В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
20.01.2012 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) - АП как искусcтво Персоналии: - Бондаревский Игорь Борисович - Жуков Геннадий Викторович - Калашников Виталий Анатольевич |
Авторы:
Анпилов Андрей Дмитриевич Источник: http://anr.su/literatura/kalashnikov/anpilov.html http://anr.su/literatura/kalashnikov/anpilov.html |
|
Ювенильный романс |
Может быть, в будущей литературной энциклопедии "Заозерной школе" будет посвящена одна строчка. Что-нибудь вроде: "...а также поэты легендарной "Заозерной школы" — И.Бондаревский, Г.Жуков и В.Калашников /см. Игорь, Геннадий, Виталий/..." Скорее всего — и больше. Но она, эта строчка, уже вписана в историю литературы. Миф сложился, книги уже стоят на полке памяти — а в центре ли, с краю — не так важно.
Настоящим поэтам, похоже, все идет впрок. И покой, и гонения, и слава, и официальное замалчивание. Ребят же, в сущности, в начале 80-х стараниями ГБ выдавили из Ростова, фактически сослали от греха подальше. Но в ответ — ни жалоб, ни ропота. Все, что ни есть — во благо поэтической биографии. "Здесь, под спокойным небом Танаиса, Я перестал жить чувством и моментом..."
Здесь, под античным небом Танаиса, Зимой гостили у меня Гораций, Гомер, Овидий, Геродот, а летом Родные и приятели: актрисы, Писатели каких-то диссертаций, Изгнанники, скитальцы и поэты...
Оказалось, что поэт живет не столько в южной российской провинции, сколько на крайнем севере античной ойкумены. Хранитель, носитель мировой цивилизации, зимующий среди скифов и сарматов. Отсюда взгляду открывается широкий горизонт, мысли откликается дальнее эхо. Игра? Не без того. Но ведь небеспочвенная и талантливая.
Смотри-ка, Геннадий, как все вдруг сложилось удачно? Ни войн, ни репрессий, и дельта настолько тиха, Что дух — этот баловень женский, затворник чердачный, Никто не тревожит на лоне любви и стиха...
Реализован также и сюжет собственно "озерной-заозерной школы". Та же совместная жизнь на лоне природа, понимание литературы как высокого, естественного, овеянного дружбой и теплом очага, занятия. Прочь от города, урбанизма, политики, от пошлой злобы дня и казенщины, В Москве и Питере ничего подобного, кстати, не было и быть не могло. Климат суров.
Из всех "заозерщиков" Калашников более всех походил на романтического поэта. Компания, вообще-то, вся подобралась колоритнейшая. Бондаревский — нечто среднее между рыцарем печального образа и вороном-стервятником. Жуков — Калин-царь с гитарой наперевес вместо кривой шашки, одновременно забубённый и хитроватый. А Калашников — как на картинке. Всегда восторженная речь, кудри до плеч... Юный, вечно на бегу, всегда от чего-то веселый и чем-то вдохновленный, интеллектуально подвижный. Влюбленный как Арамис и самоуверенный как д,Артаньян. Глядеть было противно — такой он, казалось, любимчик, везунчик и счастливчик. Хотя никаких причин для бодрости, вроде, не имелось — ребята существовали социально даже более эфемерно, чем ваша московская братия. А поэту — все в радость. Вообще все.
...Но мы — оптимисты — из мрачных предчувствий Пока ни одно еще не обмануло... ..................................................... ...Там пусто так. что шелест фальши И тот немного веселит...
...Лет пятнадцать назад случайно встречаю Виталия на улице. Бежит, сияет. — А у меня подборку сняли в "Новом мире"! — Это ты этим так доволен? — Но если б ты знал, кому я место уступил! — ... ? — Нет, не скажу, чтоб не сглазить... ...Через какое-то время открываю журнал – первая "перестроечная" публикация И.Бродского в Советском Союзе /"Новый Жюль Верн" и т.д./.
Однако все же странно, что Калашников в свое время не стал, или не захотел стать подающим надежды советским поэтом. При его счастливом даре обращать внимание на утешительные стороны реальности /или лирически интерпретировать безутешное/, "молодежности", проникновенности и светлой печали — нетрудно было вписаться в формат "Юности" или "Молодой гвардии". Да и антисоветизм-то его был какой-то... каламбурно-несерьезный, почти детский:
...Когда певец выходит из народа. Народ вздыхает с облегченьем... ..................................................... Мне видится чудесная картина: Идет страна несметною толпой, И на знаменах — профиль Буратино, А в уголочке — ключик золотой...
Не вписался, не захотел... Да и потом — много еще куда не вписался. Ни в одно модное поэтическое течение — ни в московский метаметафоризм, концептуализм, иронизм, ни в питерский неоклассицизм, ни в провинциальное почвенничество /последнее, конечно, не модно — но всегда надежно/. Слишком живой — для игры в бисер, чересчур прямодушный и искренний — для соцарта и стеба, обремененный культурой — для наива — Виталий занял единственную в своем роде нишу — певца-созерцателя, "останавливателя счастливых мгновений".
Поэтика Калашникова — нейтральна, консервативна. Стих — полный благозвучных аллитераций, вокальный, напевный, чаще всего с женскими рифмами. Чувства — изящны и элегичны, идеи — возвышенны, словарь — чуть стилизован. Но при всей традиционности -чувствуется таинственная свобода высказывания, живая современная интонация. Поэт остро переживает свою связь и оторванность во времени, осмысляет художественную и историческую перспективу.
...И каждый из нас вдруг почувствовал кожей Старинного быта незримые путы... ........................................................... Внучка за бабку, а бабка за дедку, Так и живет круговая порука, Да ведь иначе не вытянуть репку - Сын за отца, как и правнук — за внука... .......................................................... ...А у нас на пиру есть такие гости. Что у нас на земле еще не рождались...
Связывание времен — попытка опереться на что-то устойчивое, постоянное. Стилистически — в том числе.
Лирический герой Калашникова — юноша, почти подросток. Это заметно и по избытку энергии, и по хрупкому, умоляюще-нежному поэтическому голосу, и по сосредоточенности на собственных драгоценных душевных движениях, и по глобальности поставленных вопросов. Что есть главный русский "достоевский" вопрос? "Господа, куда же вы расходитесь? Ведь мы еще не выяснили — есть ли Бог???.."
...Вновь о бессмертье души нить доказательств Платона Жадно слежу, но, увы! Доказательства эти наивны... ...................................................................... ...Душа не поверит в наивные сказки, Что в детях она повторится и в травах...
Лирический герой словно впервые узнал о существовании старости и смерти. Что же делать, как жить? Причем ответ требуется немедленный. С такой сокрушительной болью мировые проблемы, как личные, переживаются только в ранней юности.
...Она /душа-А.А./ не живет — ожидает расплаты, И нужно ей не утешенье, а — выход...
Обычный взрослый выход — допустим, в вере, в мужестве, в духовном труде, в стоическом агностицизме. Юность же бунтует, жаждет скорого чуда, волшебного освобождения.
...Сейчас промелькнет? Я сейчас загадаю, Ведь должен хотя бы однажды успеть я... Чиркнула? И снова я не успеваю Сказать это длинное слово бессмертье! ............................................................... ...Что это? Всего только новая прихоть Глядящей в упор обезумевшей ночи Иль это душа, отыскавшая выход, Разгадку сознанью поведать не хочет?."
...Молодость без старости и жизнь без смерти... Боль и беспомощность героя усугублены тем, что все, что не старость и смерть, для него — счастье. Кажется, он по-райски лишен чувства первородного греха. Для него еще как-будто не разделено душевное и духовное. Земля — тепла и прекрасна, жизнь — полна поводов для любви, причин быть счастливым.
...И каждый бессмертник был нежной уликой, Тебя каждый миг уличающей в счастье... ................................................................... Мы были во власти того состоянья, Столь полного светлой и радостной мукой, Когда даже взгляд отвести — расставанье...
Вообще — "Хижина под камышовой крышей" /откуда большая часть цитат/ крайне важна для понимания поэзии Калашникова. Своего рода "Звездный ужас", но — сплошь лирика. Вот она, полнота бытия — все совпало, все благоприятствует блаженству — природа, родина, любовь, юность. И — разверзаются бездны. Под ногами — археологическая тьма веков. Небеса — вечные звезды смеются над смертными. И — душа, полная неизвестности. Вот-вот, кажется, герой что-то нащупает спасительное в бездне сознания, но...в руках остается только перо жар-птицы /"сиреневый плащ"/. Т.е. — любимая. К ней же /мимо адреса/ обращены самые заветные человеческие слова:
...Любимая, я умираю. Приди, спаси и сохрани.
Значит, судьба предлагает или поэт выбирает — не выход, а утешение. Человеческое, "слишком человеческое", которое читателя /да хоть и меня, как ни горько признаться/ сильнее всего и трогает в художестве — чему слабое сердце сочувствует.
Если время нельзя отменить, его возможно хотя бы замедлить, растянуть. Что Виталий с упорством и проделывает едва ли не в каждом стихотворении. Бережно переносит лирическое чувство, как полную чашу, от первой строки до последней. Вслушивается, осязает, вглядывается, припоминает, фиксирует каждый перелив мысли и настроения, в заодно — все, что на глаза попадется.
...Деревья, пауки, стрекозы, змеи. Кузнечики, собаки, комары. Жуки, трава... Когда б себе позволил, То так и продолжал бы без запинки. Наверно, не назвав и сотой доли Того, что я увидел вдоль тропинки...
Именно — что позволил, даже вменил в обязанность. А есть у Калашникова совершенно японские акварели, проникнутые тончайшими впечатлениями и эмоциями. Сделанные словно с утраченным секретом — с ювелирной точностью и капризной грацией:
Ветку рукой отводил и наткнулся на почку... .......................................................... Став на колени, словно пить хотел, У выхода античной анфилады... ............................................. В лед вмерзший камыш шелестит и звенит от поземки... и т.д.
А "Богомол", "Изабелла"! Медленное, подробное, хищное зрение — а мышление беглое, молниеносное. Почти замершее время, переполненное биением жизни.
Есть особое, "взрослое" целомудрие лирика — освободить пространство стиха от "я", самораскрыться до полного исчезновения "эго". "Есть искус, и ты его знаешь", "Пир", "Кедр" — спето самозабвенно. В сущности, это новый уровень существования — жертвуя coбой, душа обретает свободу и могущество. В конце концов, прямое дело поэта — расточение сокровищ, самоотдача. И поэту есть чем осчастливить /взять в соучастники/ современников и потомков.
...Есть пляжи любви, есть приливы надежды, созвездия веры... .........................................
И все, что длится на этом пире, Словно брачная ночь — в глубине сердца!
Это нам — флейты, дворцы, приливы, им — чуть слышная издалека музыка любви и надежды. Юная, вопрошающая, расточающая нежность и сердечный огонь поэзия... Может быть, и правда таких поэтов больше не делают? Может, прав Виталий?
Я — последний летающий ящер. Свистом крыльев будил мезозой...
Верить не хочется. Поэзия жива, пока хоть чем-то отличается от прозы — чем-то таинственным, что древнее древности, юнее юности...
И напоследок: "...И снова я не успеваю..." Отчего же? Вот же оно, заветное слово — последнее в последней строке. Стихотворение не без причины записывается в столбик — оно состоит не только из периодов речи — предложений, но и собственно из стихов-строк. Строка — единица смысла. А уж последняя — окончательный итог, то, "на чем сердце успокоится". И он, этот вывод, "выход" — зачастую опрокидывает, пересиливает прозаическую логику. Грамматическая конструкция говорит "нет" — стих говорит "да".
...Сказать это длинное слово: бессмертье! .................................................................. ...Спокойны, как боги, бессмертны, как дети. ........................................... ...Приди, спаси и сохрани.
Удивительным образом у Виталия все получилось. Не поэт– поэзия сама нашла выход.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |