В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
25.06.2008 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво |
Авторы:
Анпилов Андрей |
|
Невидимая цель |
Кто-то, не помню кто, так определял разницу между обычным талантом и гением: талант поражает цель, видимую всем; гений – пока невидимую никому. Несмотря на некоторый милитаризм, эта формула отражает художественную реальность довольно точно. Эстетическое самосознание эпохи продвигают, формируют совсем не те любимцы публики, чьи имена у всех на слуху. Роковым образом истинный поэт – всегда жертва. Причём характер общества – демократический ли, тоталитарный – не имеет значения. Имеет значение несовпадение идеала и обыденности. А поэт не может сообразовываться духу века сего. Либо Муза его покинет. Чему мы все неоднократно были свидетелями. Нравственный императив поэтического поведения – прост. БЫТЬ ВСЕГДА НА СТОРОНЕ СЛАБОГО, ОБИЖЕННОГО И ГОНИМОГО. Марина Цветаева говорила, что даже последнему негодяю и насильнику она дала бы приют, если бы на него ополчились, так сказать, правоохранительные органы. Максимилиан Волошин во времена Гражданской войны давал в своём доме пристанище всем без разбора – что красным, что белым, что синим, что зелёным. С политической точки зрения – абсурд, если не предательство. С высокой, идеальной – единственно возможный для поэта поступок. Потому что ТАК – красиво. Красиво быть добрым, щедрым, красиво любить самому, а не быть любимым, красиво отдавать, а не брать, красиво защищать, а обижать – очень некрасиво, смертельно некрасиво. Скажу банальность, но живём мы с вами в некрасивое время. Какая чепуха весь этот "конституционный порядок" или вся эта "национальная идея"... Кому это надо в отсутствии любви, чести и милосердия?.. Как горько писал незадолго до смерти Владимир Соколов:
...И не надо мне прав человека – Я давно уже не человек...
Поэзия – это не наука, да и не философия. Возможности её по части проникновения в тайны природы или объяснения законов мироустройства – весьма ограничены по сравнению с точными дисциплинами. Если есть в стихе научность и философичность – хорошо, нет – ещё не беда. Беда, коли нет поэтичности. Поэзия, да и вообще искусство, обладает волшебным даром – даром эмоционального, нравственного и духовного воскрешения. В этом и есть её, поэзии, призвание – в обновлении взгляда, в возвращении уму и сердцу первоначальной чувствительности и свежести. Я уже писал об этом года ("Литературная газета", 14.12.94) и до сих пор, как это ни странно, сам с собой согласен. Так что, чем заново выдумывать, воспользуюсь правом авторства и нахально перекатаю слово в слово: "Вот так слово спасается от порчи – разогретое сердечным огнём, преображённое искренней интонацией, отрывающееся от бумажной страницы. Это чудо в искусстве происходит каждый раз неожиданно. Любовь, надежда воскресают как бы из ничего.
Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних стран – И мир опять предстанет странным, Закутанным в цветной туман.
Дело не в романтизме, дело в сообщении душе истинных масштабов. Стихи – весть о разнообразии жизни, о событии устрашающего и счастливого мира с личным сознанием, обнажение нехоженых путей и влекущих горизонтов. То есть всего того, что так потрясало в детстве и отодвинулось потом. Поэт, как ребёнок, ближе находится к основам мироздания, к любви, к смерти, к ужасу, к милосердию. "Единственная новость – это талант". Единственная новость – каким именно образом воскресает связь: индивидуального сознания – внешнего мира, повседневности – чуда, души – Бога. Отсутствие воскрешающего дара не заменить никакими уловками..." М-да, в каком-то смысле – умри, Денис... Правильно сделал, что перекатал... Борис Пастернак устами героя своего романа (Веденяпина, кажется) высказал одно важное соображение: поэзия, наряду с религией, наукой и философией имеет одну сверхзадачу – преодоление смерти. Выражаясь более современно, поэзия имеет антиэнтропийную направленность. Надеяться на успех в этом деле (если ЭТО можно назвать делом) – безумие. Но как раз ум-то в таких вопросах и не требуется, нужна – вера. Нужна безумная духовная дерзость. Как сказано – только дерзающему откроется Царство Небесное. Между прочим, весь поздний Бродский (за исключением "Горения" и, может, ещё трёх-четырёх стихотворений) – эмоционально и интеллектуально направлен ровно в противоположную сторону. Сплошное торжество энтропии – не повышай голоса, слейся со временем, мир как после нейтронной бомбы, чайки начнут с чистой бесчеловечной ноты... Одно время я был склонен оценивать это как художественную провокацию – раз все ломятся ТУДА, то я – ОБРАТНО. Но – перечитываем ранние стихи, вчитываемся в мемуары современников... Иосиф Бродский – поэт хрупкого душевного устройства, создание сверхвозбудимое, болезненно волнуемое и травмируемое жизнью. Мне кажется, (именно КАЖЕТСЯ), литературная эволюция Бродского – результат последовательного самообуздания, усмирения невыносимой душевной стихийности. Поздняя поэзия и эссеистика задним числом идеологически оформила совершившийся психологический "перенастрой". Я бы так подробно не задерживался на феномене Бродского, если бы не его сокрушительное влияние на неокрепшие, хотя зачастую великовозрастные, умы. Всякое слово поэта надо слышать, но не каждому – следовать. Может быть, за Бродского – Баратынский, Анненский, Сологуб, Введенский. Но против – назову только одно имя, хотя ряд можно было бы выразительно продолжить. Одно имя – Пушкин. Вероятно, есть два пути для поэта встать вровень с мирозданием, с божественным началом. Условно говоря – путь Иакова и путь Авраама. Путь Иакова – богоборчество, метафизический мятеж, "возвращение билета Творцу" и – высокое поражение и байроновская хромота. Это – Лермонтов, Блок, Цветаева. Путь Авраама – беспредельная доверчивость ходу вещей, пребывание духа в любви, жертвенность, самоотречение. Это – Пушкин, Пастернак. Отчего Пушкина величают "солнцем"? Не из-за монархического же подхалимажа! Просто стих Пушкина льётся подобно солнечным лучам – на всё небо, на всю землю – жаркий и свободный. В каком-то смысле это уже нечеловеческий, космический, божественный взгляд на творение. Одновременное слышание и музыки сфер, и мирового разнобоя, и собственного сердцебиения.
...И внял я неба содроганье, И горний ангелов полёт, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье... ..................................... ...И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть...
Но главное – тон высказывания: сильный, бодрый и... весёлый. И вот этот "весёлый" тон не переупрямить, не "пересерьёзнить" никакими своекорыстными интерпретациями. (Не скажу, в чей огород камешек...) Допустим, что Пушкин – "наше Всё", найти в нём при желании можно всё. Но тон-то "арапский" – не переоркеструешь! Вот он – прямо в ухо заливается:
Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил ваши взоры, Ваши синие глаза...
Адорно в своё время сказал, что поэзия после Освенцима невозможна. То есть масштабы зла и ужаса ХХ века не поддаются разумному осмыслению и гармонизации. И тем не менее такая "послеГУЛАГовская", "послебухенвальдская" поэзия – есть. Это – "поэзия Иова". Не осмысляющая, не гармонизирующая, но – вопрошающая, потрясающая язвами, рубищем перед лицом Господа своего. Например – Нелли Закс. Или из наших – Варлаам Шаламов, частично Борис Слуцкий и – наш современник, недавно ушедший Борис Чичибабин. И – Вениамин Блаженный (Айзенштадт). Приведу хотя бы кусочек из его "Моления о кошках и собаках":
Моление о кошках и собаках, О маленьких изгоях бытия, Живущих на помойках и в оврагах И вечно неприкаянных, как я. ................................................. ...Рябит слеза огромная, как Волга, Слеза зверей... И в ней они плывут. Они плывут и обоняют запах Недоброй тины. Круче водоверть – И столько боли в этих чутких лапах, Что хочется потрогать ими смерть. Потрогать так, как трогают колени, А может и лизнуть её тайком В каком-то безнадёжном исступленьи Горячим и шершавым языком... Слеза зверей, огромная как Волга, Утопит смерть. Она утопит рок. И вот уже ни смерти и ни Бога. Господь-собака и кошачий Бог...
Вот он, сегодняшний голос, "де профундис" – из бездны взывая. Утративший человеческий "разум", переживший смерть наяву, "протопивший" духовным, поэтическим огнём лёд отчаяния насквозь – воскресший... Такой поэзии много быть не может. На мой слух, сейчас с таким напряжением пишут трое – Вениамин Айзенштадт, Елена Шварц, Ольга Седакова. Это поэзия предельной серьёзности (душевной собранности, нравственной чистоты и эстетической ответственности). Что, между прочим, не исключает в их стихах ни юмор, ни улыбку.
Машин нет в смерти ни одной. Мне это очень, очень жаль – На что мне радость и печаль, Когда нет "Оптимы" со мной? Или портной старинный "Зингер" – В своём усердии собачьем – Всё моё детство стрекотавший, С отполированным плечом, Похожий на мастерового, О лучшем не подозревавший, Всю жизнь строчивший так смиренно, Как бы для худшего рожденный И с простодушными глазами, Блестящими в прозрачной стали. Без них блаженства мне не надо – Без этих кротких и железных И нищих духом двух существ.
Елена Шварц
Видно, как поэтический темперамент раскачивает, не разрушая, регулярный стих – и тот передаёт истинность переживания. Слышно, как звонкий, взволнованный голос постепенно усмиряется важным, торжественным ритмом – удваивая силу высказывания, его неотвратимость. И, разумеется, – аллюзии старого сюжета. Аж из Катулла... Принцип поэтики Ольги Седаковой одновременно прост и радикален: не надо ничего лишнего, ничего похожего на "стихи": "...пусть всё, что не чудо, сгорает".
Обогрей, Господь, Твоих любимых – сирот, больных, погорельцев. Сделай за того, кто не может, всё, что ему велели. И умершим, Господи, умершим – пусть грехи их вспыхнут, как солома, сгорят и следа не оставят ни в могиле, ни в высоком небе. Ты – Господь чудес и обещаний. Пусть всё, что не чудо, сгорает.
Ольга Седакова
Это – почти уже не литература. "Игра", без которой не существует искусство – здесь почти не чувствительна. Она есть – в "стильности", старинности речи, но – нейтрализована строгим, умоляющим, самоотверженным тоном. А подлинность тона – не симулируешь, не стилизуешь...
Иван Карамазов говорил, что невозможно принять мировую гармонию, если в основании её – слезинка ребёнка. Лев Мышкин заметил, что весь дух христианства может быть сосредоточен в застенчивой улыбке молодой матери, впервые кормящей новорождённого. Нельзя быть счастливым, помня о слезинке. Нельзя быть несчастным, помня о материнской улыбке. Только преображённое сознание может вместить в себя одновременность существования добра и зла, любви и ненависти, отчаяния и надежды. И в этом "путешествии" одна из главных помощниц душе – поэзия. Чтобы душа оставалась живой голубкой, чтобы человек хоть немного приближался к "замыслу о человеке"... Какое отношение всё это имеет к авторской песне? По-моему, самое непосредственное. Давайте не будем ничего расшифровывать, моделировать – давайте честно подумаем в одиночестве, ЧТО весят наши песенки на весах БОЛЬШОГО ИСКУССТВА?.. У большого искусства – столетние традиции, кирпичи антологий, курсы в университетах, развитый критический аппарат... А у НАС что? Сотня книжечек, несколько центнеров магнитофонной плёнки, любимые с детства голоса... Ну, журнал вот этот – "АП Арт"... И всё, кажется? Однако... не стоит вытягиваться перед литературой, как ребёнку перед взрослым. Ребёнок – не недоделанный взрослый, он – точно такой же ЧЕЛОВЕК, только острее и глубже чувствующий. И в самых чистых, сильных своих произведениях авторская песня решает те же самые духовные задачи, что и большое искусство. А перед главными, так сказать – "бытийными" проблемами – большое искусство само стоит навытяжку. Жанровое чутьё в том и выражено – взять ровно столько, сколько можешь унести. В этом смысле часть – не меньше целого. "Блажен, кто посетил сей мир..." Тютчева – не меньше, чем "Война и мир" Толстого, "Кони привередливые" Высоцкого – не меньше "Облака в штанах" Маяковского. Есть, в конце концов, – Окуджава, Галич, Матвеева, Бережков, Луферов, Мирзаян... Песня по природе своей обладает уникальными возможностями внушения, но иногда бывает жаль, что они (возможности) не используются "на всю катушку". Но тут уж наш жанр сам по себе ни в чём не ущербен, это – дело художественной совести каждого пишущего – сколько нагрузить на песню? как выволочь этот груз, чтобы не было стыдно и тяжело слушать? За всё это мы отвечаем по точному слову Вероники Долиной – "перед Богом и стихом". Многие ли из нас смогут сказать: "...Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним"? Не знаю... Подумаем... А пока мы в одиночестве думаем, я, пожалуй, потихоньку и контрабандой закончу свой текст коротким стихотворением Валентина Берестова. Парадоксальным образом в этом стихе преломились все качества, свойственные "авраамовскому" поэтическому складу. Это не травестия – вчитайтесь внимательно:
Схватили, разули, Раздели тебя без стыда. Ты брошен в корыто, На темечко льётся вода. Ты всё принимаешь, От мыла глазёнки зажмуря, И мамины руки Играют тобою, как буря. О, ужас и счастье Таинственных этих минут, Когда тебя в воду бросают, И треплют, и мнут. А ты хоть не знаешь Причины и смысла событий, Но веришь в добро, Бултыхаясь в гремящем корыте.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |