В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
24.11.2013 Материал относится к разделам: - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП |
Авторы:
Рыбалка Сергей Викторович Источник: Машинописная рукопись. Архив КСП "Поиск", предоставила О.Ю. Потапова |
|
АЛЬТЕРНАТИВА – НОЛЬ |
АЛЬТЕРНАТИВА – НОЛЬ
Скромный сейшн в начале весны
ПОЛОЖЕНИЕ... УЛОЖЕНИЕ... ДЕКЛАРАЦИЯ... МАНИ... МАНИ... МАНИ...
М А Н И Ф Е С Т*
А чтобы не было лишних вопросов: АЛЬТЕРНАТИВА – НОЛЬ – это не в м е с т е с Днями СП**, это не в м е с т о Дней СП, это надгробие на могиле Дней СП, благополучно испустивших дух, и оно же – нулевой столб в начале нового пути. И если АЛЬТЕРНАТИВА – НОЛЬ вызовет у вас ассоциации с Днями СП – это ассоциации, не более. Новый путь – Это не название колхоза, а отчаянная попытка вырваться за ржавую колючку творческой несвободы, условностей, тридцать лет назад определивших, что можно, а чего нельзя. Этот путь темен. Одно можно сказать наверняка: он менее всего похож на широкое шоссе, скорее это множество сходящихся и расходящихся троп.
Мы сознаем, что результат, к которому Приведет любая из них, Может оказаться с любым знаком, и что в случае смерти потерпевшего лучшее, что можно придумать – это достойно похоронить его. *Манифест – это когда много страстных слов, но всё равно ничего не понятно. **Дни самодеятельной песни – многодневный не то фестиваль, не то семинар, или еще что – программа, проводившаяся во Владивостоке КСП "Поиск" в 1982–1988 гг.
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬ Если путь – многомерен, то идущий – единичен и уникален. Следовать пути – это следовать себе. Еще неизвестно, что хуже: переть не разбирая дороги, уподобляться дерьму в проруби или всегда и везде соблюдать П.Д.Д.
Вероятно, лишь следование своей интонации поможет не влететь в этот Бермудский треугольник. Да еще желательно не топтать окружающих.
Теперь конкретней. Нам категорически не нравятся три злосчастных аккорда и три сосны тем, образов и бездумия, так присущих, к сожалению, тому, что называют современной авторской песней. Нам положительно надоело идиотское наращивание мощностей так называемого советского рока, сопровождающееся принципиальным отсутствием музыки и патологической "социальностью" текстов. Ни малейшего сочуствия не вызывают у нас упитанные долдоны в нафталиновых фраках, пытающиеся свое музицирование выдавать за классическую музыку. О советской эстраде в лице Кати Семеновой и оркестрах народных инструментов мы вообще молчим. Вместе с тем мы категорически, положительно и проч. балдеем от трех аккордов "Облаков" и "Маленького оркестрика", от трубы Армстронга и фоно Питерсона, нам до чертиков импонирует раскованность, парадоксальность и энергия Цоя и Б.Г. (и даже, простите, "Браво"), и вздерните нас на дыбу – мы все равно скажем, что чистый звук скрипки или флейты уже тем лучше любого "Корга", что он – чистый.
Но, заметьте, никто не отрицает Ни "Корги", ни прочие "Ямахи". Мы не понимаем, Почему, если автор следует традициям "золотой" или "серебряной" русской поэзии – это "то", а если каким другим – значит "не то". И кто сказал, что поэзия в песне создается только сочетанием рифмованных слов? И это – когда существует (и давно!), например, поэтический театр, где ни слова – в рифму, и вообще – Чехов. Мы сознаем, а, может, даже надеемся, что то, к чему придем, частично или полностью окажется за "рамками" авторской песни. Хорошо, пусть тогда э т о называется
А Л Ь Т Е Р Н А Т И В А – Н О Л Ь
"А будет это так..."
Сейшн продлится неделю: с 25 марта по 2 апреля 1989 года. Мы должны будем зафиксировать исходную точку, результат и несколько "промежуточных финишей". Пусть не смущает спортивная терминология: речь не о гонках с препятствиями, а движении как первой необходимости для АЛЬТЕРНАТИВЫ–НОЛЬ. Предполагается, что постоянное наличие обратной связи со зрителями – фактор положительный, поэтому станции нашего пути – это ежедневные концерты, а репетиции если и не открыты настежь, то закрыты не наглухо. Под репетициями понимается непосредственное общение музыкантов друг с другом и инструментами, процесс которого занимает все время между "станциями". Предполагается разделение на "секции" (названия достаточно условны):
"чистый звук", "свинг", "диксиленд", "джаз-рок", "неотрадиционалисты".
Эти пять секций будут обособлены территориально, будут также предоставлены возможность звукозаписи и некоторые громоздкие инструменты и аппаратура. "Крепостного права" не предусматривается, все передвижения – свободны. Прекрасно сознавая степень соответствия всякого рода схем жизни тем не менее, рискнем опубликовать некую схему, поглядев на которую и усиленно поскребши затылок, вы и прикинете, чего можно ждать от всей этой заварухи.
В согласии с этой схемой планируется и ход концертов. Два из них открытие и закрытие – это "гала-концерты", где можно (и должно!) услышать и увидеть всех, в первом случае – в чистом, неизмененном виде, во втором – со следами всего с ними происшедшего, т.е. о наличии или отсутствии результата можно будет судить, сравнивая хотя бы эти два концерта. Остальные, промежуточные, концерты будут посвящены тем или иным деталям схемы, и будут иметь соответствующие рабочие названия ("дикси", "неожиданный поворот" и т. д.). Что мы будем считать результатом? А что получится, то и будем. И, наконец, кто – мы? Мы – это те, кто пусть с теми или иными оговорками, готов спустя несколько строк оставить свою драгоценную подпись. Кто без каких-либо оговорок готов приняться за работу 25 марта. Мы – это те, кто так или иначе оказались связанными с движением КСП и авторской песней вообще, кто вошел во все это с широко раскрытыми глазами зеленых юнцов (и юниц?), кто вместе с песней и КСП влип в то, что теперь принято называть (или обсуждать как "кризис жанра") и не только жанра, и не только песни (и кому недвижное сидение в лохани этого кризиса доставляет неудобство. В общем, кому надоело плыть по течению (и есть ли оно?).
Итак, кроме гала-концертов открытия и закрытия в течение недели мы должны осилить еще и такие:
камерная песня, неожиданный поворот, аранжировка, импровизация, чистый звук, электроконцерт, фьюжн, диксиленд, свинг, кроме шуток, ! абсурд, ! или др. первоапрельские шугань, ! сейшн-театр, шизики футят (пародии шаржи друг другу), прощальный сейшн и некоторые другие (в начале всех дел и по ходу).
Вот так-то
НЕКОТОРЫЕ ПОЯСНЕНИЯ (самому себе)
НЕОТРАДИЦИОНАЛИЗМ.
Самое ценное, самое хрупкое, в общем самое то, что выделяет ее в особый жанр, в бардовской песне, по-видимому не отдельно взятая музыка (а кто спорит?), ведь сеть Шнитке, не поэзия, если ее искать только в текстах песен (ведь – Бродский, ведь – Самойлов), а та поэзия, настоящий кайф в которой может быть пойман не только от рифмованных ритмических слов, но и от того, как они с п е т ы, и кем. Все эти "что", "как" и "кем" можно объединить словом интонация, что конечно же неправильно, но более менее понятно. И, разумеется, она (интонация) и исповедальна (но не всегда), и доверительна (тоже не всегда) и всегда личностна. Причем, эта самая личность материализована в виде более или менее помятого барда, который вот он – как живой, стоит (сидит) и поет. Реже сюда добавляется личность исполнителя, который не автор. Если же "личности" нет, а есть "простые люди", то мы имеем дело с художественной самодеятельностью. Не дай бог, автор – и в художественной самодеятельности. Еще. По А. Дулову ("Избранное"), бардовской песне в первую очередь присущ "цыганско-романсный" мелодический строй. По-видимому, так оно и есть, а все блюзы, тарантеллы, танго и, не дай бог, рок-н-роллы – это либо детские шалости, либо т. н. "музыкальный поиск", либо своекорыстные стилизации (Ю. Ким, – ну что вы с ним поделаете?). А "так оно и есть" наверно, потому, что русский язык обязывает. Так вот, все это, объединенное в персоне какого-то автора или исполнителя, по-видимому, можно обозвать т р а д и ц и о н а л и з м о м. Н е о т р а д и ц и о н а л и з м допускает использование любых достижений, в т.ч. науки и техники, не говоря уже о смежных искусствах. Но если все это новое не разрушает интонацию. Можно сломать мелодику, ритмику, можно использовать профессиональный вокал и использовать сцену (и театр песни – это неотрадиционализм), и сколько угодно разрушать "эффект костра", и возводить непроходимую рампу, но разрушив и н т о н а ц и ю, вы разрушите все и придете к пошлой эклектике (не путать с наивной эклектикой – по детству), либо уйдете из жанра.
НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ.
Вряд ли следует считать "неожиданным поворотом" стойку на ушах у микрофона. Юрий Устинов, вышедший с бас-гитарой, – поворот конечно же неожиданный, но... гм... (не было этого!! Это шутка!!! А-а-а!!!!) Программа "Неожиданный поворот" – это материализовавшиеся в полтора часа концертного времени неудовлетворенность "естественным" ходом событий, проба новых красок и выразительных средств, использованных пусть даже как всего навсего намек; это неожиданный диалог в неожиданном месте со случайным или неслучайным собеседником; это неожиданность ситуации, в которой оказались вы и ваши, казалось бы, вдоль и поперек – старые знакомцы. Если вам вдруг случится поразить воображение зрителей, а вы к тому не стремились, то не отчаивайтесь, все нормально, переживут, и даже, возможно, порадуются. А теперь забудьте все это, и приступая к делу, помните только одно: "поворот" в чем-то очень малом, пусть даже слабо ощутимый, ничуть не хуже В ПРИНЦИПЕ, чем поворот "глобальный" (мол, рожать, так – льва), тем более что любой глобальный поворот может обернуться поворотом северных рек. Берегите природу, мать вашу! (из фольклора)
ЧИСТЫЙ ЗВУК.
В просторной пустой комнате с потолка в подставленную миску падает капля воды. Другая... Гулкая тишина ночного леса. Страшно и жутко прокричала птица. Что у нее?.. Дым, тары-бары, гул голосов, смех... Пауза. Лопается струна старого фортепьяно... Пауза. Годовалый ребенок тычет пальчиком в понравившуюся чем-то клавишу... Весело! Тяжелый шершень внезапно зависает над садовым столиком. Рывок в сторону. Пронесло... Мерно бьют старые сипловатые часы. В пыльной комнате висит одинокий луч. Скрипучая половица. Шаги из угла в угол, из угла в угол... Мелодия. Скрипка. Метроном. Кто-то подавил зевок... В хрустальную вазу падает небрежно брошенная серебряная ложечка. Крик муэдзина в Багдаде из сна... Ал-лад-дин-н... Мелодия. Скрипка... Чистый звук... Вот бегает дворовый мальчик... Капля срывается с потолка, еще миг и... Чистый звук. Мелодия...
СЕЙШН-ТЕАТР
Проект "Сейшн – театр" предполагает постановку спектакля без жесткой сценарной основы (текста и проч.), без длительного репетиционного цикла, с максимальным использованием свободной импровизации: музыкальной, поэтической, пластической, мизансценической, сценографической и проч. Если интересы участников проекта будут простираться несколько шире, чем понятный интерес к возможности "новой формы", в желание выразиться выше естественного желания побалдеть во всеобщем капустнике; Если театральный дилетантизм большинство сейшн-актеров будет понят ими как свобода от необходимости следования неким "законам сцены" (но не как свобода от чувства меры и вкуса!), как повод для дилетанской смелости, раскованности, наглости, но не корявой неуклюжести закомплексованного непрофессионала; Если лениво полузакрытый, забытый или даже не подозреваемый у себя "третий глаз" художника хотя бы чуть-чуть приоткроется, а, скажем, музыкант поверит, что то, чем он владеет – музыка – для этого театра средство не вспомогательное, а такое же основное, что и слово, или пластика; Если все, собравшиеся в сейшн-театре, условятся, что скука, даже подаваемая под видом психоделических медитаций или мудрых философствований (философических мудрствований) пожалуй, похуже, чем здоровый солдатский гогот, но при этом и "смешное" не всегда не скучное, а смех в зале не обязательно реакция на удачный поворот на сцене, что тихое нисколько не хуже и не лучше громкого, а зеленое – красного и т. д. и т. п. Если... Если... Если... То, ей-богу, что-то будет! Предполагается, что исходным материалом для постановки в сейшн-театре послужит сюжет, или фабула, или основная тема, идея, некий круг персонажей, либо других действующих лиц, другие приметы, параметры мира ощущения, запахи в конце концов, – все это будет предложено участниками в порядке заказного конкурса и на конкурсной либо умеренно компилятивной основе принято теми, кто будет над спектаклем работать. Работа включит до двух репетиций и премьеру спектакля, сыгранную в зале средних размеров.
В случае, если участниками конкурса будут предложены две или более альтернативные идеи, в равной степени привлекательные, найти способ подготовки более чем одного спектакля в принципе возможно, если стоит того – то отчего же?..
СВИНГ, ДИКСИЛЕНД, ДЖАЗ-РОК и т. п. Если в тексте вы встретили подобные словечки, то, несомненно уже догадались, что употребление их без кавычек крайне нежелательно. В нашем случае этими терминами зашифрованы определенные типы музыкального мышления, мироощущения, даже, простите, чисто внешние аналогии. Кроме того в "свинге" более всего прочего интересует именно свинг, пульс, кайф, в "диксиленде" – имидж, настроение, шоу, кайф другого рода, "джаз-рок" привлекает принципами организации в нечто одно и целое первоначально разнородных явлений, "фьюжн", одним словом. Список этот может быть расширен, возможны переименования, уточнения самые спонтанные и неожиданные в том числе. Важна все-таки идея. Идея здесь также: АЛЬТЕРНАТИВА-НОЛЬ.
АЛЬТЕРНАТИВА-НОЛЬ. Считая свое сегодняшнее состояние и весь, либо не весь, накопленный багаж находок, разочарований, опыта, привязанностей и проч. начальной точкой (н о л ь) попытаться потсроить в свободно выбранной произвольной системе координат некий вектор (а л ь т е р н а т и в а). И знания, и сомнения, и умение, и интуиция, и импровизация, и наглость, и осторожность, и все что угодно, но не изменяя себе, – все в равной мере может стать параметрами новой системы координат и формулой вектора, точнее ее составляющими. И даже если девять десятых уйдет в отвалы, видимо все же стоит свеч...
НЕКОТОРЫЕ ОГОВОРКИ
Для того, чтобы что-то из задуманного состоялось, необходим, естественно, оргкомитет. Так вот,
Оргкомитет предупреждает
1. Владивосток – открытый город 2. Дорога и жилье будут оплачены всем, заключившим с оргкомитетом соответствующий договор. 3. Все остальное обеспечивается деньгами сугубо самостоятельно. 4. При наличии заявок за два месяца оргкомитет с удовольствием гарантирует жилье в одной гостинице для всех (ну, в двух, зато расположенных рядом), а также билеты на все концерты. 5. При отсутствии заявок вовремя оргкомитет не гарантирует ничего, кроме билетов не на все концерты. 6. Обратных билетов оргкомитет не гарантирует вовсе, но может активно посодействовать, – при получении за месяц заявок и денежных переводов (кроме погранзон). 7. Участникам концертов гарантируется первоочередная запись любых фрагментов программы на пленке заказчика, всем остальным – в порядке очереди на договорной основе (хозрасчет, мать его!). 8. Проживание на чердаках, в подвалах и т. п. (типа КСП "ПОИСК") – исключается каа т е г о р и ч е с к и. 9. Звукозапись на свои магнитофоны запрещаться не будет, но и поощряться – тоже не будет (нельзя привязывать свои микрофоны к чужим стойкам – падают). 10. "Разговорная" часть предусмотрена: пресс-конференция в конце каждого трудового дня. Разговоры "про песню ваще", "за жисть" – поощряться не будут и, возможно, будут хамски обламываться, – будем говорить конкретно и направленно. Ежели в какой-либо группе населения возникнет желание конкретно и направленно поговорить на "сторонние" темы – оргкомитет не возражает и готов содействовать. 11. Питие, наркомания, прочий СПИД, а также курение с малолетками в присутствующих местах (как-то: КСП "Поиск") категорически не приветствуется (без малолеток – курите на здоровье, но о СПИДе – помните).
К сведению знатоков английского языка
Разумеется, вы правы, и следует писать не "сейшн", а "сешн", но во-первых, если все вокруг произносят "неправильно", почему это мы обязаны писать "правильно"? во-вторых, лучше звучит; в-третьих, как хотим, так и пишим, т.е. пешем, ту райт, в общем; в-четвертых, чтобы с джем-сешн не спутал кто по наивности (мы вообще-то; не из джаза, разве что некоторые); в-пятых, бог с ним, с английским.
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |