В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
18.03.2010 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Яровая Екатерина Владимировна |
Авторы:
Евтушенко Евгений Источник: газета "Новые известия" от 18 декабря 2009 г. http://www.newizv.ru/news/2009-12-18/119199/ |
|
Певшая от имени молчащих |
Катя ЯРОВАЯ 1957, Свердловск – 1992, Новосибирск
Из антологии Евгения Евтушенко "Десять веков русской поэзии"
Иногда хватает нескольких строк, чтобы понять, кто – поэт, а кто – нет. Вот всего четыре строки Кати Яровой об отце, который ушел из семьи в ее детстве:
Ты уходил куда-то далеко – А я на кухне грела молоко. Ты уходил куда-то на века И сдул меня, как пенку с молока.
Тут двух мнений быть не может. Поэт.
А как тонко и щемяще, без упреков и восхвалений сказано у нее о разнице между теми, кто предпочел уехать, и теми, кто предпочел остаться:
Ты глазами провожаешь Всю загадочную Русь... Ты не столько уезжаешь, Сколько я здесь остаюсь.
Она родилась в бывшем Екатеринбурге, и родители назвали ее Екатериной, может быть, из духа противоречия, потому что город тогда носил имя одного из главных большевиков, виновных в убийстве царской семьи, – Якова Свердлова. И характер у нее был такой же – сплошной дух противоречия. Но так длинно – Екатериной – ее никто не звал, все – Катей.
И подписывалась она: Катя Яровая, хотя, наверное, ее поддразнивали как однофамилицу героини из знаменитой некогда пьесы Константина Тренева "Любовь Яровая". Но вряд ли бы Катя нашла общий язык с молодой учительницей, ставшей несгибаемой большевичкой: у Кати в отличие от нас, шестидесятников, уже не было иллюзий насчет "комиссаров в пыльных шлемах". А если бы ее муж, отец их единственной дочки, режиссер Валерий Рыбаков, и поставил эту пьесу, то, скорей всего, из авторской героики сделал бы нечто трагико-пародийное, как это сейчас повелось, хотя кто знает...
Себя она описывала с достаточным чувством самоиронии, едко, но гордо, независимо.
Некоторые поэты из Катиного поколения упражнялись в высокомерном стебе по поводу наивных иллюзий нашего поколения. Но у поколения Кати так же, как у нас, оказались свои разбитые иллюзии. Она надеялась, что как только не станет высмеянных ею ЦК, цензуры, однопартийной системы и социалистической экономики, то жизнь сразу волшебно переменится.
Свое поколение Катя называла поколением семидесятых. Они были из другого измерения, чем мы, шестидесятники, и в этом не виноваты. Они не пережили ни радости Победы, ни энтузиазма целинников, ни ошеломившей, но и обнадежившей многих речи Хрущева против Сталина, ни вспышки раскрепощения на фестивале молодежи, ни восторга при взлете Юрия Гагарина, ни бескорыстной романтики Братской ГЭС – первой гигантской стройки, где не работали заключенные, ни воодушевления тысяч слушателей поэзии на стадионах...
Семидесятники созревали в годы тошнотворной скуки, диссидентских процессов, оккупации Чехословакии, войны в Афганистане, параноидального выискивания цензурой малейших аллюзий. Мы успели прорваться в крепость соцреализма и вели там уличные бои, но для семидесятников крепостные ворота были накрепко заперты изнутри недремлющими стражниками.
Дух противоречия заставил Катю писать стихи, которые нельзя было напечатать, но их можно было спеть. И она взяла в руки гитару. Конечно, петь что хочется позволительно было только по квартирам. Возникло даже словечко "квартирник", означавшее концерт у кого-нибудь дома. Так, кстати, начинали как исполнители и Александр Галич, и Владимир Высоцкий, и Булат Окуджава, и Новелла Матвеева.
Авторские песни, не всегда совершенные, но царапающие сердце, постепенно пересиливали блатные песни и вагонные романсы своей искренней сопричастностью с теми, кто поет, а иногда эзоповской или прямой политизированностью. Гитары слышались в поездах и общежитиях, а у костров, на целине и в тайге, это было всенародное подполье на свежем воздухе. С ним никакая цензура ничего не могла поделать. В книге "И возвращается ветер..." Владимир Буковский, сидевший за инакомыслие, пишет: "И уж раз зашла речь о памятниках, то нужно еще поставить монумент человеку с гитарой. Где, в какой стране скверные любительские магнитофонные записи песенок под гитару будут тайно, под угрозой ареста распространяться в миллионах экземпляров?.."
Я люблю свою песню "Хотят ли русские войны?.." и никогда от нее не отрекусь, но она могла искренне звучать только тогда, когда и была написана, – до того, как мы гусеницами танков переехали надежды на социализм с человеческим лицом в Чехословакии, до бессмысленной войны в Афганистане... И мне, конечно, было горько услышать Катину песню, которую она спела перед ранеными "афганцами" в Узбекистане, перенеся мой рефрен из контекста "оттепели", в которой родилась песня, в ситуацию государственного нервозного агрессивничанья ценой человеческих жизней. Но я не обиделся на Катю, потому что у нее была не издевка, а боль. Она ведь написала: "Но зато я знаю, где душа, – Там, где боль от нашего прощанья". У нее был именно такой, может быть, единственно человечный подход к людям и вообще к жизни.
"Бросают их в десант, как пушечное мясо. Кто выживет – тому награды и почет. Пока мы тут сидим, пьем чай и точим лясы, Сороковая армия идет вперед! Идут обратно в цинковых гробах, В медалях, звездах, знаках, орденах. "Хотят ли русские войны? Спросите вы у тишины..."
Если так не написал я сам, спасибо, что это сделала она.
Лучшей политической песней Кати я считаю "Песню про мое поколение". Она не побоялась сказать своим ровесникам невесело упрекающую их правду о том, что они не смогли в удушающее безветрие наполнить паруса времени своими дыханиями. Она не побоялась пристыдить их за отсутствие энергии гражданского сопротивления. Она оказалась единственным поэтом, кто написал свое семидесятническое мучительное "Печально я гляжу на наше поколенье..." и обнаженной искренностью и мужеством оправдала само существование семидесятников.
Она рисковала, когда писала сатирические стихи о льстивом принятии Брежнева в Союз писателей за мемуары, накатанные за него, иронические реквиемы хоронимым друг за другом вождям, гневную песню о кровопролитии в Сумгаите...
В Литинститут на защиту диплома Катя пришла с гитарой и спела его. Но гитара, для которой она сочинила более трехсот песен, дававшая ей счастье петь и в наших, и в американских аудиториях, где у нее тоже нашлись настоящие друзья, все-таки не сумела защитить ее от тяжкой болезни. Друзья – и в России, и за рубежом – делали всё, чтобы ее спасти. "Мой круг друзей, спасительный мой круг..." Но спасти ее не удалось.
А гражданский и поэтический подвиг Кати Яровой в том, что она пела от имени молчащих.
* * *
Петь от имени молчащих, быть их голосом всегда – это как в таежных чащах дарят голос поезда.
Может, можно отмолчаться, не переча, не дерзя, от высокого начальства, а от совести нельзя.
Голос есть всегда для песни у парней и у девчат, чтоб их совесть спела, если чьи-то совести молчат.
Где ты, Катя Яровая? Ты, как раньше, не одна, хрупкой песней прорывая расстоянья, времена.
Дочка Екатеринбурга, крещена в Урал-реке, русской песни Сивка-Бурка, пела ты в Америке.
Да, гитара не горласта, но струна, хотя тонка, может быть слышней гораздо паровозного гудка.
Нас ничем не испугаешь, если в нас поют, болят до сих пор и Саша Галич, и Володя, и Булат.
Барды с русских полустанков, в Праге чувствуя беду, песни пели против танков в шестьдесят восьмом году.
Только исповедь гитары, чуть не с кровью из горла, выжмет слезы у Самары, и всплакнет Йошкар-Ола.
Всё услышат Пермь, Саратов и капризная Москва, если души нам царапнут настоящие слова.
Ты, Россия, не успела спеть про всё и обо всем. Ты сама себя не спела, но мы все тебя споем!
Евгений ЕВТУШЕНКО
Песня про мое поколение
Семидесятых поколенье. Какое время? Безвременье. Какие чувства? Сожаленье. А как зовут нас? Населенье.
Достались нам одни обноски: Вставная челюсть на присоске, Пятидесятых отголоски, Шестидесятых подголоски.
Обозначены сроком Между "Битлз" и роком, Между шейком и брейком, Между Кеннеди и Рейганом, Между ложью и правдой, Меж Кабулом и Прагой, Между хиппи и панками И всегда между танками...
Семидесятых поколенье, Как отсыревшие поленья, И не горенье, не гниенье, А так, застойное явленье.
Смирившись, ни во что не лезли мы И пережили двадцать лет зимы... Заиндевевшим, каково теперь Согреться в нынешнюю оттепель?!
Обозначены сроком Между "Битлз" и роком, Между шейком и брейком, Между Кеннеди и Рейганом, Между ложью и правдой, Меж Кабулом и Прагой, Между хиппи и панками И всегда между танками...
Уже никто не ждет с волненьем, Что скажет наше поколенье, А должен быть как раз сейчас Наш апогей, наш звездный час!
Тридцатилетние подростки, У нас лишь планы да наброски. На нас взирает как на взрослых Поколенье девяностых.
Обмануть себя просто – Нет с "потерянных" спроса... Только совесть вопросом Прорастет сквозь былье, И душа на мгновенье Вспыхнет, как на рентгене, – Тут не спишешь на время Прозябанье свое!
Нелирический монолог лирической героини
Отрывки
Я – с нежным личиком Горгоны, Сестра ехидны и химер, Не признаю муштру, погоны, Уз постоянства, крайних мер.
...Как дура с писаной гитарой! Я предпочла бы быть гетерой!..
В конце концов, признаюсь вам, Не так уж дорого я стою. Своим вниманьем удостою Любого, кто захочет сам.
Себя, как целую державу, Корону, скипетр – к ногам! Держи, носи, цари на славу! Зажги – сгорю! Проси – отдам!
Но слишком велика держава, Корона давит, трон высок, На королеву нет управы, Хоть дулу подставляй висок –
Тому, кому себя продам, Я, как и всем, не по зубам.
_____________________________________________
© 2008, "ЗАО "Газета Новые Известия"
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |