В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
19.06.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Грачёв Алексей Источник: Грачёв А.П. Два пути к поэзии. Челябинск: Рекпол, 2005. – 16 с. |
|
Два пути к поэзии |
статьи
Два пути к поэзии
В настоящей поэзии соединяется высокая общечеловеческая духовно-нравственная идея и высокий уровень поэтического мастерства. Существует два пути к поэзии. 1. Изначально формально-поэтический путь. Через стремление овладеть высоким уровнем поэтического мастерства автор познаёт поэтические приёмы, применяя их в своих произведениях. Уклонением от этого пути будет считать, что формально-поэтическое мастерство само по себе, без высокой духовно-нравственной идеи, может составить высокое поэтическое произведение. Правильным продолжением пути будет совершенствовать себя как человека, выходя на высокий духовно-нравственный уровень жизни и исходящий из него высокий уровень идеи, выражаемой в поэтическом произведении. Этим путем идет поэзия союза писателей и подобные ей направления в других течениях. 2. Изначально нравственно-идейный путь. Через стремление жить на высоком духовно-нравственном уровне автор познаёт высокие духовно-нравственные идеи и стремится их выразить в своих поэтических произведениях. Основой здесь является работа над раскрытием идеи в произведении. Уклонением от этого пути будет считать, что высокая идея сама по себе, без высокого поэтического мастерства, может составить высокое поэтическое произведение. Правильным продолжением пути будет повышать свой уровень поэтического мастерства, приводя его в соответствие с высоким духовно-нравственным уровнем идеи произведения. Этим путем идет настоящая авторская песня и песенная поэзия восхождения. Уклонения от пути к поэзии нередки. На изначально формально-поэтическом пути занятия поэзией при отсутствии высокой идеи вырождаются во внешне эстетические упражнения, не имеющие общечеловеческого значения. Поэтическое мастерство, изначально являющееся средством выражения высоких идей, при их отсутствии становится самоцелью и направляется на что угодно, вплоть до вещей пустых, безнравственных и безобразных. Формально-поэтическое мастерство может быть на высоте, но как человек автор может быть каким угодно. На изначально нравственно-идейном пути при отсутствии высокого поэтического мастерства поэтические произведения будут невысокого поэтического уровня. Но человек, живущий высокими человечными духовно-нравственными идеями, будет высок как человек.
О поэзии, выражающей переживание, и поэзии, выражающей знание
В настоящее время часто всю поэзию, передающую личный опыт автора, принято называть лирикой. Но это не правильно. Лирика по определению – это поэзия, выражающая личные переживания автора. Однако внутренний опыт жизни автора состоит не только в его переживании различных ситуаций, но и в осознании сути и законов жизни, как своей личной, так и человеческого общества, и мира. Часто поэтические произведения, выражающие знание сути и законов жизни, её явлений и событий, содержат в себе и выражение переживаний по поводу этого знания. В этом случае ещё можно отнести такие произведения к лирике, хотя лирические они только отчасти. Но существуют поэтические произведения, передающие знание явлений и событий жизни, её законов, и не передающие переживания автора по этому поводу. Ярким примером поэтического произведения такого типа может служить поэтический текст "Песни о друге" Владимира Высоцкого.* *В авторской песне вообще много песен такого типа. Происходит это потому, что авторская песня родилась из необходимости высказать правду о том, как можно сохранить в себе человека и быть человеком среди самых суровых жизненных испытаний, а также о том, кто такой человек и как он живет. Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберёшь, Плох он или хорош, – Парня в горы тяни – рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой – Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, – Значит, рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал, Если шёл он с тобой как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него. Здесь автор передает не свои переживания по поводу поведения другого человека, а знание того, кем является человек, ведущий себя тем или иным образом, и как нужно с ним поступать. Именно это знание автор считает ценным. Ради выражения этого знания и написана песня. Такие поэтические произведения не могут быть отнесены к лирике и потому являются поэтическими произведениями другого типа. В отличие от лирики, выражающей переживания автора, я называю такую поэзию философско-сознательной, в том смысле, что она выражает не переживания, а знание жизни, её явлений, событий и законов. Рассмотрим лирику и философско-сознательную поэзию. Начнем с лирики. По определению лирика – это поэзия, выражающая переживания, чувствования автора. Но чувства бывают двух видов: эмоциональные и духовные.** Соответственно и лирика делится на эти два вида. **Описание третьего вида чувств – физических чувств (например, описание того, что лимон желтый и кислый, а соль белая, соленая и твердая) – не может составить поэтическое произведение и потому здесь не рассматривается. Эмоциональные чувства расположены по шкале "наслаждение – страдание". Наслаждение сопровождается положительными эмоциями: радостью, восторгом, удовлетворённостью. Страдание сопровождается отрицательными эмоциями: грустью, отчаянием, отвращением. Ярким примером лирического поэтического текста является текст песни Юрия Визбора "Наполним музыкой сердца": Наполним музыкой сердца! Устроим праздники из буден. Своих мучителей забудем... Вот сквер – пройдёмся ж до конца. Найдём любимейшую дверь, За ней – ряд кресел золочёных, Куда с восторгом увлечённых Внесем мы тихий груз своих потерь.
"Какая музыка была, Какая музыка звучала!" Она совсем не поучала, А лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром И хлеб считать благодеяньем, Страданье вылечить страданьем, А душу греть вином или огнём.
И светел полуночный зал. Нас гений издали заметил И, разглядев, кивком отметил И даль иную показал. Там было очень хорошо, И всё вселяло там надежды, Что сменит мир свои одежды, Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля... В этой песне передаются положительные эмоциональные переживания автора по поводу описываемых событий: радость, восторг, удовлетворённость. Но существуют также лирические поэтические произведения, передающие отрицательные эмоциональные переживания: грусть, тоску, отчаяние. Духовная лирика выражает переживание духовных чувствований. Духовными являются чувства внутренней сути явлений и событий, себя самого, жизни: чувство собственного достоинства, мужество, чувство истины, часто называемое интуицией и т. д. Сконцентрированность на внутренней сути делает духовные чувства не связанными с эмоциональными переживаниями. Другое дело, что эмоциональное переживание может в ряде случаев сопровождать духовное переживание, но это далеко не всегда. Ярким примером духовной лирики является стихотворение Марины Цветаевой "В чёрном небе слова начертаны": В чёрном небе – слова начертаны – И ослепли глаза прекрасные... И не страшно нам ложе смертное, И не сладко нам ложе страстное.
В поте – пишущий, в поте – пашущий, Нам знакомо иное рвение: Светлый огнь, над кудрями пляшущий, – Дуновение – вдохновения! Здесь выражено переживание духовного состояния вдохновения, поднимающего автора над наслаждениями и страданиями и связанными с ними положительными и отрицательными эмоциями. Именно "и не страшно нам ложе смертное, и не сладко нам ложе страстное". В русской поэзии достаточно много таких стихотворений. Духовная лирика явно присутствует и в широко известном стихотворении Александра Пушкина "Пророк", и в стихотворении Максимилиана Волошина "Пролог".
Пролог
Ты держишь мир в простертой длани, И ныне сроки истекли... В начальный год Великой Брани Я был восхищен от земли.
И на замок небесных сводов Поставлен, слышал, смуты полн, Растущий вопль земных народов, Подобный рёву многих волн.
И с высоты недостижимой Низвергся Вестник, оку зримый, Как вихрь сверлящей синевы, Огнем и сумраком повитый, Шестикрылатый и покрытый Очами с ног до головы.
И, сводом потрясая звездным, На землю кинул он ключи, Земным приказывая безднам Извергнуть тучи саранчи, Чтоб мир пасти жезлом железным.
А на вратах земных пещер Он написал огнем и серой: "Любовь воздай за меру мерой, А злом за зло воздай без мер".
И, став как млечный вихрь в эфире, Мне указал весы: "Смотри, В той чаше – мир; в сей чаше – гири: Все прорастающее в мире Давно завершено внутри".
Так был мне внешний мир показан И кладезь внутренний разъят. И, знаньем звездной тайны связан, Я ввержен был обратно в ад.
Один среди враждебных ратей – Не их, не ваш, не свой, ничей – Я – голос внутренних ключей, Я – семя будущих зачатий. В обоих случаях переживание соприкосновения с духовной сутью не связано с эмоциональными переживаниями: не сопровождается ни восторгом, ни ужасом, ни радостью, ни печалью. Теперь перейдем к рассмотрению поэзии, выражающей знание. Философско-сознательная поэзия выражает знание жизни, ее явлений, событий и законов. Философско-сознательная поэзия бывает двух видов, соответствующих двум видам передачи знания. Первый вид передачи знания и соответствующий вид философско-сознательной поэзии – интеллектуальный. Интеллект наблюдает жизнь, её явления и события со стороны. Поэтому интеллектуальное знание выражает явления через перечисление признаков и через логические связи с другими явлениями и не выражает внутреннюю суть явления и его связь с сутью других явлений.*** ***Совершенно так же строится научное знание о мире, когда человек не знает внутренней сути явления, а изучает его признаки и связи с другими явлениями. В результате возникает модель изучаемого явления. Яркими примерами интеллектуальных поэтических текстов философско-сознательной поэзии служат поэтические тексты ряда песен Александра Дольского. Приведём текст его песни "Когда тебе опять..." Когда тебе опять и пусто, и печально, В глазах покоя нет, а в мыслях высоты, Ты вспомни, что в тебе нет боли изначально, А только трение мечты и суеты. И если слёзы есть, старайся в одиночку Их выплакать до дна и к людям не спеши, И мужество не в том, чтобы поставить точку, А чтобы претерпеть рождение души.
И если так с тобой случится не однажды, То с каждым разом легче будет этот миг. Жестоки чувства одиночества и жажды, Но страшно, если ты к ним вовсе не привык. Досадно, если ты, надеясь на подспорье, В ответ не получил желанной сослезы. Но в сотню раз страшней, когда, испив от горя, В чужую исповедь ты смотришь на часы.
И если нет того, о чём мечтал вначале, И про высокий путь гаданья не правы,**** Люби всё то, что есть: и страхи, и печали, И путь обычный свой, и вздохи, и увы. И меры счастью нет, и смысла в обладаньи – Все сквозь тебя, как космос, тихо протечёт. И оправданье жизни только в состраданьи, В желаньи размышлять – другое всё не в счёт.
****На официальном сайте Александра Дольского дан другой (вероятно, более поздний) вариант этой строки: "И высота пути на уровне травы". Этот сайт открыт в начале 2005 года, советуем посетить: http://www.dolsky.ru. — Екатерина Грачёва. Рассмотрим первую строфу этого поэтического текста. Здесь, во-первых, только интеллектуал мог посоветовать в трудную минуту вспомнить о каких-то явлениях и процессах в себе, не связанных с нужной внутренней сутью, вместо того чтобы делать что-то конкретное, утверждая нужную суть. И мужество здесь определяется не через свою внутреннюю суть, а через связь с другими явлениями, в которых оно, по мнению автора, присутствует или отсутствует. Вообще, интеллектуальное знание не всегда достоверно. Присутствие признаков, обычно сопровождающих явление, не всегда означает присутствие самого явления. Так, о приведённом выше примере выражения мужества через связи с другими явлениями можно сказать следующее. Если рождение души требует предельного, может быть, опасного напряжения сил, то для того, чтобы его пройти, требуется присутствие мужества. Но, привыкнув к таким новым рождениям, человек их проходит все легче (о чём и говорится дальше в этой песне). И тогда человек может "претерпевать рождения души" не потому, что у него есть мужество и он может это вытерпеть, а из интереса к результату рождения или из устремления к предполагаемому положительному результату. Поэтому нельзя признать всегда верным, что мужество в том, чтобы претерпеть рождение души. Когда-то это так, а когда-то нет. Все вышесказанное не делает песни Александра Дольского слабыми или заурядными. Тексты приведённой здесь и ряда других его песен сильны, ярки, индивидуальны. Комментарии же о недостатках передачи знания относятся к особенностям самого интеллектуального способа передачи знания, так как он сам по себе не всегда достоверен. Пользуясь интеллектуальным способом передачи знания, автор надеется, что читатель и слушатель будет читать между строк и из всех возможных вариантов выберет тот, при котором высказываемые утверждения верны. Таким образом, автор заставляет читателя и слушателя самостоятельно мыслить, осознавая те события и стечения обстоятельств, при которых высказанные утверждения верны, а также в ряде случаев настраивает читателя и слушателя на то, чтобы жить так. В интеллектуальных текстах философско-сознательной поэзии часто отсутствует простота. Фразы порою эстетически утончённы, часто усложнённо витиеваты. Часто в интеллектуальных текстах отсутствует внутреннее единство, когда без особого ущерба для произведения можно убрать часть перечислений логических связей и признаков или добавить ещё несколько. Нередко автор увлекается перечисляемыми признаками и связями самими по себе и уходит в сторону от основной мысли. В этом случае в интеллектуальных текстах отсутствует цельность, когда не все части текста служат выражению главной мысли, а некоторые части являются отвлечёнными от неё. Все эти особенности исходят из того, что в интеллектуальных текстах философско-сознательной поэзии явления выражаются не через свою внутреннюю суть, а через перечисление признаков и логических связей с другими явлениями. Вторым видом передачи знания о жизни, её явлениях, событиях и законах, и соответствующим ему видом философско-сознательной поэзии является сердечный. Сердце воспринимает явления жизни, пребывая во взаимодействии (единстве или противоборстве) с ними. Но воспринимает оно не внешние признаки и связи, а внутреннюю суть явлений. Поэтому сердечная философско-сознательная поэзия выражает знание сути жизни, её явлений и событий, знание законов, связывающих или разделяющих внутреннюю суть разных явлений. И выражает это сердечная философско-сознательная поэзия просто и цельно. Простота исходит из прямого обращения к сути явления, что делает ненужными сложные окольные пути выражения явления. Цельность также имеет основанием прямое обращение к выражаемой сути и объединение в ней всех частей произведения. Ярким примером поэтического текста сердечной философско-сознательной поэзии является текст песни Булата Окуджавы "Совесть, благородство и достоинство": Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство. Протяни к нему свою ладонь. За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрёшь как человек. Здесь совесть, благородство и достоинство не определяются через признаки, сопутствующие им, а сразу выражается связь их сути с сутью человека – что они составляют святое воинство человека, за которое "не страшно и в огонь". Эта же мысль подтверждается и дальше высказыванием о том, что, посвятив свой краткий век этому святому воинству, "умрёшь как человек" – то есть сохранишь себя как человека на протяжении всей жизни. Замечание же о признаках этого святого воинства – "лик его высок и удивителен" – является сопутствующим замечанием, но не средством определения этого святого воинства через эти признаки. (Иначе было бы сказано, что совесть, благородство и достоинство существуют там, где лик высок и удивителен. Но этого нет в песне Булата Окуджавы.) Философско-сознательная поэзия изначально является внутренним стержнем авторской песни, так как авторская песня родилась из необходимости высказать не переживания, а правду о том, как можно сохранить в себе человека и быть человеком среди самых суровых жизненных испытаний, а также о том, кто такой человек и как он живёт. Поэтому авторская песня внесла в русскую поэзию ряд образцов философско-сознательной поэзии, не смешанной с лирикой. Философско-сознательная поэзия является стержнем и для песенной поэзии восхождения, выражающей внутреннюю суть восхождения человека, знание о том, что сопровождает человека на пути восхождения. Хотя ни авторская песня, ни песенная поэзия восхождения не отвергает и лирику. Отдельные образцы философско-сознательной поэзии, не смешанной с лирикой, были в русской поэзии и до авторской песни. Одним из них является стихотворение Максимилиана Волошина "Поэту": 1 Горн свой раздуй на горе, в пустынном месте над морем Человеческих множеств, чтоб голос стихии широко Душу крылил и качал, междометья людей заглушая. 2 Остерегайся друзей, ученичества шума и славы. Ученики развинтят и вывихнут мысли и строфы. Только противник в борьбе может быть истинным другом. 3 Слава тебя прикует к глыбам твоих же творений. Солнце мёртвых – живым она надмогильный камень. 4 Будь один против всех: молчаливый, тихий и твёрдый. Воля утёса ломает развернутый натиск прибоя. Власть затаенной мечты покрывает смятение множеств! 5 Если тебя невзначай современники встретят успехом – Знай, что из них никто твоей не осмыслил правды: Правду оплатят тебе клеветой, ругательством, камнем. 6 В дни, когда Справедливость ослепшая меч обнажает, В дни, когда спазмы любви выворачивают народы, В дни, когда пулемёт вещает о сущности братства, 7 Верь в человека. Толпы не уважай и не бойся. В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога. Оба вида философско-сознательной поэзии – и интеллектуальная, и сердечная – являются духовными, так как именно дух устремляет человека к познанию. Но эти два вида философско-сознательной поэзии соответствуют различным стадиям познания. 1. Сначала человек не знает ничего об изучаемом явлении. 2. Затем, анализируя первый опыт наблюдения явления, он определяет признаки явления, его связи с другими явлениями. Такое знание не всегда достоверно, так как присутствие признаков и других явлений, обычно сопровождающих явление, не всегда означает присутствие самого явления. 3. И, наконец, вступая в прямое сердечное взаимодействие с явлением, человек познает его внутреннюю суть. Сердечное знание достоверно, так как сердце чувствует внутреннюю суть явления, от которой оно неотделимо.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |