Третья имеет собственное имя — Гостиный двор;

 

— 4 практически официальных — Чайхана, Зазеркалье, Балалайка, Летучий Голландец;

 

— неформальные Пеньки;

 

— множество небольших "неофициальных" эстрад со слабенькой подзвучкой.

 

Все сцены подсвечены и очень симпатично выглядят ночью (особенно Зазеркалье, на мой взгляд). Но если вдруг электричество кончилось... Увы, бывает и такое.

 

Бардов (известных и не очень), участвовавших в фестивале, перечислять нет смысла; проще сказать, кого не было никогда: Александра Розенбаума. И если у вас есть талант к исполнительству либо сочинительству, то можно самому принять участие в конкурсном прослушивании и стать лауреатом фестиваля (а почему бы и нет?!?)

 

Ещё на фестивале были замечены многие "не совсем барды" и даже "совсем не барды": Андрей Баранов (вечная ему память!), Михаил Боярский (увы, был простужен и не пел), Сергей Трофимов, Юрий Шевчук, Иван Смирнов (потрясающий гитарист!), Михаил Махович (золотая мандолина России!), Сергей Войтенко, Фёдор Чистяков, Вовка Кожекин (вот у кого учитесь играть на губной гармошке!), группы "ГрАссМейстер", "Нон-Стоп", "Резонанс" (вы слышали "Бамбалею" в их исполнении?), "Редкая птица", "Ариэль", "Татьянин день", "Синяя птица"...

 

Разные стили, разный уровень, но одно неизменно — только ЖИВОЙ ЗВУК! Фанера маст дай! Вот где ещё, кроме Грушинского, может выступить такой ансамбль: Юрий Шевчук — гитара, вокал; Михаил Махович — мандолина; Тимур Ведерников — гитара; Сергей Войтенко — баян; Эдуард Двухимённый — контрабас; Антон Чердакли — домра (можно ознакомиться здесь: http://www.bard.ru/cgi-bin/disk.cgi?1124). А началось всё, кстати, с дружеского "джема" у костра...

 

Даже политики не обходят вниманием фестиваль — особенно перед выборами. "Пение" Владимира Вольфовича слышали все; а вот услышать, как поют губернаторы и вице-премьеры, можно только на Грушинском!

 

Одним словом, каждый найдёт свою музыку; надо просто бродить ночью от эстрады к эстраде (фонарик жизненно необходим!), слушая в промежутках доносящееся из леса неподражаемое "А всё идёт па плану-у-у-у-у!" под аккомпанемент расстроенной гитары производства Мухосранской табуретной фабрики...

 

Шпаргалка

 

Всё обойти и прослушать просто нереально. Но вот основные концерты, на которых побывать обязаны все:

 

— в ночь с пятницы на субботу на Гостином дворе — сборный концерт всех участников и гостей фестиваля;

 

— в ночь с субботы на воскресенье — Гитара (она же — Гора). Явка обязательна!

 

— в воскресенье утром — Чайхана. Не пожалеете!

 

— в воскресенье вечером — заключительный концерт на Гостином дворе.

 

Интересные программы бывают в разное время в Зазеркалье, Чайхане, на Пеньках, на других эстрадах — нужно просто следить за информацией на разных площадках и за слухами — иначе пропустите что-нибудь интересное. Увы, доступность и достоверность официальной информации о концертах хромает...

 

Гора

 

Про Гору надо рассказать особо, она этого заслуживает. Не был на Горе — считай, не был на Грушинском. Грушинский фестиваль без Горы — деньги на ветер!

 

На Гору идут в ночь с субботы на воскресенье. В 22-00 начинается главный концерт фестиваля. Ещё светло; сквозь висящий над фестивальной поляной смог от тысяч костров видны тысячи людей, бредущих в Гору и занимающих места "согласно купленным билетам". Кстати, чтобы занять действительно приличное место на Горе, надо или быть Очень Важным Лицом (и тогда вы получите пригласительный билет в VIP-зону [ненавижу это слово — VIP; нельзя было, что ли, русский аналог придумать — ОВаЛ, например]), или занимать участок дня за три и безвылазно сидеть там на солнцепёке, отбиваясь от паразитов (там они есть) и конкурентов (их ещё больше).

 

Если же место вам не забронировано, плохи ваши дела. Лучшее, на что можно рассчитывать — это 121-й ряд высоко на склоне, ближе к звёздам и электричкам. Не скажу, что оттуда ничего не видно, но эффект уже не тот. Вот слышно хорошо везде — благодаря мощным колонкам на высокой мачте. Если электричество есть... И сидишь ты на "сидушке", кутаясь в куртку (холодно!), иногда засыпая под мелодичные песни именитых бардов (третий час ночи!) и просыпаясь либо от попавшего за шиворот холодного песка (кто-то сверху съехал), либо от дикого крика под ухом "Колян!!! Мы здесь!!! Фонариками машем!!!" (вопят в мобилу — чтоб их нашли, при том что вся Гора фонариками машет). А впереди голый по пояс футбольный фанат (вот кому не холодно!), окончательно потерявшись в пространстве и времени, растягивает шарф и невнятно орёт: "... — параша, победа будет наша!"

 

Внизу, на ярко освещённой Гитаре, копошатся муравьи с гитарками; изображение происходящего на Гитаре проецируется на большой парус-экран возле сцены. А в лагере вовсю кипит ночная жизнь. Копошится никогда не засыпающий людской муравейник, горят костры, люди с фонариками и светящимися палочками (писк моды!) снуют туда-сюда, с гулом газовой горелки освещается изнутри огромный воздушный шар, изредка воет сирена "скорой помощи"...

 

Гора: вид сбоку

 

С другого берега озера открывается ещё более захватывающий вид: мириады маленьких огоньков мерцают на крутом склоне. Фантастика! И понимаешь: вот ради этого и стоило ехать!

 

... За Горой печали свои оставь —

Мы сидим на склоне к плечу плечо.

Если эта радость тебе не в кайф —

То какую ж нужно тебе ещё?

 

Где, в каком краю, на какой реке,

Сутки напролёт, и в жару, и в грязь,

Будешь так сидеть, с огоньком в руке,

Звёздочкой на ёлочке затаясь...

 

Раз, два, три —

Гора, гори!

До утра

Гори, гора!

 

© Андрей Козловский, Виталий Калашников

 

Несколько последних лет на футбольном поле устанавливают два больших экрана, на которые идёт прямая трансляция с Гитары (то и дело прерываемая рекламой — ну прямо как телевизор смотришь!). Там удобнее сидеть (и даже лежать), лучше видно (на экране) — но нет того ощущения единения и Грушинского братства (хорошо сказал!). Всё-таки идти надо именно на Гору. Она того стОит.

 

Дорога домой

 

Но всё хорошее когда-то кончается. Всё выпито, прослушано, спето, носки сожжены — пора и домой! Завтра на работу. Но приключения на этом ещё не заканчиваются! Остаётся три дела: дойти до транспорта, сесть в него и благополучно доехать до дому. Итак, домой!

 

Тем, кто не приехал на машине или автобусе, одна дорога — в гору, к электричке. И вот уставшие, помятые, измученные отдыхом, сонные, с трудом держащиеся в вертикальном положении люди, нагруженные рюкзаками, палатками, детьми и прочим скарбом, ползут сперва по песку, потом по железной лестнице — вверх, к Солнцу! А у Солнца их встречают непреклонные перронные контролёры. Зайцем не проедешь!

 

Наконец заветный билет на электричку куплен, карета подана, и... Наивные, вы думаете — сели и поехали? ЩАЗ!!! Вы когда-нибудь ездили на "Газельке" в час пик? Когда "при аварии количество трупов" явно превышает "число сидячих мест"? Тогда представьте себе маршрутную "Газель" длиной в 6-10 вагонов, бодро катящуюся по рельсам. В час пик. Представили? А ещё все с рюкзаками, палатками, прочим добром, пропахшие дымом, пОтом и перегаром... Хорошо, до Жигулёвского моря ехать всего минут сорок. А вот до Самары — почти два часа! И веселье продолжается...

 

Но вот электричка прибыла на конечную станцию. И пути-дороги расходятся. Кто-то едет на "маршрутке" домой, заснув, едва коснувшись сиденья; ему завтра на работу. Кто-то засыпает мёртвым сном на верхней полке плацкартного вагона поезда Харьков — Владивосток. А кому-то ещё ехать стопом в Питер...

 

Эпилог

 

Иной раз думаешь: на кой оно мне? Всё, этот раз — последний! Но проходит месяц, другой, полгода... Заживают солнечные ожоги, отстирывается наконец-то любимая майка, пылятся на антресолях рюкзак и палатка, переслушаны все диски... И вот сначала робко, а потом всё настойчивее и настойчивее появляется и становится навязчивым желание: хочу! Хочу!!! ХОЧУ НА ГРУШИНСКИЙ!!!!! И приходит уверенность: я не сказал Грушинскому "Прощай!" Я сказал ему: "До будущей Горы!"

 

Некролог

 

Вот такой получился шедевр. Не судите строго! Это, по сути, первый мой опыт в литературе (не считая школьных сочинений 20 лет назад). "Бета-версия" этого текста была выложена 4 мая 2006 года на форуме сайта Грушинского фестиваля, где и поныне лежит (если только её модераторы не удалили).

 

Если Вы обнаружили ошибки и ачепятки, или с чем-то категорически не согласны, или хотите чем-то дополнить "Руководство" — не стесняйтесь, пишите! Я всегда рад общению.

 

И ещё: если я кого ненароком обидел — извините!

 

Всем удачи и до встречи на Грушинском!!!

 

Алексей Зуев,

он же BigBoss, широко известный в узких кругах ;-)

ICQ: 107415748

alexzuev (at) mail (dot) ru

Готовая к печати брошюра находится здесь: http://alexeizuev.narod.ru/grushin/guide.rar

А здесь лежит эта книжка в формате CHM (файл помощи Windows): http://alexeizuev.narod.ru/grushin/guidechm.rar

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2017