В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
01.06.2013 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП - АП как искусcтво - Клубы, творческие объединения, театры, студии, школы АП |
Авторы:
Фомина Г. Источник: Фомина, Г. Поиск ведет... песня / Г. Фомина // Тихоокеанский комсомолец. – 1984. – 20 март. |
|
Поиск ведет... песня |
Ансамбль "Секунда" Томского политехнического института, группа "Мышеловка" (г. Москва), исполнители песен из г. Новосибирска, с Камчатки недавно были гостями традиционных дней самодеятельной песни, которые провели Владивостокский горком комсомола и клуб самодеятельной песни "Поиск" ДВПИ. На семинаре обсуждались вопросы, стоящие на повестке дня клубов самодеятельной песни (КСП).
...Прошли времена, когда на сцену выпускали каждого, кто мог хоть как то петь. Сейчас и сторонников, и исполнителей у самодеятельной гитарной песни вполне достаточно. И качество исполнения, естественно, стало выше. Но появилась проблема новая: установка на то, что умная песня сама за себя скажет, устарела. Нужны новые формы. И появились литературно-музыкальные композиции, театры и ансамбли песни. Жанр этот развивающийся, и неизбежные его проблемы, на наш взгляд, характерны для всего самодеятельного творчества. Итак, проблема первая:
"МЕЖДУ ВАННОЙ И БУТЕРБРОДОМ..."
"КСП – это творчество в любом его проявлении. В человеке с детства заложен художник, но не каждый человек может творчески себя реализовать, так? – рассуждают Лев Степанов и Александр Иванов (группа "Мышеловка", г. Москва). – Но результат творчества предполагает наличие гражданской позиции, иначе это будет искусство между ванной и бутербродом"... ...Конечно, важно "по-новому" спеть о трубаче, образ которого для нас – символ чистоты. Но, думается, недопустимо выходить на сцену с текстом, подобным этому: "он не был честен, не был смел и он не рвался в бой, но на трубе играть умел он, как никто другой..." А разве не безнравственно взять сюжет бессмертного "Гамлета" и написать новый, грамотно сделанный текст, где будет пьяная Офелия и несколько маразматичный Гамлет? Я бы назвала эти факты, с которыми сталкивалась в свое время, проявлением интеллектуального мещанства. ...С позицией группы "Мышеловка", показавшей нам спектакль по пьесе нестареющего Козьмы Пруткова "Сон Попова", можно соглашаться, а можно спорить. Но то, что ребята сделали спектакль на хорошем для самодеятельного театре уровне, бесспорно. И вот здесь намечается другая проблема – проблема качества подачи материала.
"ЗА" И "ПРОТИВ" ПРОФЕССИОНАЛОВ
Мюзикл Ю.Михайлова по мотивам пьесы Д.Фонвизина "Недоросль" представили хозяева – клуб самодеятельной песни "Поиск". Странно, казалось бы: спектакль очень слабо сделан, а зрители отхлопывают ладони. Но секрет здесь прост: "Недоросль" выиграл за счет искренности игры ребят, которые верили в то, что они делают. Конечно, самодеятельное творчество живет по своим законам, отличным от профессионального искусства. Но умению доводить дело до конца, элементарным навыкам в работе самодеятельным актерам не грех поучиться у профессионалов. Может, тогда требовательный зритель увидит не набор сцен, а яркий зрелищный спектакль... Но, когда от профессионального театра берутся закосневшие формы, результат получается самый плачевный. Пример тому – литературный театр "Время" из Комсомольска-на-Амуре, руководит которым профессиональный актер. Мы увидели в исполнении театра композицию на стихи латиноамериканских поэтов. Изломанная пластика, стихи, которые самодеятельные актеры, читали, не понимая смысла, – эта нелепая форма подачи загубила содержание.
ЗДРАВСТВУЙ, "СЕКУНДА"!
Два года назад в первый приезд во Владивосток, на концерте "Секунды" – ансамбля из томского политехнического института – зал был заполнен лишь наполовину. А сейчас зрители сидят даже в проходах на ступенях. Два года назад возмущенный зритель присылал записку: "Хватит читать стихи, пойте песни!" А сейчас тот же зритель недоумевает – почему "Секунда" исполнила несколько песен вне композиции? Итак, "Секунда" воспитала своего зрителя, и зритель сидел притихший и напряженно вслушивался. Литературно-музыкальную композицию "Жаворонок" на стихи В. Сосноры привезли на этот раз томичи. Обращение к нашим корням, к прошлому, использование фольклорных начал в мелодике и поэзии – сложнейший этот материал – зритель воспринимал прекрасно. Александр Пыжьянов (руководитель "Секунды") и его товарищи по ансамблю показали пример, как бережно нужно относиться к поэтическому и музыкальному материалу, как нужно работать, чтобы стихи и музыка стали средством самовыражения.
СТОИТ ЛИ ОВЧИНКА ВЫДЕЛКИ?
Итак, КСП идут к коллективному творчеству, ищут сегодня новые формы в своей работе. Ни в коем случае, проблемы эти нельзя понимать превратно: мол, раз столько примеров плохой работы, стоит ли овчинка выделки? Стоит! Потому что и в прошлые годы, и нынче со сцены звучали умные, талантливые песни, воспитывающие зрителя. Сотни зрителей увидели прекрасные коллективы, познакомились с интересными людьми. А проблемы, которых я сегодня только коснулась, – неизбежное следствие каждого живого дела. И еще они – толчок к новому, качественному шагу в этом деле.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |