В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
27.11.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Сергеев Леонид Александрович |
Авторы:
авторы не указаны... Источник: "Миэль" № 3, 2004 г. http://www.miel.ru/Press/News/2004/03/20040311_151233 |
|
Леонид Сергеев: В песнях я купаюсь |
В творчестве этого замечательного барда чудесным образом уживаются юмор, тонкая лирика, глубокая философия. Поклонники не перестают удивляться многогранности его таланта...
Справка
Л. А. Сергеев родился 30 марта 1953 г. в Бресте. Окончил историко-философский факультет Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина (1975). По образованию – преподаватель истории и обществоведения. В настоящее время живет в Москве.
Радиожурналист, журналист. Член Союза журналистов РФ. Принимал участие в популярной телепередаче "Веселые ребята", работал на "Молодежном канале" радио.
Песни пишет с 1970 г., преимущественно на свои стихи.Лауреат Грушинского и Казанского фестивалей. Участник проекта "Песни нашего века".
В 1989 году на фирме "Мелодия" вышла его пластинка "Зуб мудрости". Издана книга стихов. Массовым тиражом выпущено десять альбомов.
С концертами выступает по всему миру.
Музыкальный инструмент: шестиструнная гитара.
Любимые авторы: Ю. Визбор, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.
Любители его творчества утверждают, что притягивают не стихи или мелодии, притягивает Личность. Леонид – масштабная яркая Личность и настоящий интеллигент, обладающий столь редким даром самоиронии. И это невозможно скрыть, спрятавшись за спину "лирического героя".
Да, его знаменитые оперы-"хохмы", в числе которых "Снимается кино", "Хоккей", многочисленные "Свадьбы", никого не оставляют равнодушными. Его "оперные" фразы давно "ушли в народ", стали "крылатыми": "слышен топот убегающей массовки", "вы можете орать тут хоть до ночи", "на шею не давите, не люблю", "игра приобретает интерес". Но при этом – "Колоколенка" и "Письмо в конце войны", перешедшие уже в разряд военной классики, пронзительный "Крымский вальс" и лирическое "Вам"... А еще – "картинки из жизни", которые он рассказывает на концертах так, что зал гремит от хохота. Вот только потом почему-то смех стихает, и мурашки по коже...
Для нас, сотрудников "МИЭЛЬ", Леонид Сергеев еще и большой друг Компании (по совместительству – Председатель "Клуба друзей "МИЭЛЬ"), неизменный гость корпоративных праздников. Многим памятен великолепный вечер, посвященный десятилетию Компании, где Леонид участвовал в качестве сценариста и ведущего. И необычайно теплый фильм, снятый им же к нашему юбилею.
В свою очередь, Компания оказывает автору помощь в организации концертов, в выпуске дисков. Из десяти альбомов, имеющихся на сегодняшний день, четыре выпущены при непосредственной поддержке "МИЭЛЬ".
Сегодня Леонид Сергеев – гость номера.
– Наверное, всем твоим почитателям будет интересно узнать, как родилась самая первая песня и о чем она? И еще – где истоки твоего вдохновения?
– Это было в 1970-м году – мне исполнилось семнадцать лет, я только поступил в университет. В то время прошел показ фильма "Песни моря", после просмотра которого я – восторженный и потрясенный – и написал песню "О гитаре". Первые же рифмы появились примерно в четырехлетнем возрасте, более-менее осмысленные стихи – в семь лет. Причем, уже тогда я выбирал политические злободневные темы – конфликт Америки и Кубы, судьба русских эмигрантов. Так что "планка" сразу была поднята очень высоко.
Юморить же начал в студенческие годы, играя в составе Театра миниатюр, славившегося своими "капустниками". Надо заметить, что, окончив университет, мы, тем не менее, продолжали встречаться и выступать.
Хорошей школой для меня стала телепередача "Веселые ребята", где меня приучили не просто юморить, а юморить по любому поводу. Помнится, поначалу, оказавшись в студии, я испытал шок: первый на Центральном телевидении! А там все так искрометно и непринужденно шутили!
А ведь к тому моменту у меня уже вышел "Гусарский цикл", оперы "Хоккей", "Шахматы". Видимо, это и определило мою дальнейшую "веселую" жизнь.
– По мнению знатоков и любителей бардовского творчества, юмор у тебя несколько грустный, философский. Это специальный прием?
– У меня не было такого, чтобы каждую строчку раскладывать на части: "сейчас будет смешно" или "а вот здесь мы добавим грустненького".
Хотя, с годами понял, что придумать-то мало. Надо еще суметь "огранить" свое творение, а этому следует учиться. Понимание пришло, когда готовился к выпуску мой сборник "Концерт по переписке". Именно тогда я оценил довольно расхожую фразу – на один процент таланта приходится девяносто девять процентов труда. Любое стихотворение, если его рассматривать как стихо-творение, – действительно труд: созвучие слов, сочетание строк, поиск той самой единственно точной и удачной рифмы и так далее...
– Любимая всеми "Колоколенка" – она тоже прошла стадию "дошлифовки"?
– Нет. Более того – если эту песню рассматривать как стихо-творение, то увидишь только одни отглагольные рифмы, уменьшительные суффиксы и прочие "неправильности", противоречащие науке стихосложения:
"На горе, на горочке стоит колоколенка, А с нее по полюшку лупит пулемет. И лежит на полюшке, сапогами к солнышку, С растакой-то матерью, наш геройский взвод".
Тем не менее, песня принята и остается востребованной до сих пор. Наверное, это и называется "угадал".
– Мы постепенно перешли к серьезной части твоего творчества. Что же привело тебя к военной теме?
– В свое время существовало движение "Походы по местам трудовой, боевой и революционной славы". Прибалтика, Белоруссия, Украина, поиски пропавших без вести, работа в военкоматах...
Сначала для нас, студентов, все представлялось этакой экзотикой-романтикой. Потом наступил период осмысления. Доводилось видеть такое, с чем не сможет сравниться ни одна книжка. У меня есть песня... "Волошки" называется. Там есть такие строчки:
"А у них был приказ – головы не сложить, До победы дожить – вот такой был приказ! Эх, Волошки, Волошки, Кольки, Мишки, Сережки... Тишина и покой, обелиск над рекой..."
В Псковской области существует хуторок "Волошки", который освободили в сорок четвертом. По военкоматовским данным, там в братской могиле захоронено 25 тысяч человек. А первый послевоенный председатель рассказывал, что в окрестных лесах долго еще находили черепа. Что лошади отказывались выходить на поле – столько останков там лежало. Что от осколков снарядов снег на этом поле весной становился ржавого цвета. Что еще несколько послевоенных лет местные жители, вспахивая землю, подрывались на минах... После увиденного и услышанного там я на многое смотрю по-другому.
– Сейчас твоя профессия – "свободный художник": записи, концерты, гастроли. Это сознательный выбор?
– В принципе, я всегда шел к совмещению внутренней и внешней свободы, к независимости от ежедневных приходов на работу. Можно, конечно, возразить – а как же не менее обязательный приход на репетиции и концерты?! Но ведь это уже другое. Здесь круг профессиональных интересов переплетается с вопросами личностного бытия. Я этим живу.
– Приходится ли тебе работать "на заказ"?
– Я пробовал работать "на заказ", когда в 89-м покинул госслужбу и ушел в "свободное плавание". Но, честно говоря, мне это не понравилось. У меня никогда не получалось "сочиню-ка, что сейчас модно". Всегда пишется только то, что само просится на бумагу: эмоции, требующие немедленного "выплеска", давно зародившаяся мысль, которая оформилась только сейчас. И я благодарен, что меня никто не заставляет срочно заполнять какую-то нишу, соответствовать чьему-то образу мышления. Хотя, при этом у меня есть несколько заготовок на социальные темы, которые ждут своего часа. Есть мысль использовать их в задуманном моно-спектакле. Но это будет уже мое решение, а не заказ.
– Что тебе дает участие в проекте "Песни нашего века"? Многие воспринимают его исключительно как коммерческий, смысл которого – деньги и еще раз деньги.
– В "Песнях..." я купаюсь. Именно там наступают моменты наивысшей эйфории, когда ты понимаешь своих "собратьев по цеху". Достаточно полувздоха, полудвижения на другом фланге, и ты угадываешь следующее общее действие.
По моим понятиям, коммерческий проект – это слияние, ну, скажем, СибНефти с Юкосом. Вряд ли они бросились друг другу "в объятья" со словами: "Плевать на деньги, мы наконец-то вместе!" А у нас происходит именно так. Когда спрашиваешь участников, согласны ли они на мизерный гонорар в случае, если у приглашающих нет возможности выплатить определенную сумму, – ответ однозначно положительный. Мы можем до хрипоты спорить, ругаться, но когда выходим на сцену – мы вместе! А как назвать то, что во время тысячного по счету исполнения со сцены песен Окуджавы мы, исполнители, до сих пор ощущаем, как по коже бегут мурашки?! Разве это коммерция?
– Часто ли приходится выступать вообще без гонораров?
– Было время, когда я мог несколько ночей напролет петь песни у костра просто так. А сейчас, когда это стало Делом, уже существуют определенные рамки. Если, скажем, старшему инженеру предлагают ставку младшего мастера, то уровень его знаний и опыта просто не позволяет ему принять эти условия.
Конечно, бывает, что нас приглашают люди, не имеющие возможности заплатить. Что ж, пожалуйста. Я в этом плане человек легкий на подъем.
– На каких концертах ты не будешь выступать ни за какие деньги?
– Если я понимаю, что мое творчество не нужно предполагаемому составу слушателей, а мои песни пойдут в качестве музыкального фона "дня рождения Гоги", то, скорее всего, просто отказываюсь. Хотя – (смеется), смотря сколько предложат. Но в этом случае, договариваясь о концерте, предупрежу сразу – "Мурку" не пою! Правда, справедливости ради надо сказать, что от таких "предложений" пока Бог миловал.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |