В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
08.12.2012 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Губанов Леонид Георгиевич |
Авторы:
Кайсарова Т. Источник: Кайсарова, Т. Я – дар Божий / Т. Кайсарова. – Режим доступа: http://getmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/article/kaisarova/gubanov.htm http://getmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/article/kaisarova/gubanov.htm |
|
Я – дар Божий |
О жизни и творчестве поэта Леонида Губанова 1946-1983 (к 20-летию со дня его смерти)
Хочу сразу привести стихотворение, из которого я выбрала, и не случайно, строчку для названия статьи. Не вижу причин в этом себе отказывать...
Я – дар Божий, я, дай Боже, нацарапаю. Улыбнутся ветлы: на царя, поди? И заплещут – берег наш любимый, И за плечи белые обнимут. Скоро теплый ливень красных губ – Подставляй лицо, гори под струями И твори, лепи себя, как в студии – Скоро-скоро тёплый ливень губ. Скоро, одиночеством запятнанный, Я уйду от мерок и морок Слушать зарифмованными пятками Тихие трагедии дорог, Замирать и бить в ладоши гусем, Ждать, когда же, наконец, от горя Пастухи, беременные Русью, Стадо слов к моим устам погонят.
1963 г.
Только в 2003 году, наконец-то, впервые увидело свет наиболее полное собрание стихов уникального и для многих неизвестного, в силу хитросплетения объективных и субъективных причин, поэта. Издание, тиражом 30000 экз. подготовлено женой поэта Ириной Губановой и вышло в серии: "Поэтическая библиотека". Книга, вмещающая более 700 стр., имеет название: "Я сослан к Музе на галеры...". Здесь можно найти и предисловие Ирины Губановой, и небольшую предваряющую статью Ю. Мамлеева, под названием "Поэзия священного безумия", а в конце книги – бесценные воспоминания тех, кто знал Л. Губанова лично, и тех, кто непосредственно интересовался его творчеством и глубоко ценил его. Поэта знают очень немногие, и потому приведу хотя бы некоторые данные его биографии. Поэт родился в 1946 году в Москве. Крещён в церкви Святой Троицы, что на Воробьевых горах. Мать – сотрудница ОВИР, отец – инженер. По окончании вечерней школы Леонид работал пожарным, в театрах: им. Станиславского и "На Малой Бронной", фотолаборантом в Торговой палате, был почтальоном и рабочим в булочной. В 1964 г. журнал "Юность" опубликовал его стихотворение "Художник". Больше, при жизни поэта, на его родине не было напечатано ни строки... В 1965 году Леонид Губанов организовал "Самое Молодое Общество Гениев" (СМОГ). Сейчас уже трудно сказать, что больше повлияло на то, что дорогу к печатным изданиям Губанову закрыли прочно и, казалась, навсегда – публикация в "Юности", за которой последовало 12 злобных фельетонов или СМОГ с его скандальной известностью? В 1983 году поэт скончался в возрасте 37 лет в своей московской квартире на улице Красных зорь. Похоронен Леонид Губанов на новом Хованском кладбище в Москве. Ю. Мамлеев, во вступительной статье к вышеупомянутой книге, говорит о том, что ещё при жизни поэта многие считали, что поэзия Губанова совмещает в себе черты творчества Есенина и Маяковского, думаю что, скорее всего, это не так. Он открыл совершенно новый пласт русской поэзии и совершил беспрецедентный прорыв сквозь сложившуюся культурную реальность. Однако у Мамлеева можно прочитать следующее: "Было в его стихах нечто иное – презрение к логике и выход, благодаря этому, на уровень "поэзии безумия", точнее "священного безумия", как это определяли древние. Да, это был и авангард, и есенинская надрывность, и "священное безумие", и потайной смысл...". А вот что пишет, вспоминая Л. Губанова, Петр Вегин: "...Передо мной стоял смущенный, очаровательный отрок, именно отрок, а не юноша, ибо его синеглазость была рублевско-сказачной, которая если и сохранилась ещё, так это в далёких северных деревнях. "Это я, Лёня Губанов", – произнёс он, шаркая ногами по половику, хотя на улице было сухо. На вид ему было лет 16, но оказалось, что уже 18 – большая разница... "Полина, полынья моя..." – начал читать Лёня, и с первых же строк, возможно не во всём точных, но безумно искренних и красочных, он очаровал меня... Ему нравилось читать – и это было приятно. Нельзя было не очароваться этим мальчиком, более всего похожим тогда на незатейливую внешне, но неповторимую и волшебную деревянную церквушку в какой-нибудь, забытой людьми и Богом, русской глуши...
ПОЛИНА (из поэмы)
"Полина! Полынья моя! Когда снег любит, значит лепит, а я, как плавающий лебедь, в тебе, не любящей меня.
Полина! Полынья моя! Ты с глупым лебедем свыкаешься, И невдомёк тебе, печаль моя – Что ты смеркаешься, смыкаешься, Когда я бьюсь о лёд молчания.
Снег лепит то мукой, то мукой, снег видит – как чернеет лес, как лебеди, раскинув руки, с насиженных слетают мест..."
Читаю Губанова. Читаю ещё и ещё... Я не ведаю с чем сравнивать то, что слышит душа моя, затравленная "дрязгами" века? И надо ли сравнивать? Не могу, да и не хочу оторваться от читаемого, вернуться к обычной, полной проблем и людского равнодушия жизни. Но вот парадокс – Губанов пишет об этой же самой жизни. Вопрос в том – как он эту жизнь видит и как я слышу его стихи, как воспринимаю его чувства. Магия губановского слова держит меня в состоянии восторженного напряжения. Тот вольный или невольный алогизм, который то и дело, чудным промельком, пронизывает строки, воспринимается превыше любой логики. Ни одно из его стихотворений нельзя назвать выброшенной в отвал пустой породой. Поэзия Леонида Губанова – это ещё мало изведанный и не исследованный нами мощный духовный, культурный пласт, подлежащий внимательному рассмотрению. Нам ещё предстоит прикоснуться к его творчеству, почувствовать всю силу его воздействие на русскую поэзию.
"В каморке сердца грустно и светло. И теплятся два новых увлеченья, и девочка воздушная в метро спешит к альбому или на вечерню. Я почерк её бисерный кляну и мраморные виллы обещаю, и нищую привязанность к вину на тротуара узеньких встречаю. Целую в лоб весёлую шпану, в сырых подвалах жду седьмого неба. Я почерк её бисерный кляну и паутину радужного крепа.
По коридорам злобы и тоски давно не слышно шага фаталиста. В коморке сердца стынут образки, дымятся сплетни, харкают горнисты. А мне и губы больно приложить к святой доске, что с ликом Божьей Матери, всё время лгать и на алтарь спешить, пока тебя цыганки не взлохматили.
Посторонитесь липкие уста, посторонитесь бабки повивальные, связать два слова за спиной Христа и угадать – какое погребальное? Потом святых пророков помянуть, Крестить поэму не в реке, а в речи, потом столетью плечи повернуть туда, где жгут малиновые свечи..."
Читателю остаётся только вдуматься, извлекая необходимое и близкое именно его душе, удивиться и восхитится столь неожиданным обращением с русским словом, благодаря которому поэт дарит нам, еще неизведанное чудо своего восприятия мира. Поздравляю многих из вас с открытием для себя замечательного русского поэта Леонида Губанова. С его поэзией Вы можете познакомиться не только, купив по счастливому случаю, книгу его стихов, но и, в ближайшее время, по internet адресу: http://www.kaisart.sitecity.ru на сайте "Пространство озарения" в разделе "Поэты и поэзия".
Т. Кайсарова – редактор Центра СМИ МГУ, член Союза литераторов РФ
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |