В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
05.11.2009 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Черняк Волик Источник: www.kspus.org/Articles/BarDselona.doc http://www.kspus.org/Articles/BarDselona.doc |
|
БарДселона – 2007 |
(заметки нестороннего наблюдателя)
Фотографии тут http://kspus.fotki.com/slets/bardcelona2007
Данный отчёт не претендует на общность, правильность и вообще ни на что не претендует.
Основная его задача – сберечь драгоценные силы автора, который не готов рассказывать всем своим друзьям (коих немного) по отдельности всё что случилось за неделю.
В двух словах – мероприятие нам понравилось – но я рассматриваю его не как слет, а скорее как отдых на море в Испании в отеле, где, вечером проходят КСПешные концерты и поются песни.
Мероприятие – формат и место
Мероприятие, которое мы посетили, называется международным слётом. Мне кажется, что название "фестиваль" подходит для этого формата больше. Сергей Никитин вообще обозвал всё происходящее "Бардовской тусовкой". Пусть так. Суть не меняется.
Сборище происходило в 3х звёздочном отеле в городе Санта Сусанна, расположенном в часе езды от Барселоны. Отель Аквамарина — на берегу моря, вторая линия, до пляжа пешком 5 минут.
Отель очень милый, чистый, в стоимость недельного проживания для двоих (около $1000) входят завтраки и ужины – all you can eat – вкусно и от пуза.
Номера небольшие, но с балкончиками.
При отеле имеется среднего размера бассейн – очень чистый и голубой, вокруг полно лежаков , но и полно людей. Отель более чем на 500 номеров – похоже, что был забит разнообразнейшей публикой.
Наши составляли менее половины – часть народа жила в соседних отелях.
Тот факт, что отель был занят не только КСПешниками приносил большие огорчения – все места, где можно было петь, были нашими лишь на часть.
Например, когда вечером в зале отеля шёл концерт, на улице – в 10 метрах от зала проводилась очень громкая дискотека – поэтому пение, например, Фроловой смешивалось с дикими воплями Ра-ра-распутин.
Дневные посиделки и пение были всегда смешаны с плещущимися соседями, всякими испанскими развлекаловками и прочей хренью.
Реальная тишина наступала только ночью (после 12), когда все дискотеки завершались и люди шли петь на топчанчики. Эта форма работала, но как только запевалось что-то громкое приходили карабинеры и настойчиво предлагали перестать петь и разойтись. Впрочем, никого так и не повязали.
Официальные концерты были каждый вечер – по 3-4 часа длиной.
Все концерты всегда заканчивались в 12 ночи – что не успевалось – переносилось на следующий вечер.
Будучи рядовым зрителем я неожиданно понял, что заранее объявленное время окончание концерта – это очень хорошо.
Посещаемость концертов была стандартная (мы её высчитали с Каримовым ещё 2 года назад) – концерт всегда посещает половина приехавшего народу. По моим представлениям на концертах было по 150-200 человек – ну и соответственно... В то же время на самом первом и самом последнем концертах посещаемость была почти 100%.
Люди понаприехали из весьма разных мест – Россия, Америка, Израиль, Канада, Австралия (!), Германия, Франция, Латвия...
Основная масса – люди старшего и пожилого возраста, увлекавшиеся КСП в молодости лет 20-25 назад.
Молодёжь была исключением или детьми, приехавшими с родителями.
Посмотрев на всех на нас я, к сожалению, убедился, что иммиграция сыграла с нами злую шутку: я не почувствовал единого КСПешного общества – были группы людей – Россияне, Американы, Израильтяне, Немцы, Австралийцы.
То есть, конечно, было общее начало – увлечение авторской песней и общие похожие воспоминания о прошедшей КСПешной молодости.
Но жизнь у нас, похоже, у всех настолько разная, что мы не до конца понимаем кто о чём поёт.
Первый раз это наблюдение пришло мне в голову уже давно, когда я прослушал песню Шаова "Урод, включай поворот". Мне тогда показалось, что это, мягко говоря, не самая удачная песня Тимура.
А разные знакомые из России сказали, что это очень смешно и актуально...
Также, вероятно, будут непонятны и не смешны в России песни Ренаты Олевской про "Русский Магазин".
Общеобъединяющим началом был, пожалуй, лишь Игорь Губерман, который уже давно не просто автор "Гариков" а философ с размышлениями о жизни, близкими всем и на всех континентах.
Итак, ежедневный распорядок был таков: — завтрак с 7:30 до 10:30 — Бассейн или море — Песнопения около бассейна в самоорганизованной чайной или кофейной. — Дневной сон – хоть часик — Ужин с 6:30 — Вечерний концерт с 9:00 до полуночи — Ночные пения или авторские концерты. — 3 – 4 утра – в постельку – через 4 часа вставать
Пару раз мы ездили на экскурсии (в Барселону и соседние города, в музей Дали и в винодельню – точнее винарню). В эти дни вставать приходилось ещё раньше и возвращались к ужину.
Стас
Данный слёт организовывал Стас Аршинов.
Со стороны мне показалось, что мероприятие держится исключительно на его энтузиазме и энергии, которая из него бьёт ключом. У него куча выдумки и новых идей (чего нашим слётам сильно не достаёт).
Из очевидных вещей ему помогали с аппаратурой и озвучкой ребята из Германии, один из них – Валера – просто таки просидел за ручками все 7 вечеров и выдюжил.
На каждом концерте был свой ведущий / ведущая.
Для проверки бэджиков для прохода на концерты Стас быстро сколотил группу молодых людей, которую в честь нас тоже назвал ГОПом и ребят гопниками.
Были ещё помощники по разным конкурсам.
В остальном же, насколько я видел, Стас обходился своими силами и как комета бегал между людьми и мероприятиями.
По рассказам знакомых у Стаса имеется расхождение в подходе к слёту с основным составом людей, которые ездили на слёт все прошлые годы (7 лет).
Все привыкли к маленьким домашним слётам на 100-200 человек – не больше – где все друг друга очень хорошо знают.
Данный слёт перешёл в совершенно другую категорию – Стас пригласил кучу известных авторов и исполнителей, многих с жёнам и многим полностью оплатил дорогу и проживание.
Кроме этого слёт был почти открытый – приехало много совершенно незнакомого никому народа со всего мира. А это и хорошо и плохо...
Я прекрасно понимаю разочарование старого состава, когда в сложившуюся годами компанию влилось несколько сот незнакомых людей (например мы с Олей).
С другой стороны увеличение численного состава, по видимому, предоставило финансовую возможность пригласить кучу мэтров АП, которые иначе бы не приехали.
Каков будет формат слёта в следующем году мне пока не известно – Стас и ребята будут решать.
Выбор понятен – или маленький междусобойчик или большой фестиваль.
К сожалению у них не получается совместить и то и другое, как у нас.
В основном из-за фактора места.
В лесу даже 2000 человек разбредаются по интересам кучками.
В отеле не поразбредёшься.
Народ
Как я уже упоминал, народ приехал со всего света.
Громадное количество мэтров определило атмосферу слёта – все ВЫСТУПАЛИ.
Есть большая разница между посиделками у костра с водочкой и закусочкой и гитарой по кругу и форматом, когда люди выступают и показывают своё творчество...
А сейчас будет пол часа петь Иващенко. А сейчас поют Никитины.
Всё это интереснейшие авторы, но когда Никитин поёт у нас в лесу, то гитару может перехватить, например, Позен и спеть алаверды.
Если поёт у костра Псой, то он споёт так, чтобы подпевали. Если поёт Кривш...
То, что происходит у нас – это общение и совместное распевание (и распивание).
Здесь я больше видел самоподачу.
Немаловажную роль играет то, что на каждой даже маленькой посиделке присутствовало пара человек с видеокамерами, которые НЕПРЕРЫВНО всё снимали.
Эти модные видеокамерки теперь просто таки приклеиваются к правой руке и люди ходят с ними как в перчатках.
На посиделках это дико мешает и рушит весь интим.
Я несколько раз наблюдал, как люди под разными предлогами не передавали друг другу гитару, чтобы держать её при себе. Конечно, это связано с тем, что не все друг с другом знакомы, но вообще так поступать было западло даже 30 лет назад, когда хорошая гитара (Кремоно например) стоила месячной стипендии.
Но гитару давали, даже если просящий был пьян так, что мог уронить её в костёр.
В общем, постарели мы все.
Мне очень понравилась Австралийская делегация – небольшая сплочённая оптимистическая группа "наших" "оттуда". У них один сочиняющий автор – Зиновий Комм – сочинят очень милые, интеллигентные остроумные песенки.
Витя и Света Макеевы вдвоём вполне достойно представляли Латвию. Света очень нехило поёт джаз – если доберётся до нас – ей будет раздолье с нашими джазовыми любителями.
Израильская делегация была разнообразна и разномастна. Запомнилась Анджела Штейнгардт с кучей очень симпатичных песен и потрясающим драйвом и харизмой.
Перечислял лишь авторов и исполнителей — не перечисляю просто милых и приятных людей, с которыми мы пообщались, повыпивали и пообсуждали происходящее – а таких тоже было.
Концерты
Концерты шли каждый вечер по 3-4 часа. В разных залах разных отелей, иногда на улице.
Вначале была предоставлена возможность спеть ВСЕМ желающим по одной песне. По видимому предполагалось, что это займёт пару часов, но желающих оказалось много и этот концерт "Визитная Карточка" занял полтора вечера.
Идея концерта хорошая – может быть нам стоит взять на вооружение – например как вставку в главном концерте для впервые участвующих.
В дальнейших концертах всем записавшимся давалось спеть по 3-4-5 песен.
Каждый концерт вёл новый ведущий – в основном просто объявлявший исполнителей.
Я наблюдал малоприятную сцену, когда одного из авторов прервали в процессе объявления последней песни и довольно грубо согнали со сцены. К счастью такой случай был один и его надо считать случайностью.
Каждым утром Стас неформально опрашивал всех, что понравилось.
Победившие выходили в финал – в последний концерт.
В последний вечер концерт проводился в старом Санта Сусаннском замке на воздухе, на каменных ступенях. Замок большой с парком, бассейном. Мэр города прислал специальных чуваков, которые изготовили напиток из горячего рома, кофейных зёрен и апельсинных корок. Всю эту хрень прогрели на горелке и подожгли. Потом половником оттуда доставался напиток (ещё горящий !) и разливался в пластиковые стаканчики (!). Я всё ждал что кому нибудь обожжёт что-нибудь но не дождался.
Напиток мне понравился умеренно – но я хорошо представляю себе, как одинокие моряки пили его вдали от жён и детей... Отшибает мозги и потенцию на счёт раз.
На заключительном концерте дарились много призов и подарков – авторам, исполнителям, организаторам.
Ну а сам концерт состоял из отобранных зрителями – каждому выступающему по одной песне.
По формату получилось очень хорошо и не затянуто.
Авторы и исполнители
На слёте присутствовало множество известнейших авторов и исполнителей:
— Александр Городницкий — Юлий Ким — Вадим Егоров — Татьяна и Сергей Никитины — Алексей Иващенко — Виктор Луферов — Игорь Губерман — Игорь Иртеньев — Леонид Сергеев — Дмитрий Кимельфельд — Брют ( Лидия Чебоксарова, Евгений Быков, Дмитрий Земский) — Григорий Данской — Игорь и Марина Саркисовы — Елена Фролова — Ксения Полтева — Роман Филлипов — Наталия Дудкина — Александр Щербина и Андриан Крупчанский — Кира Малыгина — Алексей Морозов — Дмитрий Бикчентаев — Алексей Гомазков — Веста Солянина — и многие другие – чуть менее (пока) известные авторы и исполнители.
Я был необычайно рад увидеть Виктора Архиповича Луферова полного сил, прекрасно и интересно поющего. Из него шёл тот же драйв, что и 3 года назад, когда он был гостем нашего слёта.
Мне кажется, что все мы — KSPUS можем быть немножко горды этим – наши старания в этом тоже есть.
Витя передавал всем приветы и благодарности.
Прилетела на два дня Наташа Дудкина – по её рассказам жизнь продолжается она выпустила новый диск, поёт новые песни – обещала приехать к нам в следующем году.
Лично для меня на слёте было несколько новых имён:
— Кира Малыгина. Я слушал её песни с интернета – сейчас послушал живьём. Многое из того, что она поёт мне кажется очень интересным.
— Роман Филиппов. Я видел это имя, но никогда не слышал его песен. Очень интересные и необычные песни.
Это голос из какой-то новой России, которую я не застал и не знаю.
— Веста Солянина. Обладательница очень красивого голоса и очень интеллигентной манеры исполнения. Пела песни Вадима Егорова и Елены Гурфинкель.
Не перечисляю остальных не потому что не понравились, а потому что с творчеством остальных был гораздо лучше знаком и особенно нового не услышал.
Ночное и дневное общение
Днём – часов с 11 обычно происходили чайные и кофейный заседания – попевки.
Чайные устраивались около отеля Аквамарина и вели их заботливые Австралийцы, которые всех щедро одаривали чаем, коалами, кенгурями и бумерангами. Ну а в процессе одаривания пели песни.
Около отеля Дон Ангел проходили кофейные – где Саша Лапидус часами изготавливал кофе и по очереди возвращал к жизни всех проходящих мимо.
Там же обычно проходили дневные выступления авторов и исполнителей.
Ночью часть людей отправлялась в т.н. кофейню – площадку у бассейна у соседнего отеля – Дон Ангела – там обычно пели мэтры (Никитины, Егоров) и молодые авторы (Андриан и Александр, Кира Малыгина, Григорий Данской). Я пару раз видел, как пел кто-то из публики и была гитара по кругу, но мне показалось, что это было скорее исключение.
Другая часть публики отправлялась на топчанчики около бассейна основного отеля (Аквамарина).
Там обычно пели Новиков с Годиным, Дуэт Белый Рояль (Миша и Таня), Макеевы, Хаеры (из Германии) и ещё некоторые люди – я не со всеми познакомился.
Эта часть была достаточно похожа на посиделки у костров на наших слётах, с поправкой на прогуливающихся карабинеров, отсутствие костра и очень узкий круг поющих и слушающих.
Несколько раз мы ходили ночью на море – благо рядом и петь там можно.
Но что-то не складывалось – эти 5 минут разделяющие отель и море оказывались непреодолимыми.
Я не разу не застал серьёзных песенных посиделок на море – хотя место неплохое и романтичное.
В последнюю ночь перед выездом на море был устроен заплыв в стиле ню-ню. Пришло много женщин – в основном поплавать и много мужиков – по-моему, в основном, поглазеть.
Посмотреть толком не удалось – было темновато.
Ольга смело отправилась с женской командой в море, строго настрого сказав встречать её на берегу с полотенцем. Я простоял некоторое время с полотенцем у моря, но по причине темноты и надвигающейся старческой подслеповатости всё время пытался набрасывать его на выбегающих из воды чужих голых дам.
Дамы повизгивали и вяло отбивались.
40летие конференции в Петушках
На второй день в 11 утра прошло заседание посвящённое 40-летию конференции об Авторской песне в Петушках. Несколько приглашённых участников присутствовали тогда, в 1967м году на знаменитой конференции, где был Александр Галич и многие другие.
Владимир Фрумкин, Юлий Ким, Виктор Луферов, Олег Чумаченко и Вита Левинзон повспоминали как оно было 40 лет назад – кто что говорил, кто с кем как общался.
Вспомнили, что Галич, прослушав многое из новых авторских песен сказал жёсткую фразу – "Вот вы поёте о разном всяком – а неужели вас не волнует, что в стране происходит !".
И действительно – в то время только Галич и поднимал свой голос против режима, за свободу.
Слово взял Сергей Никитин, который возразил, что в то же время появились песни Якушевой, которые были глотком свежего воздуха и глотком свободы, хотя к политике никакого отношения не имели.
Попели Галича (диалог с истопником), попели Якушеву.
Александр Городницкий взял слово и справедливо заметил, что через 40 лет ситуация повторяется.
И опять наши ребята поют обо всём кроме главного – того что происходит в стране.
Я попытался лихорадочно вспомнить, неужели действительно в современной России никто не пишет ничего политического. Ну не как Галич, но как-то по-другому.
Единственное имя, которое пришло в голову мне – это Нателла Болтянская. Смех смехом – но на сей момент это единственный автор, который пытается что-то сказать о происходящем. Одна женщина.
Начал думать, а есть ли у нашего времени своя Якушева... Не просто талантливая женщина-автор – а именно Якушева – с её этим глотком свежего воздуха.
Что-то не припомню...
Грустно всё это.
В зале присутствовало человек 30 – видимо столько было заинтересовавшихся темой.
Вечер памяти Баркова
Вечер памяти Ивана Семёновича Баркова состоялся в час ночи того же дня, в том же небольшом зале.
Несмотря на позднее время и запрещение присутствовать детям до 16 лет – в зале было не продохнуть.
Человек 200 было точно.
Вечер начался лекцией Игоря Мироновича Губермана, который напомнил тихо засыпающей публике, что:
Я раньше славил поцелуй, И вздохи, и любви томленье, Потом заметил — скажешь "хуй" — И в зале сразу оживленье.
— зал действительно немедленно проснулся и оживился.
Игорь Миронович рассказал краткую биографию Баркова, пересказал своими (правильными) словами один из стихов юбиляра и закончил грустной констатаций того, что Баркову не повезло дважды – при жизни он не был издан, а когда его произведения увидели свет, выяснилось, что русский язык так изменился, что читать его (как и Державина) уже невозможно.
На знаменитом произведении "Лука Мудищев" профессор Губерман не останавливался – тем более, что имеются серьёзнейшие сомнения в авторстве Баркова.
Игорь Иртеньев к общему удовольствию прочёл несколько своих стихотворений и закончил выступление исполнением народной колыбельной песни "помню я молодушкой была" – той самой в которой поётся, что "у механика железные муде".
Алексей Иващенко прочёл несколько своих малопристойных стихотворений, в которых был виден тот же талант тонкого лирика, написавшего "Кончается четверг и дождик мелок".
Сергей Никитин (гитара) и Дмитрий Бикчентаев (балалайка) завели частушечный ритм и все по очереди пропели по частушке – в основном по матерной. Было весело, но того накала, которого достигает аналогичное мероприятие под управлением Макса Тюленева – так вот такого накала не было.
Часа через полтора все разбрелись довольные и духовно обогащённые.
Детский концерт и другие мероприятия
(глава написана Олей Галиной)
Проходил днём под названием "Мэтры и Миллимэтры" и заключался в том, что каждый маленький участник мог подойти к любому известному барду и попросить его подыграть (подпеть). Таким образом – решалось сразу много вопросов – выступление каждого было интересно саранжировано, маленькие участники были очень довольны и горды, что им подыгрывают известные барды и, конечно, сам концерт привлек больше зрителей. Все юные участники были награждены. Концерт вела Анжела Штейнгард – детей которой запомнили все на слёте — 10-летнюю Шаню и её братика Нива... – особенно Окуджавскую "Зачем вы Ваньку-то Морозова..." в их замечательном исполнении.
Вообще на этом слёте к детям было очень внимательное и трогательное отношение – что весьма порадовало. Детям из разных стран, чтобы понимать друг друга, пришлось-таки общаться на русском языке.
Ещё одним симпатичным мероприятием была "Коррида" где в роли Тореадоров выступили дети, а в роли быков – победители конкурса "самый большой живот" среди мужчин.
Забавным мероприятием был аукцион рисунков, сделанных несколькими мэтрами – Кимом, Городницким, Луферовым, Иртеньевым и Никитиными. Им предлагалось, после посещения музея Дали – нарисовать что-нибудь КСПшное в его стиле или просто под свежим впечатлением. Леонид Сергеев выступил в роли эксперта по живописи – чудесный смешной экспромт. Рисунки разошлись на "Ура" за цену от 10 до 100 евро!
Жанр Авторской Песни
Мероприятие заставило меня ещё раз начать обдумывать где границы авторской песни.
Мы (и не мы) сто раз обсуждали этот вопрос, но ничего толкового так и не поняли.
Когда Лена Фролова поёт свои песни – это хватает за живое, это потрясает и это самая настоящая авторская песня. Когда она же поёт в составе трио народные песни или что-то ещё необычайно переливное с потрясающими переливами голоса но словами, которые льются через уши как вода через ситечко – это Не авторская песня.
Когда Лида Чебоксарова поёт Щербакова или Иванова – это несомненная авторская песня в сопровождении прекрасных гитар. Но как только они начинают ударяться в музыкальную часть я с ужасом чувствую, что магия уходит и передо мной оркестр.
Когда Сергей Яковлевич Никитин поёт песни на стихи Рыжего то я не понимаю, как не очевидно, что несмотря на сходство судьбы и ранний уход, что Рыжий это не Шпаликов. И тот глоток свежего воздуха, который дал нам Шпаликов другой не даст...
Я не литературный и не музыкальный критик.
Я просто люблю наш жанр и с ужасом смотрю как он даже не исчезает а сплавляется в едином куске с другими металлами. А ведь золото и сплав золота с, например, медью это не одно и то же – спросите у Гурвича, например.
Мне кажется, что одним из признаков нашего жанра всегда была демократичность – услышал песню – понравилось – спой друзьям.
Если люди пишут песни, которые никто не сможет ни спеть ни сыграть и не сможет тем самым передать – это другой жанр.
Есть диалог, а есть монолог. Монолог не подразумевает обратной отдачи – бывают замечательные монологи – Гришковец вон по два часа монологи читает. Джозеф Карлин тоже.
Жанр авторской песни всегда предполагал активный диалог – и только скажите мне, что я неправ.
Исполнители: что такое "Красиво" и зачем оно ?
Я вижу всё больше исполнителей, которые пытаются спеть песню красиво.
Как можно более красиво.
С переливами, с раскладкой на несколько голосов...
Зачем?
Мне кажется, что есть две формы выступления исполнителей:
— выступление на сцене: имеет смысл выступать если у тебя есть нечто очень новое в прочтении песни – совсем новый поворот – новый акцент, новая интонация.
Просто спеть со сцены песню Берковского или Щербакова или Кочеткова – зачем???
— пение у костра – здесь задача исполнителя спеть нечто, объединяющее слушающих. Самое простое это хоровая песня, подхватываемая многими. Или что-то важное в данный момент и в данной точке пространства.
Я не приемлю просто пение без мысли, чувства и информации, передаваемой песней.
Мне больше не нравится, когда поют красивыми голосами – может быть это потому что у меня самого нет красивого голоса?
Испания, экскурсии и пр.
Ах да – Испания – красивая, говорят, страна...
Два дня провели в Барселоне – действительно милый город – хотя несколько излишне каменный.
Музей Дали – интересно, но на картинках на Интернете ничем не хуже и гораздо менее жарко.
Винодельня – идея хорошая, но народ нагоняют как свиней в хлев – невозможно протолкнуться.
Я подотвык от такой давки – даже за дешёвым вином.
Но вот поставить бочки с мадерой на слёте и краники – это надо обдумать.
Мне показалось, что Испания и испанцы чем-то очень похожи на русских. Впрочем я об этом много раз читал – может быть не показалось – а просто я искал подтверждения и конечно нашёл.
Какие-то мелочи в общении с людьми, в ресторане, в транспорте – что-то неуловимо похожее. Но мы были слишком мало чтобы прочувствовать – а попадём ли ещё?
Оргвыводы
Нам понравился фестиваль и понравились люди на него приехавшие.
Если я чего и накритиковал в своей статье – не берите на веру и не обращайте внимания.
Когда мы собираемся это всегда праздник – ведь нас так мало и нам так немного осталось.
8 августа 2007 г.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |