В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
20.06.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Грачёв Алексей Источник: Грачёв А.П. Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения. Челябинск: Рекпол, 2004. - 12 с. |
|
Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения |
статьи
1. Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения 2. Исполнение смысла в авторской песне и песенной поэзии восхождения 3. Направления песенной поэзии восхождения
Наследие авторской песни и песенная поэзия восхождения
Авторская песня родилась как песня мыслящих людей о том, как сохранить в себе человека – мужество, достоинство, благородство, совесть, человечность – в любых условиях жизни, в том числе в самых суровых. Перед зарождением авторской песни российский народ прошел через тяжелые испытания войны и тоталитарного коммунистического режима. Те, кто среди этих испытаний сохранил в себе человека, считали это самым ценным, что нужно сохранить и передать другим. Многие из этих людей стали писать песни и стихи. Так родилась авторская песня. Эталоном человека в авторской песне служили сначала люди, прошедшие войну. Так в песне Владимира Высоцкого:
Давно смолкли залпы орудий, Вокруг только солнечный свет. На чём проверяются люди, Если войны уже нет? Приходится слышать нередко Сейчас, как тогда: "Ты бы пошёл с ним в разведку – Нет, или да?"
По следам военных подвигов возникли мирные подвиги – покорение горных вершин, бурных рек, арктических пространств. И тогда эталоном жизни становилась собственная жизнь во время наивысших испытаний и победа в них. Так в песне Краснопольского "Первый перевал":
И так уж повелось с тех давних светлых пор: Пока в груди не молкнет сердца стук, Высокой чистотой тех самых первых гор Мы измеряем жизни чистоту.
Вся остальная жизнь происходила в предстоянии перед эталоном человека, в сравнении себя с этим эталоном, в стремлении достичь его: "Так ли высоко и чисто живу?" Характерно также, что авторская песня изначально передавала, прежде всего, не переживания, а смысл событий. В ряде песен она несла смысловые идейные обобщения, являвшиеся программой жизни: "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал" (В. Высоцкий), "Песня о друге" (В. Высоцкий), "Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке" (Б. Окуджава), "Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство" (Б. Окуджава), "Моя надежда на того, кто, не присвоив ничего, свое святое естество сберёг в дворцах или в бараках" (Ю. Визбор). Таким образом, наследие авторской песни состоит в том, что она внесла в российскую культуру песню мыслящих людей о Человеке, о том, как он живёт и как им становятся. По большому счёту авторская песня – это искусство быть Человеком и выражать это в стихах при сопровождении музыкой. Если автор человечен, красив и велик как человек, то и песни его вдохновляют многих. Если же как человек автор плох, то и песни его мало кому нужны. Такой была авторская песня в первые два десятилетия своего существования. Но время шло, война уходила всё дальше в прошлое, коммунистический режим сначала ослаб, а потом совсем ушел в небытие. Тяжелые насильственные испытания из жизни исчезли. А самостоятельно на высоком уровне напряжения выбрали жить очень немногие И авторская песня стала меняться. Тема жизненного подвига, тема преодолений и восхождений, тема становления Человека стала звучать слабее. Большинство талантливых авторов в авторской песне в настоящее время пишут по большому счету о достаточно бескрылой бытовой жизни. Немного дорожной романтики, немного грёз об интеллектуальных полетах, немного о музыке и стихах, много городской обыденности, много печали и скепсиса по поводу жизненных неурядиц и по привычке немного о правде и человечности. Также усилилась линия попсовой и внешнеэстетической песни. Такое ощущение, что основатели авторской песни, сначала под внешним давлением, а потом своим устремлением штурмовали горные склоны и вышли на некоторую высоту – нынешний уровень авторской песни – где затем разбрелось в разные стороны нынешнее поколение последователей авторской песни, уже не помышляя о дальнейшем пути вверх. Многие же и вовсе спустились вниз. Не Человек для них главное. Поскольку новых суровых всенародных испытаний – войны, тоталитарного режима – в России, к счастью, не предвидится, то создать новый, более высокий уровень песни мыслящих людей о становлении и жизни Человека смогут те авторы, которые сделают целью жизни своё восхождение как человека. И в этом отличие нового уровня авторской песни от прежнего, где главным было сохранение уже достигнутого уровня Человека, с которым и сравнивали себя основатели авторской песни. Но для того, чтобы не спорить о названии, какая песня является авторской, а какая нет, я называю новый уровень авторской песни песенной поэзией восхождения и даю ему такое определение: песенная поэзия восхождения – это искусство быть Человеком, сознательно совершающим восхождение к новым, более высоким высотам мужества, совести, человечности и красоты, и выражать это восхождение в стихах при сопровождении музыкой. Создавать это искусство будут те авторы, для которых оно будет жизненно необходимо.
Исполнение смысла в авторской песне и песенной поэзии восхождения
Авторская песня родилась из необходимости высказать правду о том, как можно оставаться человеком в любых, в том числе самых суровых условиях жизни. И потому в авторской песне главным является выражение и донесение до других людей этого смысла, а не эмоций, связанных с его присутствием или отсутствием. Эмоции могут возникать уже у слушателей при соприкосновении со смыслом, который их волнует. Но исполнитель передает, прежде всего, смысл. Песенная поэзия восхождения рождается из необходимости высказать правду о том, как можно не из-за давления суровых внешних условий, а в результате своего личного человеческого решения становиться Человеком, совершая постоянное восхождение ко всё более высоким вершинам мужества, совести, благородства, человечности, красоты, любви. И потому в песенной поэзии восхождения главным является выражение и донесение до других людей этого смысла, а не эмоций, связанных с его присутствием или отсутствием. Так, в настоящей авторской песне и в песенной поэзии восхождения при исполнении песни поют смысл, а не поток эмоций*. Передача эмоций может сопровождать передачу смысла, а может и совсем отсутствовать. Например, при авторском исполнении "Песни о друге" (Владимир Высоцкий), песни "Атланты" (Александр Городницкий), песни "Музыкант" (Булат Окуджава) авторы передают исключительно только смысл песни, ради которого она была написана, но не передают своих эмоций по поводу этого смысла. "Песня о друге" (Владимир Высоцкий)
Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, – Парня в горы тяни – рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой – Там поймешь, кто такой. Если парень в горах не ах, Если сразу раскис – и вниз, Шаг ступил на ледник – и сник, Оступился – и в крик, – Значит, рядом с тобой – чужой, Ты его не брани – гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют. Если ж он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл. А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал, Если шёл он с тобой как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него.
"Атланты" (Александр Городницкий)
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди, К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди, Где без питья и хлеба, забытые в веках, Атланты держат небо на каменных руках. Держать его, махину, не мёд со стороны. Напряжены их спины, колени сведены. Их тяжкая работа важней иных работ: Из них ослабни кто-то – и небо упадёт. Во тьме заплачут вдовы, повыгорят поля, И встанет гриб лиловый, и кончится земля. А небо год от года всё давит тяжелей. Дрожит оно от гуда ракетных кораблей. Стоят они, навеки уперши лбы в беду. Не Боги – человеки, привыкшие к труду. И жить еще надежде до той поры, пока Атланты небо держат на каменных руках.
"Музыкант" (Булат Окуджава)
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел, Я не то чтоб любопытствовал, я по небу летел. Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил, Из какой-то там фантазии, которой он служил. Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь, А чего с ней церемониться, чего её беречь? Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь И вселяет в нас надежды – остальное как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер – Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она.
Но даже в тех песнях, где наряду с передачей смысла присутствует передача эмоций (например, в песне Юрия Визбора "Многоголосье"), главной является передача смысла. И поэтому в авторской песне и в песенной поэзии восхождения люди слушают песни ради смысла, содержащегося в них (а не ради эмоций исполнителя песни). Происходит встреча поющего человека, которому есть что сказать своими песнями, и слушателей, ищущих в жизни глубокий нравственный смысл и желающих почерпнуть его из песен. И если смысл исполняемой песни жизненно важен для слушателей, то встреча действительно состоялась. Бывает, человек много лет ищет осознания и разрешения нравственной или просто жизненной проблемы, но не может её точно понять, выразить. Такому человеку одна строка из песни, содержащая нужный ему смысл, может осветить всю последующую жизнь. Главный смысл песни содержится в главной мысли песни. Она выражает какую-то суть (некую духовно-нравственную истину), присутствующую в мире или в жизни автора и очень важную для него. Поэтому в настоящей авторской песне и в песенной поэзии восхождения каждый исполняющий песню настраивается на эту суть, и через нее поёт смысл песни**. А по исполнителю, как по камертону, на эту суть настраиваются слушатели, и через неё воспринимают смысл песни.
*Примечание1. В настоящее время в авторской песне после кризиса восьмидесятых и упадка девяностых существует немало авторов и исполнителей, пишущих и исполняющих в основном поток эмоций, а не смысл. (Ведь это легче, чем искать глубокий жизненный смысл и его точное поэтическое выражение). Однако эти авторы и исполнители не играют ключевой роли в авторской песне, так как её настроенность на глубокий жизненный нравственный смысл остаётся. **Примечание 2. В книге профессора Московской консерватории им. Чайковского В. Н. Холоповой "Музыка как вид искусства" много сказано об интонационном характере музыки, который означает, что каждое музыкальное произведение исходит из единого внутреннего состояния, объединяющего всё произведение и называемого генеральной интонацией. Поэтому и исполнять музыкальное произведение нужно исходя из генеральной интонации, сохраняя ее настрой на протяжении всего произведения. Выдающиеся музыкальные педагоги советовали своим ученикам создать для себя образ произведения и исполнять произведение, держа в сознании этот образ. Только в отличие от классической музыки в авторской песне и в песенной поэзии восхождения генеральная интонация выражается в основном не в музыке, а в главной мысли песни, ради выражения которой песня была написана.
Направления песенной поэзии восхождения
Сейчас в песенной поэзии восхождения существует два основных направления и одно вспомогательное. Скажем сначала об основных направлениях. 1. Направление выражения человечной истины и путей восхождения к ней. Человечной истиной является та часть истины, продвижение к которой делает человека человеком. Прежде всего, это истина нравственная. Продвижение к другим частям истины, например, к истине о действии физических законов во вселенной, еще не делает человека человеком. В направлении выражения человечной истины и путей восхождения к ней, во-первых, выражается сама человечная истина как закон жизни, а во-вторых – пути восхождения к ней, преображение, облагораживание и возвышение себя (над своим прошлым состоянием), преодоление препятствий, прохождение испытаний, победа над несовершенством на пути восхождения. Выражение человечной истины присутствовало и в авторской песне. Например:
"Совесть, благородство и достоинство – Вот оно, святое наше воинство" Булат Окуджава; "Моя надежда на того, кто, не присвоив ничего, Свое святое естество сберёг в дворцах или в бараках", Юрий Визбор; "Время – большая совесть, и других ты не вини, – Пусть от тебя зажигаются жизнью они", Сергей Минин.
Песенная поэзия восхождения лишь углубляет и расширяет выражение человечной истины. Кроме того, песенная поэзия восхождения ставит задачу выражения путей сознательного восхождения к человечной истине. В авторской песне были в основном выражены, и то отчасти, лишь пути преодоления внешних трудностей (в песнях о войне, о горных восхождениях, о преодолении других внешних стихий). Но пути восхождения к человечной истине, ее нравственной высоте, преодоления внутренних несовершенств человека в авторской песне выражены почти не были. Задачу выражения этих путей ставит в данном направлении песенная поэзия восхождения. 2. Направление, выражающее вовлечение обычных бытовых явлений в восхождение к человечной истине. Поскольку восхождение к человечной истине – дело не теории, а практики, то возвышается и преображается не только сам человек, его сознание, но и явления, участвующие в его обычной жизни. Прежде всего явления наполняются новым, более высоким смыслом. Например, материальная обеспеченность теряет смысл основной цели и рассматривается лишь как средство для совершения восхождения к человечной истине. Бытовые явления и предметы, способные помогать восхождению, совершенствуются, устремляются к более высокому уровню гармонии. Остальные – исчезают из жизни. Все явления и предметы настраиваются по смыслу и форме на проявление восхождения человека через них и в них. Все это и выражает второе направление песенной поэзии восхождения. Кроме того, поскольку это направление выражает включение в восхождение человека частных явлений обычной жизни, оно тем самым дает возможность осознания восхождения, начиная с небольших шагов, посильных каждому человеку. Начало этого направления можно обнаружить в авторской песне в песнях Юрия Визбора. Если Владимир Высоцкий, как правило, описывал правду жизни как она есть, порою очень жёстко, то Юрий Визбор умел в обычных жизненных ситуациях разглядеть нечто возвышенное, гармоничное, человечное – и описывал ситуацию так, что она представала гораздо возвышенней, гармоничней, человечней, чем ее воспринимали остальные участники событий. Однако, в отличие от Юрия Визбора, который, возможно, просто так видел мир и так его описывал, песенная поэзия восхождения в данном направлении ставит задачу выражения путей сознательного возвышения, преображения, совершенствования явлений обычной жизни, путей продвижения этих явлений на более высокий уровень гармонии и помощи восхождению человека. 3. Вспомогательное направление, выражает поиск человечной истины и путей восхождения к ней. Чаще всего не сразу человек может настроить себя и свою жизнь на восхождение. Сначала идет поиск глубокого смысла жизни, поиск человечной истины, поиск возможных путей совершенствования. Этот поиск и выражает вспомогательное направление. По своим достижениям оно ещё не вполне относится к песенной поэзии восхождения, скорее это песенная поэзия предвосхождения, подготовки к восхождению. Но по своей цели – достижению восхождения – это направление также является частью песенной поэзии восхождения.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |