В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

21.07.2005
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Губернский Владимир (Львов)

Источник:
сайт Херсонского клуба "Жираф"
http://bards.online.kherson.ua/
 

Авторская песня и деньги

(для организаторов фестивалей, и не только)

 

[i]Всюду деньги, деньги, деньги.

Всюду деньги — Господа.

А без денег жизнь плохая,

Не годится никуда.

Старинная цыганская авторская песня[/i]

 

Нелепо считать, что люди поют из-за денег. Глупо не видеть, что некоторые люди без денег петь не станут. Не приедут. Не позвонят.

 

Когда фестивалей мало – это плохо. Даже очень. Когда фестивалей много (а что такое "много"?) становится ясно, что деньги близко, ими уже пахнет и их можно заработать (вложить). На фестивалях есть зрители и участники. Со зрителями всё более менее ясно, они смотрят и слушают, т.е. "потребляют". А вот с участниками – сложнее.

 

Не будем витать в облаках и прикинем в масштабах Украины, что такое "много" и каковы последствия этого для авторской песни. Если фестивалей 10-12 и они распределены достаточно равномерно во времени, то этот уровень фестивальной активности можно считать средним, т.е. фактически безденежным. В этом случае участник тусовки способен при наличии средств и энергии посетить их хоть все и на основной работе (очень важное соображение) это отразится незначительно. Хотя любому начальству не понравится и это. Когда же число фестивалей переваливает этот условный рубеж (а это уже произошло!) перед суперактивным участником встаёт проблема: никакая работа не может быть сделана в краткие перерывы между поездками. Следовательно, он будет неизбежно уволен и лишён средств к существованию, добываемых личным трудом на ниве, далёкой от песни.

 

А для одиозных личностей, одержимых талантом и любящих общение проблема поворачивается другой стороной: как добыть из фестиваля средства к существованию. Итак, если фестивалей 20-25, то заполучить желаемого автора, ведущего, члена жюри и подобных им граждан можно за сумму равную некоему прожиточному минимуму, поделенному на число фестивалей. С учётом квалификации и амбиций для украинского бардмэна эта цифра на сегодня составляет 20-100 долларов.

 

Начиная с этого момента споры о таланте стихают, и начинаются разговоры о профессионализме. Фестиваль становится профессией. Как и в любой профессии, здесь есть рабочие места: ведущий программы, шоумэн для чайханы, член жюри, гость, ведущий мастерских. По большому счёту, только Гости фестиваля относятся непосредственно к АП, остальные являются административно-педагогическими-шоу ресурсами. Наша богатая талантами земля позволяет отдельным личностям предстать сразу в нескольких ипостасях, что экономит деньги устроителей. Чаще всего совмещаются "должности" члена жюри и гостя. Существуют трёхглавые драконы (член жюри, гость, ведущий мастерских). Есть у нас и супермен – Виктор Байрак, который при плохом раскладе способен хорошо исполнить все!! роли. Ведущего программу лучше вырастить своего (Сумы), но можно и пригласить (И.Винник).

 

Итак, "люди фестиваля" обойдутся организаторам в 400-1200 долларов, даже если не задействована Россия с её необозримыми КСП-шными полями и лесами и чудовищной длины дорогами. Конечно, это ещё не все расходы устроителей, но зато существенная их часть.

 

Теперь об участниках (конкурсантах). Главное, они должны захотеть приехать на этот (именно этот) фестиваль. Участникам важно мнение о них и их творчестве, высказанное "изнутри" авторской песни. Конкурсантам важна победа, а за ценой они не постоят. И тем и другим хочется услышать доброе слово от тех, кто понимает толк в АП. На сегодняшний день центральным звеном общения "продвинутых" авторов (исполнителей) является творческая мастерская. Найденная довольно давно (лет 25 тому) форма работы пока ничем не может быть заменена. Здесь удачно совмещается свободное мнение зрителей, спокойная и часто почти домашняя обстановка с высокой квалификацией много повидавших Ведущих.

 

Тут уместно поговорить об этой фестивальной профессии. Она определяет сам фестиваль. Если нет этих самых ТМ, то, вероятнее всего, этот фестиваль уже не является фестивалем АП. Впрочем, не секрет, что часто самые лучшие авторы и исполнители не способны отстранённо смотреть на то, что написано другими. Олимпийское отношение к иному и непохожему свойственно единицам, которых можно перечислить по пальцам на одной руке. Это одна сторона медали, не очень привлекательная. Другая сторона заключается в том, что именно у талантливых авторов есть настоящее чутьё на новый талант. Их очень трудно обмануть хорошей игрой на инструменте и ровными текстами с правильной рифмовкой или страшными экзистенциальными "наворотами" и шикарным тембром. Очень часто 14-летний подросток вызывает у них большее к себе внимание, чем "дядя" с пачкой выпущенных за спонсорские деньги дисков и сборников. Для смягчения присущих нашим талантам дефектов, творческую мастерскую всегда ведёт 2-4 человека одновременно, а самих мастерских устраивается 2-3. Организаторы фестивалей должны достаточно умело подбирать эти группы, сочетая темпераменты и личные склонности ведущих. Максимальную отдачу можно получить от личностей, которые сочетают своё творчество с работой в клубе. У них накапливается опыт понимания истоков творческой активности в этом жанре. На Украине сейчас есть 10-15 человек, которые способны проводить эту работу с большой отдачей. Оценить же работу мастерской не очень сложно. Здесь годится простой опрос участников и, главное, участников-зрителей. Если было интересно, было узнано много "нового", значит, работа удавалась. Есть довольно печальный опыт привлечения к этой работе профессиональных композиторов, поэтов, артистов и журналистов, не имеющих отношения к АП. Лишённые внутреннего сродства с конкурсантами (они сегодня это мы вчера), эти люди из самых благих побуждений обращают своё внимание на профессиональные недочёты в поведении конкурсантов, давая им кучу полезных советов по "исправлению стиля". Все эти советы способна дать и мастерская авторов, но она способна дать ещё творческий импульс к развитию личного своеобразия, Личности. "Профессионалы", вероятнее всего, этого не сделают, т.к. просто не понимают, как это нужно и необходимо делать.

 

Зрителям же хочется отдохнуть и поразвлечься, посмотреть на "знаменитостей". На этом этапе авторская песня начинает нести существенные потери. Количество вложенных денег может начать уничтожать качество АП. Не менее важно, чтобы и свои родные горожане захотели почтить вниманием это мероприятие. Вот здесь неумолимые законы шоу-бизнеса берут за глотку организаторов. Нужна реклама, нужны громкие имена. Причём для горожан и приезжих участников "громкость" имён, увы, не совпадает. Очень важно установить хотя бы минимальную связь с телевидением. Небольшой сюжет, вовремя прошедший по местному каналу, обеспечит одну-две сотни зрителей. Менее эффективна реклама по УКВ станциям. Здесь нужно достаточно долго массировать мозги и уши слушателей, чтобы пришло человек 20-60. Всё вышесказанное более характерно для крупных областных центров с населением свыше 500 тыс. чел. В менее крупных городах реклама способна дать больший эффект, чем в большом. Афишная реклама наименее эффективна в пересчёте на рубль вложений. Или нужно обклеить каждый столб, или никто не отзовётся.

 

Приведём абстрактный пример напрасного расходования средств. Предположим, что устроители сумели заманить на фестиваль Аллу Пугачёву в качестве Гостя. Несомненно, что зал будет полон. Но полон он будет фанатами АБ, которые, терпеливо или не очень, будут дожидаться своего кумира среди этой гитарной скуки и тоски. Людей трудно переделать и перевоспитать. Я лично склоняюсь к печальной мысли, что это и вовсе невозможно. Отсюда следует, что звать в зал нужно или "своего" зрителя, или того, кто способен им стать, прежде всего, молодёжь. Фанатов любых видов нужно избегать (даже если это фанаты "родственные", например, раскрученных рок групп типа "Машина времени").

 

"Своим" же конкурсантам нужно предоставить пред их невинные очи тех, кто станет их кумирами или оппонентами именно в "нашем" жанре, или нужно смело и решительно сменить название фестиваля на более адекватное.

 

Получается, что, при общей инертности (бедности) городской публики на Украине, не стоит ожидать коммерческого успеха от продажи входных билетов. Процент фестивальных затрат, который можно будет покрыть билетами обычных зрителей, не превзойдёт 10-30. И даже это можно будет считать успехом. Частично можно было бы покрывать расходы продажей символики и литературы (альбомов, дисков, нот), но это требует солидной подготовки и подковёрной борьбы и вытеснения с фестивального огорода уже имеющихся в этой сфере мелких бизнесменов. Проще их задействовать, собрав с них дань в пользу мероприятия. Неплохо организовать спецконцерт(ы) для очень отдельной публики с благотворительными билетами в первый ряд долларов по 20-50 за место. Один такой удачный концерт способен дать устроителям больше средств, чем два фестивальных штатных в большом зале на 500 мест. Нужно смело пользоваться партийными кассами во время предвыборных кампаний. Пять минут позора (выступление партийного бонзы) и десять тысяч гривен счастья! Наши зрители легко разберутся в этом прискорбном моменте и простят почти все участки политического спектра, кроме крайних правых и левых.

 

Наиболее сложно определить сейчас, как влияет фестивальная круговерть и связанные с ней заработки на ведущих авторов и исполнителей жанра. А этот вопрос является ключевым как для судьбы авторской песни, так и для судьбы самих фестивалей. Об этом – в следующий раз.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024