В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

17.08.2010
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Лорес Юрий Львович

Источник:
http://ylores.livejournal.com/42284.html#cutid1
http://ylores.livejournal.com/42284.html#cutid1
 

Доклад для "ПетАккорда"

Я вернулся

из трех подряд поездок и теперь пару недель дома. А к "Петербургскому Аккорду" готовил доклад для руководителей регионов и жюри. Но сделать его не удалось из-за нехватки времени, в первую очередь, у меня. Текст передал Председателю Оргкомитета Ю.А.Кравцову. Cчитаю необходимым обнародовать этот текст с небольшим сокращением.

 

Доклад для "ПетАккорда"

 

В последние годы основные споры на всех наших сайтах, во всех клубах и компаниях о профессионализации и коммерциализации. И в этих вопросах очень важно разобраться прежде, чем говорить о каком-либо движении КСП-АП или о возрождении-строительстве системы.

 

Профессионализация. Как сказал кто-то из театральных деятелей начала 20-го века: "Профессиональное – это когда все точное, а любительское – когда все случайное". В свете данного определения, профессионализация и творческий рост – синонимы. И разве мы не хотим, чтобы кто-то из наших конкурсантов дорастал до уровня, если не Б.Окуджавы, то ... (подставьте любое известное вам имя)? Разве не хотят этого сами конкурсанты? Но здесь все зависит от их таланта и трудолюбия. Быть любителем – тоже почетно. Главное, не быть халтурщиком, т.е. не выдавать одно за другое. И еще, профи музыкант или актер, или литератор – это еще не означает профи в АП. И разве уже в конце 60-х Ю. Визбор, А. Городницкий, Ю. Кукин, Е. Клячкин, А. Дольский и др. не были в нашем "жанре" профессионалами? И почему-то даже в те времена все понимали, что, начиная с какого-то уровня, гонорар вещь естественная, ибо оплата труда. И еще, почему-то, говоря о профессионализации, все имеют в виду только авторов и исполнителей. А как же звукорежиссеры, архивисты, педагоги гитарных школ, организаторы...?

 

Коммерциализация. А где, собственно, коммерция? Согласно сегодняшним экономическим представлениям и законодательствам, коммерческим является предприятие, созданное с целью распределения всей прибыли или ее части между учредителями данного предприятия. Если вся прибыль направляется в уставную деятельность, то предприятие коммерческим не является.

 

И где скажите у нас прибыль? Здесь на ПетАккорде? Каким сбором можно хотя бы погасить эти затраты? А на каком из прошедших региональных фестивалей было иначе? Ни на каком. Везде затраты погашены бюджетными, спонсорскими и меценатскими деньгами. Но на самом деле в этом мы не одиноки. То же и в театре и в классической музыке, за счет продажи билетов не окупаемых.

 

А кто у нас в области КСП-АП коммерсант? Авторы и исполнители? Но здесь чистейшей воды отношения найма для определенной работы: концерт, мастерская, жюри. Или может быть организаторы, которые иногда сами являются меценатами или спонсорами?

 

А если директор фестиваля включает в смету затрат собственную зарплату, разве он коммерсант? Нет, он менеджер. И раз это понимают те, кто финансируют фестиваль, то прочих это тем более не касается. То, что профессиональная деятельность оплачивается, это естественно. Неестественно обратное. На самом деле, нет у нас никакой коммерциализации. Почему же о ней говорят?

 

В книге М. Кордонского и В. Ланцберга "Технология группы" (которую совершенно необходимо прочитать всем организаторам) говорится о том, что деятельность любой социальной группы имеет два направления: внутреннее INT(ИНТ) и внешнее EXT (ЭКСТ). Так вот, раньше для внешней деятельности КСП не требовалось добывать средства так, как сейчас – их предоставляли профсоюзы или комсомол. Теперь все иначе и нужны другие знания и навыки, и вообще это профессия, которая повсюду называется менеджер, независимо от того, является ли сфера деятельности коммерческой или нет.

 

И в театре, и в классической музыке, да и вообще в области культуры, создание прибыльного или просто самоокупаемого проекта не является главной задачей. Но проект может оказаться таковым, как напр. "Песни нашего века". К великой радости менеджера. Почему? Да потому, что это облегчит ему аккумуляцию средств для следующего проекта, т.е. добавит степеней свободы. И при всем, при том профессиональные менеджеры в области культуры прекрасно понимают, что создание прибыльного проекта не является их главной задачей, в отличие от менеджеров в коммерческой сфере. А что является главной задачей?

 

Вот уже 20 лет существует Школа театральных менеджеров проф. Г.Г. Дадамяна (ВШДСИ). Там главная задача формулируется так: "Создание условий, в т. ч. и материальных, для творческой деятельности актера, режиссера или коллектива". Я считаю, что для нас меняется только вторая часть: "... для творческой деятельности авторов, исполнителей, коллективов, гитарных школ, архивов, клубов (но не любая деятельность, а творческая)".

И причем тут коммерциализация?

 

Направление ИНТ и направление ЭКСТ (внутреннее и внешнее).

Две, на мой взгляд, очевидные вещи. Во-первых, в последние почти 20 лет в системе КСП-АП все больше преобладала доля ИНТ, вплоть до превращения многих клубов в тусовки, где деятельность ЭКСТ стремится к нулю. Во-вторых, в современных условиях для внешней деятельности необходимы менеджеры и, чем они грамотней и профессиональней, тем более интересной и полезной она может быть.

 

Но вот в чем парадокс. Лет десять назад, если не раньше, очень многие в КСП-АП начали говорить: нам бы менеджера, а то ничего не получается так, как хотелось бы. И вот в последние годы, когда менеджеры стали появляться, причем даже из наших же кругов, а не со стороны, против них, чуть ли не войны ведут, обвиняя в корысти, стяжательстве и предательстве святой нашей АП и священной системы КСП. Для меня это симптом, говорящий о том, что в деятельности ИНТ скопилось достаточно энергии, которая, не имея осознанного выхода в деятельность ЭКСТ, превращается в разборки. Хотя, конечно, можно говорить и об амбициях некоторых организаторов, которые прекрасно работают в ИНТ, но ничего не понимают и часто не хотят понимать в ЭКСТ. А ведь достаточно унять эмоции, чтобы увидеть, что ИНТ и ЭКСТ нисколько друг другу не мешают и очень даже друг в друге заинтересованы.

 

Без внешней деятельности нет притока новых людей в клубы, значит, есть только отток, который есть всегда, значит, старение и умирание. Без внутренней клубной деятельности менеджерам не хватает общественной поддержки и обратной связи – измерителя правильности тех или иных решений и их реализации. Но все это при одном условии: если клубы, считающие себя неформальной общественностью, заинтересованы во внешней деятельности системы. Если нет, то это приведет к несколько иному развитию событий. Я готов о нем рассказать несколько ниже.

 

Для чего нужна внешняя деятельность? Сначала небольшой экскурс в историю. Я пришел в КСП в самом начале "золотого десятилетия" движения – 70-е. В те времена и внутренняя и внешняя деятельность были особенно бурными. В тоталитарные времена, в полуразрешенном состоянии, внешняя работа особенно бурная? Да. И это легко доказать. Тогда в любом клубе было от 15 до 50 человек. Даже в Москве, где городской клуб на самом деле представлял собой федерацию клубов. Потому Москва несколько особая статья. А вот что касается, напр., областных центров, то эти 15 – 50 человек собирали на фестивали КСП залы до 1000 человек да по 2, а то и 3 дня подряд. То же и с концертами, зачастую независимо от известности поющих авторов или исполнителей. Время было другое... или? Или у каждого активиста КСП было, как минимум, 20 человек "ауры" (Ланцберг – Кордонский. "Технология группы") . На мой взгляд, это не время было другое, а люди, входившие в КСП были социально активными. Иначе что их привело в полузапрещенную клуб-организацию? Что означает социально активными? Что этим людям небезразлично, в каком социуме, в какой стране жить. Именно в силу этого небезразличия значительная часть ксп-шников (в каких-то местах до 40 %) покинула пределы бывш. СССР. Именно в силу небезразличия проводит слеты и там, в других странах. А здесь? А здесь мы пережили очень сложные 90-е, когда трудно было даже подумать о внешней деятельности: сохраниться бы и сохранить – вот и вся социальная активность. Но время выживания уж почти 10лет как закончилось. Изменился социум вокруг, изменилось государство, изменились условия внешней деятельности. Именно этих условий испугались многие наши клубы и остались в этом "сохраняться и сохранять" традиции АП-КСП. Но именно социальная активность и была наипервейшей традицией КСП, без которой никакого движения и не было бы. Говорю о том, что вижу и в чем уверен: именно по этой линии социальной активности или пассивности происходят наши разрывы и раздвоения фестивалей. Именно поэтому запускаются жупелы: профессионализация и коммерциализация. А вот теперь обещанный вариант развития событий, который далеко не всем понравится. Т. к. социально активны сегодня в системе КСП менеджеры и клубы, имеющие идеологию и проекты развития, то вокруг них и будет формироваться общественность, а спящие клубы, оправдывающие свою пассивность сохранением традиций, все больше будут превращаться в клубы стариков, вспоминающих с песнями, какой мокрой когда-то была вода.

 

Так зачем нужна внешняя деятельность? Мне не все равно, в какой социальной среде будут жить мои дети и внуки. Да и не только дети и внуки, но и те молодые люди, которые будут продолжать АП. Какие возможности, какие степени свободы мы для них оставляем? Практически никаких, разве что разойтись по другим "жанрам": кому-то к литераторам, кому-то к театралам, кому-то в шоу-бизнес.

 

Другой сценарий и что для него нужно.

Другой сценарий: возрождение и строительство новой системы КСП. Для этого нужно вернуться к идее Ю.А. Кравцова создания "Союза друзей". Но, и особенно на первом этапе, в него не могут войти все, а только те клубы, творческие объединения и организации АП, которые имеют и реализуют проекты развития хотя бы в одной из четырех традиционных областей деятельности КСП-АП: образование – воспитание – культура — искусство. Для меня очевидно, что клубы занятые организацией собственного досуга, а тем паче с привлечением к этому всех желающих под вывеской АП, на первом этапе в "Союз друзей" входить не должны.

 

Для создания новой системы надо сделать несколько последовательных шагов.

 

1. Информационный. Клубы должны поделиться информацией о своих проектах и их реализации.

2. Координационный. Понять, кто, кому и чем может быть полезен. Клубы могут приступить к реализации проектов других клубов в своем регионе или городе.

 

Уже этого может быть достаточно. Но в идеале нужен еще один шаг.

 

3. Создание и реализация проектов, общих для "Союза друзей".

 

При этом важно понять следующее:

никакой централизации быть не может, только федерация;

никаких обязательств ни у какого клуба (или менеджера, или автора, или творческого объединения) участвовать в каждом из проектов "Союза друзей" быть не может, только по желанию и возможностям.

 

Хочу сказать, что есть несколько идей проектов, но обсуждать их готов только в заинтересованном кругу.

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2017