В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
11.02.2010 Материал относится к разделам: - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина |
Авторы:
Макаревич Алексей Источник: http://www.srostki.ru/wfsection+article.articleid+896.htm http://www.srostki.ru/wfsection+article.articleid+896.htm |
|
Мой "Грушинский" вчера и сегодня |
В юные годы я вдыхал фестивали полной грудью: ехал-жадно слушал пенье-не спал по трое суток-учил песни сотнями-пел песни с утра до вечера. Потом я научился спать на фестивалях, потом научился не сидеть на концертах...
Моя "фестивальная" эволюция не столь важна, если говорить о "Груше". Грушинский фестиваль для многих (в том числе и для меня) всегда был самым пафосным фестивалем в стране (конечно же в рамках субкультуры).
Бардовская субкультура за годы своего существования наработала уникальный опыт в деле организации фестивалей. Бардовские фестивали можно критиковать сколько угодно, но лучшие из них не удалось переплюнуть, как мне кажется, никакой другой неформальной тусовке.
Впрочем, здесь я не о том собирался говорить. Это тема для отдельной статьи и отдельной полемики. Но письками померяться смысл может быть и есть, и я уверен — победа будет за нами :)
Ну, так вот... Когда я стал жить самостоятельно, женился и тд, у меня появилась и какая-никакая возможность скопить денег (найти спонсора?) и поехать на грушинский фестиваль, но я этого не делал многие годы по двум причинам.
Ранее подготовка к нашему фестивалю "Сростки" в конце июля занимала много времени и поездка на грушинский фестиваль могла неблагоприятно казаться на этом процессе. Сейчас то ли обнаглели, то ли стали профессиональнее, но начали находить время.
Вторая же причина скорее принципиально-идейная. С одной стороны я "боялся" огромного фестиваля. Просто "боялся", потому что всю жизнь прожил в небольших провинциальных городах с односложными названиями, а ещё потому что я бывал на "больших" сибирских фестивалях и эта вся тусовка и бестолковость оных, и эта их хаотичность, они очень на меня тревожно действовали и я чувствовал себя не в своей тарелке. Уже в последние годы перед "распадом" фестиваля я не ехал туда ещё и потому, что некоторые лауреаты этого фестиваля уже не казались мне бесспорными "мастерами бардовской песни", ещё и потому, что гости этого фестиваля вызывали во мне и сомнения, и недоумение, и неловкость какую-то за то, чем я был увлечён многие годы, начиная со школьной скамьи.
Вся информация о фестивале доходила до меня через статьи, впечатления друзей...
Тем не менее не отпускала меня мысль о том, что хоть раз, но посмотреть на всё это своими глазами стоит. И вот, когда я решился посмотреть на грушинский фестиваль своими глазами, их стало два. Мне по жизни везёт на закаты более, чем на рассветы. Ну, да я это о себе, а надо о грушинском...
В общем, вот ещё что... Фестивалей стало два и оттого стало ещё более интересно посмотреть на то, каков он "северный олень".
Помню за год до развала звонит мне пьяный Чемодан как с какой-то предзакатной римской оргии и говорит: А знаешь, здесь Рома Ланкин совсем не так поёт песни Игоря Иванова, как в Сибири... Выходят они с Тимуром Вдерниковым на сцену, Рома поёт куплет, Тимур играет "запил" на 20 минут, потом Рома поёт второй куплет и сам играет "запил", потом ещё куплет и они новый "запил" играют...
Вот мне и захотелось уже после этого поехать и воочию лицезреть эти суету сует и томление духа.
Поехал я на Мастрюковские озёра. Потому туда, что на Мастрюковской версии у меня знакомых было больше. С учётом того, что я тогда и там-то почти никого не знал, этих знакомых можно было перечислить по пальцам.
Так вот, мы приехали и уже ночью я орал у третьей эстрады: Пидора-а-а-а-асы-ы-ы!!! И такое у меня было настроение не боевое, не озлобленное... Было очень обидно. Вот уже окончательно была порушена моя вера в идеалы бардовской песни. Уже по приезду я отфотожабил серию картинок посвящённых грушинскому фестивалю с ключевой фразой "Долой педерастов!.."
К жизни меня вернуло интервью с В. Луферовым прочитанное мной, едущем в поезде, в журнале "Люди и песни". Моя вера в идеалы не вернулась. Эта вера была утрачена. Место веры заняла идея-фикс: Я приложу все силы к тому, чтобы этим "педерастам" досталось как можно меньше эфирного времени на любых мероприятиях. Клин клином...
Вот я и сознался прилюдно и в письменном виде в своей непростоте и мерзОтности. О методах и следствиях умолчу, так как это то, что опять выходит за рамки статьи, а ещё потому что я мудак и скандалист, но в некоторых случаях жалею об этом, а в некоторых совсем даже нет.
Да, в тот год я ходил в основной конкурс, понимая, что мне насрать и мне ничего не светит. Пошёл в двух номинациях "автор" и "исполнитель" (потому как делать мне было нехрен, меня никто не знал и петь меня никто никуда не звал). К третьему туру я остался с одной песенкой на стихи Маяковского и с одной номинацией, на том конкурс для меня закончился.
На следующий год я поехал всё на те же Мастрюковские озёра, но в процессе сумел посетить Фёдоровские луга. Как дипломант "Петербургского аккорда" я был допущен сразу в третий тур, предварительно всё же попев песен членам жюри. В итоге я стал дипломантом грушинского фестиваля на Фёдоровских лугах в номинации "композитор" с полностью авторской песней "Про космонавта".
Атмосфера фестиваля на Фёдоровских лугах тогда показалась мне много более интересной. Утраченная вера в идеалы перед уходом наложила мрачный отпечаток на многое, что люди связывают с бардовской песней. Более бардовский формат Мастрюковских озёр был мне менее приятен. Фёдоровские луга встретили меня обилием профессиональных музыкантов, регулярно ведущих свою деятельность в московских клубах. Огромное количество акустических ансамблей и как следствие более молодая публика. Всё прекрасно! Я решил — на следующий год еду на Фёдоровские луга танцевать, веселиться и искать новые песни!
Во второй год своей "грушинской одиссеи" я освоился только на сцене "Азия+2канал" (кстати, в первый год я там тоже пел, как лауреат "2 канала"). В конкурс на "мастрюках" я тоже ходил, но в этот раз мне было ещё более насрать на его результаты, я грязно бухал и далее второго тура не продвинулся. Да и вообще бы не пошёл тогда в этот конкурс, если бы меня туда не пинал Вова Петров.
Кстати, тем, кто наивно предполагает ездить на электричках меж двух фестивалей, но ещё не пробовал этого делать я скажу, что я зае...ся это делать! Не делайте этого!!! Электрички на самом деле совершенно игнорируют расписание. Они прибывают не вовремя и могут подолгу (мы так сидели час) стоять на промежуточных станциях совершенно непредсказуемо. Эти 13 км вы рискуете ехать и час, и два, и три, и четыре... Оставь надежду всяк сюда входящий. Уж если ты куда приехал, то настраивайся сидеть жопой там же, а там уже действуй как получится.
Впрочем, может мне и не повезло.
Так вот, продолжая свою "телегу", скажу, что в этом году мы выехали на машине из Москвы с целью попасть на Фёдоровские луга, а затем наездами бывать на Мастрюковских озёрах. У меня было запланировано только два выступления по 40 минут (кажется) и только на 4-й сцене "Азии+2канала". Витя Воронов (один из организаторов работы этой сцены) пообещал за бесплатно "вписать" машину. Вот и всё. Этого хватило, чтобы уже свернув в сторону Фёдоровских лугов, мы пораскинули мозгами и решили что уже вечер, а...
— на лугах непонятно где можно остановиться, непросто расстаться с ... рублями за стоянку и непонятно где-кого искать по темноте...
— на озёрах как всегда знакомых больше, чем на лугах, есть телефон Воронова, а значит шанс поставить бесплатно машину, и есть шанс поставить палатку на охраняемую территорию у 4-й сцены...
Короче, мы опять повернули на озёра.
В этом году я решил, что мне не нужны никакие конкурсы, а нужны выступления и я стал пытаться этих выступлений на свою жопу искать. В итоге от конкурсов уйти так и не удалось, а из-за некоторой непогоды и моей конкурсной занятости мы так и не выбрали время доехать до Фёдоровских лугов :(
В этом году фестиваль на Мастрюковских озёрах произвёл на меня благоприятное впечатление как никогда, что ещё не значит, что был он супер-пупер-белым-и-пушистым и я обрёл утраченное. Но в целом...
Было меньше народу и мне было от этого лучше, потому как легче дышалось.
Кстати, сейчас только подумал, что я почти не слышал по поляне "детей воспитанных лесными дятлами". В прошлые пару лет стук разнообразных аборигенских барабанов раздавался из под каждого куста.
В этом году я задействовал себя более, чем когда-либо. Мне удалось попеть на 4-х сценах.
В этом году я более чем ранее и с удовольствием общался с Игорем Ивановым, Витей Вороновым, Веркой и прочим народом.
В этом году я понемножку попел со сцен и авторских песен, песен Окуджавы, Дулова, Клячкина, Устинова, и песен из "Бараньей Азбуки", и "Песен советского подполья", поустраивал небольших перформансов и спровоцировал скандал, когда пытался озвучить и проиллюстрировать свой концепт об "Антипеснях".
В этом году я актуализировал себя в конкурсе не в качестве "композитора-по-умолчанию", а в качестве автора.
Про свои достижения я уже написал.
Я — ЛАУРЕАТ
За последний месяц я разговаривал с двумя журналистками.
Первая спросила меня: Как вы думаете, когда вернётся время нового расцвета бардовской песни и когда же она снова начнёт собирать залы и вновь станет популярной?
Я ответил: Nevermore. Скорее она станет одним из компонентов нового продукта названия которому ещё никто не придумал, и, возможно, этот продукт станет столь же популярным, какой была АП в свои лучшие годы.
Поисками этого нового продукта я и занимаюсь.
Вторая спросила: Зачем вы приехали на этот (грушинский) фестиваль?
Я сказал: Правильный ответ — чтобы встретиться со старыми друзьями, пообщаться, услышать старых и новых песен. Я предпочитаю неправильный ответ — с друзьями я могу встречаться вообще на любых фестивалях, а грушинский — это большая ярмарка талантов и здесь есть два больших интереса — меркантильный и идеологический.
Далее догадайтесь сами что я этим хотел сказать.
Гриша Войнер (бывший лауреатом вместе со мною) писал, что лауреатство нужно в юные годы, когда грушинский фестиваль представляется вершиной, а сейчас оно не так актуально.
Я против. Мне искренне жаль "юных" лауреатов. Лауреатство ломает им крылья. К лауреатству нужно приходить со сломанными крыльями. В первом случае ты будешь падать, во втором ты поймёшь, что теперь вот самое время для старта и можно начинать ползти в гору. Не путайте с фестивальной "горой". Александр Дольский уже сказал, что это не гора, а склон, и люди на этом склоне сидящие — это тоже не гора, а слушатели и общаться со слушателями можно двумя способами. Первый способ — угодить. Второй способ — убедить.
А ещё они зрители... Но это уже из другой оперы.
Вот, что я думаю по этому поводу.
КРИТЕКА ВОФКИ КОЖЕКИНА И ЕГО ОППОНЕНТОВ
ВОТ пост Вофки Кожекина о грушинских фестивалях.
Мне он представляется весьма интересным, хоть и не глубоким.
У меня есть большое желание разобрать его на цитаты.
Я не стал комментировать всё в посте, а выношу весь текст в своём блоге отдельно от оригиналов. Просто так мне удобнее.
Раз-два-три-четыре-пять, начинаю разбирать...
Начну с конца...
— У меня ощущение, что если они не объединятся к следующему году — Груша будет загублена окончательно и бесповоротно.
— Не объединятся. Но, думаю, что загублена Груша не будет.
Сейчас мне кажется, что фестиваль на лугах становится клоном "Пустых холмов", "Купалы на Рожайке" и многих других подобных фестов.
"Пустые холмы" ещё оправятся после "неудач" этого года и мы сможем наблюдать процесс переезда одной "агитбригады" из ансамблей играющих "песни со смыслом" с фестиваля на фестиваль по маршруту ПХ-КНР-Грушинский на Фёдровских лугах-Метафест-Мамакабо и далее...
Это уже похоже на один из синтетических продуктов в становлении которого сыграла свою роль и авторская песня. Эта музыка мне вполне симпатична. Но и в этой тусовке нужно отделять зёрна от плевел и в этой тусовке есть место "творческому масс-конформизму".
Фестиваль на озёрах более бардовский, но по-каэспэшному инфантилен и консервативен несколько более, чем...
— Теперь о грустном.
В этом году наметился раскол по возрастному принципу. Это начало конца. На Мастрюках — классики жанра: Мирзаян, Туриянский, Кочетков, Мищуки, Киннер и Цитриняк, Киреев, Чебоксарова, Гейнц и Данилов и т.п.
— Вот уж никогда бы не причислил к "классикам" жанра ни Кочеткова, ни Мищуков, ни тем более Кинера, Цитриняка, Киреева, Чебоксарову, Гейнца и Данилова. Когда я начинал заниматься АП этих фамилий никто не знал. Мы пели Визбора, Окуджаву, Высоцкого, Новеллу Матвееву, Якушеву...
— "Актуальные барды", то есть те, кто может собрать большой зал в Москве — Козловский и Данской. Оба, по мнению части худсовета — вообще не барды.
— Вот тут всё правильно. Вполне себе барды и действительно "актуальные". Интересно, а вышеперечисленные "классики" не могут собрать такой зал?
Мы опять же говорим о Москве. Но Данской, вряд ли соберёт большой зал, например, в Новосибирске, а вот Мищуки соберут.
Конечно, с каждым годом на фестиваль послушать Гришу будет ехать всё больше народу — это вопрос времени и постоянной работы, но пока, думаю, что "побеждают" Мищуки и Гейнц-с-Даниловым, ну, и Козловский.
из комментариев...
— В прошлом году Сан Саныч Дольский рассказывал, как его "не принимали в барды" за то, что стал использовать в песнях латиноамериканские ритмы. Сейчас чуть ли не каждая третья авторская песня — в ритме босса нова. Природа у творчества одна, просто форма может эволюционировать. Заморозить форму — творческое самоубийство.
— "Сан Саныч" до босса-нов писал вполне себе бардовские песни и уже за это народ принял его в барды ни с кем не советуясь. После этого его уже и выгнать никто не смог бы, так что жаловаться особенно и нечего. Другое дело, что можно вспомнить о "войнах" какие велись с теми кто изначально использовал в своих песнях элементы латино-американской музыки и джаза. Как правило это "композиторы" пишущие песни на вполне серьёзную поэзию — И. Набоких, С. Швец, А. Алабин...
Заморозки формы, как мне кажется, не происходит. Иногда даже можно и узреть её развитие.
Хуже, если "профессиональные музыканты" начинают лобать в ритме босса-новы Окуджаву, не парясь вопросами "а-нафига-это-надо?", "а-о-чём-эта-песня". Народ радуется и ладно.
Впрочем, и в "классической" бардовской песне такое случалось и случается и даже принимает массовый формы. Взять хотя бы интимный вопрос всех бардов, задаваемый на протяжении многих лет с многих сцен хором: Милая моя, солнышко лесное, где, в каких краях встретишься со мною?
— а может, это и хорошо, что Груша, как фестиваль авторской, точнее бардовской песни умрет?
надеюсь, что родится что-то более интересное!
— а может и хорошо, что мамка умрёт? может хоть дочь не будет дурой.
— терминология определяет суть фестивалей. Лично я всегда была сторонницей авторской песни. А для авторской песни жанр не является определяющим. Это может быть и рок, и блюз, и реггей и что угодно другое. Главное — наличие "мессенджа", выражаясь языком сайта Метафеста — "песни со смыслом")). Слово "бард" в последнее время для многих стало относиться к разряду ругательных. Бард — это вообще образ жизни). Не вижу ничего страшного в том, чтобы "старички" вспоминали молодость на Мастрюках, а "молодежь" двигалась, развивалась, искала новые темы для самовыражения на Федоровских лугах.
— Суть фестивалей определяет не терминология, а его оргкомитет и его "идеологи". Жанр и стиль — разные вещи. Для "авторской песни" стиль не является определяющим, впрочем, если приглядеться, то и "мессендж" тоже.
У "бардов" "мессендж" долго был определяющим, но за последние лет 20 был утрачен, а правильнее сказать растворён в прочем "мессендже".
Бард — это не образ жизни, отнюдь. Бард (в предлагаемом вами контексте) — это автор и исполнитель песен связанный с определённой субкультурой, тусовкой, КСП, находящий там своих слушателей и единомышленников.
Мне 35 лет и я с одинаковым удовольствием и интересом вспоминаю молодость на Мастрюках и слушаю то, что происходит на сценах Фёдоровских лугов.
Вот, пожалуй, и всё.
А что ещё я могу сказать?
Алексей Макаревич
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |