Надежда, белою рукою
сыграй мне что-нибудь такое,
чтоб краска схлынула с лица,
как будто кони от крыльца.
Сыграй мне что-нибудь такое,
чтоб ни печали, ни покоя,
ни нот, ни клавиш и ни рук...
О том, что я несчастен, врут.
Еще нам плакать и смеяться,
но не смиряться, не смиряться.
Еще не пройден тот подъем.
Еще друг друга мы найдем...
(Б. Окуджава)
Сегодня, к счастью, никому не надо объяснять, что такое бардовская, авторская или самодеятельная песня. Все сказано в определении, данном Булатом, — "думающая песня для думающих людей". Этот немалый пласт нашей культуры, тот кислород, которым дышало не одно поколение в эпоху "идеологически выдержанного" искусства, вышел наконец из-под спуда и растворился теперь в воздухе нашего смутного времени. Бардовскую песню можно любить или не любить, принимать или не принимать, но факт: эти нехитрые слова и мелодии задевают за живое. Не случайно Грушинский и другие бардовские фестивали вырастают в целые песенные города.
Сегодня эти песни уже не нуждаются в особом представлении, они существуют на многочисленных кассетах и компакт-дисках, публикуются в печатных сборниках с нотами и стихами. Но все же проверенный годами способ их распространения — от сердца к сердцу, от концерта к концерту, от пленки к пленке — получил в эпоху Интернета новое "звучание". Многочисленные сайты, посвященные этой теме, появились не только в российской части Сети, но и — как специфическая форма ностальгии — в зарубежном сетевом русскоязычье. Кстати, о чем это Окуджава: "...ни нот, ни клавиш и ни рук...", "...друг друга мы найдем..." — уху сетевого завсегдатая уже слышится зашифрованное прорицание поэта о REALAUDIO-архивах, зарегистрированных на поисковых серверах. Поэт прав. В Сети действительно можно найти записи сотен авторов, чьи песни, спетые где-то на фестивалях или концертах, профессионально записанные или просто "попавшиеся на удочку" — микрофон на палке, протянутый к автору из толпы слушателей, — пошли гулять от костра к костру, а теперь и от компьютера к компьютеру.
Аудиоколлекции
Песенка короткая, как жизнь сама,
Где-то в дороге услышанная,
У нее пронзительные слова
И мелодия почти что возвышенная...
(Б.Окуджава)
Один из самых крупных КСП-серверов (www.ksp.krsk.ru) (КСП — клуб самодеятельной песни) находится в Красноярске (заметьте: не в Москве и не в Самаре, где и архивов больше, и каналы лучше!). Этот сервер начал создавать Сергей Калинин (Серго) в сентябре 1996 года. Летом 1997 года к работе подключился Владимир Фриденберг (Чиж). "Оцифровку" на сервер в основном поставляет Александр Климушин из Алма-Аты. Ребята создали грандиозный архив, содержащий около 7000 текстов (часть из них — с аккордами) и более 600 "оцифровок" в формате realaudio (ra). На сайте представлено более 300 авторов. Когда-то его зеркало было на "Куличках", но с некоторых пор последние обновления можно найти только в Красноярске. Ибо сказано было: "...прирастать будет Сибирью!"
А на "Куличках" живет другой бард-проект — "Здравствуй, Песня!" Маши Школьниковой (http://kulichki.rambler.ru/ap). Многие записи здесь — не с пластинки, а с концертов — это лучше, по мнению автора сайта, выражает суть и назначение авторской песни. В архиве — около ста песен в формате ra таких классиков жанра, как Анчаров, Визбор, Галич, Городницкий. Маша Школьникова родилась в Минске, а в 1989 году переехала с родителями в Балтимор, штат Мериленд. Теперь, получив два диплома — по математике и computer science, учится в аспирантуре в Висконсинском университете.
Нельзя обойти вниманием другого русского американца — Владимира Пеккеля, биолога из Техасского университета в Сан-Антонио, создавшего с коллегами замечательный сайт "Маленькая Россия" (http://russia.uthscsa.edu/music/artists).
Наряду с художественными, музыкальными и литературными сокровищами далекой России, близкими его ковбойскому сердцу, Владимир включил в сайт изрядную коллекцию записей Владимира Высоцкого (даже видео!), Юрия Кукина, Виктора Берковского, Евгения Клячкина, Булата Окуджавы, Юлия Кима, Александра Суханова, Вадима Егорова, Вероники Долиной, Олега Митяева и других авторов, равно любимых по обе стороны океана. Большинство аудиофайлов представлено там в 8-битном формате AU, поддерживаемом обеими "народными" бродилками. Все AU-файлы продублированы RA-файлами, которые могут проигрываться в реальном времени при скорости соединения не менее 2 килобит в секунду. Часть записей представлена в форматах от VOCALTEC и NETSCAPE и требует для проигрывания соответствующий PLUG-IN.
"Московские окна" (http://www.iiagency.com/ksp) — известный в России издатель записей бардов на кассетах и компакт-дисках. На страницах их архива-магазина можно не только прослушать более 600 песен, но и заказать диск или кассету наложенным платежом и даже — до чего докатился прогресс! — заказать билеты на концерт любимого барда с доставкой на дом...
А не хотите ли заглянуть в бард-кафе Игоря Рощина (http://bard-cafe.komkon.org)? Ну и что с того, что здесь не подают чай с дымком! У американцев это не принято... Зато здесь ждут вас ссылки на бардовские аудиоколлекции Дмитрия Василевского, Андрея Бакулина и Михаила Лаврентьева, и даже замечательные записи с концерта, посвященного 50-летию МФТИ.
И как не вспомнить по случаю из Шпаликова:
Меняют люди адреса,
Переезжают, расстаются,
Но лишь осенние леса
На белом свете остаются.
Много аудиофайлов можно, конечно, найти на сайтах КСП и страницах, посвященных творчеству отдельных авторов, но о них речь еще впереди.
Текстовые коллекции
...И двадцать восемь новых строк,
как стая голубей из клетки,
И тысяча ночей иных, как снег над головой,
И впереди — вся жизнь,
и две исписанных салфетки,
И все, и больше ничего...
(А. Иващенко, Г. Васильев)
Библиотека Максима Мошкова (http://www.ras.ru/~moshkow) — явление сетевой литературы, и тема бардовской поэзии близка unix— и informix-администратору НИИ системных исследований РАН. Энтузиазм его поистине беспределен: "ленивых" американцев хватает обычно на пару десятков ссылок, а в коллекции Мошкова 4900 песен (!!!), из них 3300 — с аккордами. Правда, Макс объединил бардовскую песню в один раздел с русским роком, видимо, почитая их соседями по ветвям российского литературного древа. Наверное, он не читал заметку Владимира Ланцберга "Это моя песня" (http://www.average.org/~crosser/ksp/this-is-mysong.html), где знаменитый бард ищет и находит место авторской песне в неиссякаемом потоке "слов под музыку", сопровождающем нас всю жизнь.
Еще одна обширная коллекция авторской песни находится на 1ST EDUCATION BBS (http://www.progressor.ru/1ed). Здесь представлены архивы текстов, собранных за время работы электронной доски объявлений с осени 1995 года. Поиск и накопление текстов на станции шли сложными путями. Основу коллекции составили файлы, привезенные в 1995 году со слета "Костры" сисопом 1st ed bbs Борисом Ашкинадзе. Кроме того, значительный объем материала, который был уловлен на "Кострах-95", находится в коллекции Аллы и Марка Левитанов.
И опять Владимир Пеккель из "маленькой России" на Техасщине (http://russia.uthscsa.edu/music/artists/lyrics). Небольшая коллекция на страницах "Сибирь-Он-Лайн" (http://www.sol.ru/books/bards-frame.html): Ю. Визбор, А. Галич, А. Крупп, В. Ланцберг, О. Митяев.
КСП-страничка на "Куличках" (http://kulichki.rambler.ru/ksp) — не совсем обычная, ибо посвящена она неканонической авторской песне. На этих страничках вы не найдете текстов песен классиков этого жанра. И не потому, что хозяева сайта их не жалуют, — просто эти авторы уже и так довольно неплохо обосновались в Сети. Зато тут представлены песни авторов, которые не столь широко известны. Поэтому вполне возможно, что многие стихи и песни, которые здесь опубликованы, окажутся вам незнакомы. Что ж, это не страшно — вот и познакомитесь!
Клубы и фестивали
...А дым отечества так нежен,
Когда он с вашей песней смешан, —
Спасибо вам и за него.
Не фимиам и не завеса,
Он просто — дым, он запах леса,
Он ест глаза, да что с того?
(Д. Сухарев)
Начнем с Самары, где в 1997 году был запущен Интернет-проект Грушинского клуба, любимым детищем которого является одноименный фестиваль (http://www.samara.ru/~grushinsky).
Валерий Грушин, именем которого назван фестиваль, окончил 5-й курс Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королева и не успел защитить диплом. В туристском походе в Саянах на реке Уде в августе 1967 года, спасая детей с перевернувшейся лодки, он утонул, исчерпав все свои силы. Валерий был большим поклонником авторской песни, ее активным пропагандистом, организатором в Самаре прекрасного трио "Поющие бобры".
Не могу удержаться, чтобы не процитировать Г. Васильева: "Грушинский фестиваль — уникальное явление во всем русскоговорящем мире. Попав на него впервые, а было это более десяти лет назад, мы испытали потрясение. Когда видишь на маленьком пятачке десятки тысяч приятных тебе человеческих лиц, возникает ни с чем не сравнимое ощущение того, что НАС много. НАС — людей с приличным уровнем интеллекта и гуманным отношением к жизни. Странно, но нигде больше в окружающей нас среде такое ощущение не возникает. Может быть, поэтому так часто приходится слышать поговорку: "Не мир тесен, а слой тонок". Грушинский фестиваль, как огромный сепаратор, долгое время отделял и концентрировал этот тонкий слой."
Около 180 авторов и исполнителей, дуэтов и ансамблей стали лауреатами Грушинского фестиваля за 30 лет его существования. Их имена приведены на сайте, наряду с новостями клуба, программами концертов и т.п. Пока сайт не может похвастаться богатством информации, но есть надежда, что юбилей фестиваля и недавно полученный Соросовский грант помогут делу.
Клуб самодеятельной песни "СТРУГ" в Тольятти на данный момент существует только в Интернете (http://www.august.ru/inform~1/art/bard/bard.htm). Web-мастер, он же президент клуба — Сергей Нотик. (Просто и гениально! Виртуальный клуб песни с солистом-президентом!). На сайте — интервью, статьи, сборники стихов и песен.
КСП "Полуостров" (Сан-Франциско и окрестности, http://bardcafe.komkon.org/poluostrov). Клуб находится в Пало-Альто, близ знаменитой Силиконовой Долины. Авторы, естественно, — российские программисты, гнущие спину на американской компьютерной ниве. Небольшая, но приятная коллекция аудиофайлов в форматах au и ra, включающая авторское чтение стихов Окуджавой. Текст страницы в основном по-английски. На этом же web-сервере представлен клуб бакинской авторской песни (http://bardcafe.komkon.org/vrag/baku-eng.html).
Не уступает в своих пристрастиях к бардовским песнопениям и другой многочисленный анклав наших соотечественников. Весьма информативный сайт израильского КСП находится по адресу — http://www.neystadt.org/ksp. Из него я узнал, что в "маленьком" Израиле в июне 1998 года одновременно гастролировали В. Ланцберг, Д. Дихтер и А. Мирзаян, а на фестивале Дуговка-7 побывало аж 7500 человек — чуть меньше 1 процента русскоязычного населения страны! При такой же активности поющего населения в России Грушинский должен был бы принять миллион человек!
А вот и привет из ближнего зарубежья — из Харьковского клуба самодеятельной песни (http://www.users.itl.net.ua/bih/ksp.html). Здесь есть только фотографии со слетов и концертов, а также фото отдельных исполнителей. Еще можно послушать несколько песен.
К сожалению, крупнейшие российские клубы самодеятельной песни, в том числе московские и петербургские, пока не слишком балуют WWW своим присутствием. К счастью, песня доходит до слушателей не только через клубы, иначе нам никогда бы не иметь множества сайтов, посвященных авторской песне.
Информационные сайты об авторской песне
Ты приходи сюда на утренней заре,
Пусть ноша нелегка и путь сюда далек,
Зато, быть может, в этом песенном костре
И ты найдешь свой жаркий уголек.
(Б. Есипов)
"Компьютерный архив авторской песни" (http://www.rcom.ru/bards). Проект под таким названием развивается уже несколько лет, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Его основные задачи: сохранение в компьютер— ной форме песенного и прочего "каэспэшного" богатства, накопленного авторами и архивистами за многие годы существования в России авторской песни; постоянное накопление, быстрая обработка и удобное представление информации обо всех событиях в мире КСП, песен с аккордами, описей домашних и экспертных фонотек и библиотек. Проект поддерживает КСП-сервер, отвечающий на запросы из fidonet, ticonet и Интернета. Со страницы можно загрузить комплект ПО, необходимого для работы с КСП-сервером. Имеется также список эхо-конференций fido по вопросам, относящимся к авторской песне. Координацию проекта по направлениям осуществляют Петр Трубецкой и Михаил Колодин.
Песни, фестивали, концерты... Взгляните на широко известную в кругах поющих компьютерщиков бард-афишу Д. Соколова (http://www.bardafisha.ru) и его же исторический труд "Самодеятельная (авторская) песня в СССР и России. Клубы самодеятельной песни" <http://www.progressor.ru:8080/stas/aboutksp.htm.
Коли и этого недостаточно, читайте новости КСП в RUSSIA ONLINE по адресу: http://www.online.ru/mlists/ksp-news.
Если же вы своими глазами видите, что "над Канадой небо сине", но хотите услышать об этом из авторитетных источников, зайдите на страницу Андрея Бройдо (http://euclid.ucsd.edu/~broido/eve/events.html), где находится последняя информация о концертах самодеятельной песни на Североамериканском континенте.
А вот любопытные материалы в виде статей по материалам газеты "Литературный базар" (Л. Сергеев и Мищуки, М. Кочетков, В. Капгер) плюс небольшую коллекцию бард-ссылок можно найти на сайте "Черешневый кларнет" (Авторская песня на DATAEXPRESS ON-LINE, http://www.deol.ru/culture/pesnya).
Проект "Песни Века" (http://www.ivcmusic.ru/projects/subproj.php?proj_id=1) — уникальная совместная акция наиболее известных бардов России. Общее художественное руководство взяли на себя Виктор Семенович Берковский и Сергей Яковлевич Никитин.
Страницы отдельных авторов
Неправы те, кто нас ругает,
А правы те, кто любит нас.
(В. Мищук)
Что такое народная любовь? Это не только цветы и автографы, популярность песен и полные залы на концертах. Все так, но не только, не только... По мне — это когда какой-то безвестный сетевой бродяга-энтузиаст-любитель-песен-этого-жанра (не хочется называть его по-западному коротким словечком фэн, которое звучит, как их же слово "вентилятор", то есть пустомеля) посвящает какой-то кусок своей жизни созданию и поддержанию сайта о любимом(ых) авторE(ах), не видя в том никакого своего коммерческого интереса.
Вот небольшой перечень станиц, созданных поклонниками авторов-исполнителей: Булат Окуджава (http://www.progressor.ru/stas/okudjava.htm, http://www.deol.ru/culture/pesnya/okudj.htm), Юрий Визбор (http://www.elvis.ru/~denis/wizbor), Татьяна и Сергей Никитины (http://ntas4test.cudenver.edu/~dimka/nikitins.htm), Владимир Высоцкий (http://kulichki.rambler.ru/masha/vysotsky), Александр Галич (http://kulichki.rambler.ru/bards/galich), Юлий Ким (http://kulichki.rambler.ru/bards/kim), Виктор Берковский (http://kulichki.rambler.ru/rusclub/berkovsky.html), Евгений Клячкин (http://kulichki.rambler.ru/bards/klachkin), Александр Розенбаум (http://www.geocities.com/broadway/stage/5564/pesn.htm), Михаил Щербаков (http://128.100.80.13/vladimir/scherbakov), Алексей Иващенко и Георгий Васильев (http://publish.phys.msu.su/ivc.htm), Владимир Ланцберг (http://pluto.iis.nsk.su/russian/songs/lancberg, http://www.paco.net/~indexless/01/0-03.htm).
Упомяну еще один сайт — http://www.progressor.ru/stas/berg/index.htm. Здесь, кроме песен и трудов "теоретиков" авторской песни, можно найти забавные истории об известных в КСП людях, собранные Ланцбергом (http://www.progressor.ru/stas/berg/anekdots.htm).
На этом и закончим краткие и, очевидно, неполные заметки, писанные, впрочем, с большой любовью к предмету. И, как поется у Визбора, "до будущей горы!", где-нибудь у костерка, с гитарой, на закате.
А функция заката такова:
Печаля нас, возвысить наши души,
Спокойствия природы не нарушив,
Переиначить мысли и слова
И выяснить при тлеющей звезде,
Зажатой между солнцем и луною,
Что жизнь могла быть в общем-то иною,
Да только вот не очень ясно, где.
(Ю. Визбор, А. Медведенко)
Михаил Овсищер
член КСП с 1974 года
|