В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
16.12.2009 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Дикштейн Григорий Ефимович |
Авторы:
Смелянская Светлана Источник: http://www.bards.de/archive/dikstejn/smel.htm http://www.bards.de/archive/dikstejn/smel.htm |
|
"...Понять глубинный смысл" |
Название, вынесенное в заглавие, — это фраза из вступительной статьи прекрасного поэта Бориса Чичибабина к книге Григория Дикштейна "И отзовётся эхо...". И первая и вторая фразы, взятые в кавычки, в действительности являются ключом к творчеству человека о котором пойдёт речь.
Не буду скрывать, дорогой читатель, я — давняя и верная почитательница Григория Дикштейна, имя которого для меня равноценно слову Талант. Он человек многогранный, щедро одарённый Богом разными талантами: поэта, композитора, блестящего исполнителя своих песен, художника, скульптора...
Мы познакомились в середине 60-х годов в Харькове, в период невероятной популярности туристской песни (так тогда называл комсомол авторскую песню). Гриша уже тогда был дважды победителем городских конкурсов среди авторов (первое место в 1967 и 1968 годах). Он не часто участвовал в конкурсах, но когда участвовал, то получал только первые места. И ценность этих побед была несравненно выше побед на сегодняшних многочисленных фестивалях и фестивальчиках.
Харьков — не Москва, и его городская слава (а таковая была и есть) медленно проникала за пределы Украины
И вот в 1975 году на знаменитом Всеcоюзном Грушинском Фестивале Григорий Дикштейн снова занимает первое место (опять первое, но уже среди сотен участников), как автор песни "Оптимистическая". А когда в 1976 году Дикштейн приехал, как гость фестиваля, то и здесь он получил приз зрительских симпатий в компании с Юрием Визбором и Сергеем Никитиным. Он тогда спел песню "Прощанье с летом", которая стала туристским шлягером тех лет...
Горячей и черной картошкой печёной Согрей ладошки. Мы с летом прощаясь в огонь затухающий дров подбросим... Зима опрокинет на ветви нагие снегов лукошко, наверно лишь завтра, сегодня ж хозяйка осень...
Казалось бы, немудреную "природную" тематику логически венчает последняя строфа, но уже наполненная философским смыслом:
Как тесно сидим мы, дыханьем единым наполнив песни! Они не молитвы, но ими налиты сердец колосья... Все тяготы буден: что было, что будет, — делить бы вместе! Но смолкла гитара, лишь облачко пара: осень...
Григорий редко употребляет слово "бард" О себе — автор-исполнитель, о других — поющие поэты. Он говорит, что этот термин наиболее точно определяет то направление, которое возглавил Булат Окуджава в жанре авторской песни.
Судьба наградила его близким знакомством со многими яркими личностями. В своём "цехе" это: Окуджава, Визбор, Клячкин, Кукин, Городницкий, Ким, Дольский, Долина... Список можно продолжать и продолжать. Все они бывали у него в доме (и не раз). Бывали у него и Евгений Евтушенко, и Юна Мориц. У Давида Самойлова он сам бывал на даче в Пярну. Но особенно близки они были с великолепным поэтом-харьковчанином Борисом Чичибабиным. Это его перу принадлежит надпись на Гришиной афише:
"...То что я читал и слышал, было подлинной поэзией, то есть, самым главным, обнадёживающим и прекрасным в этой жизни..." Ну что тут можно добавить? Разве что сакраментальное: "нет пророков в своём отечестве"? И вправду! Вышел в Чехии сборник лучших авторов бывшего Союза — он там в двадцатке, вышел в Словакии такой же из восемнадцати авторов — и он там. А имена-то самые-самые: Окуджава, Визбор, Ким... В общем, понятно...
По моим достоверным сведениям, Дикштейна сейчас слушают и поют не только в бывших республиках Союза, но и в Америке (где он проживает в городе Чикаго) , в Израиле, Германии, Австралии — т.е. повсюду, где живут "наши".
Но мой рассказ о Григории Дикштейне был бы неполным, если бы я не рассказала о его музыкальных композициях. Мне — историку театра — особенно дороги две его работы : "До третьих петухов" по сказке В.М.Шукшина и "Как это делалось..." — композиция по прозе И.Э.Бабеля. Литературный спектакль "До третьих петухов" раз в месяц в течении двух лет (1982 -83) шел в нашей харьковской филармонии. Вы не поверите, перед началом спектакля на улице Сумской, где была тогда расположена филармония, останавливалось движение. Публика "ломилась" в сравнительно небольшой зал, с трудом просачиваясь через узкую входную дверь . Толпа мешала проезду транспорта... Успех был грандиозный!
Гриша уже начал работать над песнями к прозе И. Бабеля, когда его пригласили "показаться" в театре Маяковского в Москве. Гончаров ставил бабелевский "Закат" и искал музыкальное решение спектакля. Гришины песни там были встречены с восторгом. И не страшно, что им не нашлось места в спектакле. Зато вышла на "Мелодии" пластинка с этими песнями. Ещё до выхода пластинки я рассказала моему шефу, С.В. Образцову, о этом цикле гришиных песен (я тогда уже работала в Москве и была помощницей С.В. Образцова). Он попросил меня принести запись этих песен, ибо уже слышал от знакомых актёров восторженные отзывы о них. Я с удовольствие принесла ему кассету с песнями Григория Дикштейна. Он внимательно послушал их и сказал: "Да, Ваш земляк, Светлана Александровна, очень талантливый человек." А я в этом и не сомневалась...
Бабелевский текст при записи пластинки должен был читать неповторимый Зиновий Гердт. Однако, он настоял, чтобы текст от автора читал автор песен, т.е. Григорий Дикштейн. В таком варианте и вышла эта пластинка в 1990 году. Это была уже вторая пластинка Григория Дикштейна, выпущенная "Мелодией". Первая вышла в 1987 году ("И отзовётся эхо"), а третья была записана в 1990, но увидела свет только в Америке в1999. Это второй компакт диск Григория — "Старое танго с секретом". А первый диск записанный в Америке, "Крылья клееные воском", включает в себя только песни написанные уже в Америке.
Драматична история попадания Григория Дикштейна в Америку. В 1991 году он был в Чикаго на Фестивале Русского искусства, после которого совершил небольшое турне по Америке с концертами. В 1992 году он получил повторное приглашение в страну и поехал с очередным туром выступлений. В это время, его дочь, тележурналистка, выпустила документальный фильм о выходящей в Харькове фашистской газете "Нова Украина". Как следствие — угрозы и... пожар в доме. Возвращаться было некуда. Семья связалась с Григорием. Решение было принято: оставаться опасно, уезжайте. И вот уже 6 лет они здесь.
Всё складывалось непросто. Однако уже в 1995 году Григорий выпустил книгу песен и стихов, в том же году вышел магнитный альбом новых песен "Две души", четвёртый год он ведёт цикл передач "Поющие поэты" на радио "Новая жизнь" в Чикаго, буквально в эти дни идёт повторный цикл из трёх передач популярного ведущего программы на русском телевидении WMNB, Ивана Менджирицкого "Сядь со мною рядом" . Герой этих передач Григорий Дикштейн. Вот и сейчас, в момепнт, когда я пишу эти строки, WMNB транслирует очередную серию передачи и звучит гришина песня "Памяти Булата Окуджавы":
Моё сердце горюет и сетует. Моя память от боли седа... А Поэт себе с Богом беседует, Впрочем, он это делал всегда. Голос тихий по-прежнему слышен нам, Города, океанов слюда,— Всё внизу... А они о возвышенном! Впрочем, он это делал всегда. Весь распахнут с Любовью и Ревностью, Вечной книги листает года, Поражая своей откровенностью, Впрочем он это делал всегда. Чтоб сегодня знакомою улицей, Там, где новой беды невода, С Александром Сергеичем прогуливаться... Впрочем, он это делал всегда... Средь великих... Им руки не тискает... А душа и светла и горда Всё поёт, не юлит, не заискивает, Впрочем, он это делал всегда... Юный Моцарт со скрипочкой старою Рядом с ним улыбнётся с небес... А гитара... Да Бог с ней с гитарою... Он Поэт и с гитарой и без...
"О чём ты мечтаешь, Гриша?" — спросила я Григория Дикштейна после удачных выступлений в Сан-Франциско.
"Написать книгу о моих встречах с поэтами поющими и не поющими, Хочу выступить в городах России и Украины и в первую очередь в моём родном Харькове. А главное — хочу видеть моих родных и близких здоровыми и счастливыми. И у меня чтоб хватило здоровья и сил осуществить задуманное".
Успехов тебе! Удачи, дорогой Гриша!
Светлана Смелянская Кандидат искусствоведения. Сан-Франциско
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |