В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
06.11.2013 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей) |
Авторы:
Орловский Сергей Источник: Орловский, С. Первый в мире музей "Барды Мира". Описание в шести тезисах / С. Орловский // Релга. – 2012. – № 10 (248). – 5 июл. |
|
Первый в мире музей "Барды Мира". Описание в шести тезисах |
Тезис 1. Бардовская песня – сложный и интересный объект для научного исследования.
Те, кто когда-нибудь интересовался содержанием полных циклов научно-исследовательской деятельности, не могли не заметить, что исследование начинается из практики наблюдения того или иного феномена и заканчивается возвратом в практику, но уже в новой форме. Исследовательский процесс не только что-то изучил, но и предложил новую форму практики. До последнего времени практически все научно-исследовательские работы [1] по изучению "бардовской песни", как это ни странно, были направлены только на выборочное комментирование таких песен без непосредственного возврата своих результатов в песенную практику. В данном случае мы имеем дело с так называемым неполным циклом [2] научно-исследовательской практики, который остается в таком состоянии уже почти 30 лет. Почему же не происходит развития "неполного цикла" в "полный цикл"? – Это происходит по причине высокой скрытой сложности объекта изучения. Внешняя кажущаяся его простота приводит к неправильному выбору исследовательского подхода. Например, здесь часто совершаются три методологические ошибки, а именно: 1. Искажение фокуса акцентирования. Это приводит к преувеличению роли акцентирования различий. Исследователь вовлекается в цепочку безостановочной детализации, которая быстро выводит его за уровни различения, доступные песенной практике. 2. Методологическое сужение. Исследователь попадает в замкнутый круг движения по цепочке "особенное – единичное". Это нарушение культурной нормы познания, которую ещё Гегель выразил непременной триадой "общее – особенное – единичное". 3. Неточность самоопределения исследователя. Имеются в виду неточности позиционирования исследователя в двух связанных пространствах "позиция исследователя" (функциональная, интегральная, универсальная) и "культурная ситуация исследователя" (пространство главной цели). Что нужно преодолеть исследователю в первую очередь? – Желание изучать песню только как объект художественной культуры и применять к нему известные здесь исследовательские подходы искусствознания, например такие как: филологический, музыковедческий, эстрадно-сценический. Да, песня – это единство нескольких элементов (песенный текст, песенная музыка, исполнительская подача). Заманчиво изучать эти элементы раздельно, как это сегодня принято в профессиональном искусстве. Сложив три профессиональных элемента, мы должны устойчиво получить образование, которое и будет называться "песней". Но, не тут-то было. Феномен "русская бардовская песня" как раз и состоял в том, что песню сочиняли и исполняли самодеятельные (непрофессиональные) авторы. И такая песня вполне могла конкурировать с песнями от профессионалов. Её изюминка возникала в особенном единстве песенных элементов. Такую песню можно было бы разъять на элементы, но только искусственным путём. Рассмотрение показывало, что раздельно такие элементы не дотягивают до уровня "профессиональное искусство", но соединенные вместе – они образуют песенный шедевр. Как же нужно изучать песню по большому счёту? – Сначала только как целое [3]. Как особенную деятельность по саморазвитию человека сквозь песенную материю. То есть, песню нужно изучать на основе деятельностного подхода – результат не отрывается от процесса его получения. В определении понятия "песня" обязательно должно входить понятие "деятельность" [4]. При этом, её художественная форма проистекает из качеств её исполнителя, отражает качество его саморазвития. Бардовская песня – это вход в поток саморазвития человека, одним из элементов отражения которого есть песенная форма. Единство такой формы обеспечивается особенным уровнем саморазвития её исполнителя. Форму наполняет человек. Она оживает только в момент её исполнения. Особенное песенное единство бардовской песни – это песенная синкретика на основе потока саморазвития человека. Таким образом, глубокий исследователь, начав изучать песню, вдруг сталкивается с необходимостью решить проблему "синкретика песни". При этом художественная феноменология вдруг погружается в феноменологию саморазвития и к тому же они вдруг меняются местами. Феноменология саморазвития человека выходит на первое место. К чему же неминуемо приходит исследователь, идя путём деятельностного подхода? – Он неминуемо приходит к открытию таких узловых моментов темы, как: – новая хронология русской авторской песни, выделяя в ней период "триединаяпесня" (1950-1980 гг.). Здесь были соединены три песенных потока "самодеятельная песня", "бардовская песня" и "авторская песня-1". Собирательным потоком была "бардовская песня". Современная авторская песня – это "авторская песня -2". Она не только не совпадает с понятием "триединаяпесня", но и с понятием "авторская песня-1". – новый слой культуры "авторская культура песен". Триединая песня – это не песенный жанр, а – модная и яркая манифестация нового слоя культуры "авторская культура"[5], который в приложении к песне даёт не жанр, а – "авторскую культуру песен". Что делает автор и исполнитель бардовских песен? – Он совершает деятельность в пространстве "авторская культура песен". Читай "авторская культура саморазвития человека", вылитая в форму "авторская культура песен"! – новое понятие "историческая цепочка бардов мировой культуры". Обнаружению слоя "авторская культура песен" позволяет увидеть деятелей такой культуры у разных народов мира. Тем самым, вначале песенный феномен русской культуры превращается в феномен мировой культуры "авторская культура песен народов мира". – новое наполнение понятия "бард". Если раньше многие песневеды считали, что понятие "бард" обозначает только певца и сочинителя песен у древних кельтов, то теперь, выполнив поиск деятелей авторской культуры песен у народов мира, можно считать что "современный бард" – это собирательное понятие[6] из многих культур. Современный бард – это Сибард (от соединения трёх слов "синтез", "синкретика" и "бард"). – гипотетическая практико-мировоззренческая система "Учение Бардов". Деятельность в пространствах "авторская культура саморазвития человека" и "авторская культура песен" позволяет рассматривать бардов как некое гипотетическое историческое сообщество "круг бардов", имеющее свое Учение – "Учение Бардов", в котором раскрывается тайна песенного искусства бардов. При этом, в образ барда входит представление о хранителе "песенности языка". – мультидисциплинарное и интердисциплинарное понимание "песни". Песню можно и нужно изучать с точки зрения разных секторов науки (например: психология, филология, культурология) и научных дисциплин (например: физическая акустика, песенный голос, сольфеджио), соединяя их данные в единое представление. Это дает представление о песни как о мультидисциплинарном объекте изучения. С другой стороны раскрытие содержания "пространство внутренних состояний аутентичного исполнителя песен" делают возможным перенос информации о пространстве таких состояний, например в сектор "культура мышления" [7] (теория познания и рядом). Такой охват понятия "песня" вводит линию "интердисциплинарность" – возможность переноса результатов исследования песни в другие сектора научно-исследовательской деятельности.
Тезис 2. Новизна различения вводит исследователя в пространство не только новых слов, но и новых величин.
Каждый раз, начиная экскурсии в пока единственном в мире мобильном музее "Барды Мира" [8], мы обращаемся к гостям со словами: "Музей сформирован на базе результатов многолетнего частного исследовательского проекта "Барды Мира" [9], и назван также. Собрана, создана и представлена песенная информация о выдающихся бардах разных времен и народов мира. Музейные экспозиции представляют их как вместе, так и индивидуально. Начав с подробного изучения "песенного взрыва бардов" в русской культуре второй половины XX века, мы обнаружили, что корни этого феномена уходят далеко вглубь исторического времени. Понятие "бард" наполнилось содержанием раньше, чем появилось само слово "бард". Разница в историческом времени здесь громадна. Появление феномена "бардовская певучесть психики человека" датируется нами примерно 40 тысяч лет до н.э. В то время как дата появления слова "барды" – это примерно 6 век н.э. Документальная часть всемирной истории позволяет говорить об исторической цепочке бардов длиной не менее 200 имен, из 27 различных стран мира, в историческом интервале длиной 29 веков, от времён легендарного Орфея до современных бардов Сибардов [10]. Авторская культура песен была представлена в русской культуре второй половины XX века "триединой песней". Можно говорить о представительском множестве такой песни, как "авторской культуры песен", мощностью примерно в 18 тысяч песен от 250 авторов. При этом, мощность множества песен, стоящего за понятием Сибард, оценивается примерно в 40 тысяч песен от 400 авторов. В рамках наших представлений о бардах можно также выполнить оценку множества потенциально культурно значимых внутренних состояний аутентичного исполнителя "триединой песни" – пространство внутренних состояний деятеля "авторская культура песен". Мощность такого множества оценивается величиной 96. При этом, речь идет только о простом соответствии "одно внутреннее состояние – одна песня". Более сложный тип соответствия еще предстоит рассмотреть. Однако уже сегодня можно достаточно наглядно видеть [11], как используют пространство состояний "авторская культура песен" все слои "триединой песни". Можно ответить и на прямые вопросы, например такие: "Сколько таких состояний и как использовано классиками бардовской песни?", "Сколько состояний и какие вообще не использованы ещё никем?".
Тезис 3. Музей песен бардов – это образ культурологии авторской культуры песен, представленный достижениями современной музейной культуры.
Занимаясь изучением песни, исследователь приходит к тому, что нужно строить специальный информационный ряд "культурное документирование песни", где песня оформляется как "документ культуры". В таком ряду неминуемо возникает направление "песенный фестиваль – хрестоматия – энциклопедия – живой музей" [12]. При этом сам процесс изучения песни открывает и входит в новое русло – "Культурология авторской культуры", применённое к песне. Музей представляет посетителям информацию о бардах разных времён, ориентированную на раскрытие тайны их песенного искусства. При этом используется широкий спектр возможностей музейной коммуникации, опирающихся на результаты современной музейной науки "музеология". Важнейшим свойством такой коммуникации принят уровень "мультилог" (многосторонний диалог), опирающийся на важнейшую особенность искусства бардов – достигать уровня "внутренний диалог слушателя" [13]. В процессе музейной коммуникации вскрываются различные информационные слои пространства темы "барды", например такие, как: – историческая цепочка бардов за 29 последних веков; – общая и специальная информация об известных бардах из истории 27 стран мира; – современные барды (XX век) разных стран мира; – основы гипотетического "Учения Бардов"; – "Круг Бардов" в узком и широком понимании; – "песенная классика бардов" и "барды-классики"; – слуховое восприятие песенного искусства бардов в живом песенном концерте музейных бардов (аутентичных Сибардов)$ – книги, журналы, аудио, видео о бардах. Рабочими языками музейной деятельности являются четыре языка: немецкий, русский, английский и эсперанто. Песни звучат на языке оригинала, но с обязательным подстрочником или комментарием на немецком языке и эсперанто. В идеале такой комментарий должен делаться на всех рабочих языках музея. Главным элементом музейной организации является "музейная экспозиция". Сегодня она формируется из четырёх основных форм: "лекция" (0,5 часа) и "песенный концерт" (от 0,5 часа), слайдовый фильм (0,5 часа), видеофильм (от 15 минут). Возможна также небольшая дискуссия. Образная визуализация (фото, слайды, видеофильм) происходит на основе компьютерного проецирования. Сегодня музей не имеет своего стационарного помещения, все образные демонстрации происходят за счет опоры на компьютерные технологии. Следует особенно отметить ещё три специальные формы музейной работы, а именно: – подиумная дискуссия. В культуре Германии считается естественной форма "подиумная дискуссия", распространяющаяся на широкий спектр тем, в том числе и на песню. Например, известность приобрели подиумные диспуты [14] о "политической песне", их аудиозаписи даже распространяются в государственной торговой сети. – научная конференция. Учитывая, что музей является ещё и исследовательской организацией, он заинтересован в создании широкого научно-исследовательского круга "наука о Песне". Показывает свои научные результаты и собирает полезные находки других исследователей. – песенный фестиваль. Музей заинтересован в поиске авторов и исполнителей уровня "аутентичная авторская культура песен". Песенный фестиваль выступает здесь важным инструментом такого интереса, как: узнавание новых соискателей, выявление сильнейших соискателей на конкурсной основе. Стоит осветить два вопроса: 1) На какого посетителя ориентирован музей? – Обычный контингент посетителей музеев, песенных концертов и песенных фестивалей. В городе Нюрнберге проходит ежегодный большой музыкальный праздник "Встреча бардов", который посещают около 140 тысяч человек. Возможно, гостей этого фестиваля удастся привлечь к посещению нашего музея. 2) Есть ли у музея аналоги? – Ближайшим аналогом является "Смитсоновский институт мирового песенного фольклора" (Smithsonian Folkways, США). Есть музеи отдельных бардов[15], но музей "Барды Мира" охватывает всех бардов всех времён в целом. Кроме того, нельзя не отметить такое уникальное свойство нашей музейной модели, как "мультикультурная привлекательность", ведь представляемая "авторская культура песен" выходит за рамки национальных границ, достигая интернационального уровня. Музейная форма является естественным продолжением практики апробации таких форм публичной демонстраций песен, как: вечер песен, песенный концерт, лекция, живая песенная иллюстрация (к докладу, к дискуссии, к конференции), уличный концерт [16]. Сегодня музей не имеет стационарного помещения, рассчитан только на мобильный компьютерный вариант демонстрации своего фонда [17], который хранится у частных лиц. У музея формируется круг партнеров, в частности: Группа любителей языка Эсперанто (г. Нюрнберг), проектное бюро организаторов ежегодного праздника "Встреча бардов" (г. Нюрнберг), Высшая музыкальная школа (г. Нюрнберг), Факультет синхронных переводчиков (Университет, г. Хайдельберг), группа организаторов ежегодного фестиваля русской авторской песни (г. Вупперталь). Он принципиально ориентирован на интернациональный состав его участников и мультикультурное разнообразие, а также и творчество. При музее открыта студия "Песни и гитара бардов", которая предоставляет всем желающим уроки, мастер-класс и консультации по особенностям овладения оригинальным песенным искусством бардов. Реализация качественной музейной модели связана с преодолением ряда проблем, среди которых особенно острыми являются такие как: недостаточная финансовая поддержка и уникальность позиции "аутентичный исполнитель песен бардов".
Тезис 4. Музей песен бардов – это носитель расширенной модели музейной практики за счёт обогащения уже известного новой формой песенной практики "музейный бард".
Музей "Барды Мира" не является просто хранилищем всесторонней информации о бардах, он призван поддерживать такую информацию в активном режиме "живая традиция". Практически к любой экспозиции предъявляется требование "быть озвученной аутентичным исполнителем песен". В соответствии с этим, каждая музейная экспозиция выходит на уровень "экскурсия-представление". Повествование обязательно выходит на уровень живого исполнения песен, переходя собственно от формы "экскурсия" к форме "концертный номер" и даже "концерт". В свое время известный русский бард-композитор С. Никитин, когда его спросили, кем бы он хотел работать, ответил, что хотел бы работать "кинопевцом" – озвучивать песни как киновариант, в соответствии с потребностями киносюжета. В нашем же случае, по аналогии, можно сказать, что оживление песен производит "музейный бард", который озвучивает не просто песню, а – авторскую культуру песен в каждой исполняемой песне. На подготовку соискателей такого уровня исполнения песен ориентирована школа "Песни и гитара бардов", работающая при музее. Есть ли отличие живого представления песен в нашем музее и просто концертного выступления бардов? – Да, есть. Разница в ответственности за представляемую программу. Наше представление всегда устремлено к аутентичному представлению песни от лучших её исполнителей и аранжировщиков. Оно опирается на полную осведомленность в уже созданной вариантности исполнения от уровня "авторский оригинал" до уровня "концертный вариант", скреплённую практическим навыком. Надо отметить, что "музейный бард" способен к исполнению песен под аккомпанемент не только акустической гитары, но и без неё – а капелла. В каком-то смысле его можно считать универсальным исполнителем "авторской культуры песен". Подчеркнём еще раз, ведь в каждой песне исполняется не только сама песня, но и её принадлежность к авторской культуре песен. Конечно, нет сомнения, что говоря о качествах "музейного барда", нужно забыть всякие нелепости типа "у песен бардов всего три аккорда". Аккомпанемент песен бардов[18] вполне сравним с гармонической сложностью аккомпанемента всемирно известной группы "Битлз", а в разборе минорной гармонии песни бардов стоят на очень высокой ступени, нередко превосходя бытующую на эстраде песню. Аккомпанементу бардовских песен нужно специально учиться!
Тезис 5. Центр музейной экспозиции – "Бардовский счёт".
Бардовский счёт – это взгляд на деятельность того или иного автора или исполнителя песен из "круга Бардов". Это – ответ на сущностный вопрос: "Что сделано в области "авторская культура песен" по существу?". Все музейные экспозиции, посвященные тому или иному барду, опираются на его "бардовский счёт". Отталкиваются от такого представления и концентрируются на нём. При этом внимание удерживается исключительно на деятельности, ведущей к созданию и исполнению песен. Музей не интересуют скандальные тонкости частной жизни. Её полная летопись – это удел специальных биографов. Музеем удерживается только то, что восходит или выводит к "бардовской герметике" – полному информационному своду сущностно бардовского характера, специальной фокусной умозрительности "аутентичный Сибард" (идеальный Бард). "Бардовский счёт" – это и фокусная структура и хранилище информации о каждом барде в отдельности. Понятие "счёт" здесь имеет значение "то, что считается (идет в зачёт)". Главными здесь являются четыре фокусных структуры: Информационная карта барда. Здесь компактно собраны числовые данные о песенной деятельности барда, отмечены его "авторские особенности". Самоговорящая информация. Этот сектор отвечает за собрание аудио— и видеозаписей, выводящих на уровень "аутентичное исполнение и звучание песен". Вспомогательная образность. Это – собрание фотоматериалов, образующих сжатую автобиографическую и опорную хронику песенной жизни барда. Живая песня. Музей опирается на принцип "живая песня", готовя исполнителей песен бардов и показывая их как песни живых людей, а не только как законсервированный архивный материал. Создает всю необходимую для этого информацию: учебник "Гитара бардов", энциклопедия "Авторская культура песен народов мира". Доводит организацию и способ представления такой информации до уровня "исполнять песню с листа" [19].
Тезис 6. Музей создает позицию "мы – Барды", выводя гипотетическое "Учение Бардов".
Результаты проекта "Барды Мира" показали, что нет смысла детально восстанавливать "Учение Бардов" как программу "школ бардов" у древних кельтов. Мы уже подчеркивали выше, что история человеческой цивилизации показывает, что то, что было опредмечено словом "бард" возникло значительно раньше. Песенность была первым элементом звукового языка древнего человека. Бард – это носитель и хранитель песенности своего родного языка. Человек, вошедший в поток неостановленного саморазвития, выражающий результаты такого развития в песенной форме. Песнь барда может стать даже основой нового языка. Сибард – это современный хранитель и продолжатель линий бардов народов мира. Является хранителем не того или иного языка, а хранителем общей для всех бардов народов мира культуры – "авторской культуры песен". "Учение Бардов" – это "Учение об Авторской Культуре Песен", важнейший вклад в проявление которой было сделано русской "триединой песней". Первый вариант [20] "Учения Бардов" был построен нами в 2008 году, включает в себя два главных сегмента: – Наубард – натурфилософия бардов (представление об идеальной вершине устремления потока саморазвития барда). – Сибард – система практики саморазвития человека через глубокое погружение в песенную материю. Учение – это текст, созданный на основе требований современной культуры к тексту уровня "Учение". Он состоит из нескольких разделов, а именно: онтология, гносеология, аксиология, антропология, историография, сквозные принципы. Изложение темы происходит по "принципу орла" [21], отмечая главные понятия и являясь верхним уровнем иерархии текста первого тома нашей энциклопедии "Авторская культура песен народов мира" [22], которую можно и нужно использовать как расширенное толкование элементов Учения.
Примечания:
1. Почему-то "бардовская песня" в современном секторе песневедения принимается как синонимом понятия "авторская песня". В этом секторе научных исследований защищено более 50 диссертационных работ, в том числе 3 докторские. Первая диссертация по авторской песне была защищена в 1984 году, в США. 2. Представления о "неполном цикле" возникают как следствие представлений о "полном цикле". Полный цикл – это цепочка работ, культурное документирование которых замыкает один полный виток спирали углубления темы. Полный цикл указывает на превращение темы в "фундаментальную тему". Его можно обозначить последовательной цепочкой документов современной науки: статьи – диссертация – лекционный курс – монография – учебник – энциклопедический ряд. В нашем случае цепочка документирования ещё длиннее и завершается документальной формой "музей". Правда всё находится в виде рукописей и требует процедуры официальной легализации. 3. Это впервые подчеркнул музыковед В. Фрумкин на конференции по проблемам самодеятельной песни, в 1967 г., в г. Петушки (Подмосквовье). Его можно считать первым, кто сформулировал проблему "песенная синкретика бардов". 4. Например, часто цитируется определение И.А. Соколовой (Соколова И.А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. М., ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002. С. 52): "Авторская песня...– это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции, в годы так называемой оттепели и отчетливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни". Однако здесь нет понятия "деятельность". Такое определение оставляет исследователя в объятьях ограниченного изначально филологического подхода. 5. Такой "третий слой культуры" (наравне со слоями "профессиональное" и "фолькорно-народное" обнаруживают в мировой культуре XX века исследователи живописи (Прокофьев В.Н.), джаза (Конен В.), авторского кино. 6. Соединение по принципу "встать на плечи всех исторических предшественников". 7. Процесс мышления начинает себя из разных состояний психики человека. Эти состояния практически не описаны. То есть, "теория познания" рассуждает о мышлении, ничего не зная о том, что такое "состояние сознания" и какие из них порождают культурно значимое мышление. Что такое "состояние сознания, порождающее мышление"? – Вот здесь может помочь изучение песенных состояний сознания исполнителя бардовских песен. Недаром же А. Эйнштейн говорил, что чтение Ф. Достоевского ему дает больше, чем чтение специальных журналов по физике. Отличие мышления великого физика можно поискать в состояниях сознания, из которых "вытекало" его гениальное и культурно значимое мышление. Другой пример. Наблюдая историю бардов, можно наблюдать за изменениями в уровне песенности языков мира и возможно определять "самый песенный язык" того или иного исторического времени. Так результаты изучения песни могут быть перенесены в сектор "языкознание". 8. Музей начал свою работу в феврале 2012 года, в г. Нюрнберг (Германия). 9. Частный проект, основан С.П. Орловским в 1995 г. на Украине. С 2001 года действует на территории Германии, в г. Нюрнберг. Проект известен под названиями: Студия искусства песен бардов, клуб бардов "Берег", площадка авторской культуры песен, клуб "Круг бардов". 10. Указывает на множество слов синонимов слова "бард" у народов мира. Сегодня, по данным проекта "Барды мира", мощность такого множества представляется величиной не менее 34 слов. 11. Такую зрительность дает, например, геометрический образ понятия "бардовский маршрут". 12. Именно такое направление пройдено нами в проекте "Барды Мира". Сначала была подготовлена рукопись "Хрестоматия песен бардов русской культуры второй половины XX века"(1995), затем рукописи макетов первых 4-х томов энциклопедической серии "Культурология песни. Авторская культура песен народов мира" (2008), затем компьютерные макеты экспозиций музея "Барды Мира" (2011). 13. Проект "Барды Мира" собрал около 60 различных определений "триединой песни". Непременным участником определений выступает коммуникация как "диалог". Дальнейшие исследования показали, что возникают разные уровни такого диалога, а именно: прямой (исполнитель песни – слушатель), веерный (слушатель – исполнитель песен – зал), внутренний (внутри слушателя). 14. В частности, известным организатором таких диспутов среди сочинителей и исполнителей песен является доктор культурологи Lutz Kirhenwitz (Berlin). 15. Например: частный музей В. Высоцкого (г. Копалин, Польша), музей Ю. Визбора (г. Москва), центр-музей В. Высоцкого (г. Москва). 16. Опробовано неоднократно на городском ежегодном празднике "Встреча бардов" (Bardentreffen). "Музейные барды" в обязательном порядке должны иметь опыт исполнения песен на улице – опыт практики в позиции "уличный бард". 17. Сегодня музейный фонд располагает достаточным для публичной заявки количеством качественных фотографии бардов и фрагментов их концертных выступлений. Есть организованный компьютерный архив аудиозаписей, слайдов, документальные фильмы и видеофильмы. В том числе и специальные видеозаписи сложных песен, где видны движений рук на гитарном грифе. Фонд сопровождает небольшой коллектив аутентичных исполнителей песен бардов. Уже опробованы музейные экспозиции различных линий "авторской культуры песен мира", а именно: русские барды второй половины XX века (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, А. Мирзаян, В. Луферов, С. Никитин, А. Дулов, Л. Захарченко, В. Капгер и др.), из истории "авторской культуры песен" Германии ("Октобер клуб" в ГДР, песня протеста в ФРГ, рядом), "Smithsonian Folkways" (США), "Newport-Festival" (США, П. Сигер, ранние Б. Дилан и Дж. Баез, рядом), французский шансон XX века (Ж. Брассенс, Ж. Брель, М. Форестьер, рядом). В плане 2012 года стоит демонстрация 5 музейных экспозиций: "Бардовский счёт В. Высоцкого"[23], "Бардовский счёт Б. Окуджавы", "Путь торжественного голоса", "Барды Мира" (приурочено к городскому празднику "Встреча бардов"), "Линия Ньюпорта в круге Бардов". 18. Направленное изучение нами аккордовой гармонии песен бардов русской культуры XX века показывает, что количество разных чистых аккордов может достигать величины 17 аккордов. При этом сама аккордовая практика бардов отлична от того, что предлагает для аккордовой практики официальная теория гармонии. 19. Песня записывается в виде "монтажная схема песни" в одном из тех вариантов: простая схема, сложная схема, полная схема. 20. Такой вариант собран на основе результатов трех исследовательских программ: "Хождение за языком" (Мирзаян А.З.), "Барды Мира" (Орловский С.П.), Интономика (Дашкевич В.). 21. Легкое касание ума и чувств соискателя бардовского пути жизнеопределения, через прямое или косвенное, метафорическое обозначение входа в базовые культурно-значимые состояния человека. 22. Такая энциклопедия создается в процессе выполнения программы "Барды Мира". 23. С содержанием темы "Бардовский счёт В. Высоцкого" можно познакомиться по нашей одноименной публикации в сетевом журнале "RELGA" (www.relga.ru) – № 1 [239] от 10.01.2012: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles _________________________ © Орловский Сергей Павлович
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |