В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Конференции научные (обсуждения, предложения)
Авторы: 
Орловский С.П.

Источник:
рукопись автора
 

Обзор конференции " Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?". Часть 4

Мирзаян А.З.[1] (г. Москва, 1945 г.р., известный бард, председатель СДАП [2]). Тема "Русская поэзия и АП как модель цивилизации".

Понятие "песня" у всех народов мира постоянно соседствует с понятием "власть". Более того понятие "песня" и означает понятие "власть" – это одно и тоже слово во многих древних языках народов мира. Дальше шел исторический экскурс, интересный в основном докладчику. Он говорил на основе своих плакатов, показывая рукой его элементы.

Песня – это фундаментальная структура Мироздания[3]. Мир поёт, воссоздавая и поддерживая себя. Музыкальный лад – это не просто лад музыки, это – ладовый принцип Мироздания. Здесь же и закон октав, подпирающий таблицу Менделеева. Здесь же и матрица "У-син".

Левин Л.И. (г. Москва, ГИИ, научный сотрудник), Тема "Проблемы методологии изучения авторской песни".

Докладчик начал с того, что у него нет готового[4] текста доклада, который можно просто прочитать, он будет на ходу "импровизировать"[5].

Авторская песня уже существует более полувека. Написаны тысячи статей, вышли сотни книг, защищены десятки диссертаций[6]. Тема вошла в школьные и университетские курсы. Оформилась наука "Бардоведение"[7]. Однако авторская песня остается до сих пор не сформулированным жанром. За полвека изучения мы так и не знаем, что же мы в сущности изучаем. Может быть мы ищем не там, не теми инструментами, вообще не то[8]?

Если посмотреть на весь массив публикаций об авторской песне, то мы увидим, что примерно 95–97% – это работы филологов и журналистов – специалистов по работе со словом. Ещё 1,5–2 % – это работы тех (например: В. Фрумкин, Т. Чередниченко), кто изучает авторскую песню как музыку. Ещё меньше тех, кто изучает авторскую песню как театр. И совсем единицы тех, кто пытается три песенные ипостаси(текст, музыка, исполнение) совместить, например В. Фрумкин[9]. Голоса этих людей в общем хоре исследовательских голосов не слышны[10].

Представляется, что самый большой камень на пути исследователей авторской песни есть методологическая не оснащенность процесса познания песни как целого, а не по частям.

Песня – это основа всех перформативных искусств. Это и театр, и литература, и поэзия и многое другое. Она есть целостность и в этой своей целостности она подобная целостности глубин Мироздания.

Песня – фундаментальная основа культуры, её нельзя разрывать на составляющие и изучать по частям. Комплексно собирательный подход здесь не годится. Нельзя взять и просто соединить результаты изучения частей песни в одно целое. Ещё Г.П. Щедровицкий[11] показал, на примере коллективного ощупывания разных элементов тела слона, комплексный подход не самостоятелен в сборке частей целого. Нужно хотя бы что-то знать о целом, иметь образ плана такой сборки.

Методология целостного анализа песни ещё не создана[12]. Не определен объект[13], который объединяет все песни вообще. Ведь авторская песня это не вся песня, а только часть такого поля. Нудно определить то, что есть песня, а потом уже перейти к части этого поля, где расположена авторская песня.

Докладчик выразил надежду, что конференция сдвинет [14] с мертвой точки указанную им проблему "Отсутствие методологии анализа песни как целого". Небольшие надежды[15] здесь подает последняя статья В. Фрумкина о песнях Окуджавы.

Отвечая на вопросы, докладчик сказал, что в его понимании авторская песня – это сугубо личностная[16] песня, не заемная у кого-то, а уникально индивидуальная, содержащая личностное послание. У Окуджавы – свой Арбат, у Визбора – своя Сретенка.

Сухарев Д.А.[17](г. Москва, 1930 г.р., известный поэт, доктор биологических наук). Тема "Авторская песня и власть". Основой для комментированного изложения является текст доклада. Из-за болезни автора доклада его текст был зачитан Александром Мирзаяном.

Для государств, ищущих свой путь развития, остаётся привлекательным огромный позитивный опыт, накопленный Советским Союзом. Наряду с иными очевидными достижениями СССР, это и опыт создания уникальных культурных феноменов, к числу которых, несомненно, относится АП[18].

Наша АП и сегодня противостоит всяким конкурсам песен, где основную часть песен исполнители поют на иностранных языках. Об этом мечтал господин Бжезинский, строя планы уничтожения бывшего СССР. Его план продолжает своё действие и сегодня. АП противостоит этому как может. Ещё жив и действует Ю. Ким, пишет протестные песни Н. Болтянская.

Богомолов Н.А.[19] (г. Москва, МГУ, литературовед, доктор филологических наук). Тема "Авторская самодеятельная песня как пограничное явление культуры".

Докладчик предложил аудитории свою статью[20], предложенную им к публикации в специальном номере Амстердамского журнала "Ruschin literature" посвященного проблемам авторской песни.

Авторская самодеятельная песня выступает как пограничный феномен для таких сфер культуры как: литературоведение, фольклористика, музыковедение, история сценических искусств.

Следует различать авторскую и самодеятельную песню. Авторская песня – это явление искусства[21]. Самодеятельная песня – это явление новейшего городского фольклора.

Очевидным примером авторской песни есть ОВГ (Окуджава, Высоцкий, Галич). Эти авторы настаивали, что основой авторской песни есть поэзия. То же самое говорят и авторы самодеятельной песни. Поэтому и не удивительно, что авторскую и самодеятельную песни изучает литературоведение.

Не случайно членами союза писателей бывшего СССР были известные авторы песен: Б. Окуджава, М. Анчаров, Н. Матвеева, Дм. Сухарев. Профессио-нальными журналистами были: Ю. Визбор, А. Якушева, Б. Вахнюк, И. Михалев. Юлий Ким заработал себе славу сочинением песен для кинофильмов. Юз Алешковский стал известным прозаиком. Те же авторы (например: С. Никитин, В. Берковский) песен, которые сами ни писали стихов, также ориентировались на серьёзную поэзию. История показывает, что авторская песня в своем начале выражала себя простым музыкальным образом, слова были впереди. Как только музыка начинает усложняться, то песня теряет свои уникальные качества оригинального первоисточника. И т. д. и т. п [21].

Дружкин Ю.С.[23] (г. Москва, ГИИ, канд. философских наук). Тема "Авторская песня: сложность простоты". Основой для комментированного изложения является текст доклада.

С первого момента своего выступления докладчик заявил, что предметом его научных интересов есть не авторская песня, а песня вообще. Его доклад имеет отношение к песне как таковой и к авторской песне в частности. Авторская песня используется как яркий пример его теоретических воззрений на песню.

Что такое "СЛОЖНОСТЬ ПРОСТОТЫ", которая обозначена в названии доклада? – Дело касается относительности понятий простоты и сложности, их внутренней связи и невозможности отделить одно от другого. Об этом много сказано и написано. Любой простой элемент сложного целого, любой элементарный "кирпичик" большого здания при определенном взгляде на него обнаруживает бесконечную внутреннюю сложность. Конкретная наука при любом своем значительном движении вперед открывает или новую простоту в том, что до сих пор казалось сложным и запутанным, или новую сложность и многообразие в том, что раньше представлялось предельно простым. Так обнаруживается, с одной стороны, простота сложности, а с другой, – сложность простоты. Внешне песня проста, а если применить оптику науки, то она оказывается весьма сложной.

Что же такое песня в массовом сознании, в том числе и современном научном сообществе? – Вот элементы картинки таких представлений:

Песня как музыка значительно уступает всем прочим направлениям музыковедческого анализа. В песне мало нот! А значит, нет и достойного поприща для серьезного музыковедения. Ведь самая красивая и сложная песня – это все же не соната, не симфония, не сюита и даже не фуга.

Песня как текст представляет интересный объект для филологического анализа. Особенно это касается таких феноменов, где собственно музыкальная составляющая как бы отходит на второй план, расчищая и выстилая пути его величеству СЛОВУ. Одним из таких феноменов и выступает авторская песня. Именно авторской песне исключительно "повезло" с признанием её в качестве распетой поэзии. Иначе говоря, слово оказывается самодостаточным и самоценным, а музыка в лучшем случае отодвигается на второй план, а то и вовсе третируется как малозначимый "довесок".

Песня как актёрский феномен. В тех случаях, когда особый вес приобретает актерская составляющая, музыка вынуждена еще раз подвинуться и занять уже третье по значимости место.

Однако, так ли это? – Ведь каждая пара из этой тройки обнаруживает довольно большую "общую территорию". Так, для музыканта и актера общей территорией является интонация, для актера и поэта – слово, для поэта и музыканта – ритм. Мы игнорируем такие связи, когда пытаемся ответить на сущностный вопрос: "Чем является авторская песня в первую очередь"? – Да нет тут никакой очереди! Все важно и нераздельно. "Когда мне говорят, что музыка в авторской песне имеет второстепенное значение, что она слишком проста и не представляет собой интересный предмет исследования, я отвечаю знаменитым "не верю!"".

В течение нескольких лет докладчик работал над темой "Песня как социокультурное действие". Работа эта отчасти завершена, имея результатом[24] серию докладов, статей и целевую книгу с аналогичным названием. Кажущаяся простота предмета исчезала в многообразии его существенных внешних связей.

Песня – это маленький, но очень чувствительный культурный организм, обладающий способностью гибко приспосабливаться ко всем особенностям своей среды, ко всем контекстам своего существования. Культурным, социальным, экономическим, технологическим, ... Песня – это относительно простой организм, но живущий в сложном мире и предельно открытый для этого мира. Сложность отношений песни с различными сторонами мира, в котором она живет и с которым взаимодействует, становится её собственной сложностью. В силу этого, песня является чутким индикатором процессов, происходящих в культуре и обществе. Она – как "лакмусовая бумажка" с той разницей, что не просто "меняет цвет", но обнаруживает некий сложный рисунок, шифрующий игру действующих на нее сил. Проблема в расшифровке.

В соответствии с этой логикой, песня предстаёт как особенный текст – текст "Исторически культурная губка"[25]. Можно высказать гипотезу, что богатство внешних связей песни должно находить отражение в ее внутренней структуре. Так сказать, "что снаружи – то и внутри". И эта исследовательская позиция находится в известном противоречии с любой "презумпцией примитивности".

Дело не в том, что авторская песня дает нам достаточно образцов интересных, красивых, сложных музыкальных решений. Хотя это так, но нас интересует совсем другое. Гораздо любопытней было бы заняться анализом музыкальной составляющей именно тех авторских песен, которые, казалось бы, подтверждают мнение о простоте и второстепенности ее музыки. И цель, конечно, не в том, чтобы красиво опрокинуть устойчивый предрассудок, а совсем в другом – в том, чтобы отработать такие приемы анализа, которые позволили бы в "простом" мотивчике обнаружить (и описать) нечто не лежащее на поверхности.

Мы привыкли, с одной стороны, отождествлять музыку с нотами, а с другой стороны, считать ноты самым полным и самым исчерпывающим языком описания музыки. И то, и другое, мягко говоря, не совсем так. Ведь карта не тождественна территории. Это имеет прямое к нам отношение. Гораздо легче анализировать большое и сложное. Именно для большого и сложного выстроен и отлажен аппарат музыковедческого анализа. А как анализировать условно простое? – Нужен соответствующий аналитический аппарат. Что-то в уже известном здесь придется переосмыслить и переналадить. Придется и добавлять. Кроме того, очень многому можно поучиться у коллег-фольклористов, которые наработали немало приемов анализа песен.

Докладчик сообщил, что уже начал анализировать музыку "предельно простых" со стороны музыки авторских песен. И об этом не жалею. Много интересных вещей открывается в таком анализе. В частности при анализе музыкальной стороны нескольких песен Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачёва[26].

 


 

1. Мирзаян А.З. известен своими лекциями о Песне. Мы называем его направление "Поход за языком". Здесь песня подается как первоязык человека.

2. Союз деятелей авторской песни России.

3. Докладчик практически забыл о теме своего доклада. Пора бы написать книгу или все-таки готовится к выступлению, а не плыть просто по инерции своего личного внутреннего состояния. Нам известны несколько рукописей сторонних наблюдателей речей Мирзаяна: Орловский С.П. Теоретический комментарий барда А.Мирзаяна на его концертах до 2000 г.; Юринов В. История песни в представлениях А.Мирзаяна.

4. Как же так столько времени было на подготовку? Ведь докладчик писал уже официальный текст для разных справочников. В том числе и для Википедии.

5. Как же можно импровизировать при столь серьезной теме доклада?

6. Почему такая неточность? Количество диссертаций вполне можно сосчитать. Их примерно 53 диссертации.

7. Такого термина официально нет, есть "Наука об авторской песне". Так говорят в кулуарах. Но там говорят не только такое, например: бардистика(Сухарев Дм.А.), народная бардистика (Орловский С.П.), бардология(Интернет), бардоведение (Интернет), песневедение (Мирзаян А.З.).

8. Прежде всего, вы ищете не то. При выборе цели "Анализ песни как целое" нужно смешать фокус исследовательского внимания с мишени "песня" на мишень "исполнитель песни" и изучать его деятельность как саморазвитие человека сквозь песенную материю. Любой пользователь интернет может свободно прочитать о результатах наших многолетних исследований песни в журнале "Релга". Было бы желание и терпение.

9. Почему все так любят ссылаться на В.Фрумкина. Когда то он обозначил проблему синкретичности песни как важный признак тогдашней самодеятельной песни. Но он ведь не достиг на этом пути теоретически значимых результатов. Его теоретический вклад в русло иссле-дований авторской песни весьма невелик по сравнению с результатами рукописей теоретиков песни от КСП. Просто нужно знать эти рукописи.

10. Левин Л.И. написал автору комментария, что его заявка отклонена по причине большого количество заявок на теоретическую тему. Но в тезисах нашего доклада явно был записан совершенно новый методологический подход "деятельностный", позволяющий анализировать песню как целое, на основе смешения главной мишени с непосредственного фокуса "песня" к фокусу "исполнитель песни".

11. Упоминает фамилию известного методолога, а почему же не пробует применить деятельностный подход, который принес известность этому методологу? Мы не просто знаем эту фамилию, но и применяем деятельностный подход к песне.

12. Да что вы говорите? Откуда такая методологическая неосведомленность? – Наш ответ здесь: "Такая методология – это процесс применения деятельностного подхода". Это было сказано, если бы господин Левин не отклонил бы нашу заявку на доклад.

13. Таким объектом есть человек – исполнитель песни.

14. Как же сдвинет, если поданные заявки на рассмотрение методологических проблем изучения авторской песни отклоняются. Говорит одно, а делает совсем другое.

15. Какие именно? Просто ссылка в воздух. Неужели нет других ссылок. Ведь есть и "Теоретические чтения ЦАП"(г.Москва), где Левин Л.И. непосредственно участвует, теоретические руко-писи от КСП.

16. Это заимствование одной из точек зрения В.Ланцберга. Но, это же снова не целостное восприятие песни.

17. Широко известный в мировом поле русской культуры автор текстов авторской песен. Автор известной теоретической статьи "Введение в субъективную бардистику" (2000).

18. Авторская песня.

19. Автор обзоров результатов науки об авторской песне. Таких обзоров несколько, но ни разу их автор не задал себе вопросов: что есть полное представительское множество песен, что есть репрезентативным множеством изучаемых песен, что есть учебным множеством песен, какая методологическая оптика соответствует раздельному изучению элементом песни и её изучению как целому, что такое песенная синкретика и её место в ряду применяемых категорий, что есть теоретическим возвратом в песенную практику, что есть хронология песни. ОВГ – это не весь феномен песен КСП(нашей песни). В нашем инициативном проекте "Барды Мира" даны ответы на все эти вопросы. Феномен "Авторская песня" рассмотрен на множестве из примерно 18000 песен от 249 авторов, во временном интервале от 1950 до 2000 гг. Авторских песен не одна, а как минимум – 2.

20. Отрадно было слушать подготовленного докладчика. Хоть кто-то готовится заранее к своему публичному выступлению.

21. Авторская песня это не явление искусства, а явление "Авторской культуры" – нового равноправного слоя культуры. "Быть искусством" – это не первичный признак для корневой авторской песни. Отражать саморазвитие человека – вот первичный признак. Как Галич мучительно искал эту линию выразительности правды жизни. Правды, которая не совершенная по эстетической форме, но совершенна по глубине достижения человеческого в человеке. Всколыхивающая твердь, глубже некуда, пробирающее по потрахи. Галич не был смелым человеком, но всколышенный проникающим реализмом жизни, он написал смелые песни, насыщенные смелостью Истины.

22. Доклад длился примерно 26 минут, превысив регламент. Но у нас пропал интерес к комментированию примерно на 8-мой минуте изложения. Шел несколько расширенный обзор материалов исследований ОВГ, причем не по уровню глубинных признаков, а на уровне вторичных признаков, растекаясь по поверхности филологического пространства.

23. Мы знаем работы этого автора. Одна из его статей о песне взята в наш сборник авторских статей "Культурология песни. Авторская культура песен". У Юрия Самуиловича есть свой интернет сайт с названием "Культурология песни" (http://yuri-druzhkin.narod.ru/).

24. Жаль, что в этом исследовании Дружкин не увидел в авторской песне того, что расположено глубже музыки, текста и актерского мастерства. Он не достиг и не обнаружил слой "Саморазвитие человека". Напомним известную в педагогике цепочку "развитие – опорное схва-тывание – самообучение". На объект "песня" надо выходить не в лоб, а из более универсальной позиции, что и отличает просто теоретика песни от тех, кого мы называем "Кардинальный теоретик песни". Жаль, но Дружкина в этом списке пока нет. Но там уже есть несколько человек (А. Мирзаян, В. Ланцберг, С. Орловский), труды которых нельзя уже не замечать и просто игнорировать.

25. Это наше выражение, докладчик так не говорил.

26. А какое отношение имеет А. Башлачев к авторской песне? Это же один из почитаемых представителей русского рока.

 

elcom-tele.com      Анализ сайта
 © bards.ru 1996-2024