В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
10.11.2013 Материал относится к разделам: - АП как искусcтво - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Высоцкий Владимир Семенович |
Авторы:
авторы не указаны... Источник: Владимир Высоцкий: Недопел, но вдохновил[Электронный ресурс]. – URL: http://vshansone.ru/shanson-stati/6391-vladimir-vysockij-nedopel-no-vdoxnovil.html. – Дата обращения: 30.10.2013. |
|
Владимир Высоцкий: Недопел, но вдохновил |
Исследователи творчества Высоцкого не зафиксировали, пожалуй, ни одной удачной попытки перевода его стихотворений. Даже переводчики-слависты не могут похвастать тем, что перевели его адекватно. Кто-то добросовестно поработал с подстрочником, кто-то подошел совсем близко к теме в своем вольном переводе, но для большинства почитателей его таланта за границей Высоцкий остался недоступен к пониманию. Так, при попытках перевести стихотворение "Кто-то высмотрел..." (составители некоторых сборников озаглавили его "Прерванный полет") один из переводчиков заметил, что "опадают только спелые плоды". Трудно было объяснить ему, что глаголы "опал" и "упал" отличаются по смысловой нагрузке, а глагол "неспел" по отношению к человеку имеет метафорическое значение. Другой затруднился перевести приставку "недо". Были и такие, что не понимали, какое отношение к канве стихотворения имеют вставки про кота и собаку... Да что там переводчики, если и для русскоговорящих читателей стихотворение не слишком понятно, хотя многие помнят утверждение о том, что искусство не может и не должно быть непонятным, – оно должно быть понятым. Чуть внятней становится, когда слушаешь автора, вникаешь в акценты, чувствуешь "нерв" канвы и мысли. Нет смысла пересказывать содержание стихотворения: оно бессюжетно, как бессюжетны были его ранние "Парус", "Сыт я", "Корабли"... Но оно и не абстрактно. Несложно проследить общую фабулу. Вот некто рукой недрожащей стряхнул на землю неспелый плод. Просто так, походя, оторвал от жизненных соков... Кому-то не дали допеть, дошутить, распробовать вино... За что? И долюбить не дали. А он, неназванный и не конкретизированный, был романтик. Он писал любимой стихи на снегу. Да, снег тает и сходит. Но, может быть, не это главное, если есть свобода писать. Отрывочные мотивы невозможности говорить, любить, защищаться, понять свое предназначение, смысл вопроса и загадку ответа – вот что объединяется в общее настроение грусти и печали. Птица Алконост парит над автором.
Суть стихотворения, стиль и образные средства говорят о том, что возникло оно не вдруг и не сразу. Четкий ритм без сбоев, отточенные и выверенные фразы, разнообразные и даже неожиданные рифмы свидетельствуют о напряженной внутренней работе поэта. "Недозвучал", "недораспробовал", "недопригубил", "не осмотрелся", – сколько синонимов у глагола-отрицания "недожил"... А ведь было его предназначение высокое, если лирический герой хотел все знать, всего постичь, добраться до разгадки. И делал все искренне: вот он спорит, а из слов, жестов, из-под кожи, изнутри, просачивается душа его... Выверенные рифмы ("неспел" – "не спел", "нелады – на лады", "аккорд" – "а кот") и игра слов ("бегун" – "беглец", "стрелок" – "стрелец"), и метафоры ("Телец лакает Млечный Путь") позволяют отнести это стихотворение к вершинам творчества Высоцкого. И в этом стихотворении тоже встречаем мы отчетливые мотивы поэтики скоморохов. Обращение-вопрос к слушателям в момент наибольшего эмоционального всплеска: "Смешно?". Затем фабульная вставка – и снова вопрос: "Неужели не смешно?". И вот кульминация, когда недостает секунд. И снова риторический полувопрос-полуутверждение: "Всем смешно: и вам, и мне. Не правда ли?". И еще один, встречаемый в творчестве поэта единожды, полувопрос: "Кто виноват..." О ком стихотворение, кто лирический герой его – ответ так же прозрачен, как и закрыт. Не ищите имя в списках родившихся под знаком Тельца. Это просто метафора, образ. Лирическим героем могли стать, скажем, Лермонтов, Хемингуэй, Лорка. Словом, каждый из тех, кто "недо"... Да сам Высоцкий, Поэт Божьей милостью.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |