В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
19.08.2013 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Жуков Геннадий Викторович |
Авторы:
Сосновский Виктор Анатольевич Источник: Неизвестный Ростов (Динамический архив и штудии) http://stihi.ru/2008/12/03/3802 |
|
Всем, кому не безразлично... |
Год, как не стало Геннадия Жукова. Остались только горечь, сожаления напрасные, да воспоминания. Держать их в себе? Ну, нет — а графоманский посыл? Да и нельзя их держать в себе, чувствую. И знавшие Генку всё время просят: повспоминай! Вот и начну вспоминать, пусть даже нЕдруги скажут: примазывается! Пусть так. Ну, написал извинитильное слово и хватит. Это — первое из воспоминаний о Геннадии. Позже будут и другие.
Как Гена Жуков лишил археологов целого пифоса. Геннадий Жуков в чалме, пифос.
Геннадий Жуков не был Диогеном, при всей своей "бомжукости" — бомжеватости. Он не жил ни в бочке, ни в пифосе, ни в каком другом пустом сосуде. Жил он в археологическом музее-заповеднике, что в степи, средь курганов у подножия дельты Дона — Мёртваго Донца, между Ростовом-на-Дону и Таганрогом. (Если хотите — на растяжке.) А работал он ночным сторожем (но об этом — потом.) Ночной сторож не спит (не должен спать) по ночам. Гена и не спал. Впрочем, вряд ли он уделял много времени бдительной охране территории. И правильно делал, потому что он — писал стихи и песни, да какие! Но в любом случае — в качестве ночного сторожа ли, поэта ли, композитора ли — он не спал по ночам. А потому, как сами понимаете, спал он днём. Это важно! И сейчас поймёте — почему. Привалила как-то археологам редкая удача. Мало кто в памяти остался из них, из археологов — разве что Гречанова и то — из-за фамилии своей — ибо никто из них не проявлял ни малейцшего интереса к той насыщенной, интереснейшей, вдохновенной творческой жизни, которую мы вели в Танаисе по ночам и эпицентром которой был Гена Жуков. Ну да ладно.
Геннадий Жуков, пифос.
Так вот, нашли они целый, неповреждённый пифос! Раздолбанных-то пифосов много находится (в смысле: обнаруживается) и приходится склеивать из фрагментов для экспозиции, а тут — целёхонький, без единой, как говорится, царапинки! Полдня — с самого утра провозились — проколдовали — пронянчились! — с ним археологи. Как любимого дитятю — мыли, чистили и всё — осторожненько, боясь лишний раз чихнуть на чадо своё! И вот, часам к трём, решились, наконец, на транспортировку. Благо, нести было недалече — метров сто: от раскопа к зданию музея. Заранее приготовили деревянные (тоже важный момент!) носилки, для надёжности носильщики (и ваш непокорный слуга в том числе) обвязяли сосуд вожжами, перекинули себе их (вожжи) через плечи — для страховки — мало ли что, вдруг носилки не выдержат и тогда пифос повиснет на плечах на вожжах. Тронулись, благославясь. И тут проснулся Гена Жуков...
А надо вам сказать, что Геннадий Жуков обладал кроме многочисленных творческих и радио способностей ещё и выдающими организаторскими. Ну, а тут такое дело: архиологическое событие, чуть ли не мирового значения и — без него! Непорядок!
Помнится, дойти (донести) мы успели аккурат до начала деревянного же моста через ров. Донести весьма благополучно, без всяких приключений и надрывов. И тут — подходит к нам Геннадий Жуков — Великий и Ужасно Раздражённый: "Ну как вы несёте? Кто так носит?! (А несли мы на опущенных руках, держась за ручки носилок, а сам пифос — на носилках, а вожжи — на плечах, для страховки) Надо нести на плечах! Чтобы ручки носилок лежали на плечах — так куда надёжнее! Давайте, перекладывайте! Ну-ка, по моей команде: раз-два — взяли!".................... Ну как, скажите, мы, желторотики, могли не послушаться САМОГО Жукова?! Великого и Ужасно талантливого (без всякой иронии). Ведь мы же по вечерам-ночам буквально смотрели ему в рот, когда он пел свои волшебные песни!!!
Носилки, натурально — хрусть! — и пополам! Пифос — на камни! Об камни! В куски! (Вожжи-то — обвисли, обмякли — страховка не сработала...) Дальнейшее было — в молчиньи... Немая сцена расстроенных археологов — опять им склеивать фрагменты...
Ну — и склеили ж, большое горе! А Жуков (всё же также в небольшом расстройстве) пошёл к себе в сторожевское "бунгало" писать стихи и песни. И правильно сделал! Ведь пифос тот (пусть и склеинный) стоит себе возле музея и поныне и горя не знает, а Генки — нет... Остались только песни и стихи.
Пифос, Виталий Калашников, Людмила Рублевская.
————
Всем, кому не безразлично — умер Геннадий Жуков
Ну что, вот и всё. Генка, Генка... Теперь начнётся: великий русский поэт, явление! Да, великий русский поэт! Да, явление! И как всегда: а где мы все раньше были? Два инсульта. Виталик говорит, что уже уговорил было приехать в Москву — подлечиться. Уже согласился... Нашли в сарае у Валерия Федоровича — там, где и жил. В сарае! Великий русский поэт. Вот так. Один великий русский поэт — Александр Брунько — год, как пропал без вести, теперь другой — в сарае мёртвым найден. И зачем вообще нужна поэзия, если ТАКИМ поэтам при жизни — нет жизни? Впрочем, не жаловались никогда — на один, ни другой. Жуков, приехавший, в Коктебель, ксати, по приглашению(!), довольствовался спальным мешком на территории какого-то то ли пансионата, то ли гостинницы (так и называли барды собравшиеся — я даже не полюбобытсвовал, что у них там за слёт очередной был — место где спал Жуков, "бомжуковка". Да, вот именно, бомжуковка, как и вся его жизнь... А в свой день рожденья — 4-го сентября, после того как мы посидели в каком-то кафе, он улёгся спать на берегу моря, на пластмассовом топчане — не захотел воввращаться в эту то ли гостинницу, в свою бомжуковку, где у входа стояли лоснящиеся охранники. И отказался от моего предложения снять ему номер. Лежал и слушал море. В последний раз. Впрочем, тосковал он не по морю. Наклонившись ко мне — голос слабый уже — прошептал, почти прохрипел: " В Танаис хочу. В танаисскую осень." Умирать, как оказалось... Говорил в тот вечер и в ту ночь относительно много — неразговорчив стал в последнее время — обрыдло всё (уехал я в третьем часу — охранника пляжа попросил, чтобы присмотрел за ним, чтоб никто не приставал — и уехал! Что, мол, поделаешь — работа у меня!Знал бы я тогда (опять — знал бы,опять это: ах, если б знали мы!), что вижу Генку в последний раз. Хотя, вроде как и чувствовал — вид-то у него... совсем). А что говорил? Сижу вот теперь видеозапись просматриваю с того — опять же — последнего дня рождения в его жизни. Не слышно ни фига — то грохот попсы какой-то из бесчисленных кафешек, то грохот прибоя — это когда мы уже ушли из кафешки и сели прямо у волны. А голос-то слабый, еле слышно говорит Генка... Это он-то, чей голос навек пробрал меня до не знаю чего..."Возьми мой кашель перочиный и возврати, моя земля, надменный хохот лошадиный с гортанным криком журавля!" Позже он как-то там исправил, но я буду всегда помнить и цитировать только его первоначальные варианты — те, с которыми он выскакивал то прямо из степи, с кургана. то из своего деревянного бунгало. (Господи, стыдно ли тому автору из ростовской газеты, написавшему тогда, в восьмидесятые: "Геннадий Жуков. Работает в Танаисе сторожем. Поэт. По отзывам специалистов — не без искры божьей, но несколько салонный." Специалисты, бес вам судья. Явление Жукова в русской поэзии, в русской культуре в целом ещё будут изучать тысячи таких горе-специалистов и — наконец, откроют, оценят! Но, неужели, по-большому счёту — всё напрасно? Все умрём ведь... К чему высокое (а в случае с Генкой — недосягаемое!) искусство, когда мы так глупо, так ничтожно смертны? "Человек отвечает: умру. Я умру, мы умрём, мы уйдём под закрытые веки". "Доколе, бессмертной — по дерзостной сути! — душе на погост собираться во страхе?! Во страхе, во ужасе тёмном! Во жути! В поношенном теле и в чистой рубахе..." "На бегу я споткнулся о море..." "На плоскости моря лежит обветшалый, поношенный дождь, шелестящий во мгле..." Господи, это всё он написал... "Бессмертья достоин, представивший вечность..." Увы, Генка, не видит в упор ни вечность, ни Бог, ни вселенная индивидуальность — не различает её, не заботится о ней, как не заботится осень (Бог?!) о листьях на деревьях — пусть падают, зачем их "спасать и сохранять"?! — новые вырастут! Не вырасттут. Такой, как Генка Жуков не вырастет больше никогда! (Вот оно и настало — это мерзкое никогда.) Ну ладно — вселенная, Бог не заботится. Но вот люди, люди. 53 ведь всего. Поплачьте. Поплачьте о себе. А он давно нас всех оплакал. Что же он всё-таки говорил — в свой последний день рождения? Вслушиваюсь: вот я задаю дурацкий (а почему дурацкий?) вопрос:"Ответь мне на один вопрос, который, судя по-всему, мучил всю жизнь всех нас — Калашникова, меня тебя: ты бессмертие нашёл?" Рассмеялся, махнул рукой... Вот и весь сказ. А, всё, не могу больше.
Неизвестные или малоизвестные произведения Г.Жукова:
СТИХОТВОРЕНИЯ
В ските вспорхнула молитва с ручёнки — лоб осенило и взгляд окропило! И прилетала тарелка к мальчонке... И, прилетев, на санскрите спросила: "С бунтом ли кличешь? Иль снова — с повинной? Вспомнил ли что? Или напрочь забыта с неба лоза, что звалась пуповиной, что вкруг планеты обвита?" Вскинулся старец из дальнего скита! И, отлетая, душа возопила: (Верно, затем, что не знала санскрита) "Чур, мя, нечистая сила!" В блюдцах летучих слетаясь на свечи, век уж талдычит до дрожи по коже: "Что тебе, мальчик? Что, человече? Что тебе, старче? Да что тебе, Боже?!"
ПЕСНИ
Идут дожди. Тончайшие, как прежде, распущенные волосы твои... Идут дожди. Иду в дожде, в надежде... Идут дожди... Я складываю губы в поцелуе. Вдыхаю филигранное питьё! — Идут дожди во царствие твоё... Пью — не напьюсь. Хмелею. И тоскую...
* * *
Из чёрных и красных пятен Ударился дятел в окно. Темно ему, лишенько! Ой, как в глазах темно! Да что ты, приятель, — спятил?! Да что ты, брат... А он дышит так, Будто совсем не дышал давно! — Ударился дятел в окно. Я взял его на руки, Будто бы в чём виноват... Будто бы этих прозрачных преград Я не дробил своей грудью! Да что ты, брат...
(Одна из первых — если не самая первая песня Жукова.)
* * *
И ещё — стихотворение, которого нет в интернете, а его часто ищут:
Боспорское небо, эвксинское море чуть сколоты чайкой, как фибулой — плащ... Такое над морем кромешное горе! Хоть плачь. На плоскости моря лежит обветшалый, поношенный дождь, шелестящий во мгле... А поезд — притиснут скалою к скале! Такая — увы! — несуразная повесть: в Шепси — под скалой — остывающий поезд притиснут к скале... Старик проводник с никотинным оскалом печурку шурует, газеты паля... Мне скажет: "Вот море..." Отвечу: "Вот море..." А дома — до самого неба — земля!
* * *
Легенда о бандерильеро. (Песня. Одна из первых. Я её слушал в 78-м году. То есть, Генке тогда было 23)
Его ношу земную носили согбенные тени. Он делил с ними ужин и зонт, и подушку делил. Его ношу земную носили согбенные гении, Чтобы жил он упрямо и прямо, и трепетно жил.
По подвалищам жизни — таким беспробудным подвалищам, Где мятежная совесть и та обреченно молчит, Его тени земные порой нажимали на клавиши, Пока пальцы он грел у ручного пожара свечи.
Его близкие тени и те, что слывут недотрогами, Всё пытать не велели извечной корридой судьбу: Всё просили, просили, просили и волосы трогали — Не ходить, не ходить меж рогами по узкому лбу!
А когда он сорвался, как с холки в песок бандерилья — То ли сам оплошал, то ли дрогнула божья рука — Его тени земные его приподняли за крылья, чтобы он не сломался под грузным копытом быка!
А когда он взлетел, от досадного ветра вращаясь, (То ли бог проворонил, то ль просто смирился, устав), Его тени земные глядели смиренно, прощаясь, и простили, прощаясь, по-бабьи платки повязав.
. . Виктор Сосновский, 2009 Страничка автора на Стихи.ру
————
P.S. Привет. Небольшие, неважные поправки: слово "бомжуковка" он сам придумал, а приглашён он был не на этот фестиваль, а на тот, который был за несколько дней до этого, и делали его мы с Шайкиной. Когда она ещё на Грушинском приставала ко мне, чтобы я стал художественным руководителем фестиваля, я — назло, чтобы отстала, — сказал — "Пригласи Жукова". Все мы знали, что пригласить его никуда нельзя, что он по двору-то еле передвигается, и что ему всё это на фиг уже не нужно. Через полчаса ко мне подошла Шайкина и сказала: "Жуков согласился". Я не верил до последнего, пока не приехал в Коктебель и не увидел его. Оказывается, он сказал: "Ни за что бы не согласился, но в Коктебель хочу". Не помню, было ли сказано слово "попрощаться", но оно очень подразумевалось, было впечатление, что это последнее событие в жизни, которого он ждал, и только ради этого ещё оставался на земле. Когда его провожали, Шайкина спросила: "Ну вы весной к нам приедете?" Он посмотрел на неё очень удивлённо, как на человека, который не понимает очевидных вещей. "Так ведь уже всё..." — сказал он. Конечно, никто не давал себе верить в худшее, и что он имел в виду мы окончательно поняли месяца через 3. Аналогично было с лечением. Рассказываю со слов Калашникова, но история "красивая". Он в очередной раз "выбил" для Жукова место в кремлёвской больнице, позвонил ему и сказал: "Ты будешь лечиться? Всё готово, пришлём личный самолёт, всё что угодно, только скажи, когда." Жуков ответил: "Послезавтра скажу". Послезавтра его не стало.
Видео, о котором ты пишешь, из него можно "вытащить" что-то? Хотелось бы, конечно, посмотреть (в любом виде), но и народу хотелось бы что-то показать. Я в сентябре приеду, наверное, что-то будем делать (хотя не знаю, успею ли к 4-му).
Войнер Григорий 05.07.2010 13:09
————
Дополнительную информацию смотрите: на страничках . Геннадия . Жукова в интернете, а также на официальном сайте его ф о т о г р а ф и и, видео и аудиофайлы в формате MP3.
Фотографиями этот материал дополнила
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |