В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
01.06.2013 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Кукин Юрий Алексеевич |
Авторы:
Арбатская Галина Источник: Арбатская, Г. Песня в прошедшем времени? / Г. Арбатская // Тихоокеанский комсомолец. – 1986. – 13 мая. |
|
Песня в прошедшем времени? |
Пристрастные заметки любителя самодеятельной песни после концертов во Владивостоке ленинградского автора песен Юрия Кукина
Что для нас Юрий Кукин? Что для нас его песни, знакомые, кажется, с детства – "Мне в жизнь пути осенние вплетаются, как ленточки – заботливо-рассеянно рукою в косы девочки", "А все-таки жаль, что кончилось лето, кончилось лето...", "Горы далекие, горы туманные, горы...". Правда, ту, нашумевшую и открывшую имя Кукина ("А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги"), мы не поем – при всей своей сногсшибательной популярности (переведена на 24 языка, пелась в 64 странах, тираж пластинок с ее записью исчисляется миллионами) песня эта оказалась сродни эстрадной – потребность в ней была временной. Самодеятельная песня тиражирования не выносит. Что бы стало с Окуджавой, если бы по радио раз десять на дню звучала, скажем: "Не клонись-ка ты головушка..."? Для авторской, бардовской, самодеятельной (как ее только не называют!) песни смертельно и вредно многое. Объясняется это ее характером, ее природой – хрупкой и тонкой, как старинный сосуд, в котором древний мастер выразил гармонию своей души, и ничего уж без вреда этому сосуду изменить нельзя. И один из главных законов этого жанра, как вывела его для себя я, – глубина и чистота песни зависят напрямую от личности автора. Так вот, Юрий Кукин, по-моему, сегодня являет печальный пример того, как зажатая в тиски профессиональной сцены, ставшая средством "делания денег", самодеятельная песня начинает служить той же цели, что и эстрадная, – развлекать (сам автор своими бесконечными смешными рассказами, балагурством во время концерта цель эту еще более подчеркивает). ...Что для нас Юрий Кукин? Человек, который стоял у истоков самодеятельной песни. Один из тех, с кого все начиналось. У поклонников этой песни нет "звезд", и "звездная болезнь" тоже отсутствует. Но есть уважение к авторитетам. И что бы там ни происходило с Кукиным-человеком, для всех нас есть и будут его песни, которые, кажется, знакомы с детства. ...В 1968 году Юрий Кукин, за плечами которого давным-давно остался институт физической культуры, перешел работать в Ленконцерт. До 1971 года жилось ему там прекрасно – популярность была громадной. Потом Кукина, по его словам, "затмили" ВИА. Прошло 10 лет, и появился странный симбиоз – Кукин зачастую стал гастролировать с рок-группами. Вот и сейчас приехал во Владивосток с группой "Савояры". Попоют "Савояры" немного – и выходит Кукин. Минут 20 он мастерски держит зал – смешными историями и забавными песнями. Беспроигрышная ставка на "эстрадную" аудиторию, не знающую авторской песни. Песни из своего "золотого" фонда он поет в основном для аудитории, которая его знает. Вот здесь его глаза теплеют, даже если день был перед концертом очень напряженный. И мне кажется, молодость и первые свои концерты в это время вспоминает Кукин. Одно настораживает – на часы он все же время от времени смотрит, и количество песен – из-за времени же – ограничивает. Но все же... Все же как совместить Кукина и "Савояров" в одной программе для одной аудитории, как совместить гонку по три концерта за день – мне совершенно непонятно. Тем не менее, Кукин влияет на "Савояров", а "Савояры" – на Кукина. "Савояры" с самонадеянностью молодости сделали громкую "композицию" из песен Окуджавы и шлягер из шуточной песенки Розенбаума. А Кукину вдруг понравилось петь в сопровождении "Савояров". И вообще стала нравиться "оркестровая" приправа к авторской песне. Красивая чрезмерно музыка – слишком яркая обертка для хрупкой песни. Песня тускнеет, и умирает ее душа от такой музыки (пример тому – творчество А. Дольского)... Юрий Кукин так не считает. Почти 20 лет на профессиональной сцене, общение с "рок-мальчиками" "обэстрадили" мышление самодеятельного автора. Но эта эстрадизация оказалась для Кукина штукой коварной. В начале семидесятых он написал свою последнюю песню. На записку "Почему мелодия одной из ваших песен так похожа на "Атлантов" Городницкого" – он отвечает: "Действительно, похожа. Почти один к одному. Ничего страшного". Нравственные критерии у этого автора явно съехали не на ту дорогу... Сегодня на банальный вопрос: "Ваши творческие планы?" – он отвечает совершенно нестандартно: "Какие планы? Я весь в прошлом". Услышав такое, я после пресс-конференции подошла к нему и, извинившись за неделикатность вопроса, спросила: "Не кажется ли вам, Юрий Алексеевич, что вы сейчас стрижете купоны с капитала, накопленного в юности?" Кукин очень весело и во всеуслышание (что и позволяет неделикатный вопрос обнародовать) ответил: – Шолохов тоже всю жизнь стриг купоны. А чем я хуже? Увы, в отличие от любимого народом писателя, остаток жизни посвятившего благоустройству родной станицы Вешенской, Юрий Кукин приумножать богатства своей станицы – песни – уже не может... ...В 50-х годах эта песня была чисто студенческой. Потом ее запели туристы, геологи, актеры, журналисты, рабочие – словом, запели хорошие люди. Растет уже второе поколение, воспитанное на этой песне. И, как ни печально, стареет поколение "мэтров" – людей, ее создавших. Ушли из жизни Владимир Высоцкий и Юрий Визбор. Редко, но все еще пишет свои мудрые песни Булат Окуджава, всё популярней становятся Никитины. Много работает Юлий Ким, все так же по-рыцарски верен высокой поэзии Александр Дулов. Да, в последнее время популярность песни велика. И авторы эти выступают с концертами в переполненных залах. Но концерты сами по себе для них не главное. И жизнь награждает этих людей за верность своей теме. Мы поем их песни. Они помогают нам стать лучше и выше. Помогают понять поэзию и не уставать удивляться миру за окном. И мы ждем встречи с каждой новой песней авторов, со многими из которых встречались на концертах и общались лично (и это только помогало их песни полюбить еще крепче). Новых песен Юрия Кукина после его концертов мы не ждем. Честное слово, кроме печали у меня этот факт более никаких чувств не вызывает. Потому что поражение временем потерпел не Юрий Кукин-человек, а его несостоявшаяся песня.
Галина АРБАТСКАЯ
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |