В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Конференции научные (обсуждения, предложения)
Авторы: 
Орловский С.П.

Источник:
рукопись автора
 

Обзор конференции "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?". Часть 2

Предполагалось, что вторая часть нашего обзора будет состоять из комментированного изложения тех сообщений, которые не акцентируют проблемы первого ряда теоретического восприятия темы "Авторская песня". Это семь сообщений уровня "фоновая информация", выложенных в составе первых аудиозаписей на 24.11.2013.

Однако, в процессе выполнения комментирования, были проявлены ранее пропущенные интересные детали, например:

•слушание аудио в наушниках позволяет заметить тонкие вариации отношения человека к тексту;

•вскользь упомянутые слова короткого сообщения могут вызвать длинную цепочку ассоциаций комментатора, что увеличивает семантический вес сообщения и его значимость.

С учетом таких деталей, результат комментирования приобретает более высокую значимость, чем просто фон. Хотя и не для всех рассматриваемых сообщений. Нельзя усмотреть культуру там, где она в хаотическом состоянии и символически не покрыта.

Дуков Е.В. (г. Москва, Государственный институт искусствоведения доктор философских наук, кандидат искусствоведения, председатель оргкомитета конференции). Тема "Авторская песня в походах 60-х – 90-х годов". Автор вспоминает[1]как он занимался спортивным туризмом и познакомился с авторской песней. Позиционирует себя как "пользователь авторской песни" – человек из туристского народа. Не почитатель, а – человек с другой стороны[2], имеющий академическое музыкальное образование. В своей истории подхода к пространству "Авторская песня" Дуков шел со стороны первоначального невосприятия[3]походной гитары и песен под неё. "Пробитие" произошло случайно – в походе встретилась группа, поющая эстрадные песни, а группа, в которой был Дуков, стала петь песни А. Городницкого. Сообщение длилось 22 минуты, что явно превысило границу регламента на сообщение. Ведущий же, господин Леонид Иосифович Левин, дал выступающему регламент доклада. Почему? – Наверно по праву привилегии для своего шефа и председателя оргкомитета конференции.

Потапова О.Ю. (г. Красноярск, научный редактор КрасГАУ, редактор раздела "Печатный двор" портала www.bards.ru). Тема "Печатный двор" на портале www.bards.ru", докладывалась в режиме интернет видеосвязи Scype. Многие знают и используют сайт www.bards.ru[4]. Там размещены различные материалы по авторской песне: тексты песен, персоналии активистов, актуальная информация о песенных мероприятиях в мировой географии, статьи по уровневым рубрикам и др. Активная работа сайта началась в 1988 году благодаря усилиям информационного редактора Елены Моисеенко. Констатируется, что статьи мыслителей из глубинки авторской песни, таких как Мирзаян, Ланцберг, Сухарев расположены на сайте в подразделе "искусство АП" а не "наука АП", так как их терминология не согласована с уже действующей в науке[5].

Ланцберг Е.В. (г. Москва, бард, педагог). Тема "О воспитательной роли авторской песни"[6], докладывалась в режиме интернет видеосвязи Scyp. Авторская песня для меня это, в первую очередь: средство общения, образ мышления и образ жизни. Вот так я и учу детей авторской песне. Без науки, на своем примере. Главная проблема здесь достичь взаимного понимания друг друга. Приблизить ученика к себе по-человечески. Это происходит не сразу, нужно потерпеть и постараться, даже если потребуется лет 20. Были названы "практические метки"[7]: клубы (Надежда, Гравицапа, Одуванчик, Роза ветров, Форпост) и фестивали(Пой май, Бенефис, Одуванчик золотой, Сверим наши струны, Топос, Берег надежды), семинары(Вертушка) и фамилии(Жуков Б., Кульбакин В., Коломенский Дм., Каденко В., Богуславский М., Белый И., Фурцева Е. ) ведущих мастерских песен, авторов песен (Данской Г., Бардин А., Малыгина К., Хорева Л., Чикина О., Труханов С.), которые Евгения рекомендует как воспитательные для юношества песенные процессы. Показала пример песни, к которой она ведет своих учеников – спела песню Надежды Ишкуловой "А нас до сих пор", своим простым гитарным музицированием и мелодекламацией песенного текста вызвала досаду ведущего конференции, который предложил ей тут же завершить[8] своё выступление. Ведущий[9] был культурен в речи, но его с головой выдавал тон его речи. На фоне проз-вучавшей песни это было явно слышно[10], выразительность досады и даже обиды была очевидна[11].

Дудалева С.А. (г. Ярославль, педагог, организатор и руководитель детского клуба авторской песни "Акварель"). Тема "Детский и взрослые клубы авторской песни Ярославля. Преемственность поколений". В Ярославле не один клуб, а – много. Но, детских клубов авторской песни – два.

Клуб "Акварель"[12]. Дети выходят с песнями на сцену, обучаются основам сценической практики. В клубе действует ритуал посвящения и ученические традиции. Много участников охвачено театрально-песенной практикой. Ежегодно ставятся песенные спектакли. Уже поставлены и сыграны спектакли: Высоцкий, Эшелон, Зоркое сердце, Таверна и др. Также дети представляют[13] свои собственные песенно-сольные концерты. Наши клубники широко успешно участвуют в песенных фестивалях различного уровня. Есть также летний лагерь в Крыму. Ездим за границу, были в Швеции, Испании. Живем за счет финансовой помощи родителей.

Курилов Д.Н. (г. Москва, бард, киносценарист, кандидат филологических наук). Тема[14] "Карнавальное начало в авторской песне (на примере "бытовых баллад" А.Галича и В.Высоцкого). В песне есть две опасные линии: "ультра-интеллектуальность" с опасностью впасть в сектанство и "эстрадность" с опасностью впасть в попсу. В жанре "авторская песня" есть два полюса "Лирика" и "Драма". Ноу-хау нашего песенного жанра – это минипьесы Галича и Высоцкого, их "бытовые баллады".

Смеховой мир выражается народным карнавалом. Народный карнавал всегда противостоял официозу. Такой карнавал всегда присутствует. В авторской песне он существовал на кухне.

Карнавальную культуру в явном виде подхватили "бытовые баллады" Высоцкого и Галича. Это пример индивидуальных карнавалов с растворением автора в своих персонажах. Высоцкий растворяется полностью, а Галич – только частично.

Тюрина С.А.[15]( г. Тверь, педагог, руководитель детского клуба авторской песни "Жемчужина"). Тема "Особенности преподавания авторской песни в системе дополнительного образования". Клуб в этом году будет отмечать 37 рождение. Сегодня взрослый клуб состоит из двух частей. Есть также детский клуб "Жемчужина". О нем и пойдет речь.

Клуб[16] возник 10 лет тому назад, работает при школе, как система дополнительного образования. Имеет обучающую программу[17]по пению и игре на гитаре. Ученики пробуют себя в сочинительстве музыки и стихов. Переводят авторские песни на немецкий язык. Показаны фото клубных мероприятий.

Цывкин В.Р., Цывкина С.И. (Моск. обл., г. Сергиев-Посад, барды, педагоги, организаторы фестивалей, концертов, создатели и руководители детско-юношеского центра авторской песни и международного детско-юношеского фестиваля-конкурса авторской песни "Журавлиная родина"). Тема[18] "Вопросы обучения АП в ДЮШ, студиях, клубах".

Студия называется "Журавлиная родина"[19], организована в 1993 году. Детско-юношеское движение в авторской песне является состоявшимся фактом. В масштабах страны им руководят три департамента: образование, культура, проблемы молодежи. Это приводит к различным проблемам документирования студийных достижений.

Наш опыт говорит о том, что песенная культура из жизненного быта уходит и это тревожно. Приходящие в студию новички не могут спеть ни одной авторской песни, ну разве что кроме песен Высоцкого.

Студия имеет сектора: хоровое мастерство, работа с дуэтами и ансамблями, гитарная аранжировка. Обучение гитаре [20] у нас классическое – игра по нотам. Игра аккордами есть, но не является основной. Также дети поют под гитару.

 

Резюме

 

Большинство сообщений этой части имеет направление "Обмен опытом", но часто заменяют его на направление "Обмен ощущениями". Уровень информации сильно привязан к её автору и не может быть просто от него отделен по уровню "Культурный опыт". По всей видимости то, что писали организаторы об обязательном предварительном представлении тезисов выступлений в общей массе участников не состоялось.

В план сообщений попали весьма структурно-рыхлые речевые образования, обедненные свойством порождения сигналов теоретического отражения практики песен.

Сообщения обозначили разделение пространства участников конференции на три группы разного отношения и понимания полноты темы, а именно:

ученые организаторы конференции. Имеют весьма приблизительное представление о феномене "Авторская песня" в целом.

практики "Авторской песни" от КСП. Их сообщения показывают широкий спектр практики, о которой две другие группы догадываются только поверхностно.

практики "Авторской песни" не от КСП. Их сообщения не опираются на результаты, достигнутые в КСП, как в области практики, так и теоретического восприятия.

Смогут ли эти три группы вступить в полноценную коммуникацию? Сколько слоёв такой коммуникации нужно организовывать и как? Первая заявка сделана, но просто как бросок камня наудачу в неизвестное поле.

 


 

1. Слушая Дукова Е.В., автор живо вспомнил образ, виденный им не раз на конференциях по нетрадиционной тематике. Маститый ученый сообщал собравшимся о своих саморефлексивных открытиях, которые были новы только для новичков темы. Определив себя "пользователем песен", Дуков Е.В. слукавил. На самом деле его позиция "Сторонний наблюдатель". Неужели своим воспоминанием он пытался задать тон конференции, как ведущий её организатор? Если такая попытка и была, то её можно оценить только как "беспомощную неосведомленность" – не был, не состоял, не участвовал. Кукую же цель ставил перед собой Институт, проводя эту, в общем то неплановую для себя, международную интерактивно-научную? — Выступление Дукова Е.В. ставит вопрошающего в тупик.

2. Здесь можно указать на известный спор "физики-лирики" и даже "физическое искусство" (опера "Архимед" и рядом. Дело в том, что основную поддержку наша песня(песня КСП) находила у естественников – физиков, математиков, биологов, инженерно-технических работников, участников клубов спортивного туризма(не путать с туризмом вообще). Чистых гуманитариев и музыкантов было очень мало.

3. Не воспринимался культурно-изобразительный минимализм песен. Гитара воспринималась музыковедами как одемокраченный социализмом народный инструмент легко доступной музыки – "инструмент парикмахеров", "инструмент уличных блатных", "инструмент пьяного соседа", "инструмент музыкального самоучки". Гитара звучала везде: в подворотне, во дворе, в гуляющих компаниях, в лесу, на реке. От любителей высокого штиля не раз можно было услышать: "Я читаю Бальмонта и слушаю Чаковского, не пойду слушать тренди-бренди от самодеятельности".

4. Долгое время здесь присутствовала досадная ошибка классификации песен Высоцкого как песен жанра "театральная песня".

5. К сожалению, сегодня уже написано примерно 53 ученых диссертации(из них 3 докторских), в основном на исследовательском подходе, принятом в филологической и музыковедческой науке. Практически никто из исполнителей песен эти труды не использует. Дело не только в терминологических расхождениях, а в том, что ученые и практики занимаются существенно разной авторской песней. Чтобы преодолеть стены взаимного непонимания необходима новая линия науки "Культурология Песни", которая в принципе мультидисциплинарна, ориентирована на деятельностный исследовательский подход и активна в своём внимании к исполнителю песню.

6. Евгения назвала другую тему, чем была заявлена в анонсе, а именно "Авторская песня – как мерило порядочности или как с помощью песни вырастить порядочного человека".

7. Это звучало как некое назидание человека, включенного в мир авторской песни совершенно с особенной стороны, где практика преобладает над любой теорией и захватывает весь жизне-зрительный дипазон. Где жизнь педагога не разделяется на "сейчас живу сам" и "сейчас живу, чтобы обучать". Может быть, это последствие включенности в поток социотехнических идей движения "Альтруизм" к которому, как известно, был активно причастен отец Евгении известный бард Владимир Ланцберг.

8. Как будто бы пение песни нарушило "высоту понятийных сводов конференцзала" и вовлекло слушателей в нечто запретное для данного места, где не раз витала высокая академическая культура, оставившая здесь свои наслоения. Заметим также, что выступление Евгении длилось всего 12,5 минуты, что никак не превышало регламент времени на сообщение, равный 10-15 минут. Ведущий явно злоупотребил своими правами.

9. Вспомните, что конференцией руководит Институт Искусствознания, а конференцией "Петушки-1" руководили непосредственные практики песни, заинтересованные кровно в глубоком самоопределении. Такое определение было пунктом их живой жизни. Интересно к чему придет эта конференция, при руководстве с позиции "внешний отстраненный наблюдатель"?

10. Можно даже констатировать, что ведущий есть мимикрирующий противник широкого звучания той авторской песни, к которой примыкает Е.Ланцберг. Исполненная песня выступила как бы лакмусовым индикатором "свой-чужой". А может это произошло из-за академического снобизма ведущего, что мол авторская песня – это всего лишь песня дилетантов в искусстве, а мы де в Институте Искусствознания занимаемся вершинными достижениями культуры, достижениями в совершенной и даже предельной формах. Так что не надо нам здесь тренди-бренди? Ученые любят народ, но как наблюдатели, а не как те, кто братается с народом. "Сиди в колбе, а мы будем тебя изучать" – так говорят в академических кулуарах. Герой "Лунной радуги" здесь возражал: "Так изучайте меня после моей смерти, я не против". Авторскую песню, особенно периода развитого КСП, нельзя изучать только извне. Она ведет себя как Солярис Лема – объект исследования дает себя изучать, но и сам изучает своего исследователя. В процессе исследования граница "внутреннее-внешнее" много раз пересекается исследователем в обе стороны, пока его психика не "сошьёт" в его сознании "платье" для выбранной мишени исследования. Песня – это сложное явление, понятие "Песня" есть проблема для полного и точного понимания, в том числе и со стороны науки.

11. Не надо забывать, что практики песни, для академической науки, это – люди с улицы. Так называемые "Люмпены песни". Их неорганизованная угловатость не вкладывается простым образом в построения науки. Но, в данном случае наука ошибается. Для практиков же песни ученые есть изысканными или грубыми но внешними наблюдателями, не наши из "кспешного или фестивального народа". Проблема формулируется как проблема понятийного интервала "люмпены песни – сторонние ученые наблюдатели". Существование архивной службы АП говорит о том, что современная наука об авторской песни в России не имеет таких песенных архивов, какие есть у её практиков. Современная наука тем самым опирается на существенно "урезанный факт" – не ведает, что творит, но не хочет в этом признаться! А требуется ни много ни мало – увидеть феномен авторской песни в целом. Такое видение поднимает культурную ценность песенного феномена с уровней "жанр" и "субкультура" на уровень "новый слой культуры" – "Авторская культура", что в приложении к песне выводит на уровень "Авторская культура песни".

12. Сообщение принесло слушателям радость, что хоть у кого-то есть успехи и даже перспективы. Однако теоретический уровень можно считать практически нулевым. Практический опыт изложен на низком уровне абстракции – не подготовлен для символической передачи в другие руки. Непонятно какую модель клуба(клубной среды) и какого уровня полноты использует докладчик. Например, можно пожелать посмотреть нашу большую статью "Клуб Самодеятельной Песни. Подробное описание модели" на сайте www.bards.ru.

13. Дети могут делать всё как делают взрослые и даже лучше. Но, где дети как дети? Зачем сокращать детство?

14. Сначала трубно было понять вообще к какой линии конференции причислить это сообщение-доклад. Его уровень резко отличался от других по свое организованности и отстраненности от песенной практики. Сугубо филологический анализ карнавальной линии в авторской песне, которую докладчик обнаружил в балладах Галича и Высоцкого. Стало быть, это тематическая линия № 3 — Творчество наиболее ярких представителей АП.

15. Воспринимается как школьный педагог, не имеющий никакого отношения к КСП.

16. Это более похоже на музыкальную школу в сокращенном варианте. Авторская песня просто используется как ниша упрощенного и удобного использования. Зимой в Тюменской области, наша КСПешная агитбригада от ЦКВЛКСМ давала несколько десятков песенных представлений в коровниках, кинотеатрах, клубах. В то же время вокально-инструментальный ансамбль смог дать только два выступления в неделю и только в клубных помещениях. Мобильность и неприхотливость КСПешника просто уникальна.

17. Такое впечатление, что докладчица никогда не слышала о рукописях КСП: гитарная школа, сжатый образ культуры и др. Теоретическая ценность сообщения практически нулевая.

18. Выступление достаточно сумбурное. Докладчики постоянно путают позиции "педагог концертной студии" и метапозицию "другие клубы и студии". Не понятен их статус, педагоги студии "Журавлиная родина" или "Работники управления культуры".

19. Одноименно названию повести Пришвина.

20. Непонятно используют ли они уже известные наработки разных известных гитарных школ КСП? Неужели каждый раз сначала, не интересуясь тем, что уже сделано? Как организована цепь "Историческая преемственность"?

 

Орловский С.П., 25.11.2013, кардинальный теоретик песни из Нюрнберга

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024