В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
15.01.2010 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Долина Вероника Аркадьевна |
Авторы:
Мариничева Ольга Источник: Газета "Новая газета" № 22, 27 марта 2003 г. |
|
Волшебная курица |
Вероника Долина: "Всегда очень боялась в стихах кого-нибудь обидеть"
В последнее десятилетие произошла стремительная, массовая экспансия женского племени на просторах отечественной словесности: в художественной прозе, в жанре детектива, нынче лидируют женские имена.
В поэзии такого захвата не получилось. Может, еще и потому, что женская, ахматовско-цветаевская струна русской поэзии так высока, что уровень ее поддерживать под силу лишь единицам и имена их известны наперечет.
Имя Вероники Долиной многим может показаться здесь неуместным. Ведь творчество ее взошло пару десятилетий назад на волне авторской песни. И все же для нее точнее определение не "бард", а — поэт.
...Многим стихам на свете Музыки не хватает! И потому они — недопесни...
Вот так она считает. А я вспомнила, как Лена Камбурова в одном из наших разговоров высказала предположение, что мелодия все же первична, ибо древнее, чем слово: речь первобытных людей состояла вначале из звуков в разных сочетаниях, интонациях...
— Ну, не такой уж я антрополог, чтоб об этом судить, — задумалась Вероника, — но вполне такое допускаю. В любом случае стихи — это особым, волшебным образом организованный порядок слов. И чаще всего этот порядок — музыкальный.
То, что песенное творчество Вероники Долиной — подлинно поэзия, сегодня стало уже совершенно очевидным. Куда важнее пытаться разгадать особую тайну этой поэзии, ее сугубо авторское "изобретение". То, что не далось, по-моему, еще ни одной поэтессе в мире. Если говорить языком формул, то это полное отсутствие в ее творчестве зазора между бытом и Бытием. Более того, именно бытовое, обиходное становится предметом высокой поэзии, будто суровые нитки повседневной реальности в волшебных пальцах Вероники оборачиваются мерцающей драгоценной тканью Искусства.
Лохань стихов — лохань белья, Лихая линия моя.
Горит в огне вязанка дров. Горит во мне вязанка слов...
В этом и вправду есть лихость, рисковость: сопрягать несопоставимое, смешивать взаимоисключающие пласты бытия. Когда стирка, варка, готовка не убивают, как принято считать, поэзию в женской душе, а наоборот, порождают ее, сливаются с нею:
Небо хмурится и хмурится. Как-то тихо на душе. А на обед сегодня — курица, Она варится уже. ...Будет осень скороспелая, Порастет жилье быльем. Где ты, курица несмелая, Где тот ласковый бульон? И тревога неслужебная На краю чумного дня: Моя курица волшебная, Не бросай хоть ты меня! Да просто: Никто не знает, что мой дом летает, В нем орущие дети и плачущий пес.
Крепкий, добротный, осязаемый — и в то же время летающий, летучий дом. Четверо детей, внук, муж, огромный кудлатый пес. Тепло, уютно, мягкий свет от множества абажуров. Но временами —
От мамочкиных песен Сквозняк идет по дому. Любовь — высшая ее ценность, "символ веры", вечная мольба. ...Любая любовь, любая — И только она одна. ...И верю в нее, как в рифму, И верю в нее, как в бритву. Как верят в Будду и Кришну И в старые письмена.
Но вот она грянула над ее Домом: любовь — гроза, любовь — пожарище, и вместо торжества, упоения — тихое покаяние, пронзительная жалостливость ко всему, что уцелело в том пожарище:
...Из молнии заплелся фитилек, И занялся мой бедный флигелек — Часовенка хотя б была пустая, У молнии — невидимо путей. Спасибо, что не тронула детей Та молния кроваво-золотая. Каких иносказаний наткала! Поплакала и дальше побрела.
Столь редкая для страстной любовной лирики вот эта смиренная благодарность: "Спасибо, что не тронула детей".
Все, кто близко знает Веронику, говорят о редком даре ее материнской любви. В ней самой сплелись несовместимые женские ипостаси: земной Евы, матери и хранительницы Очага и — неземной Лилит, что, по библейским легендам, была создана еще прежде Евы — полуженщина-полунимфа, ворожея, певунья, кружащая от века голову Адаму...
Земная Ева в Веронике лишь пожимает плечами, сомневаясь в каких-то своих особых материнских талантах:
— Когда могла — произвела детей на свет, когда могла — одаривала игрушками, когда могла — отдала в неплохие школы. Но очень многого недоделала, недодала. Я пока еще в процессе. Вот внук у меня появился. А младший сын — первоклассник. Так что впереди у меня еще много видов воспитательных работ.
А черный глаз ее в то же время косит в телевизор, где идет какой-то страшный мультик: злой дух, сам дьявол в образе серого чудовища, творит свои козни. Вероника смотрит не отрываясь, поясняя вроде бы всерьез: "Мне он не страшен. Я большой мистик, сотрудничаю с высшими и низшими мирами. И дети у меня — тоже мистики". Лилит? Кто же вы, Вероника? Та смеется: "Как говорят мои дети, цитируя и дразня меня одновременно: "Я — это я".
***
— Что для вас — высшее?
— Работа, конечно.
— Вы не сказали — "творчество".
— Меня учил Булат Шалвович: никогда не говори о своем занятии "творчество".
(Ей несказанно повезло: Веронике было 20 лет, когда Окуджава взял ее в ученицы.)
— И какой период в работе дороже всего?
— Когда рука поспешает к бумаге, когда пальцы уже сжимаются вокруг ручки, когда блокнот уже открывается... Сладостнейший миг. Слаще нет.
— Блокнот, ручка... И никаких компьютеров?
— Я, к сожалению, не умею... Да и не хочу. Я — рукоделец.
***
Рукоделье ее затейливое, кружевное, тонкое. Даже когда речь о стране, о печальной участи отечества своего, то вместо многословных обличений безнадежья и запустения — всего лишь образы цепкой сорной травы:
Все будет в аккурат. Родимый край не так уж плох — То облако, то тучка. Сплошная ширь, куда ни глянь, Простор, куда ни кинь. Полынь, полынь, чертополох, Российская колючка. Полынь, полынь, чертополох, Чертополох, полынь... И все же: ...Уж не знаю я, что есть Родина, Но никто меня не украдет, Ибо Сретенка — это родинка, Это до смерти не пройдет.
О себе она так и говорит: "Я — уроженец Сретенки". Небольшая улица в центре Москвы стала колыбелью ее судьбы. Сретенка, Рождественский бульвар, Чистые Пруды, эскимо на палочке, пирожки с капустой — райский аромат.
Укорененность в сретенском детстве, пожизненно осязаемая плотность семейных связей, быта (тетушкина фамильная седина, серебряный дедушкин портсигар) — не в этом устойчивость ее летающего дома, летучей судьбы?
— Да, я очень здравый человек. Это родовое. Род такой — здравый.
Мне стихи достались мукой, Потому что вся родня До сих пор одной наукой Занималась у меня. То, что шло за мною тенью, — Им моей казалось ленью. То, что кинулось бедой, — Им казалось ерундой...
Но с ранней юности — спасительный круг друзей-поэтов, бардов.
— Были все, кроме крайней степени попсы, с коей мои дороги не сходятся ни в малейшей степени. Мою однофамилицу я видела один раз в жизни — и то на большом расстоянии. А вот других, кто теперь стал ближе к светской, попсовой жизни, а 15—20 лет назад не мог в ней оказаться, я знала практически всех. Были среди них и очень-очень важные люди для меня. И остались. Но не на этом свете. Или в странах, очень отдаленных.
Сейчас-то это уже последние косточки той утятины остались, — усмехается над собой Вероника. — Последние поющие косточки.
— Вы язвительный человек? — спрашиваю я, напоминая ее строчки.
Смеркалось. Только диссиденты Руками разгоняли мрак. Любви прекрасные моменты Не приближалися никак. И далее— о знаменитости: ...Всемирный голубь Евтушенко Письмо за пазухой принес... Обременен нездешней славой, Любимец всех концов Земли, Наш письмоносец величавый Исчез в сапфировой дали.
— Ну что вы, это такой легкий, домашний юморок... Язвить никого никогда не язвила. Я волшебник по совершенно другой части. Всегда очень боялась в стихах кого-нибудь обидеть. Это бы уязвило меня самое. При встрече и у Евтушенко спросила: не обидела ли я вас? Слава богу, нет. Я говорю с любовью. А с нелюбовью я лучше промолчу.
P.S. Уже провожая меня, Вероника обмолвилась, что скоро выходит ее новый диск "Тринадцать бриллиантов". "А почему не семнадцать?" — задала я дурацкий вопрос. Но хозяйка объяснила очень серьезно и даже строго: "Она просила двадцать один, но ей положено было дать только тринадцать". Я ничего не поняла, но вспомнила о мистике, общении с высшими и низшими мирами и лишь согласно кивнула. А сама думала о совсем другой мистике — волшебной мистике многогранной и вечно непостижимой Женственности, заключенной в этой невысокой черноглазой женщине-певунье...
Ольга Мариничева
27.03.2003
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |