В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

03.11.2013
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Огурцов В.

Источник:
Огурцов, В. На семи ветрах / В. Огурцов // Советская Россия. – 1982. – № 172. – 27 июл.
 

На семи ветрах


Еще раз о самодеятельной песне и любительских клубах

 

Судьба популярных сегодня у молодежи клубов самодеятельной песни зависит не только от расположения к ним многих организаций, но и от множества самых разных недомолвок и слухов вокруг их деятельности. Мы публиковали в газете беседу с автором и исполнителем собственных песен Юрием Визбором, а также материалы из Саратова, Воронежа, Перми и Смоленска, которые так или иначе касались проблем самодеятельного песенного творчества, городских клубов, исполнительских конкурсов и фестивалей. Редакция получила много откликов на эти публикации. И чтобы продолжить разговор о песенном творчестве, мы приняли приглашение Челябинского клуба самодеятельной песни, который недавно проводил свой десятый фестиваль.

Основали его инструктор областного управления культуры Лариса Коробицына и выпускница Уральской консерватории, преподаватель музыкального училища Татьяна Лихачева. За десять лет клуб многого достиг. Здесь собрался актив серьезных, знающих толк в поэзии и музыке людей.

– Туристская песня перестает быть легкомысленной, – рассказывал участник фестиваля Виктор Макаров из Белоруссии. – Все чаще она посвящается самой серьезной теме – патриотизму.

И именно этим клуб обеспечил себе популярность авторов и исполнителей, многотысячную аудиторию зрителей, которые приняли строгие его критерии, может быть, и не сразу. А разве можно переоценить педагогическую и нравственную значимость, скажем, такого события: лауреаты первых конкурсов – инженер-металлург, песенник и гитарист, удостоенный звания заслуженного работника культуры РСФСР Юрий Соколов и инженер Анатолий Хмель – расклеили в Металлургическом районе Челябинска необычные объявления, которыми приглашали на встречу всех ребят, кто знает хоть один аккорд на любой гитаре. И столько их "набежало" из общежитий, подъездов и скверов, и такого они напели! Потом лауреаты взяли свои аккорды, и завороженно примолкла дворово-гитарная вольница: вот, оказывается, как надо...

Челябинские песенники предприняли похвальную попытку собрать все по-настоящему стоящее внимания в современном фольклоре, ведь самодеятельная песня давно существует как весьма характерная его разновидность, Лучшие ее образцы пробили себе дорогу в театр и кино, они звучат по радио и телевидению, стали появляться в грамзаписи. И все-таки основная масса интересных песен существует пока в домашних фонотеках и рукописных сборниках.

Клуб решил освоить опыт других объединений – и вот челябинцы поют в Новосибирске и Куйбышеве. А в переполненных челябинских дворцах с огромным успехом выступают Визбор и Городницкий, Боков и Никитин, Вахнюк и Дольский. Контакты эти столь же естественны, сколь необходимы. Но налаживать их не так-то просто. Самодеятельные песенные клубы представляют собой объединения людей, которые все делают сами: поют и собирают песни, переписывают сборники и пробивают конкурсы, выпрашивают залы, обслуживают микрофоны и магнитофоны... Они и необходимый для коллективного своего существования бюджет нередко зарабатывают сами. И в этом тоже была бы бесспорная педагогика, нравственный пример (ведь в последнее время стали откровенно тревожить и меркантилизм, и иждивенчество участников некоторых песенных клубов), если бы зарабатывать не приходилось с помощью слишком сложных, запутанных отношений и операций.

Трудно пока сказать, насколько хватит творческого единства организаторам челябинского фестиваля, в последние годы он стал собирать многие тысячи слушателей, которые прибывали всеми видами транспорта, устраивали целый палаточный город с проспектами и улицами, детсадами, складами привезенных с собою... дров для ночного костра и камня для импровизированной эстрады. Но вот в этом году ни в Челябинске, ни в Миассе не было уже никаких афиш, которые раньше приглашали на песенный праздник. Более неудобными для работающих оказались и дни фестиваля – один из них был рабочей субботой. Оперативный отряд решительно предупреждал каждого оказавшегося в зоне Ильменской турбазы "постороннего": никаких собственных палаток и машин, пускаем только с официальной турпутевкой.

Когда я шел к базе, навстречу попалась группа школьников из Челябинска. Откуда-то они вызнали про фестиваль, хотя был у организаторов уговор особенно не распространяться. Наткнулись на оперативный отряд, поговорили и вот со слезами возвращаются домой, мучительно стараясь понять: о чем там могут петь, если детям нельзя слушать? Словом, был повод для рождения ненужных слухов. А пели на фестивале о жестокой войне, о нашей ответственности перед невернувшимися. О дружбе настоящей, о родной земле, о только что ставшем краснознаменным городе Миассе, об удивительном счастье своим плечом чувствовать плечо друга.

Действительно, многие клубы и фестивали, в жизни которых эти самые "но" играют роковую роль, если и не прекратили своего существования, то из формы самодеятельности, поистине удивляющей своей массовостью (недавно еще знаменитый куйбышевский фестиваль памяти Валерия Грушина собирал до 80 тысяч слушателей), постепенно либо вообще прекратили свою деятельность, либо превратились в обычные конкурсные концерты под крышей какого-нибудь Дворца культуры, утратив свои романтичные признаки — палатку, костер на берегу, пахнущую дымом кашу, возможность не только слушать, но и самому творчески участвовать в могучем песенном действе.. Почему же происходит подобная эволюция?

...Клубы песни даже при самой организованной самодеятельности не могут существовать без лидера, наделенного определенными нравами и возможностями: от права заказать буклет новых песен и снять на вечер .пустующий дворец до квалифицированного творческого совета и командировки на другой фестиваль. И теоретически полнокровное существование клуба полностью отвечает основной задаче учреждений культуры, которые порой самыми невероятными усилиями "выращивают" массовость и охват, а тут тысячи молодых людей сами пришли.

Клуб песни, казалось бы, столь же точно соответствует и основной задаче профсоюзов: ведь родилась-то песня в туристской палатке, и для комсомола будто бы на редкость удобная форма неформального общения и контакта... Но взаимоотношения-то эти, к сожалению, до сих пор никто не взялся поставить на научную основу.

Возьмем работников культуры. Они бы и рады охватить тысячи поющих людей и записать в статотчет поистине ошеломляющие цифры. Только вот сомневаются: происходят все это в лесу, а не под крышей каменного Дворца культуры. Но деятельная пропаганда культуры никогда не замыкалась в стенах кабинета, концертного зала, квартиры самого поэта или музыканта. И многие научно-методические центры самодеятельности, композиторские организации делают вид, что о мощном гитарном течении и знать не знают. Так проще.

Весьма похоже проявляется и отношение профсоюзов. Если они и соглашаются поддержать песенный клуб, то всеми правдами и неправдами стараются загнать его под крышу своего культурного очага, чтобы поправить дела с массовостью, соблюсти отраслевые признаки. Скажем, пока самодеятельная песня была только туристской, совет по туризму соглашался иметь с ней дело, а как только она от сиреневых туманов поднялась до "обобщений", публицистики, ее по рекомендации совета тут же сняли с туристского "довольствия".

Да и комсомол не всегда дает себе отчет в том, сколь перспективен для него клуб самодеятельной песни, и зачастую просто не догадывается, какую эффективную форму воздействия он столь нечаянно обрел, и потому пока не использует и десятой доли возможного кпд. Вообще своего официального отношения к клубам песни комсомол пока не высказал. Говорят, будто собрали биографии клубов. "Отпечатали" их проблемы. Осталось методически обобщить все это и выдать на места рекомендации... С каким нетерпением и как давно ждут этого обобщения клубы самодеятельной песни! Как мечтают они поручить утвержденный опыт клубного эталона, куда можно было бы приехать за необходимыми материалами и помощью! Какие надежды возлагают на обещанный не то слет, не то семинар всех заинтересованных организаций и еще не потерявших энтузиазм активистов!..

 

В. ОГУРЦОВ. (Наш спец. корр.).

Миасс.

 

Бард Топ elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2021