В старой песенке поется: После нас на этом свете Пара факсов остается И страничка в интернете... (Виталий Калашников) |
||
Главная
| Даты
| Персоналии
| Коллективы
| Концерты
| Фестивали
| Текстовый архив
| Дискография
Печатный двор | Фотоархив | |
||
|
|
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор" |
|
06.04.2014 Материал относится к разделам: - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП) Персоналии: - Высоцкий Владимир Семенович |
Авторы:
авторы не указаны... Источник: "Вертикаль" Владимира Высоцкого // Турист. – 1988. – № 1. |
|
Вертикаль" Владимира Высоцкого |
"Четыре четверти пути" – так называется книга стихов и песен ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО, которая выходит к 50-летию поэта в издательстве "Физкультура и спорт" в начале 1988 г.
В нее вошли также воспоминания спортсменов, друзей и коллег поэта, много фотографий. Предисловие написал дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР А. Иванченков. Публикуемые впервые отрывки из книги – частица авторского комментария, подготовленного по фонограммам выступлений В. Высоцкого Л. Ушаковым. Стихи и снимки печатаются впервые.
"Вертикаль", по-моему, один из самых удачных опытов моей работы в кино. Эта картина, на мой взгляд, не может существовать без песен. Там песня работает, мне кажется, идеально. Она иногда сокращает продолжительность действия, и вам не скучно смотреть фильм, не надо показывать длинное восхождение, например. Вот я начинаю "Песню о друге", в альпинисты выходят, а когда я ее заканчиваю, они уже на вершине, прошло около десяти часов времени, а песня заняла всего две минуты. Потом вдруг показываются прекрасные виды гор, сходящие лавины, и это не мешает песне, просто красиво, и звучит "Здесь вам не равнина".
А если песня звучит, например, на титрах – ты сидишь до семи часов работаешь, в поту, как говорится, и в муках творчества это дело сочиняешь, а ее пускают на титрах, да еще тихо – и зритель читает, что режиссер такой-то, директор картины такой-то... Это тоже важно, но при чем здесь песня? Ты так уж подбирал слова, работал для того, чтобы какая-то внятная, четкая мысль, какие-то острые проблемы были, а этого ничего не слышно. Против этого я всегда возражаю, не хочу свои песни портить... Но в "Вертикали" все сделано аккуратно, очень тактично, и я за это благодарен режиссеру Славе Говорухину. Я хочу, чтобы песня жила, чтобы она имела свою самостоятельную ценность. А может быть, наоборот, делать в кино иллюстрации к песням – почему бы и нет? Я думаю, что в "Вертикали" нельзя разобраться, что было иллюстрацией к чему: песни к кино или кино к песням. Тот, кто видел этот фильм и помнит, вероятно, так же к этому относится.
Так вот, я хочу сказать несколько слов о фильме – не об альпинизме. Об альпинизме пишут очень много и пишут почти всегда неудачно – рассказать об альпинизме почти невозможно. Мы весь фильм пытались все же это сделать. Когда мы начинали работу над картиной, у нас был сценарий о том, что поднимаются пять человек к вершине, и вот как лавина – так одного нет, как вторая – так другого, как камнепад – так третьего нет, и все погибли, один остался жив случайно. В общем, был очень страшный сценарий, все запротестовали, актеры в том числе: никому не хочется в середине фильма погибнуть. Ну и потом федерация альпинизма тоже стала возражать – бывают в горах такие трагедии, но, во всяком случае, не так часто, чтобы обобщать в фильме.
Одним словом, мы этот сценарий переписывали и все время задавались вопросом: зачем люди ходят в горы, что же им там делать? И пословицу вспоминали, что умный в гору не пойдет, умный гору обойдет, – все ее знают.
И вот выяснилось, когда мы приехали в горы, что это неправда – в горах очень много умных людей, людей всех профессий, всех возрастов – горам все возрасты покорны, я бы даже сказал. Я с ними разговаривал – прекрасные люди, вообще в горах прекрасно, очень красиво, там риск, – знаете, доля риска всегда хорошо, и там – грандиозные люди. Всех их тянет в горы.
Человек, который там побывал, обязательно вернется обратно. Это точно. И не из-за того, что там чистый воздух, красивая природа, а из-за того, что там есть какой-то такой другой сорт освобождения, когда у тебя есть только одна ясная цель: туда, наверх, и где можно проверить, можно с тобой потом в разведку идти или нет. Мне рассказали такую историю: кого-то из певцов спрашивают: "Что вы будете петь?" Он отвечает: "Вот "Песню о друге" Высоцкого". "А, – говорят, – где он пьяный на вершине стоял, что ли?" Ну что же тут делать?! Так ведь может кому-нибудь бог его знает что показаться...
Люди в горах ведут себя совершенно иначе, чем на равнине. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка на восхождении приближена к военной, и поэтому люди ведут себя – правда – как в бою, это очень редко увидишь.
Такая взаимовыручка возникает! Вот есть слово "дружба", мы его затрепали как-то, этим словом называют и кафе, и газеты, и журналы, а в горах оно существует в чистом таком, очищенном виде. В альпинизме это просто манера поведения, иначе там просто люди себя не ведут. Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. И всех как одного сдуло ветром, они все ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх – наверное, чтобы проверить, как сказал мне наш инструктор мастер спорта Елисеев, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет скорой помощи, которые могли бы тебя спасти или выручить. Человек там один, он может надеяться только на себя, на свои руки и на своих друзей. Эти самые любимые мои песни я вовсе не собирался писать для фильма. Я написал их просто так, они получились сами собой, причем появлялись они страшно быстро, например, "Песня о друге" была написана буквально через несколько дней после того, как мы полазили по горам, походили по льду. Она посвящена ребятам, которые помогали нам делать эту картину, и я им очень благодарен за то, что узнал их.
Особая известность этих песен началась в основном после фильма. Вы знаете, я, когда поехал сниматься в эту картину, совсем не предполагал, что буду лазить куда-то, думал, что так, отживу в гостинице, отпишу свое. Но это оказалось невозможно, и теперь я стал, как все люди, которые там побывали, действительно поклонники гор, и, если есть какая-то малейшая возможность, пытаюсь туда поехать, чтобы снова подышать тем воздухом, который дал мне возможность написать эти песни. Мне показалось, что я почувствовал дух, зачем люди ходят в горы, чего им не хватает, зачем искусственно создавать препятствия, и так далее. И я все это попытался рассказать в своих песнях.
Я думаю, что на равнине тоже для этого есть возможности – создавать препятствия. Ну, например, одни споры с начальством... Сколько нужно иметь мужества и терпения, – пожалуйста, на равнине. Я к чему этот пример привел, насчет начальства – это такая глупая история была. В Краснодаре в одной газете, довольно солидной, один человек разбирал "Песню о друге", которая к тому времени еще не была широко известна. Он назвал статью так: "Самая вредная песня". Но он не знал, что ее запоют, и написал: почему это, интересно, нужно от трудностей идти в горы, что, их мало у нас на производстве, в цеху, например (такая была фраза); и потом, говорит, что это такое за сверхчеловек, который говорит: "Если шел он с тобой...", – почему он с тобой, а не ты с ним? Что это такое, мол, за хвастовство такое? И так далее... Такие вот тоже бывают разборы...
* * * Вы в огне да и в море вовеки не сыщете брода, – Мы не ждали его – не за легкой добычей пошли. Провожая закат, мы живем ожиданьем восхода И, влюбленные в море, живем ожиданьем земли
Помнишь детские сны о походах Великой Армады. Абордажи, бои, паруса – и под ложечкой ком?.. Все сбылось: "Становясь! Становись!" – раздаются команды, – Это требует море – скорей становись моряком!
Наверху, впереди – злые ветры, багровее зори. – Правда, сверху видней, впереди же – исход и земля. Вы матросские робы, кровавые ваши мозоли Не забудьте, ребята, когда-то надев кителя!
По сигналу "Пошел!" оживают продрогшие реи. Горизонт опрокинулся, мачты упали ничком. Становись, становись, становись человеком скорее. – Это значит на море – скорей становись моряком!
Поднимаемся к небу по вантам, как будто по вехам. – Там и ветер живой – он кричит, а не шепчет тайком: "Становись, становись, становись, становись человеком!" – Это значит на море – скорей становись моряком!
Чтоб отсутствием долгим вас близкие не попрекали, Не грубейте душой и не будьте покорны судьбе. Оставайтесь, ребята, людьми, становясь моряками, Становясь капитаном – храните матроса в себе!
1976
Песня о двух красивых автомобилях
Без запретов и следом, Об асфальт сжигая шины, Из кошмара городов Рвутся за город машины, – И громоздкие, как танки, "Форды", "линкольны", "селены"; Элегантные "мустанги", "Мерседесы", "ситроены".
Будто знают – игра стоит свеч. Это будет – как кровная месть городам! Поскорей – только б свечи не сжечь, Карбюратор – и что у них есть еще там...
И не видно полотна – Лимузины, лимузины... Среди них, как два пятна, Две красивые машины, – Будто связанные тросом (А где тонко, там и рвется). Аксельраторам, подсосам Больше дела не найдется.
Будто знают – игра стоит свеч. Только б вырваться – выплатят всё по счетам. Ну, а может, он скажет ей речь На клаксоне... и что у них есть еще там...
Это скопище машин На тебя таит обиду, – Светло-серый лимузин, Не теряй ее из виду! Впереди, гляди, разъезд, – Больше риска, больше веры! Опоздаешь! Так и есть – Ты промедлил, светло-серый!
Они знали – игра стоит свеч. А теперь – что ж сигналить рекламным щитам?! Ну, а может, гора ему с плеч, – Иль с капота – и что у них есть еще там...
Нет, развилка – как беда. Стрелки врозь – и вот не здесь ты! Неужели никогда Не сближают нас разъезды? Этот сходится, одни, – И, врубив седьмую скорость. Светло-серый лимузин Позабыл нажать на тормоз.
Что ж съезжаться – пустые мечты? Или это есть кровная месть городам?.. Покатились колеса, мосты, – И сердца – или что у них есть еще там... 1968
Цунами
Пословица звучит витиевато: Не восхищайся прошлогодним небом. Не возвращайся – где был рай когда-то, И брось дурить – иди туда, где не был.
Там что творит одна природа с нами! Туда добраться трудно и молве. Там каждый встречный – что ему цунами! Со штормами в душе и в голове.
Покой здесь, правда, ни за что не купишь, – Но ты вернешься, говорят ребята, Наперекор пословице поступишь – Придешь туда, где встретил их когда-то.
Здесь что творит одна природа с нами! Сюда добраться трудно и молве. Здесь иногда рождаются цунами И рушат все в душе и в голове.
На море штиль, но в мире нет покоя – Локатор ищет цель за облаками. Тревога – если что-нибудь такое – Или сигнал: внимание – цунами!
Я нынче поднимаю тост с друзьями! Цунами – равнодушная волна. Бывают беды пострашней цунами И – радости сильнее, чем она.
1969
|
|
|
© bards.ru | 1996-2024 |